Отд. «Сестринское дело»
Для специальности 0406 «Сестринское дело в хирургии».
Красноярск 2005 г.
Бодров Ю. И. Курс лекций по дисциплине «Сестринское дело в хирургии»,- Красноярск: Красноярский медико-фармацевтический колледж, 2005 – 250 с.
Аннотация
Данный курс лекций предназначается для студентов 3 – 4 курса медицинских колледжей, училищ, обучающихся по специальности «Сестринское дело». Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Сестринское дело в хирургии».
Целью пособия является – обучение студентов теоретическим основам хирургии, правилам и приемам работы с пациентами для проведения профилактических мероприятий.
Рецензент: заведующий кафедрой детской хирургии доктор медицинских наук, профессор В.А. Юрчук.
Пояснительная записка
Курс лекций по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» предназначен для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 «Сестринское дело» (базового уровня среднего профессионального образования) и написаны с учетом требований, изложенных в «Основах законодательствах РФ об охране здоровья граждан» от 22. 08. 93 г., в «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» от 5. 11. 97г.
В отраслевой программе развития сестринского дела в РФ. Данные лекции ставят своей целью подготовку медицинской сестры, знающей принципы организации хирургической, травматологической и онкологической помощи населению. Основы хирургической деятельности медицинской сестры, отдельные клинические симптомы и синдромы частных видов хирургической патологии. Умеющей оказывать первую медицинскую помощь при некоторых неотложных состояниях в хирургии и осуществлять сестринский процесс. Современная медицинская сестра должна не только грамотно выполнять назначения врача, но и уметь самостоятельно выполнять и решать проблемы пациента в пределах своей компетенции.
|
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности «Сестринское дело» 2002 г, после прочтения курса лекций по хирургии студенты должны
Знать:
- Факторы риска, клинические проявления, осложнения, профилактику хирургических заболеваний и травм;
- Обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при оказании хирургической помощи.
Уметь:
- осуществлять сестринский процесс в периоперативном периоде;
- выполнять сестринские манипуляции;
- обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- применять современные сестринские технологии для профилактики внутрибольничной инфекции;
- обучать (консультировать) пациента, семью;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- осуществлять паллиативную помощь.
Знания и умения, полученные студентами после прочтения курса лекций по хирургии, позволят студентам применять их в будущем в повседневной деятельности при работе в любом лечебно-профилактическом учреждении.
ВВЕДЕНИЕ
Хирургия относится к дисциплине, имеющей фундаментальное значение при подготовке студентов в медицинских училищах и колледжах. Получение знаний по хирургии и овладение практическими навыками, студенты начинают с изучения теоретического курса лекций.
|
Теоретические положения, а в последующем практические навыки, усвоенные студентами при изучении этого курса, необходимы не только будущим сестрам хирургического профиля, но и сестрам другой профессии. Целью этих лекций является – облегчить самостоятельную подготовку студентов к практическим занятиям по хирургии и помочь им в освоении практических навыков.
Поэтому основное внимание при составлении курса лекций, уделено не только пониманию разделов, связанных с практической работой медсестер, но и ясному пониманию роли регионального компонента в развитии и течении некоторых хирургических заболеваний. Современная медицинская сестра должна не только выполнять назначения врача, но и уметь самостоятельно выявлять и решать проблемы пациента находящегося в хирургическом отделении в пределах своей компетенции.
Потому предлагаемый учебный материал – курс лекций по хирургии, необходим студентам медицинских училищ, колледжей, для более успешного освоения специальности.
Бодров Ю.И. Лекция. ЛЕКЦИЯ №25.
Тема: Закрытые механические повреждения костей скелета, (ЧМТ, грудной клетки, позвоночника и таза).
О принципах лечения заболеваний костно-суставного аппарата человека, было известно с незапамятных времен, однако неоспорим тот факт, что большинство заболеваний, часто наблюдающихся у современного человека, встречались и в неандертальскую эпоху.
Вместе с развитием человечества, развивалась и травматология (способы и методы лечения различных видов повреждений). Наиболее яркими страницами в развитии травматологии являются труды Гиппократа, Галена (131-206 век до н. э.). Большой вклад в развитие травматологии и ортопедии внес «отец современной хирургии» французский врач Амбруаз Парэ (1510-1590). Он предложил много различных методов лечения ортопедических заболеваний и повреждений. Несомненной заслугой Парэ является то, что он впервые делает попытку выделить науку об искривлениях как особую отрасль хирургии. Много внимания он уделяет лечению переломов, накладыванию специальных металлических шин с отверстиями. На Руси травматология была представлена костоправным делом. По существу это была первая медицинская школа в стране. К середине XVIII столетия уже накопилось достаточно описаний как врожденных, так и приобретенных деформаций опорно-двигательного аппарата детей и взрослых.
|
Таким образом, внедрение в хирургию асептики и антисептики, использование X-лучей позволили в ортопедии и травматологии по-новому подойти к лечению большинства заболеваний. Широко используя хирургические методы лечения, консервативная ортопедия становится в значительной степени оперативной. В настоящее время, травматология представляет собой обширную сеть современных травматологических и ортопедических центров во всех крупных городах и регионах страны, осуществляющих консультативную, лечебную и методическую помощь различным слоям населения.