Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения учитель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы.
Методический прием "учимся вместе"[17].
Под руководством учителя проходит процесс совместного освоения учениками учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема открывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим - прочитать текст и подготовить вопросы к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубоко осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.
Роль учителя заключается в следующем:
1. определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесь возможны варианты. Это может быть специально подобранный текст, например, составленный из фрагментов каких-либо статей или книги. В данном случае важно, чтобы текст был проблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернуть обсуждение, дискуссию. Работа может также строиться на основе текста учебника или хрестоматии по праву. При этом важно, чтобы текст отвечал одному обязательному требованию - он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи.
2. следующее, что необходимо сделать учителю, - это разделить текст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебника такими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, то какие-то из них объединяются в один.
3. далее следует дать ученикам четкую инструкцию, как работать с текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же часть текста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется в зависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретных примерах. Схематично это представлено в приложении 6.
4. учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в группах, следить за регламентом.
5. нужно предусмотреть общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять по ходу урока.
6. необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе были большие листы бумаги и фломастеры.
Методический прием "Зигзаг"[18].
Это еще один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.
Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или 7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей текста. Назовем эти группы "ученики".
Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в "корзине идей". Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя", в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы "учеников" и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее:
1. выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам.
2. предложить наилучший способ объяснения.
3. сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения.
Удобнее всего, если, готовясь к роли учителя, учащиеся разделят лист тетради на три части и заполнят таблицу, представленную в приложении 7.
После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя" следует:
обсудить прочитанное;
договориться о том, что именно они будут объяснять;
договориться о том, каким способом они будут излагать материал.
Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Это позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные, аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз "совпадать" с детьми того или иного природного типа.
После этого участники групп "учителя" возвращаются в свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название "зигзаг") и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.
В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы "ученики". Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось объяснение, потому что…" или "я хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…" и другие на усмотрение учителя.
Этот прием, в отличие от описанного ранее приема "учимся вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической речи учеников, но пока в микрогруппе.
Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов на уроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Интерактивное обучение предлагает свои приемы работы с учебником в аспекте правового обучения. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Эти приемы позволяют направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации.
Заключение
Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи образования - методам и приемам правового образования.
Под методическим приемом понимают частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права, т.е. по отношению к методу методический прием выступает как его составная часть.
Методические приемы составляют структуру метода, представляя собой пошаговые единичные операции, которые выполняют учитель и ученик, реализуя тот или иной метод обучения праву.
Существует большое многообразие методических приемов, используемых на уроках права. Среди них выделяют как традиционные приемы (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, описание, разнообразные приемы работы с учебным текстом и т.д.), так и становящиеся в последнее время популярными интерактивные приемы.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового общения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Процесс (цикл) интерактивного обучения значительно отличается от традиционного, поэтому и методические приемы целесообразнее рассматривать на конкретном этапе такого урока (стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия).
Среди видов методических приемов наиболее распространенными и применяемыми учителем на уроках права (как традиционных, так и интерактивных) является работа с учебником и правовыми документами.
Для методики работы с различными типами документов в рамках традиционного урока удобнее классифицировать их по характеру содержания источников: а) имеющие объективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различные типы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные, и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи, личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Характер документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной документ.
Разница между приемами традиционного и интерактивного обучения в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы. Среди таких наиболее ярким примером интерактивного урока без привлечения каких-либо дополнительных средств кроме учебника является методический прием "учимся сообща". Он хорош тем, что у ребят остаются действительно те вопросы, которые им непонятны, а не те, которые непонятны по мнению учителя, ведь зачастую эти мнения не совпадают.
Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методических приемов в области правового обучения позволяют сделать вывод о необходимости оптимального сочетания их на практике. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. При выборе методических приемов правового обучения необходимо соблюдать определенные требования (эффективность контроля за работой учеников, уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток и т.д.), особенности обучающего процесса, а так же учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методические приемы правового обучения.
Методические приемы дают преподавателю возможность использовать не весь метод на уроке права, потребности в котором часто не возникает, а лишь его составные части для работы над каким-либо отдельным вопросом.
Библиография
1) Барихан А.Б. Большой энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - с.715
2) Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л. - М.: Владос, 2000. - с.262
3) Вагин А. А, Сперанская М.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. - М.: Просвещение, 1959. - с.216
4) Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред.С.И. Володиной. - М.: Новый учебник, 2002. - с. 192
5) Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. - М.: Просвещение, 1985. - с.305
6) Жигулина Г.А. "Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права". // Право в школе, №1, 2006, с.22-28
7) Ивонина А.И. "Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании". // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9
8) Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с.472
9) Коротаева Е. Хочу, могу, умею! - М.: Владос, 1997. - с.120
10) Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1974. - с.345
11) Юридическая педагогика: учебник для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2004. - с.518
12) Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. - М.: Новый учебник, 2002. - с.487
13) Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М.: Владос, 2003. - с.499
14) Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М.: Владос, 2000. - с.234
15) Певцова Е.А. "Правовое обучение - основа правового воспитания" // Учитель, 2004, №1, с.45-47.
16) Скаткин М.Н. "Учение - творческий путь детей". // Советская педагогика, №6, 1949. - с.54
17) Саранцев Г.И. "Методы обучения как категория методики преподавания" // Педагогика, №1, 1998. - с.34
18) Теоретические и методические основы преподавания права в школе: курс лекций. / под ред.В. В. Спасской. - М.: Новый учебник, 2002. - с.225
19) Трифонов В. В Учебный процесс и его методическое обеспечение. - М.: новая школа, 1991. - с.263
20) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. - М: Владос. 2004. - с.239
21) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории. - М: Владос. 2000. - с.215
22) Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. - М.: новый учебник, 2003. - с.64
23) Правовое образование: организация внеурочной деятельности (региональный опыт): Сб. материалов. - М.: новый учебник, (организация правового образования), 2003. - с.137
Приложения
Приложение 1
Наиболее распространенные методические приемы и средства
Методические приемы воздействия на учащихся | Средства воздействия на учащихся |
-личный показ иллюстрация фактов показ положительных примеров | -слово педагога словесные факты словесные и наглядные примеры лучших студентов, курсантов, слушателей |
Анализ допущенных ошибок и недостатков | Наглядные материалы, факты, цифры, фамилии конкретных лиц |
Демонстрация перспектив | Примеры должностного и личностного роста специалистов |
Аппеляция к авторитетам | Словесные образы героев, лучших специалистов, отличников учебы и т.д. |
Анализ документов, нормативных актов, справок и т.д. | Документы, справки, отчеты, письма и другие нормативные акты |
Осуждение негативных явлений | Ошибки, допускаемые в учебе и работе |
Решение проблемных ситуаций | Словесное описание или наглядное представление эпизодов, сложных задач, ситуаций, вводных занятий |
Разбор практических действий специалистов и обучающихся | Реальные ситуации из практики действий юридических работников и обучающихся |
Использование наглядных пособий, информационных технических средств | -схемы, таблицы, плакаты, графики и т.д. средства наглядности, в том числе и информационные, технические альбомы фотографий, портретов |
Использование видео - и электронно-вычислительной техники | -промышленные видеокольцовки, видеоклипы видеопособия, подготовленные кафедрой: схемы, графики на компьютерах и мониторах и другое |
Сравнение и сопоставление данных, обобщение по ним результатов, создание поучительной обстановки на занятиях | -таблицы, графики фрагменты из кинофильмов образцы техники и оружия учебники, учебные пособия, литературные источники, дидактические раздаточные материалы и другое |
Использование оборудования специальных классов, кабинетов, лабораторий | Макеты, стенды, турникеты, отдельные детали, блоки, тренажеры и т.д. |
Фланговый подход в разборе поведения обучающихся на занятиях и вне их | -примеры хорошего поведения факт допущенных ошибок |
Отработка практических действий на технике, в тире и на полигоне | -тренажеры, учебные образцы техники и оружия, выполнение учебных задач на боевой технике регулярные тренировки в стрельбе |
Приложение 2
Виды умений учащихся
Учебно-организационные | речевые | Учебно-информационные | Учебно-интеллектуальные | |
Умение планировать деятельность, рационально выполнять задания, давать самооценку | Умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать вопросы, рецензировать | Умение работать с книгой, словарем, библиографией | Умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать задачи, обобщать и делать выводы, умение самоконтроля | |
Приложение 3
Соотношение специальных умений и формирующих их методических приемов
№ | Специальные умения, которые необходимо развить | Возможные методические приемы |
Научить читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках | Во время урока необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источники права; объяснить, каким образом в них можно найти необходимую литературу. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой | |
Стимулировать чтение юридической литературы | Организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематические выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задание каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического содержания. | |
Научить учащихся определять, является ли данная ситуация юридической; видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы | Дать задание написать рецензию на “правовой" спектакль, кинофильм, книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтернативные упражнения, содержащие вопрос: “какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная? ” | |
Научить ориентироваться в отраслях российского права | Можно предложить учащимся решить “правовой" кроссворд; написать “правовой" диктант; определить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права регулируются события, описываемые в книге. | |
Выработать у учащихся привычку постоянно обращаться к юридической литературе, юридическим источникам | При решении задач постоянно использовать задание: “объясните, на основании каких статей закона (подзаконного акта) вы приняли это решение”. | |
Сформировать умение самостоятельно ориентироваться в законодательстве и применять знание норм права к отдельным жизненным ситуациям, имеющим юридический смысл | Учить выступать с докладами и сообщениями на юридические темы на основе нормативно-правовых актов и других источников. Систематически проводить практические занятия по решению учебных юридических задач. |
Приложение 4
Маркировочная таблица ЗУХ
З (знал) | У (узнал новое) | Х (хочу узнать) |
Приложение 5
Гафическое представление синквейна
_________
__________ _________
___________ __________ ___________
_________________________________________
__________
Примеры синквейна
Контроль
Жесткий, требовательный
Сковывает, изматывает, изнуряет
Несовместим со свободной деятельностью
Ужас!
Налоги
Большие и непосильные
Их скрывают, платят и плачут
Никуда от них не спрятаться, не скрыться,
А жалко!
Приложение 6
Схема работы учащихся при использовании методического приема "учимся сообща"
Части задания | 1 часть текста | 2 часть текста | 3 часть текста |
Задание А | Группа 1 | Группа 3 | Группа 5 |
Задание В | Группа 2 | Группа 4 | Группа 6 |
Приложение 7
Таблица для заполнения учащимися при использовании методического приема "зигзаг"
Информация, сведения, которые нужно сообщить | Способ передачи информации | Ожидаемые вопросы |
Основные идеи или факты, термины, понятия | Кластер, тезисы, простой план, развернутый план, логическая цепочка понятий, схема, таблица |
[1] См.: Скаткин М.Н. «Учение – творческий путь детей». // Советская педагогика, №6, 1949. – с.54
[2] См.: Юридическая педагогика: учебник для вузов /под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М: Юнити, 2004. -с. 273
[3] См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2002. - с.102
[4] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.85
[5] См.: Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. – М.: Просвещение, 1985. – с.95
[6] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.95
[7] См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.: Владос, 2000. – с.56
[8] См.: Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л.- М.: Владос, 2000. – с.43
[9] См.: Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Просвещение, 1974. – с. 45
[10] См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2002. - с.114
[11] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.104
[12] См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – с.48
[13] См.: Жигулина Г.А. «Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права». // Право в школе, №1, 2006, с. 22-28
[14] См.: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – с.156
[15] См.: Саранцев Г.И. «Методы обучения как категория методики преподавания» // Педагогика, №1, 1998. – с.34
[16] См.: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – с.161
[17] См.: Трифонов В.В Учебный процесс и его методическое обеспечение. – М.: новая школа, 1991. – с.213
[18] См.: Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9