Интерактивные приемы работы с учебником




 

Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения учитель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы.

Методический прием "учимся вместе"[17].

Под руководством учителя проходит процесс совместного освоения учениками учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема открывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим - прочитать текст и подготовить вопросы к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубоко осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.

Роль учителя заключается в следующем:

1. определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесь возможны варианты. Это может быть специально подобранный текст, например, составленный из фрагментов каких-либо статей или книги. В данном случае важно, чтобы текст был проблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернуть обсуждение, дискуссию. Работа может также строиться на основе текста учебника или хрестоматии по праву. При этом важно, чтобы текст отвечал одному обязательному требованию - он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи.

2. следующее, что необходимо сделать учителю, - это разделить текст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебника такими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, то какие-то из них объединяются в один.

3. далее следует дать ученикам четкую инструкцию, как работать с текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же часть текста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется в зависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретных примерах. Схематично это представлено в приложении 6.

4. учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в группах, следить за регламентом.

5. нужно предусмотреть общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять по ходу урока.

6. необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе были большие листы бумаги и фломастеры.

Методический прием "Зигзаг"[18].

Это еще один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.

Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или 7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей текста. Назовем эти группы "ученики".

Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в "корзине идей". Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя", в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы "учеников" и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее:

1. выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам.

2. предложить наилучший способ объяснения.

3. сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения.

Удобнее всего, если, готовясь к роли учителя, учащиеся разделят лист тетради на три части и заполнят таблицу, представленную в приложении 7.

После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя" следует:

обсудить прочитанное;

договориться о том, что именно они будут объяснять;

договориться о том, каким способом они будут излагать материал.

Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Это позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные, аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз "совпадать" с детьми того или иного природного типа.

После этого участники групп "учителя" возвращаются в свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название "зигзаг") и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы "ученики". Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось объяснение, потому что…" или "я хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…" и другие на усмотрение учителя.

Этот прием, в отличие от описанного ранее приема "учимся вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической речи учеников, но пока в микрогруппе.

Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов на уроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Интерактивное обучение предлагает свои приемы работы с учебником в аспекте правового обучения. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Эти приемы позволяют направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации.


Заключение

 

Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи образования - методам и приемам правового образования.

Под методическим приемом понимают частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права, т.е. по отношению к методу методический прием выступает как его составная часть.

Методические приемы составляют структуру метода, представляя собой пошаговые единичные операции, которые выполняют учитель и ученик, реализуя тот или иной метод обучения праву.

Существует большое многообразие методических приемов, используемых на уроках права. Среди них выделяют как традиционные приемы (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, описание, разнообразные приемы работы с учебным текстом и т.д.), так и становящиеся в последнее время популярными интерактивные приемы.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового общения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Процесс (цикл) интерактивного обучения значительно отличается от традиционного, поэтому и методические приемы целесообразнее рассматривать на конкретном этапе такого урока (стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия).

Среди видов методических приемов наиболее распространенными и применяемыми учителем на уроках права (как традиционных, так и интерактивных) является работа с учебником и правовыми документами.

Для методики работы с различными типами документов в рамках традиционного урока удобнее классифицировать их по характеру содержания источников: а) имеющие объективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различные типы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные, и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи, личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Характер документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной документ.

Разница между приемами традиционного и интерактивного обучения в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы. Среди таких наиболее ярким примером интерактивного урока без привлечения каких-либо дополнительных средств кроме учебника является методический прием "учимся сообща". Он хорош тем, что у ребят остаются действительно те вопросы, которые им непонятны, а не те, которые непонятны по мнению учителя, ведь зачастую эти мнения не совпадают.

Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методических приемов в области правового обучения позволяют сделать вывод о необходимости оптимального сочетания их на практике. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. При выборе методических приемов правового обучения необходимо соблюдать определенные требования (эффективность контроля за работой учеников, уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток и т.д.), особенности обучающего процесса, а так же учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методические приемы правового обучения.

Методические приемы дают преподавателю возможность использовать не весь метод на уроке права, потребности в котором часто не возникает, а лишь его составные части для работы над каким-либо отдельным вопросом.


Библиография

 

1) Барихан А.Б. Большой энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - с.715

2) Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л. - М.: Владос, 2000. - с.262

3) Вагин А. А, Сперанская М.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. - М.: Просвещение, 1959. - с.216

4) Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред.С.И. Володиной. - М.: Новый учебник, 2002. - с. 192

5) Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. - М.: Просвещение, 1985. - с.305

6) Жигулина Г.А. "Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права". // Право в школе, №1, 2006, с.22-28

7) Ивонина А.И. "Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании". // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9

8) Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с.472

9) Коротаева Е. Хочу, могу, умею! - М.: Владос, 1997. - с.120

10) Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1974. - с.345

11) Юридическая педагогика: учебник для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2004. - с.518

12) Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. - М.: Новый учебник, 2002. - с.487

13) Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М.: Владос, 2003. - с.499

14) Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М.: Владос, 2000. - с.234

15) Певцова Е.А. "Правовое обучение - основа правового воспитания" // Учитель, 2004, №1, с.45-47.

16) Скаткин М.Н. "Учение - творческий путь детей". // Советская педагогика, №6, 1949. - с.54

17) Саранцев Г.И. "Методы обучения как категория методики преподавания" // Педагогика, №1, 1998. - с.34

18) Теоретические и методические основы преподавания права в школе: курс лекций. / под ред.В. В. Спасской. - М.: Новый учебник, 2002. - с.225

19) Трифонов В. В Учебный процесс и его методическое обеспечение. - М.: новая школа, 1991. - с.263

20) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. - М: Владос. 2004. - с.239

21) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории. - М: Владос. 2000. - с.215

22) Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. - М.: новый учебник, 2003. - с.64

23) Правовое образование: организация внеурочной деятельности (региональный опыт): Сб. материалов. - М.: новый учебник, (организация правового образования), 2003. - с.137


Приложения

 

Приложение 1

 

Наиболее распространенные методические приемы и средства

Методические приемы воздействия на учащихся Средства воздействия на учащихся
-личный показ иллюстрация фактов показ положительных примеров -слово педагога словесные факты словесные и наглядные примеры лучших студентов, курсантов, слушателей
Анализ допущенных ошибок и недостатков Наглядные материалы, факты, цифры, фамилии конкретных лиц
Демонстрация перспектив Примеры должностного и личностного роста специалистов
Аппеляция к авторитетам Словесные образы героев, лучших специалистов, отличников учебы и т.д.
Анализ документов, нормативных актов, справок и т.д. Документы, справки, отчеты, письма и другие нормативные акты
Осуждение негативных явлений Ошибки, допускаемые в учебе и работе
Решение проблемных ситуаций Словесное описание или наглядное представление эпизодов, сложных задач, ситуаций, вводных занятий
Разбор практических действий специалистов и обучающихся Реальные ситуации из практики действий юридических работников и обучающихся
Использование наглядных пособий, информационных технических средств -схемы, таблицы, плакаты, графики и т.д. средства наглядности, в том числе и информационные, технические альбомы фотографий, портретов
Использование видео - и электронно-вычислительной техники -промышленные видеокольцовки, видеоклипы видеопособия, подготовленные кафедрой: схемы, графики на компьютерах и мониторах и другое
Сравнение и сопоставление данных, обобщение по ним результатов, создание поучительной обстановки на занятиях -таблицы, графики фрагменты из кинофильмов образцы техники и оружия учебники, учебные пособия, литературные источники, дидактические раздаточные материалы и другое
Использование оборудования специальных классов, кабинетов, лабораторий Макеты, стенды, турникеты, отдельные детали, блоки, тренажеры и т.д.
Фланговый подход в разборе поведения обучающихся на занятиях и вне их -примеры хорошего поведения факт допущенных ошибок
Отработка практических действий на технике, в тире и на полигоне -тренажеры, учебные образцы техники и оружия, выполнение учебных задач на боевой технике регулярные тренировки в стрельбе

 


Приложение 2

 

Виды умений учащихся

Учебно-организационные речевые Учебно-информационные Учебно-интеллектуальные
Умение планировать деятельность, рационально выполнять задания, давать самооценку   Умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать вопросы, рецензировать   Умение работать с книгой, словарем, библиографией   Умение мотивировать деятельность, логически осмысливать информацию, решать задачи, обобщать и делать выводы, умение самоконтроля
         

 


Приложение 3

 

Соотношение специальных умений и формирующих их методических приемов

Специальные умения, которые необходимо развить Возможные методические приемы
  Научить читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках Во время урока необходимо демонстрировать кодексы и другие нормативно-правовые акты, источники права; объяснить, каким образом в них можно найти необходимую литературу. Во время самостоятельной работы по решению юридических задач разрешать учащимся пользоваться справочной литературой
  Стимулировать чтение юридической литературы Организовывать в кабинете права (в школьной библиотеке) тематические выставки нравственно-правовой литературы по программе правоведческого курса. Организовывать выступления библиотекаря о новых поступлениях юридической литературы. Дать задание каждому учащемуся подготовить аннотацию на одну из прочитанных книг юридического содержания.
  Научить учащихся определять, является ли данная ситуация юридической; видеть в жизненных ситуациях правовые проблемы Дать задание написать рецензию на “правовой" спектакль, кинофильм, книгу; прочитать газетную статью, проанализировать ее и дать оценку описанным в ней событиям с позиции законодательства. Регулярно использовать на уроках альтернативные упражнения, содержащие вопрос: “какая из двух ситуаций юридическая, а какая моральная? ”
  Научить ориентироваться в отраслях российского права Можно предложить учащимся решить “правовой" кроссворд; написать “правовой" диктант; определить отрасль права по специально подготовленному для этого плакату, видеосюжету, иллюстрации; ответить, нормами какой отрасли права регулируются события, описываемые в книге.
  Выработать у учащихся привычку постоянно обращаться к юридической литературе, юридическим источникам При решении задач постоянно использовать задание: “объясните, на основании каких статей закона (подзаконного акта) вы приняли это решение”.
  Сформировать умение самостоятельно ориентироваться в законодательстве и применять знание норм права к отдельным жизненным ситуациям, имеющим юридический смысл Учить выступать с докладами и сообщениями на юридические темы на основе нормативно-правовых актов и других источников. Систематически проводить практические занятия по решению учебных юридических задач.

 


Приложение 4

 

Маркировочная таблица ЗУХ

З (знал) У (узнал новое) Х (хочу узнать)
     

 


Приложение 5

 

Гафическое представление синквейна

_________

__________ _________

___________ __________ ___________

_________________________________________

__________

Примеры синквейна

Контроль

Жесткий, требовательный

Сковывает, изматывает, изнуряет

Несовместим со свободной деятельностью

Ужас!

Налоги

Большие и непосильные

Их скрывают, платят и плачут

Никуда от них не спрятаться, не скрыться,

А жалко!


Приложение 6

 

Схема работы учащихся при использовании методического приема "учимся сообща"

Части задания 1 часть текста 2 часть текста 3 часть текста
Задание А Группа 1 Группа 3 Группа 5
Задание В Группа 2 Группа 4 Группа 6

 


Приложение 7

 

Таблица для заполнения учащимися при использовании методического приема "зигзаг"

Информация, сведения, которые нужно сообщить Способ передачи информации Ожидаемые вопросы
Основные идеи или факты, термины, понятия Кластер, тезисы, простой план, развернутый план, логическая цепочка понятий, схема, таблица  

 


[1] См.: Скаткин М.Н. «Учение – творческий путь детей». // Советская педагогика, №6, 1949. – с.54

[2] См.: Юридическая педагогика: учебник для вузов /под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М: Юнити, 2004. -с. 273

[3] См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2002. - с.102

[4] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.85

[5] См.: Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. – М.: Просвещение, 1985. – с.95

[6] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.95

[7] См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.: Владос, 2000. – с.56

[8] См.: Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л.- М.: Владос, 2000. – с.43

[9] См.: Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Просвещение, 1974. – с. 45

[10] См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2002. - с.114

[11] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.104

[12] См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – с.48

[13] См.: Жигулина Г.А. «Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права». // Право в школе, №1, 2006, с. 22-28

[14] См.: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – с.156

[15] См.: Саранцев Г.И. «Методы обучения как категория методики преподавания» // Педагогика, №1, 1998. – с.34

[16] См.: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – с.161

[17] См.: Трифонов В.В Учебный процесс и его методическое обеспечение. – М.: новая школа, 1991. – с.213

[18] См.: Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: