Урокам, проводимым по произведениям Лиханова, посвящено большое количество методических разработок, как отдельных статей, так и целых учебно-методических пособий (например, методическое пособие канд. пед. наук, профессора, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета Е. О. Галицких «Изучение творчества Альберта Лиханова в школе», М., 2009 г.). Можно назвать следующие наиболее интересные разработки уроков по повестям «мальчик, которому не больно» и «Девочка которой все равно».
Одна из таких методических разработок – статья канд. пед. наук, учителя русского языка и литературы высшей категории КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» г. Кирова Г. В. Бузанаковой «Публичный урок «Чтоб цвели цветы надежды. Читаем повести А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно», напечатанная в журнале «Уроки литературы» № 5/2017. Автор ставит целью урока необходимость показать детям, что есть другой мир – мир обездоленного детства, мир детей, чьи судьбы искалечены по вине взрослых. Проведение занятия было приурочено к Лихановским чтениям «Творческая судьба А. Лиханова: гражданина, писателя, защитника детства». Урок проводился в 6-м классе в присутствии родителей, воспитанников Спицинского детского дома, студентов-психологов.
В статье автор предлагает разделить урок на несколько этапов. На этапе предисловие Бузанакова считает необходимым ознакомить детей с текстами данных произведений, а также провести подготовительную беседу с родителями о роли книг Лиханова.
Основной этап урока – осмысление содержания повестей – включает выполнение разнообразных творческих работ (стихотворения, иллюстрации и др.) Но в основу этого этапа положена презентация, разработанная по методике размышления над прочитанной книгой. Она построена на работе с содержанием произведения, когда дети определяют тему произвеения, выделяют ключевые эпизоды, дают оценку героям, выбирают цитаты, которые их впечатлили и делают маленькие открытия-выводы. В итоге обсуждения произведений класс формулирует общие выводы.
|
Заключительный этап урока – послесловие – состоял в написании детьми озывов на произведения, которые впоследствии были оформлены в один альбом и переданы А. Лиханову. Данный открытый урок имел и практические последствия: ученики провели День дружбы в Нововятской школе-интернате и акцию «Детские сердца» - в Новый год класс привез подарки воспитанникам Мурышинской коррекционной школы.
Кроме того, в 11-м классе учитель вернулась к обсуждению этих книг и дала детям задание написать сочинение-миниатюру по впечатлениям и выводам того урока.
Другой методической разработкой, на которую мы считаем необходимым обратить внимание, является статья канд. пед. наук, доцента кафедры русской литературы ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Ю. А. Филоновой «Диалог с писателем-современником на уроке внеклассного чтения. А. А. Лиханов. "Мальчик, которому не больно", "Девочка, которой все равно"», опубликованная в журнале Литература в школе (№ 1/2015, С.24–28).
Автор стать показывает методический прием организации диалога читателя с автором, посредством которого дети учатся ставить вопросы к произведению и искать на них ответы. Таким образом, ученики усваивают модель чтения как постепенного понимания текста.
|
Урок реализует одну из важнейших задач обучения литературе, предусмотренную ФГОС: вовлечение учащихся в творческий диалог с произведение (концепция чтения как диалог с автором). Однако Филонова обозначает проблемные моменты данной концепции, а именно, необходимость поиска способов и форм организации диалога на каждом из этапов. Автор статьи представляет свой вариант решения проблемы на примере повестей Лиханова.
Выделены следующие условия организации диалога:
– актуальность и личностная значимость произведения;
– выбор на каждом этапе методов и приемов (так,, автор статьи выбирает для урока форму беседы, основным содержанием которой является постановка вопросов и постоянная фиксация смыслов);
– наличие учительской интерпретации и соотнесение ее с прогнозируемой первоначальной интерпретацией школьников.
Урок начинается с выяснения первоначального читательского восприятия и постановки ключевого вопроса: возвращение физической чувствительности принесет мальчику надежду на выздоровление, но принесет ли возвращение душевной чувствительности Насте? Как легче жить при физической болезни или душевной боли – закрывшись от людей или доверившись им?
Анализ произведений ведется поочередно и последовательно. В итоге дети формулируют вывод: физическая боль для Мальчика – надежда на выздоровление; так и возвращение чувствительности Насте необходимо, так к как нельзя жить всю жизнь в пустоте и изоляции. Таким образом, конце урока ученики видят неполноту первоначального восприятия и необходимость внимательного анализа текста.
Кроме того, следует отметить методическую разработку урока литературы в 7-ом классе по произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» М.В. Масловой, учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МОАУ «Лицей № 21», г. Кирова, описанную в статье «Плачь… только слезами светлыми…», опубликованной в науч.-метод. Журн. Концепт (№9/2012). В данной разработке предлагается вариант урока внеклассного чтения в форме беседы по указанному произведению писателя. В процессе поиска ответа на основной вопрос (а может ли быть человеку не больно?) главное внимание уделяется работе с текстом, нахождению эпизодов, связанных с мотивом слезы в произведении, подбором синонимов к слову и др.