Ритм внутренних пауз (цезура)




Для поиска этого вида ритма в стихотворении необходимо разобраться в том, что такое цезура.

В метрическом стопном стихе цезура - это словораздел, находящийся на определенном месте – после определенного слога - и расчленяющий стих на два полустишия.

 

Для того, чтобы в стихотворении могла появиться рифма, длина стиха должна быть не менее 4 стоп. Место расположения цезуры: в стихах различной длины обыкновенно таково: в 4-5 стопном стихе - после 2-го слога; в б стопном - после 3-го, в 7-8 стопном - после 4-го. Цезура выполняет в стихе функцию интонационно-фразовой паузы.

Обычно цезура в стихотворении легко улавливается на слух, так как словораздел, повторяющийся по всему стихотворению на определенном месте, как правило, совпадает с синтаксической паузой. Однако это бывает не всегда, что иногда затрудняет «узнавание» цезуры. Так бывает, например, в стихах, использующих анафору, состоящую из нескольких слов или одного длинного (не менее 3-х) слогов.

Для выявления цезуры в стихотворении, надо обратить внимание на расположение в нем словоразделов. Если в стихотворении имеется ряд внутренних пауз, находящихся на одном и том же месте – после определенного слога, значит, в нем есть этот уровень ритма, есть цезура.

Таким образом, ритм на этом уровне создается закономерным повторением интонационных пауз внутри стиха на одном и том же месте стихотворной строки. и эта пауза, делящая стих на два полустишия, становится единицей ритма.

Разберемся, есть ли цезура в стихотворении А.К. Толстого.

Обратимся к тексту стихотворения, разбив его на слоги.

 

Коль – лю - бить, || так - без – рас – суд - ку,

Коль – гро - зить, || так - не – на – шут - ку,

Коль – руг - нуть, || так – сго – ря - ча,

Коль – руб - нуть, || так – уж – спле - ча!

Ко - ли - спо - рить, так – уж – сме - ло,

Коль – ка - рать, || так - уж – за – де - ло,

Коль – про - стить, || так – всей – ду - шой,

Ко – ли - пир, || так – пир – го - рой!

 

Как видим, почти по всему стихотворению (кроме первого стиха второй строфы) после третьего слога находится словораздел, усиленный синтаксической паузой (конец придаточного преложения). Наше ухо улавливает эту повторяющуюся через три слога от начала стиха остановку речевого потока, возникает устойчивый интонационный рисунок. Значит, в этом стихотворении использован и уровень ритмизации, основанный на цезуре.

Поднимемся на 7-ю ступень лестницы ритмов.

7. Ритм внутренних созвучий (внутренних рифм).

 

Исследуя этот уровень ритма в стихотворении, мы должны поискать созвучия не только в клаузулах, но и середине или начале стиха, то есть выяснить, есть ли звуковые переклички между стихами не только в конце, но и в середине или начале стихов. Часто такие переклички образуются анафорами ( единоначатиями стихов, дословно или частично повторяющимися словами и словосочетаниями), иногда созвучия находятся в разных частях одного и того же стиха – в разных его полустишиях, в других случаях созвучиями между собой «скрепляются» разные стихи, причем перекликающиеся своими звуками слова в этих стихах обычно находятся на сходных местах внутри стихов. Внутренняя рифма играет особую роль в белых стихах, не имеющих концевой рифмы. В стихотворениях же с концевой рифмой внутренняя рифма создает дополнительный ритм.

Что же является единицей ритма на данной ступени «лестницы»? Очевидно, как и на третьей ступени, повторяющиеся созвучия, но располагающиеся не в конце, а в середине или начале стихов. Их закономерным чередованием и создается ритм данного уровня. Этот ритм есть уже далеко не во всех стихах, не случайно, что на «лестнице ритмов» он занимает 7-ю от начала ступень, что символизирует у Эткинда сужение сферы его применения.

Выясним, есть ли этот вид ритма в стихотворении А.К. Толстого.

Обратившись к тексту стихотворения, мы, во-первых, замечаем, что в нем повторяются анафорические созвучия, во-вторых, что глаголы первой строфы образуют так называемую грамматическую рифму, то есть рифму, образуемую суффиксами и флексиями слов, относящихся к одной части речи; в-третьих, что в последней строке второй строфы дважды повторяется слово «пир» - в первом и втором полустишиях:

 

Коль любить

Коль грозить

Коль ругнуть

Коль рубнуть

Коли спорить …

Коль карать …

Коль простить …

Коли пир, так пир горой!

 

Как видим, и этот уровень ритма – ритм внутренних созвучий – в стихотворении А.К. Толстого присутствует, однако активность его использования в первой и второй строфах не одинакова: вторая строфа менее ритмична, т.к. в ней не рифмуются глаголы, как в первой строфе.

Обратимся к следующему уровню ритма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: