Наказать непослушный язык




Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание. Немного приот­крыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губа ми, произносить звуки пя-пя-пя... Удер­живать широкий язык в спокойном по­ложении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натяги­вать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколь­ко раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыха­емый воздух. Проконтролировать выпол­нение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение пра­вильно, она будет отклоняться. Одновре­менно это упражнение способствует вы­работке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном поло­жении.

Краткое описание. Улыбнуться, приот­крыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания. 1. Губы не рас­тягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подво­рачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка дол­жны касаться углов рта. 5. Если это упраж­нение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длитель­ную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли тельно звук ф, сдуть ватку на противопо­ложный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звукф, а не звук*, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 

Почистим зубы

Цель. Научить детей удерживать кон­чик языка за нижними зубами.

Краткое описание. Улыбнуться, пока­зать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания. \. Губы непо­движны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, сле­дить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 

 

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС (для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при звуке ч— сна­чала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним корен­ным зубам; губы выдвигаются вперед и ок­ругляются; нижняя челюсть слегка опус­кается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Описание упражнения и методические указания см. на с. 126.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном поло­жении.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 126.

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отра­ботать подъем вверх. Краткое описание. Положить широкий кончик языка на ниж­нюю губу. На самый его край положить тоненький кусочек ириски, приклеить к нёбу за верхними зубами.

Методические указания. 1. Следить, что­бы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движе­ния, можно поставить чистый указатель­ный палец ребенка сбоку между корен­ными зубами (тогда он не будет закры­вать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, пока­зать зубы; приоткрыть рот и, прижав ши­рокий язык всей плоскостью к нёбу, ши­роко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть при­жаты одинаково плотно — ни одна поло­вина не должна опускаться. 3. При повто­рении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длитель­ную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 126.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широ­кой передней части языка вверх и поло­жение его, близкое к форме чашечки, ко­торое он принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, что­бы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык на­верх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражне­нию «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нуж­но шпателем поднять его наверх и завер­нуть на верхнюю губу.

 

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растя­гивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, при­открыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и откры­вать рот (как растягиваются меха гар­мошки, так растягиваете;; подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. 1. Следить, что­бы при открывании рта губы были непод­вижны. 2. Открывать и закрывать рот, удер­живая его в каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сто­рон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приот­крыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посе­редине языка был желобок, и сдуть ват­ку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания. 1. Следить, что­бы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть при­жаты к верхней губе; посередине образу­ется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не долж­на подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС (для звука л)

 

Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцирован­ная работа различных частей языка: кон­чик его поднимается вверх и прижимает­ся к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки опускаются, зад­няя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опуска­ются и пропускают выходящую воздуш­ную струю. Выработке необходимых дви­жений языка способствуют следующие упражнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: