Виды интерактивных приемов




 

Практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых учителя права добиваются высоких показателей уровня обученности своих воспитанников. В рамках же интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае характерны свои приемы. Рассмотрим возможные приемы на каждой стадии.

Обучающие приемы на стадии вызова.

Наиболее успешно вызов обеспечивается на основе последовательной организации индивидуальной, парной и групповой работы. Но из-за ограниченности учебного времени этап парной работы присутствует на уроках не часто.

В качестве форм индивидуальной работы предлагается[14]:

1. вызов зрительного ряда (прием визуализации). Ученикам предлагается нарисовать то, как они представляют себе тему, обсуждаемую на уроке. Понятно, что возможности задействовать зрительный ряд учащимися ограничены содержанием учебного материала. Например, можно попросить учеников нарисовать, как они представляют себе семью, но это задание будет совершенно неприемлемо по отношению ко многим другим понятиям курса "Основы правовых знаний". Кроме того, следует помнить, что это задание не стоит задавать безальтернативно, поскольку не все ученики умеют и любят рисовать. В качестве альтернативы выступает задание на вызов ассоциаций.

2. вызов ассоциаций (прием ассоциаций). Учащимся можно предложить записать в тетради все ассоциации, которые у них возникают в связи с ключевым словом урока. В этом случае материал курса "Основы правовых знаний" предоставляет более широкие возможности. Будет интересно узнать, какие ассоциации возникают у учащихся со словами "право", "суд", "собственность" и др.

3. вызов, имеющихся знаний и представлений (прием актуализации). Учащиеся получают задание в течение 2-3 минут записать в тетради все, что они знают или думают по изучаемой теме: например, о правах ребенка, о страховании, наследовании или обязанностях адвоката.

Возможные варианты этого задания на стадии вызова:

1. запишите все понятия, связанные с ключевым словом темы урока. Например, тема "что такое право" (7 класс). Здесь может быть очень широкий перечень понятий: мораль, закон, ответственность, суд, справедливость, правила, нормы поведения и др.2. вспомните и назовите одно из важнейших событий 1993г. Аргументируйте свой ответ, покажите как это событие повлияло на жизнь России. (это вызов к уроку по теме "Основы конституционного строя").3. найдите понятие, общее для следующего ряда слов: брак, семья, ребенок, права и обязанности родителей, опека, лишение родительских прав.

4. решение проблемы юридически значимой ситуации. Каждый параграф учебника "Основы правовых знаний" начинается с описания каких-либо ситуаций или диалога. Ученики получают задание прочитать ее и попытаться найти решение, опираясь на имеющиеся знания.

Нужно заметить, что совершенно не обязательно использовать на одном уроке все названные задания для индивидуальной работы. Можно ограничиться одним, например, только 3 или 4 приемом. Перечисленная группа индивидуальных заданий может вызвать у ученика самые разные чувства и переживания. Например, психологический дискомфорт, чувство обеспокоенности своим незнанием или неточным знанием или, наоборот, радости оттого, что удалось легко справиться с учебной задачей. Все эти переживания очень важны с точки зрения вызова интереса к учению как бесконечному процессу познания.

Следующий шаг на данной стадии урока - организация парной и групповой работы. В качестве форм такой работы предлагается:

1. обмен мнениями в группе (паре). Учащимся предлагается обменяться в группе (паре) тем, что они знают или думают об изучаемой теме. Время на обсуждение - не более трех минут. Это обсуждение должно быть направленным. Пусть учащиеся обратят внимание на следующие моменты:

1) в чем совпали имеющиеся представления

2) по поводу чего возникли разногласия

3) из каких источников они получили ту или иную информацию

Если им была предложена для анализа юридически значимая ситуация, то в группах (парах) идет обсуждение именно этой ситуации.

2. сброс идей в корзину. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт. Далее по кругу, не повторяя ранее сказанного, представители от групп дополняют список идей. Если ранее проходило обсуждение юридически значимой ситуации, то представители от групп дают свой вариант решения и обосновывают его.

Заметим, что в то время, когда ученики обмениваются информацией в группах (парах), идет активная мыслительная деятельность. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Они могут стать базой для усвоения нового знания. Это позволяет впоследствии увязать новое знание с уже имеющимися. А сама процедура обсуждения весьма успешно позволяет поддерживать интерес в процессе сбора информации. Ученики слушают друг друга без напоминания учителя, т.к. им очень хочется поделиться своим знанием, а требование не повторять ранее сказанное побуждает к активному слушанию.

Учитель записывает сказанное учениками на доске в виде тезисов. При этом важно безоценочно принимать информацию, даже если она заведомо не верна. Высказывания типа: "это не имеет отношения к теме урока" будут противоречить одной из важнейших идей интерактивных приемов - ценно каждое мнение, каждая точка зрения. А вот на следующем этапе урока - на стадии осмысления - к ошибке, занесенной в общую корзину идей, непременно следует вернуться и исправить неточность.

В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логической цепи.

Обучающие приемы на стадии осмысления.

1. первая попытка систематизации материала, собранного в корзине идей. Оставление кластера. Учащимся предлагается внимательно изучить записи на доске и попытаться систематизировать то, что они все вместе знают относительно темы урока. В зависимости от содержания "корзины" ученики получают задание сформулировать вопросы, на которые они уже сейчас могут дать ответ или разделить материал по категориям: понятия, причины, факты и т.д. начинается составление кластера. Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово "кластер" в переводе означает "пучок, созвездие". Разбивка на кластеры - это педагогический прием, который позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учитель записывает ключевое понятие, а доске, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими кластерами (предлагаются учащимися), в свою очередь лучи расходятся все дальше и дальше.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Он применяется для стимулирования мыслительной деятельности до того как определенная тема будет изучена более тщательно (на переходе от стадии вызова к осмыслению). Он может применяться в качестве средства для осмысления материала на основе полного и подробного его структурирования. Кластер замечательно работает на стадии рефлексии при проведении итогов того, что узнали учащиеся. Его можно давать в качестве индивидуального домашнего задания и задания для группы учащихся.

2. знакомство с новой информацией. На уроке это происходит в самых разных формах: лекция учителя, просмотр учебного видеофильма, чтение учебника, чтение специально подобранного текста и т.д. Для организации работы с текстами (а это наиболее распространенный на уроке вид деятельности) интерактивные технологии предполагают педагогический прием, известный как инсерт, или пометки на полях. С этой целью используются специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.

знаком "галочка" отмечается информация, уже известная ученику.

знаком "плюс" отмечается новое знание, новая информация

знаком "минус" отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями (он думал иначе).

знаком "вопрос" отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.

Значение маркировочных знаков трудно переоценить. Получив конкретное задание, ученики начинают вчитываться в текст, искать ответы. Пометки на полях (или инсерт) методический прием, помогающий ученику активно отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Известно, что пассивные ученики просто пропускают то, чего не поняли. Они даже не пытаются разобраться в путанице, которая, возможно, есть в понимании того или иного вопроса. А специальный знак "вопрос" обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Успешные ученики, пользуясь маркировочными знаками, постоянно соотносят новую информацию с имеющимися представлениями.

Заметки на полях учебника следует делать карандашом. Количество маркировочных знаков может меняться в зависимости от возраста учащихся и содержания текстов.

Наименее "работающий" знак - "минус", особенно в 7-8 классе, т.к. не часто встречаются вопросы, по поводу которых ученики что-то думают, а тем более думают иначе[15].

3. заполнение маркировочной таблицы. Учащимся предлагается составить таблицу, которая имеет 3 колонки: знал, узнал новое, хочу узнать. В каждую из них необходимо внести полученную в ходе чтения текста информацию. При этом записывать важно своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым идет работа (приложение 4) [16].

Маркировочная таблица весьма информативна для учителя. Есть возможность оценить соотношение известного и нового знания у каждого ученика в отдельности. Есть возможность поставить отметку за работу на уроке.

Особенно значима третья колонка. Если из урока в урок она пуста, то это знак самому учителю. Почему ребенка ничего не интересует по данному предмету? Кто в этом больше виноват - ученик или учитель?

Если нет возможности целиком заполнить таблицу на уроке, можно предложить завершить ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по одному - два тезиса или положения.

4. коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного. Ученики делятся тем новым, что каждый из них узнал, познакомившись с текстом. При этом обязательное требование состоит в том, чтобы ученики подтверждали свои суждения непосредственным обращением к тексту, зачитывали вслух, цитировали. Учащиеся озвучивают вопросы, которые у них остались после работы с текстом, делятся тем, что они еще хотели бы узнать, о чем они думали иначе.

5. возвращение к корзине идей. Учащимся предлагается проверить достоверность первоначальных представлений по обсуждаемой теме. Они сравнивают содержание маркировочной таблицы с тем, что было собрано в корзине идей в начале урока. Если на доске были зафиксированы ошибки, их надо исправить.

В том случае, если на стадии вызова было предложено обсудить юридически значимую ситуацию, представители от групп сравнивают свой первоначальный вариант ответа с окончательным, который получен в ходе работы с текстом учебника.

6. возвращение к первоначальному кластеру. Учащиеся проводят дальнейшую систематизацию материала, дополняют кластер новыми связями и понятиями, которые установлены после прочтения текста учебника или документа.

Выше описаны очень важные приемы, работающие на осмысление. Они помогают учащимся понимать и контролировать собственный процесс познания. Однако, не все возможно в рамках одного урока. Например, не всегда получается вернуться к кластеру. В этом случае работа с ним переходит на дом. Не всегда есть возможность заслушать всех желающих поделиться тем новым, что они узнали, или тем, что еще хотелось бы узнать. В данном случае предложен набор возможных методических приемов, но совершенно очевидно, что все они будут адаптированы учителем с учетом конкретного содержания учебного материала и подготовленности класса.

Обучающие приемы на стадии рефлексии.

1. возвращение к первоначальным представлениям. Названные выше приемы (возвращение к корзине идей, возвращение к первоначальному кластеру) отчасти являются приглашением к размышлению о том, что ученики узнали на уроке и какое значение может иметь для них эта информация. Это начало рефлексии. Однако для нее есть и специальные приемы.

2. написание короткого эссе по теме урока. В конце обсуждения уместно предложить ученикам в течение пяти минут написать короткое эссе. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Смысл такого рода письменного задания можно выразить следующими словами: "я пишу для того, чтобы понять, что я думаю".

3. работа ученика с вопросами, которые он сформулировал в колонке "хочу узнать". С этой целью ученику предлагается несколько вариантов работы:

1. сгруппировать постановленные вопросы в кластер.2. составить план поиска ответа.3. определить источники поиска информации.

Парадоксально, но школа - это то место, где ученик получает ответы на вопросы, которых он не задавал. В этой связи работа ученика со своими вопросами оказывается очень продуктивной. Здесь возможна как индивидуальная, так и групповая работа.

4. написание синквейна. В переводе с французского слово "синквейн" означает "стихотворение, состоящее из пяти строк", которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учеников в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма творчесва, но по определенным правилам: первая строчка - это одно слово или тема синквейна. Обычно, это существительное, например: право, налоги, договор. Вторая строчка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. Третья - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. Четвертая - фраза, предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме. Это может быть крылатое выражение или цитата в контексте темы. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение. Тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной (приложение5).

При знакомстве учащихся с синквейном сначала необходимо объяснить им как они пишутся, дать несколько примеров. Только после этого можно предложить им самостоятельно написать синквейн.

Таким образом, в рамках интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае характерны свои приемы. На стадии вызова происходит актуализация тех знаний, которыми обучаемые уже обладают. К интерактивным приемам в этом случае можно отнести прием визуализации, ассоциаций и др. На второй стадии обучаемые изучают новые понятия, осмысливают информацию новой темы. Здесь можно выделить такие приемы как заполнение маркировочной таблицы, коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного и др. На третьей стадии ученики выражают свое мнение в форме выступлений, групповых обсуждений, составляют схемы и т.д. Здесь также при выборе интерактивных приемов необходимо соблюдать определенные требования, которые в принципе совпадают с требованиями, предъявляемых при выборе приемов традиционного обучения. коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного. но предложить завершить ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: