Гармония — одно из центральных понятий философии бытия> древних г— воспринимается всей душой, влияя не только на чувства, но и гармонизируя душу, ведя к глубоким размышлениям о смысле Бытия. Без этого невозможна нормальная человеческая жизнь, дисгармония — это тупик, который и создают дисгармоничные люди-рационалисты... У Аристотеля есть понятие ЭНТЕЛЕХИИ — целостное единство, целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность. Это состояние гармонии зарождается (и ее можно «увидеть» только силой интуиции), развивается (она может быть видна и ярко выражена внешне), совершенно (прекрасное, грациозное, изысканное, интересное) или разрушается (конфликты* драматическое, трагическое, страшное). Разрушенная гармония —г это что-то враждебное природе человека, агрессивное, противное человеческой душе. Совершенная гармония красота как реализованное совершенство, она неутилитарна по своей природе и идеальна. Вот почему человек всегда стремится к ней. И в этом плаце любое художественное произведение (но действительно художественное!) — это богатая пища для ума, сердца, воображения, Духа.
Развитие эмоционального мира ребенка — необходимое условие воспитания целостной личности.
Художественная потребность есть характеристика эстетического субъекта, совершающего художественно-эстетическую деятельность. При этом потребности, соотнесенные с деятельностью, вне которой они не существуют, обнаруживают свою двойственную природу в соответствии с двойственной природой самой деятельности. Исходя из этого, все виды и формы художественно-эстетической деятельности сводятся, в конечном итоге, к двум основным: художественно-эстетической субъективации и художественно-эстетической объективации.13Нет художественной потребности вообще, но она всегда дифференцируется на художественную потребность в субъективации, как потребность воспринимать, познавать, чувствовать, оценивать, совершать духовное творчество на материале художественно-эстетических объектов — произведений искусства и их художественных образов, и художественную потребность в объективации, потребность воплощать, преобразовывать, создавать, изменять, упорядочивать материальные формы художественно-эстетического содержания под воздействием развитой художественной потребности, ведущей личность к индивидуальному творчеству. Следовательно, выражая потребность через категорию отношения, мы имеем в виду то, что субъективные отношения являются основой субъективного мира личности. Характеризуя соотношение между субъектом (воспринимающим) и объектом (художественным образом искусства) художественно-эстетической потребности, мы должны Говорить о субъективации или объективации и переходе на определенном этапе потребности субъективации в потребность объективации.
18Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. — М..: 1982. — С. 73.
Эта закономерность проявляется всегда и везде Более того, установлено, что, субъективируя, личность не остается в себе самой (автономия), а стремится выйти за свои пределы, неся в свою практику элементы творчества в актах творческого сознания, творческого мышления, творческой деятельности. Этот диалектический характер художественной потребности показывает необходимость ее воспитания, что выражается в создании таких условий ее развития, которые способствовали бы необходимому переводу потребности субъективации в потребность объективации.
Соотношение между субъектом и объектом
На этой закономерности должна быть построена вся педагогическая работа по художественно-эстетическому воспитанию. При этом субъект потребности осознается в интересе, что ведет его к деятельности на основе сформированного мотива.
Точка возникновения художественной потребности — эмоциональная реакция (чувство), которая, сопрягаясь с художественным мышлением (рефлектирующим мышлением в попытках познать и осознать этот Мир и себя в нем на основе суждений вкуса й идеалов) изменяет природу человека (как результат). Это можно выразить следующим образом.
Этапы развития художественно-эстетической потребности
![]() |
<
в которых потребность осознается, принимает определенную избирательную направленность действие по удовлетворению потребности
Структура художественной потребности
Художественная потребность
художественное восприятие
чувство + мысль + суждение
Структура художественного чувства и художественной мысли
художественное суждение (как синтез чувства и мысли)
' художественное мышление | ||
воображение |
В предмете искусства (художественном образе) можно выделить две картины предмета: чувственную и смысловую, которые воспринимают, соответственно, художественное чувство и художественная мысль. Имея своей базой художественные вкусы и идеалы (как ориентации в мире художественной культуры, ценности, на которые личность опирается), они формируют художественное мышление. В основе художественного чувства — чувства гармонии. Общаясь с гармоничными вещами, человек обязательно переживает подъем, удовольствие* заинтересованность. Обязательным компонентом этих переживаний является удивление, с которого и начинается искусство, лежащее и в основе художественной потребности, и в основе интереса. В основе художественной мысли — способность создания гипотез, возможность интуитивно видеть сущность предметов, комбинировать их на основе гармонизации, воображения. Работа мысли предполагает знание предмета мысли, то есть элементарные сведения из области искусства и его специфики.
