Программы дошкольных образовательных учреждений 11 глава




В 1932 г. такая программа была принята Как руко­водство при планировании учебно-воспитательного про­цесса. Программа включала виды деятельности и органи­зующие моменты. Объем умений и навыков, предусмот­ренных программой по каждому разделу деятельности, был невелик.

В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме расположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре.

В 1945 г. было разработано руководство для воспита­телей, которые в 1948 г. переиздано с небольшими изме­нениями*

Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателя детского сада», изданное в 1953 г. и переизданное в 1954 г.

Успехи в развитии дошкольной педагогики, детской пси­хологии и методики привели к созданию более совершенно­го для практики дошкольного воспитания документа.

В 1962 г. была утверждена и рекомендована к ис­пользованию Министерством просвещения РСФСР как основной государственный документ для дошкольных ра­ботников «Программа воспитания в детском саду». Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и веду­щие кафедры дошкольной педагогики. С 1962 по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.

В 1978 г. были внесены очередные изменения, и про­грамма получила название Типовой. Она была разработа­на институтом дошкольного воспитания, Академией педа­гогических наук СССР, Управлением по дошкольному вос­питанию Министерства просвещения РСФСР и Централь­ным дошкольным методическим кабинетом. В последую­щие годы программа несколько раз переиздавалась с не­которыми уточнениями, но принцип ее построения оста­вался прежним.

Создание новой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г., под ред. Р.А. Курбато­вой и Н.Н. Поддьякова) было обусловлено социальным развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиями «Основных направлений реформы общеоб­разовательной и профессиональной школы». Программа разрабатывалась НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. В подготовке этой программы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Р.Й. Жу­ковская, В.А. Запорожец, Т.С. Комарова, Т.М. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П. Сакулина, Ф.А. Со-хин и другие специалисты в области дошкольного воспи­тания. На основе этой программы разрабатывались про­граммы в союзных республиках.

В РСФСР в 1985 г. опубликована «Программа воспи­тания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василье­вой. Она предусматривала физическое, умственное, нрав­ственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и инди­видуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. В 1987 г. программа была доработана и вышло ее второе издание.

В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР (в то время центральным государствен­ным органом, направляющим и регламентирующим работу всех учреждений образования), была утверждена новая Кон­цепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А, Петровский и др.). Появление Концепции положило начало активному обсуждению теоретических и практичес­ких вопросов дошкольного воспитания и образования.

В 1991 г. Постановлением Совмина РСФСР утверж­дено «Временное положение о дошкольном учреждении»-В нем, в частности отмечалось, что единая программа не­избежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуаль­ных особенностей детей. Положением отменялся порядок действия программы как обязательного единого докумен­та, т.е. дошкольному учреждению давалась возможность выбирать программу из имеющихся, вносить в нее соб­ственные дополнения, создавать авторские программы, ис­пользовать разнообразные формы работы. В Методичес­ких рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко й Н.А. Коротковой (1993), был дан анализ состояния дош­кольного воспитания в период начавшихся изменений. Авторы отмечали, что данная программа не отвечает в Полной мере требованиям обучения и воспитания ново­го поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, не дос­тупные жизненному опыту ребенка и его возрастным воз­можностям, не учитывает региональных особенностей, име­ющих важное значение для развития ребенка и т.д.

В связи с принятием Закона РФ У<Об образовании» (1991 г.) и ориентацией дошкольных образовательных уч­реждений на Стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов и авторов разработали новые варианты программы по дошкольному образова­нию.

Позднее, в 1995 г., Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном об­разовательном учреждении». В нем было закреплено пра­во дошкольных учреждений самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомен­дованных государственными органами управления обра­зованием, вносить изменения в них, разрабатывать соб­ственные (авторские) программы и концептуальные под­ходы к ведению образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В настоящее время существуют разнообразные про­граммы. Педагогу предоставлен широкий простор для его творческой деятельности. Практика дошкольных учреж­дений показывает, что, несмотря на свободу выбора новых программ, педагогу трудно разобраться в их многообразии, сложно за короткий срок переосмыслить содержание пред­ставленных программ и познакомиться с их методичес­ким обеспечением. Методическое обеспечение многих про­грамм нового поколения просто уникально — это и комп­лект учебно-наглядных пособий к программе «Радуга», и библиотека программы «Детство», и пакет методических пособий к программе «Развитие»-, и учебно-методическое пособие к программе «Приобщение детей к исто­кам русской народной культуры», а также множество дру­гих разработок, которые с каждым днем пополняются.

Проблема выбора Программ для дошкольных образо­вательных учреждений является весьма актуальной. Ми­нистерство образования разработало и довело до органов управления образованием Инструктивное письмо от 2 июня 1998 г. № 89/34-16 «О реализации права дош­кольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

Основным правовым механизмом оценки деятельнос­ти ДОУ является его аттестация комплексная экспер­тиза деятельности ДОУ на соответствие ее требованиям Государственного образовательного стандарта Государ­ственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Пере­чень программ, прошедших экспертизу федерального уров­ня, содержится в информационных письмах Министер­ства образования России от 24 марта 1995 г. № 42/19-15, от 29 января 1996 г. № 90/19-15, от 18 июля 1997 г. № 112/36^-14. В 1999 г. вышел каталог-справочник «Дош­кольное образование в России» (под ред. Р.Б. Стеркиноц), где также дается перечень рекомендуемых программ и но­вых технологий для дошкольных учреждений, которые со­ответствуют требованиям Государственного образователь­ного стандарта допйсольного уровня образования.

Экспертиза программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министер­ства образования РФ. В случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию дошкольны­ми образовательными учреждениями Российской Федера­ции. Региональные (местные) органы управления образо­ванием могут создавать Экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования для опре­деленного региона (города, района). Экспертиза набора специализированных (парциальных) программ осуществ­ляется Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для его использования в работе данного уч­реждения, в дальнейшем —В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также с п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном уч­реждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677) дош­кольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательных программ из комплекса вариа­тивных, так и во внесении изменений и разработке соб­ственных программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации и если они обеспечивают выпол­нение (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном обра­зовательном учреждении.

Выбор программ должен зависеть и от вида дошколь­ных образовательных учреждений. Различают следующие виды дошкольных учреждений:

• детский сад;

детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (ин­теллектуального, художественного, эстетического, физичес­кого и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклоне­ний в физическом и психическом развитии воспитанни­ков;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритет­ным осуществлением санитарно-гигиенических, профилак­тических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в его состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оз­доровительные группы в разном сочетании);

центр развития ребенка — детский сад с осуществ­лением физического и психологического развития, коррек­ции и оздоровления всех воспитанников.

Детский сад — дошкольное образовательное учреж­дение, которое реализует Стандарт дошкольного уровня образования (любая комплексная программа или набор специализированных программ по всем направлениям).

Детский сад с приоритетным направлением развития осу­ществляет работу с превышением Стандарта дошкольно­го уровня образования по выбранному направлению (кро­ме комплексной программы, дополнительно используется одна из специализированных программ). Центр развития ребенка — дошкольное образовательное учреждение, осу­ществляющее деятельность с превышением Стандарта по нескольким направлениям развития детей (кроме комп­лексной программы* дополнительно используются несколь­ко специализированных программ). Центр развития ре­бенка— дошкольное образовательное учреждение, осуще­ствляющее деятельность с превышением Стандарта по нескольким направлениям развития детей (кроме комп­лексной программы, дополнительно используются несколь­ко специализированных программ).. Необходимо, чтобы выбранная программа отвечала поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допуска­ется использование в работе с детьми программ, не про­шедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошколь­ного учреждения. В Устав детского сада записывается выб­ранная детским садом программа.

Педагогам дошкольных учреждений необходимо зна­комить родителей с теми программами и технологиями* которые они используют в работе, вовлекать их в воспи­тательный процесс, приглашать на День открытых две­рей. В процессе такого взаимодействия взрослые лучше начинают понимать ребенка, родители Дольше интересу-. ются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в выборе образовательных программ. Выбор программы подкрепляется согласием родителей.

Для продуктивной и результативной реализации выб­ранных программ образовательно-воспитательной деятель­ности дошкольного учреждения необходимо создавать ус­ловия для успешной работы по ней. В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения необходи­мо соблюдение следующих условий:

Теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам. Педагогу необходимо познакомить­ся со всей программой полностью, чтобы в дальнейшем осуществлять комплексный учебно-воспитательный про­цесс с детьми дошкольного возраста.

Изучение разделам Развивающая предметная сре­да». В зависимости от типа детского учреждения содер­жания воспитания предметная среда должна обеспечивать развитие всех видов детской деятельности в соответствии с выбранной программой и ее задачами.

Подбор соответствующего (адекватного) методи­ческого и дидактического материала по выбранной про­грамме, т.е методических пособий, дидактических игр и т.п., предусмотренных программой (см. каталог-справоч­ник дошкольное образование в России» под ред. Р.В. Стеркиной).

Диагностическое обследование детей в каждой воз­растной группе. Это необходимо для того, чтобы четко представить наличествующий уровень актуального разви­тия ребенка, его особенности и возможности, его потребно­сти и интересы, чтобы, основываясь на полученных дан­ных, выстраивать индивидуальную работу с ребенком, ведя его по пути развития.

 

Проведение теоретических и практических семи­наров для педагогов по вопросам реализации выбранной программы.

Консультации и открытые мероприятия для роди­телей.

Переход на новую программу следует начинать с младшего дошкольного возраста (из соображений реа­лизации принципа преемственности) или с того возраста, который предусмотрен программой.

Все программы (по видам) можно разделить на комп­лексные и специализированные.

Комплексные, или общеразвивающие, программы дол­жны быть направлены на формирование у ребенка уни­версальных способностей и развитие их до уровня, соот­ветствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся следующие про­граммы:

 

«Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова);

«Развитие» (коллектив Детского центра Л.А. Венгера);

«Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Гер­цена под ред. Т.И. Бабаевой и др.);

• «Программа воспитания и обучения в детском саду • (под ред. М.А. Васильевой);

• «Детский сад — дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова) и ряд других программ.

 

Специализированные (локальные, или парциальные)* программы включают одно или несколько направле­ний развития ребенка. К ним относятся:

«Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова);

«Наш дом — природа» (Н.А. Рыжова);

«Юный эколог» (С.Н. Николаева);

«Паутинка» (Ж.Л. ВасякинатНовикова);

«Приобщение к истокам русской народной культу­ры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева);

«Развитие у детей представлений об истории и куль­туре» (Л.Н. Галигузова» СЮ. Мещерякова);

«Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова);

«Красота — радость — творчество» (Т.С Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина);

«Театр — творчество -~ дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г, Миланович);

«Природа и художник» (Т.А. Копцева);

«Я —. человек» (С.А. Козлова) и многие другие про­граммы.

Познакомимся с некоторыми комплексными и специ­ализированными программами.

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (Под редакцией МЛ. Васильевой)

Данная программа базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1984). Программа на протяжении многих лет была основ­ным и обязательным документом для дошкольных работ­ников, С 1962 г. программа переиздавалась 9 раз. В настоящее время она является одной из альтернативных про­грамм, которые можно внедрять в работу детского сада.

Главные задачи охрана жизни и укрепление здоро­вья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Программа предусматривает физическое, умствен­ное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особеннос­тями. Эти задачи решаются в- процессе разнообразной де­ятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художествен­ной, что дает возможность их всестороннего развития и воспитания, подготовки к обучению в школе.

Программа воспитания и обучения в детском саду состав­лена по возрастным группам. Она охватывает четыре Возрас­тные ступени физического и психического развития детей:

ранний возраст — от рождения до 2-х лет (первая и вторая группа раннего возраста);

младший дошкольный возраст — от 2-х до 4-х лет (первая и вторая младшая группа);

средний возраст — до 5-ти лет (средняя группа);

старший дошкольный возраст — от 5-ти до 7-ми лет (старшая и подготовительная к школе группа).

В каждой возрастной группе предусмотрено формирова­ние представлений, умений и навыков на занятиях, их зак­репление и совершенствование вне занятий; четко сформу­лированы задачи воспитания и обучения; дан примерный режим дня для холодного и теплого периода года; в разде­ле «Обучение на занятиях» представлен перечень видов занятий и их количество в году понедельно. Успешное ре­шение всех поставленных задач воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении возможно только при ус­ловии знания воспитателем возрастных и индивидуаль­ных особенностей воспитанников, закономерностей их раз­вития. Методические рекомендации к «Программе воспи­тания и обучения в детском оаду» оказывают педагогам большую помощь в реализации данной программы. Для успешной работы по программе могут быть использованы современные методики и технологии воспитательно-обра­зовательной работы с детьми дошкольного возраста. Про­грамма рекомендована Министерством образования РФ.


 

ПРОГРАММА «РАДУГА» (Т.Н. Дорондва, В.В. Гербова, Т.Н. Гризик и др.)

В 1989 г. по заказу Министерства просвещения РСФСР начинается разработка программы «Радуга». Авторский кол­лектив возглавила кандидат педагогических наук Т.Н. Др-> ронова. В настоящее время программа сосцрит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения де­тей от двух до семи лет.

Цель программы — сформировать такие качества лич­ности, как воспитанность, самостоятельность, целеустрем­ленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рас­сматривается не как самоцель, а как одно из средств вос­питания и психологического развития ребенка.

