В 1932 г. такая программа была принята Как руководство при планировании учебно-воспитательного процесса. Программа включала виды деятельности и организующие моменты. Объем умений и навыков, предусмотренных программой по каждому разделу деятельности, был невелик.
В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме расположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре.
В 1945 г. было разработано руководство для воспитателей, которые в 1948 г. переиздано с небольшими изменениями*
Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателя детского сада», изданное в 1953 г. и переизданное в 1954 г.
Успехи в развитии дошкольной педагогики, детской психологии и методики привели к созданию более совершенного для практики дошкольного воспитания документа.
В 1962 г. была утверждена и рекомендована к использованию Министерством просвещения РСФСР как основной государственный документ для дошкольных работников «Программа воспитания в детском саду». Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. С 1962 по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.
В 1978 г. были внесены очередные изменения, и программа получила название Типовой. Она была разработана институтом дошкольного воспитания, Академией педагогических наук СССР, Управлением по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР и Центральным дошкольным методическим кабинетом. В последующие годы программа несколько раз переиздавалась с некоторыми уточнениями, но принцип ее построения оставался прежним.
|
Создание новой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г., под ред. Р.А. Курбатовой и Н.Н. Поддьякова) было обусловлено социальным развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиями «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Программа разрабатывалась НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. В подготовке этой программы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Р.Й. Жуковская, В.А. Запорожец, Т.С. Комарова, Т.М. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П. Сакулина, Ф.А. Со-хин и другие специалисты в области дошкольного воспитания. На основе этой программы разрабатывались программы в союзных республиках.
В РСФСР в 1985 г. опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. Она предусматривала физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. В 1987 г. программа была доработана и вышло ее второе издание.
В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР (в то время центральным государственным органом, направляющим и регламентирующим работу всех учреждений образования), была утверждена новая Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А, Петровский и др.). Появление Концепции положило начало активному обсуждению теоретических и практических вопросов дошкольного воспитания и образования.
|
В 1991 г. Постановлением Совмина РСФСР утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении»-В нем, в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей. Положением отменялся порядок действия программы как обязательного единого документа, т.е. дошкольному учреждению давалась возможность выбирать программу из имеющихся, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы. В Методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко й Н.А. Коротковой (1993), был дан анализ состояния дошкольного воспитания в период начавшихся изменений. Авторы отмечали, что данная программа не отвечает в Полной мере требованиям обучения и воспитания нового поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, не доступные жизненному опыту ребенка и его возрастным возможностям, не учитывает региональных особенностей, имеющих важное значение для развития ребенка и т.д.
В связи с принятием Закона РФ У<Об образовании» (1991 г.) и ориентацией дошкольных образовательных учреждений на Стандарт дошкольного уровня образования целый ряд научных коллективов и авторов разработали новые варианты программы по дошкольному образованию.
Позднее, в 1995 г., Постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем было закреплено право дошкольных учреждений самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносить изменения в них, разрабатывать собственные (авторские) программы и концептуальные подходы к ведению образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
|
В настоящее время существуют разнообразные программы. Педагогу предоставлен широкий простор для его творческой деятельности. Практика дошкольных учреждений показывает, что, несмотря на свободу выбора новых программ, педагогу трудно разобраться в их многообразии, сложно за короткий срок переосмыслить содержание представленных программ и познакомиться с их методическим обеспечением. Методическое обеспечение многих программ нового поколения просто уникально — это и комплект учебно-наглядных пособий к программе «Радуга», и библиотека программы «Детство», и пакет методических пособий к программе «Развитие»-, и учебно-методическое пособие к программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», а также множество других разработок, которые с каждым днем пополняются.
Проблема выбора Программ для дошкольных образовательных учреждений является весьма актуальной. Министерство образования разработало и довело до органов управления образованием Инструктивное письмо от 2 июня 1998 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».
Основным правовым механизмом оценки деятельности ДОУ является его аттестация комплексная экспертиза деятельности ДОУ на соответствие ее требованиям Государственного образовательного стандарта Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Министерства образования России от 24 марта 1995 г. № 42/19-15, от 29 января 1996 г. № 90/19-15, от 18 июля 1997 г. № 112/36^-14. В 1999 г. вышел каталог-справочник «Дошкольное образование в России» (под ред. Р.Б. Стеркиноц), где также дается перечень рекомендуемых программ и новых технологий для дошкольных учреждений, которые соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта допйсольного уровня образования.
Экспертиза программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать Экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования для определенного региона (города, района). Экспертиза набора специализированных (парциальных) программ осуществляется Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для его использования в работе данного учреждения, в дальнейшем —В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также с п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательных программ из комплекса вариативных, так и во внесении изменений и разработке собственных программ, не имеющих грифа, при условии их правильной реализации и если они обеспечивают выполнение (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Выбор программ должен зависеть и от вида дошкольных образовательных учреждений. Различают следующие виды дошкольных учреждений:
• детский сад;
детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в его состав могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Детский сад — дошкольное образовательное учреждение, которое реализует Стандарт дошкольного уровня образования (любая комплексная программа или набор специализированных программ по всем направлениям).
Детский сад с приоритетным направлением развития осуществляет работу с превышением Стандарта дошкольного уровня образования по выбранному направлению (кроме комплексной программы, дополнительно используется одна из специализированных программ). Центр развития ребенка — дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность с превышением Стандарта по нескольким направлениям развития детей (кроме комплексной программы* дополнительно используются несколько специализированных программ). Центр развития ребенка— дошкольное образовательное учреждение, осуществляющее деятельность с превышением Стандарта по нескольким направлениям развития детей (кроме комплексной программы, дополнительно используются несколько специализированных программ).. Необходимо, чтобы выбранная программа отвечала поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.
Педагогам дошкольных учреждений необходимо знакомить родителей с теми программами и технологиями* которые они используют в работе, вовлекать их в воспитательный процесс, приглашать на День открытых дверей. В процессе такого взаимодействия взрослые лучше начинают понимать ребенка, родители Дольше интересу-. ются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в выборе образовательных программ. Выбор программы подкрепляется согласием родителей.
Для продуктивной и результативной реализации выбранных программ образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения необходимо создавать условия для успешной работы по ней. В процессе внедрения программы в работу дошкольного учреждения необходимо соблюдение следующих условий:
Теоретическое ознакомление с программой по всем возрастным группам. Педагогу необходимо познакомиться со всей программой полностью, чтобы в дальнейшем осуществлять комплексный учебно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Изучение разделам Развивающая предметная среда». В зависимости от типа детского учреждения содержания воспитания предметная среда должна обеспечивать развитие всех видов детской деятельности в соответствии с выбранной программой и ее задачами.
Подбор соответствующего (адекватного) методического и дидактического материала по выбранной программе, т.е методических пособий, дидактических игр и т.п., предусмотренных программой (см. каталог-справочник дошкольное образование в России» под ред. Р.В. Стеркиной).
Диагностическое обследование детей в каждой возрастной группе. Это необходимо для того, чтобы четко представить наличествующий уровень актуального развития ребенка, его особенности и возможности, его потребности и интересы, чтобы, основываясь на полученных данных, выстраивать индивидуальную работу с ребенком, ведя его по пути развития.
Проведение теоретических и практических семинаров для педагогов по вопросам реализации выбранной программы.
Консультации и открытые мероприятия для родителей.
Переход на новую программу следует начинать с младшего дошкольного возраста (из соображений реализации принципа преемственности) или с того возраста, который предусмотрен программой.
Все программы (по видам) можно разделить на комплексные и специализированные.
Комплексные, или общеразвивающие, программы должны быть направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся следующие программы:
«Радуга» (научный руководитель Т.Н. Доронова);
«Развитие» (коллектив Детского центра Л.А. Венгера);
«Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И. Герцена под ред. Т.И. Бабаевой и др.);
• «Программа воспитания и обучения в детском саду • (под ред. М.А. Васильевой);
• «Детский сад — дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова) и ряд других программ.
Специализированные (локальные, или парциальные)* программы включают одно или несколько направлений развития ребенка. К ним относятся:
«Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова);
«Наш дом — природа» (Н.А. Рыжова);
«Юный эколог» (С.Н. Николаева);
«Паутинка» (Ж.Л. ВасякинатНовикова);
«Приобщение к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева);
«Развитие у детей представлений об истории и культуре» (Л.Н. Галигузова» СЮ. Мещерякова);
«Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова);
«Красота — радость — творчество» (Т.С Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина);
«Театр — творчество -~ дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г, Миланович);
«Природа и художник» (Т.А. Копцева);
«Я —. человек» (С.А. Козлова) и многие другие программы.
Познакомимся с некоторыми комплексными и специализированными программами.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (Под редакцией МЛ. Васильевой)
Данная программа базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1984). Программа на протяжении многих лет была основным и обязательным документом для дошкольных работников, С 1962 г. программа переиздавалась 9 раз. В настоящее время она является одной из альтернативных программ, которые можно внедрять в работу детского сада.
Главные задачи охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Программа предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Эти задачи решаются в- процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что дает возможность их всестороннего развития и воспитания, подготовки к обучению в школе.
Программа воспитания и обучения в детском саду составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре Возрастные ступени физического и психического развития детей:
ранний возраст — от рождения до 2-х лет (первая и вторая группа раннего возраста);
младший дошкольный возраст — от 2-х до 4-х лет (первая и вторая младшая группа);
средний возраст — до 5-ти лет (средняя группа);
старший дошкольный возраст — от 5-ти до 7-ми лет (старшая и подготовительная к школе группа).
В каждой возрастной группе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий; четко сформулированы задачи воспитания и обучения; дан примерный режим дня для холодного и теплого периода года; в разделе «Обучение на занятиях» представлен перечень видов занятий и их количество в году понедельно. Успешное решение всех поставленных задач воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении возможно только при условии знания воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, закономерностей их развития. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском оаду» оказывают педагогам большую помощь в реализации данной программы. Для успешной работы по программе могут быть использованы современные методики и технологии воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Программа рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «РАДУГА» (Т.Н. Дорондва, В.В. Гербова, Т.Н. Гризик и др.)
В 1989 г. по заказу Министерства просвещения РСФСР начинается разработка программы «Радуга». Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т.Н. Др-> ронова. В настоящее время программа сосцрит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от двух до семи лет.
Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребенка.
Перед воспитателями ставятся общие задачи:
создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического)
способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований:
целеполагание, целенаправленность детской деятельности в младшем дошкольном возрасте); •
выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте);
произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических постулатов о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет им искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которые можно достигнуть в возрасте четырех-пяти лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, которые формируются в возрасте между двумя и тремя годами. Именно тогда у детей появляется способность к целе-полаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление о будущем результате, какой-то образ этого результата.
Следующий шаг в становлении целеполагания — способность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей может формироваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребенком неделями и находят свою реализацию Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятельной и творческой деятельности.
Существенным моментом в педагогической работе является также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем* что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечивали бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют типы мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые, среди них — игровая мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» дается их конкретное описание применительно к разным разделам работы.
Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка;.
• физическая культура (самый важный предмет —красный цвет);
игра (положенная в основу программы — оранжевый цвет);
изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусством — желтый цвет);
конструирование (развитие воображения — зеленый цвет);
занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);
занятия по развитию, речи и ознакомлению с окружающим миром (синий цвет);
математика (фиолетовый цвет).
Работать по программе «Радуга» предполагает прежде всего способность и желание воспитателя, педагога понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность, ценить его уникальность, неповторимость, своеобразие. Разработанная научно-методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточна трудоемкая, требует высокой культуры оргаг низации труда, поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства. Наряду с программой разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
ПРОГРАММА «ДЕТСТВО»
(В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, НА. Ноткина и др./Под редакцией ТЖ. Бабаевой, ЗА. Михайловой, Л.И. Гурович)
В 1995 г. коллективом преподавателей кафедры^дош-кольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена была разработана программа «Детство».
Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.
Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение Дичного опыта ребенка. Количество занятий и их продолжительность не регламентированы» Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации и место в режиме дня. ^
Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».
Содержание программы разделено на четыре блока:
«Познание»
«Гуманное отношение» •■ «Созидание»
«Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный Возраст (шестой и седьмой годы жизни).
Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
общие задачи воспитания;
представления (ориентации);
практические умения;
уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);
методические советы;
рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
заключение.
В помощь воспитателям, работающим по этой программе, подготовлена специальная серия методической литературы — «Библиотека программы «Детство». В пособии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловбй) сформулитюваны педагогические.задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художественно-творческой, речевой, социально-нравственному воспитанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Авторы предполагают творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.
Программа рекомендована Министерством образования РФ*
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»
(ЛА. Венгер, ОМ. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)
Программа «Развитие» разработана коллективом сотрудников Учебного центра Л.А. Венгера. В основу программы, как указывают авторы, положены два теоретических положения.
Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия Над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребенка — это амплификации развития, т.е. его обогащение* наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.).
В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Программа «Развитие» разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.
Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности — игрой, конструированием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладевают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.
В средней группе дети продолжают заниматься конструированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий — знакомство с природой, математика и ориентировка в пространстве. Ориентировка в пространстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неделю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.
В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомление с произведениями художественной литературы, природой, ориентировка пространстве, математика, однако появляются и новые виды — грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматический характер (научить чтению и счету), но общеразвивающий — дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занимает ознакомление с логическими отношениями: с помощью специальных Приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) дети узнают о простейших логических операциях.
Кроме этих основных разделов в программе есть дополнительные:
режиссерская игра;
художественное конструирование;
выразительное движение.
Занятия по этим разделам могут проводиться в зависимости от желания детей и воспитателя.
В работе по программе предусмотрено также свободное время для проведения занятий по музыке и физической культуре. К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.