Учить удивляться — вот насущная задача образования.
«Заработавшее» художественное мышление, чувство и воображение ведут личность к деятельности любого рода: объективации или субъективации, но это и не суть важно, ведь процесс творчества может проходить не только материально, но и идеально, в мыслях, в фантазиях, в духе. Рефлексия — это тоже творчество!
Как ясно из схем, «организатором», ведущим к деятельности на основе «включения» чувств, вкусов, идеалов, художественного мышления, выступает художественное восприятие, как способность воспринимать художественные образы, окружающий мир, подобные по своим свойствам вещи на основе проникновения в Смысл, Суть вещей, нахождения в них Гармонии. Восприятие и есть поиски Смысла и Гармонии на основе видения расхождения между сущим и должным и стремления к их гармонизации.
В самом общем виде структура художественной" потребности может быть представлена в следующей схеме: (см. стр. 75).
При этом механизм возникновения художественной потребности (как ощущения разлада, дисгармонии внешнего и внутреннего) и ее удовлетворения (катарсис как момент истины, момент нахождения Смысла и Гармонии мира и себя в нем) может быть описан следующим образом (см. стр. 76).
И еще один аспект: потребности не существуют без способностей. Если человек знает ЧТО, но не знает КАК, это ЧТО, не имеющее возможности трансформироваться (удовлетвориться) через соответствующую деятельность (на основе конкретных умений), может стать непреодолимым препятствием для дальнейшего развития. Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность и возможность овладение определенными видами деятельности и их успешного выполнения. Так как потребность может удовлетворяться только в деятельности, связь между потребностями и способностями носит фундаментальный характер: способности являются необходимым условием успешности (или неуспешности) деятельности по удовлетворению потребности.
Структура художественной потребности
художественное чувство (как поиск гармонии)
художественное знание (как включенность в ноосферу через художественное мышление)
Художественная потребность
художественное воображение (как самодвижение души)
художественная деятельность
(как процесс порождения, образования и развития мыслей, чувств, воображения, как инструмент создания гипотез, возможность интуитивно видеть сущность предметов, комбинировать их, стремясь к Гармонии внутреннего и внешнего мира через катарсис)
Формирование и развитие потребностей невозможно без развития соответствующих способностей, благодаря которым потребность реализуется, удовлетворяется. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью и в ней же развиваются, они не формируются ВНЕ процесса удовлетворения потребности, но и потребности не возникают или угасают, если субъект не способен их удовлетворить. Это тем более важно иметь в виду для развития нашей потребности, ибо за ней — личность, ее духовный мир: художественная потребность — это потребность самоутверждения, самореализации, самоактуализации и вне развитых способностей к самовоспитанию, самопознанию, самоанализу и самоощущению не будет личности «свободной и творческой, что делает ее богоподобной» (Н. Бердяев), а искусство и художественно-творческая деятельность в атом плане обладают безграничными возможностями.
"Краева О.А. Диалектика потенциала человека. — M. — Н. Новгород, 1999.
Способности индивида к той или иной деятельности развиваются тем интенсивнее, чем больше он относится к ним как к личной потребности, чем больше он испытывает влечение, склонность к деятельности и чем меньше она ему навязана извне, чужда ему. Иначе говоря, как отмечается в научной литературе, между объектом, предметом человеческой потребности и субъектом встают способности «и именно поэтому оказывается возможным, что потребность обретает форму деятельной способности, сущностной силы человека»14. Развитие способностей сопряжено с развитием соответствующей системы деятельности. Самополагание потребности происходит через удовлетворение одной потребности и возникновение другой. Сущность, способности, как замечает Q.A. Краева, — социальная, всесторонняя, творческая. Способность это деятельностная сила человека. В причинно-следственном отношении потребности и способности ведущей силой является потребность в силу ее объективной, предметной положенности. Способность тоже имеет объективную, предметную направленность, ибо деятельность человека предметна. «Однако способность предметна не сама по себе, а лишь будучи опосредована потребностью через потребность, когда как бы дан субъекту предмет, объект» (О.А, Краева). И???даДее: «будучи интегральными слагаемыми личности, в диалектике которых находятся основы всех закономерностей развития личности, потребность и способность являются й слагаемыми культуры личности».
Сделанное замечание в педагогическом аспекте означает то, что воспитание художественной потребности — это развитие художественно-творческих способностей детей: в нашей потребности это:
способность воспринимать художественный образ искусства во всей его целостности (адекватно);
способность эмоционально относиться к миру (как отзывчивость на новое);
способность познавать художественный мир, мир вокруг и Человека в нем;
способность (умение) к практической деятельности по поводу искусства, в том числе и творческой деятельности.
Вот педагогическая программа для воспитателя детского сада.
Рассматривая художественную потребность как фундаментальное свойство личности, определяющее ее отношение к миру и самому себе, то есть как устойчивое свойство личности, заметим, что диалектика художественных потребностей заключается в том, что они — не УЖЕ СТАВШЕЕ качество и свойство, А СТАНОВЯЩЕЕСЯ, то есть, она подвержена постоянным изменениям, трансформациям, развитию (КАК РОСТУ) в процессе общения с миром художественных ценностей в ситуации педагогического руководства или стихийного (свободного) потребления искусства. Иначе говоря, художественная потребность — это процесс... Главное — развитие творческих начал и культуры личности, в которых имеет место процесс самоорганизации. Главное — процесс, а не результат (К. Роджерс).
Ведь сам индивид движется к тому, чтобы быть процессом, которым он на самом деле внутренне реально и является.
Современная наука располагает убедительным материалом, свидетельствующим о возможности управления формированием и развитием потребностей личности, где магистральный путь — создание благоприятных и адекватных условий для их формирования и развития.
В самом общем виде педагогическая модель воспитания художественно-эстетических потребностей (условий) в аспекте сказанного предполагает единство трех компонентов в организации педагогической деятельности, направленной на художественно-эстетическое воспитание и развитие детей: необходимость накопления знаний о специфике искусства в его различных видах (художественный образ, язык), что дает понимание ребенком изобразительно-выразительных возможностей и особенностей вида искусства, делает процесс восприятия художественного. образа адекватным, полноценным; это развитие способности восприятий, сенсорной культуры и эмоционального мира, и, конечно, вовлечение в активную художественно-творческую деятельность по поводу искусства. Схематично это можно выразить следующим образом (см. стр. 80).
В.И. Волынкин
Концептуальная модель воспитания художественных потребностей
1.4. Принципы и методы художественной педагогики
В педагогике появилась необходимость особого подхода к ребенку, его обучению и воспитанию, которого придерживается художественная педагогика:
- Появилась потребность в целостных знаниях о мире вещей и явлений, в целостных знаниях (возможно и интуитивных) самого себя. Причем это целое всегда больше суммы его составляющих (научное + чувственно-интуитивное).
- Необходим пересмотр ряда программных установок, не актуальных в настоящее время. Например, таких как понятие знания как объема: чем больше сумма накопленного знания, тем лучше, тем более развит ребенок. Само понимание сейчас знания как суммы девальвируется как неистинное представление о знании как таковом. Сейчас необходимо говорить о научении образованию (В.А. Разумный). Еще для просветителя Дж. Локка это не просто научение детей наукам, но поиск такого развития и предрасположения их ума, которое в наибольшей степени сделало бы его способным к любой науке, когда они самостоятельно ею займутся. Для Тейяра де Шардена это – овладение рефлексией как «приобретенной способностью сосредотачиваться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя, не просто знать, а знать, что ты знаешь». Эта идея восходит еще к Сократу и его дидактике «знания Незнания», к словам жреца, начертанного в дельфийском храме: «Познай самого себя, и ты станешь властелином мира...». Развитие творческого мышления – вот задача времени. При этом важными условиями преодоления стереотипов умственной деятельности и развития творческих способностей выступают принципы творческого мышления (В.Б. Айсмонтас, 2002):
- осознание доминирующих идей, их изменение или отказа от них;
- поиск и формулирование другого подхода к объектам и явлениям;
- выход за пределы логического мышления;
- восприимчивость к явлениям случайности.
Что же отличает творческое мышление от нетворческого, стереотипного? По мнению психологов, в основе этих отличий лежат определенные, проявляющиеся в умственной деятельности мыслительные способности. К ним, например, могут относиться следующие:
- чувствительность к новому, восприимчивость к изменениям;
- инновационная направленность, склонность к поиску новых путей;
- способность к постановке новых проблем;
- способность к анализу и. содержательным обобщениям явлений, не связанных между собой явной внешней связью;
- способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях;
- способность к моделированию возможных условий решения проблем;
- способность к рефлексии, самоанализу выбираемых решений;
- самостоятельность и оригинальность в решении проблем.
Решение любой мыслительной задачи проходит несколько этапов:
- осознание проблемной ситуации;
- постановка задачи;
- ограничение зоны поиска;
- построение гипотезы;
- проверка гипотезы;
- рефлексия действий и результатов.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в обучении и воспитании. Идею индивидуального подхода развивали еще великие гуманисты от Руссо до Толстого. Вильгельм Лай в своей книге «Школа действия» писал, что «индивидуальность является главным принципом этики и должна стать руководящим положением в воспитании и преподавании. Только1 развитие индивидуальных особенностей позволяет ставить надлежащего человека на надлежащее место и двигать вперед культуру и общественную жизнь. Мы должны требовать развития индивидуальности в интересах отдельного человека как и для блага целого».
Необходимость концепции, учитывающей роль ученика как субъекта учебной деятельности.
Учет «Я-концепции» каждого ученика при построении содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Само понятие учебной деятельности стало лишь недавно рассматриваться в новом ракурсе. Примечательна в этом плане точка зрения И.И. Ильясова, который говорит о том, что в учении учащийся непосредственно работает с объектами и знаниями о них, задаваемыми в обучении. Поэтому часто именно социальный опыт знаний и действий и считается предметом деятельности учения. Однако, строго говоря, предметом этой деятельности создается опыт субъекта, преобразуемый в учении по линий наполнения его новыми знаниями умениями, и переструктурирования за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системе прежнего опыта. Свой опыт учащийся изменяет опосредованно через работу с объектами и знаниями, то есть социальный опыт и знания выступают средствами деятельности учения и изменения опыта субъекта. «Поскольку учение есть изменение субъекта деятельности, его превращение из не владеющего определенными знаниями, умениями и навыками в овладевшего ими, то и деятельность учения может быть определена Как деятельность по самоизменению,, саморазвитию, ив качестве ее предмета может рассматриваться опыт самих учащихся, который преобразуется в учений путем присвоения элементов социального опыта. Усвоенный фрагмент социального опыта учащегося составляет продукт деятельности учения». Так как деятельность — это самоизменение; то мы обязаны это учитывать в процессе реальной педагогической практики, связывая перспективно-целевые установки с этой реалией.
С другой стороны, необходимо четко разграничить смысл двух понятий— рост и развитие, —которыми постоянно пользуются родители и педагоги. Между смыслами этих понятий — пропасть: ребенок может нормально расти, а развитие души остановится на определенном уровне и на любом возрастном этапе. Почему? Потому что рост — увеличение организма или его отдельных органов в количестве, в размере, в усилении мощности — изменения только количественные.
Развитие — процесс качественный. Это изменение структуры души, возникновение новообразований, которые существовали потенциально, а в свое время проснулись и начали действовать. Действуя, эти новообразования сами коренным образом преобразуются. И ребенок при этом изменяется, что до глубины души тревожит родителей и воспитателей. Они чувствуют растерянность, встречаясь со знакомыми Незнакомцами;
Предпочитать в учебно-воспитательных технологиях количественные изменения (запас слов, скорость чтения, количество знаний, умений и навыков и т.д.) — первая ошибка и родителей, воспитателей, ведущая к кризису развития души и конфликту детей со взрослыми.
Вторая ошибка — взгляд на ребенка как на маленького взрослого (то есть взрослого, но маленького роста). Тут достижения взрослого — эталон, к которому приравниваются возможности мышления, чувств и воображения детей. А цель взрослых — изо всех сил подтягивать их до своего уровня и как можно быстрее! Но тут напрашивается сравнение ребенка с почкой дерева. Весной из почки появляются ростки и листья, потом цветы и, наконец, плоды с их вкусовыми качествами. Так вот, взрослый-плод требует от ребенка почти того, чем владеет сам, — взрослого мышления, чувств, воображения. Понятно, что это парадоксально... А на самом деле? Ребенок — это ребенок. И душа его отличается от нашей, взрослой, особым складом, силой и направленностью. И попытка втиснуть их в рамки взрослых способов поведения, мышления и чувств приводит к известным последствиям: постоянному психическому напряжению, стрессу, конфликту, которые закладываются на много лет вперед.
Третья ошибка — доминантность в школе, а теперь уже и в дошкольном воспитательном учреждении, предметоцентричного обучения. Как это понимать? Очень просто. Существуют в сфере науки и образования свои собственные предметы деятельности. Наука, выполняя свои социальные функции, вырабатывает системы знаний 6 природе, социуме, ноосфере. При этом она применяет научные методы добывания истин бытия. Образование имеет свой собственный предмет деятельности, а ученик – свой. Следовательно, надо определить сущность предметов деятельности системы образования и предмет деятельности ученика. Тогда станет ясно, кто чем занимается (и должен заниматься) и кто над чем работает (и должен работать). Прояснится и цель, которой они должны достичь. Смысл ошибки системы образования в том, что ученик в школе изучает, штудирует, усваивает научные знания в готовом виде, в таком, в каком они сформулированы талантами и гениями после обобщения размышлений, исследований и открытий. А то, как они этого достигали, остается вне поля зрения ученика. Это с одной стороны. А с другой – обучаясь, ученик должен, естественно, что-то развивать и в самом себе.
Отсюда следует: предметом образования человека должен стать учебный материал (разумеется, научно обоснованный и добротный), на котором ученик может развивать свой предмет деятельности. А что может быть предметом его деятельности в школе? Ответить несложно. Он caм и его сущностные силы. Точнее, задатки, способности и механизм таланта. Учебный материал долен быть построен так, чтобы при оптимальной нагрузке ученика он вместе с учителем мог работать над развитием: задатков — в способности; способностей и их определенной системы— в механизм таланта; механизм таланта развивать так, чтобы он мог выполнить творческую работу.
В традиционной учебной деятельности ребенок, ученик приобретает знания, вырабатывает умения и навыки, пользуясь силами памяти.
Система образования, построенная на развитии механизма таланта, начиная с раннего детства и до старости, превращается в тренировочный процесс, в котором ребенок проходит "пути, уже пройденные мышлением, чувствами и воображением талантов и гениев, к вершинам истины, добра и красоты. Но ведь жизнь требует от человека не только знаний» умений и навыков. Но и творчества, создания того, что еще нигде и никогда не существовало. А обыкновенное повторение пройденного и воспроизведение 1 заученного на память (не тобою придуманного и сделанного) — путь к регрессу и деградации человека и культуры,
Иначе говоря, как замечает В.В. Клименко, есть два ряда психических явлений:
- знания - умения - навыки,
- задатки - способности - талант.
Первые приобретаются по законам роста, вторые – развиваются.
Механизм таланта развивается самопроизвольно (тело человека растет до границ взрослости), а временные границы оптимального развития отдельных его составных, начиная с раннего детства, определяются золотыми точками: на каждом из этапов доминирует какая-то одна составная, а иные исполняют дополнительные роли. Механизм таланта составляет то, что отсутствует у «братьев наших меньших» —животных, а именно: мышление, чувства, воображение и психомоторика —* составные части поэтической (по Аристотелю) души (псюхе) человека.
Трансформедия гуманитарного образования предусматривает изменение точки зрения на сам учебный и воспитательный процесс, на ребенка, как субъекта собственной деятельности, развитие которого может проходить адекватно, результативно и эффективно только в самостоятельной свободной деятельности, а не заданной кем-то извне (воспитателем, учителем, родителем...). Это надо понимать; Эта все-таки самое важное в воспитательно-образовательном процессе, ориентированным, как минимум, на здравый смысл. И тут стоит поработать.
Никогда, нигде, ни на каком этапе подготовки ребенка нельзя отступать от этих принципов на потребу любым устремлениям или педагогическим задачам. —
Специфические признаки художественной педагогики (В.А. Разумный) следующие
- свободный выбор ребенком доминирующего типа художественно-творческой деятельности при ориентирующем влиянии специалиста и с учетом реальной возможности вариативности такого выбора (смены вида художественно-творческой деятельности);.
- развитие художественно-творческих способностей при синкретичном, скоординированном влиянии вербальной, эмоциональной и духовной корректировки их художником-педагогом;
- интегративный характер педагогически-организованной, художественно-творческой деятельности ребенка;
- общеобразовательный смысл (направленность) ценностных ориентации художественно-творческой деятельности ребенка;
- синтез художественно-творческого развития и воздействия мистагогики и диэтетики.
Базирующаяся на этих принципах, художественная педагогика превращает эстетическое воспитание ребенка, ныне – вполне эфемерное и дающее основу для педагогических спекуляций, в реальный фактор его универсального развития, его подготовки к жизни, ко всем катаклизмам, радостям и невзгодам идущего тысячелетия.
Мистагогика – социальная педагогика.
Диэтетика – учение о достойном поведении, практически реализуемом на базе народной педагогики, семейной педагогики в условиях становления исторически нового, своеобразного типа семьи и аутотренинга, ставшего одним из условий выживания индивидуума.
этот процесс (вспомним один из главных принципов вальдорфской педагогики: помоги мне самому сделать это...). Это то, о чем замечательно сказал Н. Бердяев: «Только свободный познает свободу, только творящий познает творчество, только дух познает духовность...». Это можно объяснить тем, что собственный творческий, опыт является лучшим ключом в постижении творчества других; с другой стороны – научиться творчеству можно только творя, то есть, постигая самого себя и свои возможности и способности.
Б.М. Неменский, продолжая традиции П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, писал о том, что основной метод познания искусства – путь освоения содержания через его переживание, так как личности ребенка ближе единство мысли и чувства, чем чистая мысль, и всякая система познания, построенная не на фундаменте эмоционального переживания и вживания в искусство обречена на провал. А соединение чувства и мысли возможно только в собственной деятельности по поводу искусства.
Б.М. Неменский формулирует такие принципы художественной педагогики:
- Ведущий принцип – закон уподобления, реализуемый на уроках в методах педагогической драматизации, ситуаций уподобления (через метод игры, метод эмпантии т.д.).
- Принцип освоения вживанием, т.е. целостности и неспешности эмоционального освоения (эмоции для превращения в мысль нужно время), что реализуется через метод поэтапных открытий, единство восприятия и созидания, на каждом уроке, метод широких ассоциаций, метод творческой интерпретации содержался и др.).
- Принцип постоянства связи с жизнью, реализация которого осуществляется на основе метода опоры на личный эмоциональный, визуальный, сенсорный, бытовой опыт детей и актуализация этого опыта для конкретного содержания урока, деятельности; метод внеклассной индивидуальной коллективной деятельности по поводу искусства; метод отчетных уроков перед родителями, школой и др.
- Принцип опоры на апогей в искусстве (пиковые переживания). Данный принцип может быть реализован через методы сопоставления, поэтапности создания художественного образа и др.
- Принцип единства формы и содержания в искусстве. Свою реализацию находит посредством использования методов постановки эмоционально-отношенческих задач, единства внешнего и внутреннего состояний, внимания к детали и др.;
- Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков, что может быть осуществлено через методы диалогичности, проблемности, сравнений, коллективных и групповых работ, развития интереса.
Основанная на этих принципах художественная педагогика способна превратить художественно-эстетическое воспитание и в дошкольном учреждении и в школе в реальный фактор универсального развития человека в сочетании с общепедагогическими принципами.