Перед воспитателями ставятся общие задачи:

создать ребенку возможность радостно и содержа­тельно прожить эти годы;

обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического)

способствовать всестороннему и своевременному пси­хическому развитию;

формировать активное и бережно-уважительное от­ношение к окружающему миру;

приобщать к основным сферам человеческой куль­туры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентиро­вана на формирование этих новообразований:

целеполагание, целенаправленность детской деятель­ности в младшем дошкольном возрасте); •

выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте);

произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических постулатов о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и ста­новлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет им искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которые можно достигнуть в возрасте четырех-пяти лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, ко­торые формируются в возрасте между двумя и тремя года­ми. Именно тогда у детей появляется способность к целе-полаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление о бу­дущем результате, какой-то образ этого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания — спо­собность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей мо­жет формироваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребен­ком неделями и находят свою реализацию Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятель­ной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе яв­ляется также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем* что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечива­ли бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют типы мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усва­ивать то новое, что им будут передавать взрослые, среди них — игровая мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» дается их конкретное описание приме­нительно к разным разделам работы.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает семь важней­ших видов деятельности детей и занятий, в процессе ко­торых происходит воспитание и развитие ребенка;.

• физическая культура (самый важный предмет —красный цвет);


 

игра (положенная в основу программы — оранже­вый цвет);

изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусст­вом — желтый цвет);

конструирование (развитие воображения — зеленый цвет);

занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);

занятия по развитию, речи и ознакомлению с окру­жающим миром (синий цвет);

математика (фиолетовый цвет).

Работать по программе «Радуга» предполагает прежде всего способность и желание воспитателя, педагога понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность, ценить его уникальность, непов­торимость, своеобразие. Разработанная научно-методичес­кая система педагогического творчества программы «Раду­га» достаточна трудоемкая, требует высокой культуры оргаг низации труда, поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное плани­рование педагогической работы на год, раскрывается содер­жание работы в течение дня: перечень и продолжитель­ность отдельных элементов режима дня, а также их методи­ческое содержание, цель и средства. Наряду с программой разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.

Программа рекомендована Министерством образова­ния РФ.

 

ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»

(В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, НА. Ноткина и др./Под редакцией ТЖ. Бабаевой, ЗА. Михайловой, Л.И. Гурович)

В 1995 г. коллективом преподавателей кафедры^дош-кольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена была разра­ботана программа «Детство».

Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интел­лектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения уст­ного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение Дичного опыта ребенка. Количе­ство занятий и их продолжительность не регламентиро­ваны» Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, спо­соб организации и место в режиме дня. ^

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».

Содержание программы разделено на четыре блока:

«Познание»

«Гуманное отношение» •■ «Созидание»

«Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (тре­тий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный Возраст (шестой и седьмой годы жизни).

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастно­му периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;

особенности сферы деятельности (общения, восприя­тия);

общие задачи воспитания;

представления (ориентации);

практические умения;

уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);

методические советы;

рекомендуемая литература для чтения, рассказыва­ния, заучивания наизусть;

рекомендуемые произведения изобразительного и му­зыкального искусства;

заключение.

В помощь воспитателям, работающим по этой програм­ме, подготовлена специальная серия методической лите­ратуры — «Библиотека программы «Детство». В посо­бии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловбй) сформулитюваны педагогические.задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художе­ственно-творческой, речевой, социально-нравственному вос­питанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образо­вательного процесса в детском саду. Авторы предполага­ют творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.

Программа рекомендована Министерством образова­ния РФ*

 

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»

(ЛА. Венгер, ОМ. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)

 

Программа «Развитие» разработана коллективом со­трудников Учебного центра Л.А. Венгера. В основу про­граммы, как указывают авторы, положены два теоретичес­ких положения.

Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия Над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка мо­жет быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открываю­щим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрос­лых. Согласно этой теории основной путь развития ре­бенка — это амплификации развития, т.е. его обогащение* наполнение наиболее значимыми для дошкольника фор­мами и способами деятельности.

Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии спо­собностей, которые понимаются как универсальные дей­ствия ориентировки в окружающем с помощью специфи­ческих для дошкольников средств решения задач. Основ­ным при этом является построение и использование обра­зов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явле­ний, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам — обще­принятым образцам внешних свойств (формы цвета, вели­чины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным ви­дам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.).

В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предпо­лагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного воз­раста.

Программа «Развитие» разработана для четырех возраст­ных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности — игрой, конструи­рованием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладе­вают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В средней группе дети продолжают заниматься конст­руированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий — знакомство с природой, математи­ка и ориентировка в пространстве. Ориентировка в про­странстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неде­лю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.

 

В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомле­ние с произведениями художественной литературы, приро­дой, ориентировка пространстве, математика, однако появ­ляются и новые виды — грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматичес­кий характер (научить чтению и счету), но общеразвивающий — дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занима­ет ознакомление с логическими отношениями: с помощью специальных Приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) дети узнают о простейших логических операциях.

Кроме этих основных разделов в программе есть до­полнительные:

режиссерская игра;

художественное конструирование;

выразительное движение.

Занятия по этим разделам могут проводиться в зави­симости от желания детей и воспитателя.

В работе по программе предусмотрено также свобод­ное время для проведения занятий по музыке и физичес­кой культуре. К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: