Труд. Наблюдать вместе с детьми за работой взрослых: дворник убирает улицу, няня приводит в порядок комнату, аккуратно расставляет вещи, и комната становится' уютной и красивой; приобщать детей к помощи взрослым при сервировке стола; учить сЪблюдать чистоту и порядок в игровом уголке, групповой комнате, спальне, во всем детском садике, на групповой площадке.
Природа. Во время прогулок в любое время года учить замечать красоту и разнообразие природы: зелень листвы, шум ветра, пение птиц, белизну снега, сверкание льдийок; солнечное тепло и т.д. Учить различать породы деревьев и кустарников (растущих на участке), форму и цвет листьев, строение дерева; учить видеть расположение предметов в пространстве, прислушиваться и различать звуки окружающего мира.
В этом плане можно на прогулках, в группе выполнять несложное упражнение, которое многофункционально: и на релаксацию, и на развитие внимания и фантазии: «Дети, закроем глаза, сядем поудобнее, расслабимся, представьте, что вы лежите на пляже, на солнышке, загораете и ни о чем не думаете. А теперь внимание: слушаем звуки/» Через несколько минут обменяйтесь впечатлениями: «Кто что услышал?» и пообсуждайте это.
Учить любоваться пластичными движениями животных, которых можно наблюдать на прогулке (кошки, собаки, птицы), замечать характерные признаки времен года, следить за Порядком и чистотой в уголке природы и на территории детского сада; замечать, что после уборки становится чище, красивее, уютнее, теплее; педагог должен проявлять выдумку сам и побуждать детей творить, создавая узоры из камушков, на песке, листьев, цветов, а при наличии снега — и постройки из снега (снеговик, снегурочка, ледяная горка и т.д.). :
|
Жизнь в группе. Пробуждать интерес к происходящему & группе, во время прогулок, создавать дружный коллектив, учите детей быть внимательными друг к другу, быть готовыми придти на помощь друг другу, уважать друг друга и взрослых, видеть красивое в человеческих поступках и взаимоотношениях; постоянно с помощью детей поддерживать чистоту в групповой комнате, в спальне, в раздевалке, учить отрицательно реагировать на беспорядок;, создавать атмосферу общей радости и захваченное™, готовясь к празднику, пусть каждый принимает посильное участие в украшении групповой комнаты к нему, учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности (любой: на йрогулке, в игре, драматизации, на занятии).
Занятия по видам художественной деятельности. Организовывать слушание музыки (музыка может быть фоном во время детских игр, самостоятельных занятий — тихая, спокойная...), читать детям стихи, сказки, рассказы писателей (особенно, Л.Н. Толстого), учить рассматривать репродукции, иллюстрации, картинки в книгах, видеть смысл изображаемого, характер героев, учить воспринимать произведения искусства с точки зрения изобразительно-выразительных средств: что изображено, о чем рассказывается, как изображено (язык), какое настроение вызывает, почему и т.д.); формировать потребность в самостоятельном художественном творчестве (рисование, лепка, танец, чтение стихов и Т.Д.; развивать творческие способности детей;
Художественная самостоятельная деятельность и развлечения. Слушание песен, музыки, хороводы, пляски, раскрашивание картинок, свободное рисование, пересказывание знакомых сказок, загадки, шарады, организация в группе театра (по возможностям и увлечениям воспитателя, педагога — теневой, кукольный, пальчиковый, драматизация и др.): дети с^ удовольствием и увлечение будут участвовать в нем, а сколько эмоций вы подарите своим воспитанникам в процессе работы над маленькими спектаклями, сценками, как поможете детям развивать свои творческие способности и лучше понять и познать себя! Воспитывать внимательного и увлеченного слушателя, зрителя, деятеля. Для детей 5-6 лет
|
Игра. Помогать ребенку самостоятельно придумать сюжет для игры, проявить себя в определенной роли, подавать реплики, действовать в роли того или иного персонажа; учить использовать полученные на занятиях сведения, знания, информацию, умения — спеть песню, прочитать стихотворение, рассказать сказку, применить свой рисунок, лепку, другое изделие; продолжать показывать игры со строительными материалами (конструирование), укладывая их симметрично, по форме, по цвету, проявлять выдумку, придумывая что-то свое и т.д.; учите цроявляТь наблюдательность, выполняя работы по образцам картинок (мозаика или подобные ей), узнавать и называть геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), схожие с ними по форме предметы, сравнивать их по величине, окраске, пропорциям (высокий, низкий, широкий, узкий); различать по высоте взятые последовательно два звука на рояле или ксилофоне, различать и сопоставлять звучание разных элементарных музыкальных инструментов, различать музыкальные произведения (Ясанры); проявлять сообразительность в процессе словесных игр; воспроизводить интонации, вопроса, просьбы, согласия и т.д., учите аккуратно обращаться 6 игрушками, материалами, книгами.
|
Быт. Продолжать учить здороваться со всеми, приходя в детский сад; спрашивать разрешения, уходя домой; говорить «до свидания», «спасибо» й т.д.; разговаривать негромко, внимательно слушать воспитателей, товарищей; извиняться* если поступил неправильно, быть вежливым и предупредительным: не толкаться, соблюдать порядок в группе, убирать игрушки; на прогулке не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не сорить; за столом сидеть спокойно, не делать лишних движений, есть не спеша, уверенно пользоваться ложкой и вилкой; в спальне вести себя тихо, не мешать другим; следить за тем, чтобы внешний вид всегда был опрятным, чтобы лицо и руки были чистыми, самостоятельно мыть их мылом, не разбрызгивая воду, вытирать досуха; обращаться за помощью, если что-нибудь порвалось, запачкалось; уметь раздеться и одеться, аккуратно складывая одежду так, чтобы она не помялась.
Труд. Продолжать воспитывать интерес к работе взрослых, умение самостоятельно сервировать стол к обеду, завтраку, ужину; после игры собирать игрушки, раскладывать их по местам; поддерживать порядок в групповой комнате, игровом уголке, у себядома, на улице, понимая, что это красиво; можно организовать мастерскую для книг и «лечить» их (аккуратно склеивать порванные страницы, делать новый переплет и т.д.); учить следить за чистотой на участке, собирать бумажки, мусор, сухие ветки, листья, счищать снег, понимая, что от этого участок станет красивее.
Природа. Учить видеть красоту природы, радоваться ей, замечать изменения в природе, характеристики природы, запахи и красоту звуков природы; учить отличать и сопоставлять форму цветов, листьев, деревьев, наблюдать разнообразные движения: собак, кошек, рыб, птиц, обитателей живого уголка; продолжать учить замечать смену времен года в природе; следить за порядком и чистотой в уголке природы, различать растения, сравнивать их по внешнему виду, ухаживать за ними, интересоваться их ростом и развитием; учить задавать вопросы о природе.
Жизнь в группе. Учить гордиться своей группой, садиком, дружбой, ценить добрые взаимоотношения между детьми и взрослыми; рассказывать о нашей стране, о национальностях, национальной одежде, читаем национальные сказки; учить замечать красоту убранства групповых комнат, самим создавать красоту в группе, дружно и организованно действовать на занятиях; следить, чтобы все было аккуратно и красиво; отрицательно относиться к беспорядку; помогать взрослым в оформлении помещения к праздничным дням, групповым дням рождения, радоваться за именинников и готовить им своими руками подарки; учим на занятиях умению внимательно слушать музыку, стихи, рассказы, рассматривать иллюстрации, картины; выслушивать мнение товарища, не перебивая его, делиться своими впечатлениями; рассматривая рисунки, репродукции, аппликации, оценивать и5с качество; узнавать материал и технику изготовления, различать уже знакомые произведения, выделять из них наиболее понравившиеся и уметь ответить «почему?»; учить понимать, что некоторые явления, события могут быть переданы средствами искусства (сказки, песни, картины); учить отличать некоторые выразительные й изобразительные средства (язык искусства) при передаче характера, настроения различных художественных произведений, помогать эмоционально откликаться на их содержание; воспитывать и поддерживать проявление интереса к занятиям различными видами искусства, стремление усвоить определенные навыки, точно выполнить несложные задания воспитателя; учить правильно представлять и понимать содержание занятия (что делаем? зачем делаем? что для этого нам надо? и т.д.), развивать музыкальный и поэтический слух (интонирование, высокое и низкое регистровое звучание, выразительная передача интонации в стихах), развивать у детей чувство ритма: воспроизводить ритмический рисунок, пытаться отметить метрические ударения; чувствовать и передавать ритм стиха, правильно чередовать в определенном ритме простые узоры декоративного рисования; ритмично двигаться под музыку, чувствовать и различать музыкальную, стихотворную и прозаическую форму; учить понимать соотношение предметов в лепке, конструировании, рисовании, расположение деталей в рисунках, аппликациях; учить оценивать художественное произведение, продукт собственного творчества, свои товарищей; стимулировать желание самостоятельно исполнить определенную роль в игре, драматизации и музыкально-сюжетной игре; учить выделять главное в картине, музыкальном и литературном произведении — тему* образ персонажей, изобразительно-выразительные средства (язык).
Художественная самостоятельная деятельность и развлечения. Стимулировать йселание цослушать любую песню, инструментальную пьесу, сказку, рассказ, стихотворение, пользоваться музыкальными игрушками, инициативу в организации концерта: петь, танцевать, читать стихи, водить хороводы; учить вспоминать содержание книги, по рассматриваемым картинкам рассказывать друг другу маленькие сказки, рассказы; пользоваться по выбору карандашами, красками; активно участвовать в музыкальных и словесных дидактических играх, играть в настольные игры, учить различать цвет, форму, композицию; доброжелательно относиться к работам, выступлениям других детей; поощрять проявление самостоятельности и находчивости в играх, инициативу и самостоятельность в различных развлечениях; учить изображать игровые персонажи, четко показывая их характерные черты; в индивидуальных выступлениях выразительно петь, танцевать, читать стихи; принимать посильное участие в обсуждении Того, что делается занятиях, в играх.
Для детей 6-7 лет
Игра. Учить и стимулировать самостоятельно придумывать сюжет игры, намечая его последовательное развитие, придумывание сказки (можно при этом использовать карточки Проппа), самостоятельно провести необходимую подготовку, распределить роли; правильно использовать характерные особенности игрушек в ситуациях, движениях, репликах;_ выразительно исполнять роли; использовать в игре умения, полученные на художественных занятиях; учить и стимулировать проявление инициативы и выдумки в играх со строительными материалами (планировать постройку, красиво сочетать в ней форму, линии, цвет; уметь оценивать качество своей постройки и постройки своих товарищей; отмечая, что именно им удалось хорошо сделать; учить узнавать и сопоставлять более тонкие цветовые оттенки, формы, пропорции, расположение предметов в пространстве и приводить примеры из жизни, где это встречается; используя зрительную память, проявляя наблюдательность в играх, учить раскладывать разрозненные иллюстрации в определенном порядке, соответствующем развитию сюжета сказки, рассказа), по отдельным фрагментам узнавать всю иллюстрацию (рисунок), по многим мелким частям сложить весь рисунок, узор, композицию (типа паззл); вырабатывать знание особенностей звучания различных музыкальных инструментов и учиться узнавать их при вое* произведении; развиваем умение определять высокие и низкие музыкальные звуки и звуки вокруг нас, различать силу звучания; стимулировать проявление сообразительности в словесных играх, умение самостоятельно придумать небольшой рассказ, сказку^ а также продолжить или закончить рассказ, начатый воспитателем; угадать рифму; запомнить и повторить интонацию вопроса, ответа, удивления; во Время прогулки учить правильно ориентироваться во времени и пространстве, проявлять инициативу, находчивость в выкладывании камешков, рисунков на песке и т.д.; на физкультурных занятиях развивать ловкость, точность, выразительность и красоту движений, сочетать движения с пением, ритмом, грацией.
Быт. Учиться быть вежливым: без напоминания здороваться, прощаться, благодарить, извиняться; воспитывать привычку вежливого, спокойного, негромкого разговора, не размахивать руками, не вмешиваться в разговор старших; приветствовать входящих в комнату взрослых, помогать друг другу одеваться и раздеваться; уступать дорогу старшим; не шуметь в труппе, не разбрасывать вещи, убирать за собой игрушки; соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада, в группе, спальном помещении, живом уголке и т.д.; учить во время еды сидеть прямо, не вертеться, не класть локти на стол; поддерживать опрятный и привлекательный внешний вид; самим следить за собственной гигиеной, уметь одеваться и раздеваться без помощи взрослых, складывая одежду на место, в определенном порядке; знать, что красиво то, что чисто и аккуратно.
Труд. Учиться воспринимать труд как радость, отмечать красоту коллективного труда при выполнении какого-либо задания (дружно убирать на территории — результат: как стало чисто и красиво, и в. этом есть заслуга каждого!); уметь самостоятельно красиво готовить стол к завтраку, обеду, ужину, дома помогать взрослым; следить, чтобы игрушки и пособий для занятий были всегда в чистоте и порядке; красиво оформлять свои работы, уметь подбирать цвета и их оттенки при творческой работе на занятиях; стимулировать инициативу и желание детей самостоятельно делать игрушки на елку, поделки в подарок маме, младшим детям, продумать их форму, цвет, композицию.
Природа. Продолжать наблюдать и отмечать красоту природы (на прогулке, читая рассказы писателей о природе, рассматривая картины художников...), учить замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т. д.; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега и т.д.; учить отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, деревьев, кустарников, замечать относительную величину и окраску, формы предметов, расположение их в пространстве, воспринимать красоту звуков в природе, различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать, как преображается природа в результате труда человека, составлять устные рассказы о природе, рисовать на темы природы, ухаживать за животными в живом уголке; учимся подбирать природный материал для поделок на занятиях, проявлять творческое воображение при их создании, умело сочетая материал, цвет, форму, проявлять творческую фантазию и самостоятельность, составляя букеты цветов, оформляя аквариум; наблюдать явления природы во время прогулки и обсуждать их, придумывать, как можно использовать различный природный материал для поделок, самостоятельно устраивать уголки природы, ухаживать за растениями в группе.
Жизнь в группе. Учиться испытывать дружеские чувства друг к другу, устраивать Праздники дружбы, Дни именинника, стремиться участвовать в выступлении (индивидуально и в группе) на различных утренниках, делая то, что умеем и хотим (читать стихи, петь, танцевать), вместе со взрослыми украшать детский сад и группу к различным праздникам; делиться впечатлениями о них с родителями и товарищами; учиться отмечать красоту поступков, поведения (скромность, смелость, организованность, честность, отсутствие грубости, жадности) и быть внимательным к своим товарищам; учиться уважать друг друга, понимать ДРУГ друга; соблюдать режим дня в детском саду, все правила поведения; видеть проявление красивого везде и во всем; на физкультурных занятиях соблюдать четкость, организованность и стройность построений, отмечать красоту движений, аккуратно пользоваться игровым инвентарем.
Занятия по видам художественной деятельности. Учиться быть внимательными и активными, слушая музыку, сказки, рассказы, рассматривая картины, сопереживал героям, эмоционально воспринимать содержание художественного Произведения; улавливать связь между содержавшем и изобразительно-выразительными средствами, узнавать знакомые произведения, запоминать новые, сравнивать их с ранее исполнявшимися; развивать потребность охотно заниматься всеми видами художественной деятельности, поощрять занятие любимым видом художественно-творческой деятельности,, учить точно и аккуратно выполнять задания на занятиях; учить правильно реагировать на оценки и сравнение рисунков, исполнения песен и стихов; учиться доводить свой замысел на творческих занятиях до конца; знать, что нужно для того, чтобы песня была хорошо спета, рисунок хорошо нарисован, стихотворение выразительно прочитано; на музыкально-ритмических занятиях с детьми следить за правильностью осанки, стремлением точно выполнять движения, связанные с ориентировкой в пространстве; учить усваивать технические навыки в лепке, рисовании, аппликаций, конструировании и т.д.; применять слуховые навыки: чисто интонировать, определять, правильно ли спета песня, различать высокие и низкие звуки; регулировать силу звучания, смену темпов в пении, чтении стихов; проявлять чувство ритма, точно воспроизводить ритмический рисунок, передавать отдельные, повторяющиеся его элементы, замечать ритмические особенности поэзии, находить симметрию в декоративном конструировании; стремиться выполнять любое творческое задание грамотно, в определенной последовательности; чувствовать и отличать форму музыкального, поэтического произведения, видеть его строение; учить проявлять творческое воображение при пересказе сказок, песен, игр, картин, передаче различных образов в играх, следить за яркими оборотами речи, выразительными интонациями и подраясать им, учиться использовать в речи образные выражения из песен, рассказов, сказок, других литературных текстов; учиться давать оценки отдельным'произведениям искусства, отмечая при этом наиболее яркие изобразительно-выразительные средства (как это сделано? как добился художник того или иного впечатления? и т.д.), учиться оценивать собственное исполнение, поделку, рисунок.
Художественная самостоятельная деятельность и развлечения. Учить опреднлять различные виды зрелищного искусства (кино, театр, цирк и др.), интересоваться ими; понимать общее содержание, узнавать и запоминать исполненные песни, стихи, движения; слушать в группе любимые произведения (музыкальные, литературные); подбирать по слуху знакомую мелодию на элементарных музыкальных инструментах, раскрашивать, вырезать, наклеивать, резать; играть в музыкальные, словесные и дидактические игры; вспоминать и читать стихи, рассказы, сказки, обсуждать их содержание; поощрять творческую инициативу и организаторские способности, участвовать в организации спектаклей, праздников в группе и т.д.