Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению




Целью учебной дисциплины «Правовое обеспечение социальной работы» является усвоение студентами знаний и умений в объёме, достаточном для первичной правовой оценки встречающихся в работе ситуаций, о правовом поле социальной работы и проблемах социально-правовой поддержки населения и системе социальной защиты населения.

Контрольные работы по данной дисциплине, являясь формой самостоятельной работы с источниками: учебниками, учебными пособиями, научной литературой, выполняются студентами заочной формы обучения в межсессионный период.

Выполнение контрольной работы имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных студентом в ходе аудиторных занятий, что способствует лучшей подготовке к экзамену по дисциплине. При этом решаются следующие задачи:

1. Актуализация знаний студента по одной из изучаемых в рамках дисциплины тем.

2. Устранение пробелов в знаниях.

3. Выработка навыков работы с научной литературой и анализа источников.

4. Развитие умений кратко, четко, последовательно, научным языком излагать материал.

Контрольная работа выполняется в письменном виде или в текстовом редакторе Microsoft Word. Объем работы – 8–10 печатных листов формата А4. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Писать можно и на отдельных, затем скрепленных листах или в школьной тетради с полями.

На титульном листе (на обложке тетради) следует написать:

Контрольная работа по дисциплине «Правовое обеспечение социальной работы» на тему: _____________________________________________________ Выполнил: студент гр.________________ Иванов С.П. Проверил: ____________________ (Ф.И.О. преподавателя)

 

 

Тему для контрольной работы каждый студент выбирает самостоятельно из предложенного ниже списка. Если в тексте контрольной работы используются цитаты (желательно, чтобы последние были небольшими по объему и значимыми по содержанию), то на них следует дать сноску с указанием автора, названия работы, места и года издания и цитируемой страницы.

Не рекомендуется использовать эпиграфы, стереотипные суждения, широко известные статистические данные, речевые штампы, а также приводить большие таблицы или графики (достаточно сделать ссылку на соответствующий источник).

Следует контролировать употребление новых, ранее не встречавшихся понятий и терминов. Их следует обязательно определить и выяснить их содержание, обратившись к соответствующим словарям, справочникам или к преподавателю.

Завершая написание контрольной работы, нужно сделать общий вывод, подытоживающий основное содержание рассмотренной темы. В конце указывается список той литературы, которая использовалась при подготовке контрольной работы (не менее трех названий).

Темы контрольных работ

1. Международные органы, занимающимися правами человека.

2. Понятие и сущность государственной социальной политики

3. Система судебных органов. Судебная защита прав и интересов граждан.

4. Гражданское судопроизводство: понятие и принципы.

5. Гарантии реализации права на труд.

6. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.

7. Понятие, принципы и виды социального обеспечения.

8. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и негосударственные пенсионные фонды. Виды пенсий.

9. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан.

10. Порядок содержания и обслуживания инвалидов и престарелых граждан в специальных домах-интернатах.

11. Правовое обеспечение медицинского страхования. Принципы медицинского страхования граждан.

12. Понятие социального жилья.

13. Основные права и обязанности осуждённых и гарантии этих прав в Российской Федерации.

14. Исправительное право в Российской Федерации.

15. Защита прав несовершеннолетних граждан. Основы ювенального права.

16. Система органов профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних.

17. Нормативно-правовые акты, касающиеся положения инвалидов.

18. Назначение и содержание работы Медико-социальной экспертизы.

19. Социальные льготы для инвалидов.

20. Личные права и обязанности супругов.

21. Нормативно-правовая база по защите прав ребёнка.

22. Права и обязанности родителей.

23. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

24. Гарантии и права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ситуационные задачи:

1. После смерти П. на наследство претендуют: супруга П., его сестра – инвалид 1 группы, две его дочери и племянник. Как следует разделить наследство?

2. Супруги Мосины расторгли брак. В семье Мосиных воспитывается одиннадцатилетняя Люда. Девочка является дочерью умершей племянницы Мосиной и была усыновлена супругами в возрасте 7 лет. Мосин отказался платить алименты на содержание Люды, мотивируя это тем, что девочка – родственница бывшей жены. Правомерны ли эти доводы?

3. В отдел социальной защиты населения обратилась Петрова, имеющая ребенка-инвалида. Она просила разъяснить, имеет ли ее ребенок право на социальное обслуживание и какие именно услуги предусмотрены законодательством. Кроме того, Петрова просила оплатить проезд и проживание в санатории для нее и ее семьи: сына-инвалида и младшей дочери 6 лет, которую не с кем оставить. Какое разъяснение следует дать Петровой?

4. В профсоюзный комитет предприятия обратился Иванов. Он работает электриком в сборочном цехе, однако начальник цеха направил его на строительство заводской столовой для выполнения работы стропальщика. Когда Иванов выразил несогласие с переводом, начальник цеха сказал, что перевод является временным и обусловлен производственной необходимостью. В случае же отказа Иванов будет уволен как нарушитель трудовой дисциплины. Правомерны ли действия начальника?

5. Денисова в течение двух лет проживала совместно с Барановым в квартире, принадлежащей Баранову, без регистрации брака. В сентябре Баранов погиб в автоаварии. В октябре 2010 г. Денисова родила ребенка. Сестра Баранова потребовала, чтобы Денисова освободила квартиру, на которую Баранова претендовала как наследница. Может ли Денисова защитить свои права и права своего ребенка?

6. За назначением пенсии по случаю потери кормильца обратилась гражданка Сергеева. Ее муж получил производственную травму в результате несчастного случая, был признан инвалидом 1 группы, получал пенсию по инвалидности. Кроме того, предприятие, на котором он работал, выплачивало ему ежемесячно 500 рублей как компенсацию вреда, причиненного здоровью. В семье есть двое несовершеннолетних детей. Как в этом случае будет решен вопрос о назначении пенсии?

7. М. проживает в деревне, где нет медицинского пункта. В течение нескольких дней М. чувствовал боли в груди. Он поехал в областной центр, где обратился в городскую больницу, предъявив медицинский полис. Однако его направили в областную больницу. Там не оказалось свободных мест, и в госпитализации для обследования М. было отказано. Имело ли место нарушение прав М.?

8. Гражданин У. проживает в квартире, принадлежащей жилому фонду социального использования. Он злоупотреблял спиртным, у него в доме часто собирались гости, которые шумели до утра и устраивали драки в подъезде. Дважды по его вине в доме возникали пожары, в результате чего подвергалось порче имущество соседей. Последние неоднократно обращались в милицию, но У. своего поведения не изменял. Могут ли соседи защитить свои права?

9. Гражданин П. отбывает наказание в исправительной колонии. Поскольку П. окончил только 6 классов средней школы, он изъявил желание продолжить учебу. Но администрация исправительной колонии отказала ему в этом, поскольку П. является нарушителем режима. Правомерен ли такой отказ?

10. После лишения матери родительских прав М. был направлен в интернат, затем М. поступил в техникум в областном центре. По окончании техникума М. вернулся в родной город с намерением поселиться в квартире матери, но она не пустила его в квартиру. Какие жилищные права имеет М. и как он может их реализовать?

11. Супруги Ш. решили расторгнуть брак. Они прожили вместе 11 лет, детей нет. Все это время супруга не работала, занималась ведением домашнего хозяйства. Муж подал заявление о расторжении брака в ЗАГС и потребовал, чтобы жена покинула квартиру, поскольку та куплена на его деньги. Может ли супруга Ш. защитить свои права?

12. Гражданка Р. решила усыновить ребенка 2 лет – сына своей умершей сестры. Отец мальчика уехал сразу после его рождения, место его пребывания неизвестно. Однако Р. отказали в усыновлении на том основании, что ей только 20 лет, она не замужем. К тому же отсутствует согласие отца ребенка. Правомерен ли отказ?

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Федеральные и региональные целевые социальные программы, их сущность и назначение.

2. Задачи профсоюзов по охране и защите трудовых прав граждан.

3. Правовой статус беженцев.

4. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

6. Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации.

7. Понятие, принципы и виды социального обеспечения граждан в Российской Федерации.

8. Режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях для лиц, осужденных к лишению свободы.

9. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан.

10. Функции органов социальной защиты населения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

11. Понятие и принципы медицинского страхования граждан.

12. Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

13. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

14. Прекращение брачных отношений и его правовые последствия. Признание брака недействительным.

15. Порядок установления и изменения группы инвалидности.

16. Социальные и правовые гарантии прав осужденных в Российской Федерации.

17. Государственная социальная политика: понятие и сущность.

18. Понятие и существенные условия коллективного трудового договора.

19. Порядок оформления и обслуживания инвалидов и престарелых граждан в домах-интернатах.

20. Алиментные обязанности супругов.

21. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

22. Обслуживание инвалидов и престарелых граждан на дому.

23. Понятие социальных пенсий и социальных пособий.

24. Основания для лишения родителей родительских прав и порядок осуществления этой процедуры.

25. Брачный договор в семейном праве Российской Федерации.

26. Трудовые права граждан Российской Федерации и их защита.

27. Попечительство и опекунство как направления социальной работы и гарантии социальной защиты.

28. Судебная защита прав и интересов граждан.

29. Социальное и экономическое понятие инвалидности и защита прав инвалидов.

30. Понятие «мать (отец)-одиночка». Правовая защита таких семей: проблемы и трудности.

31. Внебюджетные государственные фонды и их значение для граждан Российской Федерации.

32. Понятие «пенсия», «пенсионное обеспечение». Пенсионная реформа и ее результаты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: