ПОДЪЕМНЫЕ УСТАНОВКИ СРЕДНЕЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ




Установки средней грузоподъемности (40-80кН) представлены агрегатами АПРС - 40, УПТ1-50Б, УПА -60 и А-60/80.

Агрегаты АПРС-40 и АПРС-40К являются самоходными нефтепромысловыми машинами смонтированной на шасси трехосного автомобиля высокой проходимости Урал 4320-1912-30 или КРАЗ-260 (АПРС-40 -на базе КАМАЗ-43118)

Состоят из однобарабанной лебедки и двухсекционной телескопической вышки с талевой системой. Гидросистема и пневмосистема агрегата АПРС-40 обеспечивают работу с гидроключем "ойл-кантри". Агрегат имеет необходимую устойчивость без крепления вышки к внешним якорям.

Агрегат АПРС-40 выполнен во взрывобезопасном исполнении в соответствии с требованиями стандартов безопасности труда, а также РД 08-200-98 "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности". Имеет трансформатор для подключения агрегата от 220В. Агрегат оснащен дополнительной лебедкой для подъема ключа, боковыми опорными домкратами, уровнемером, пневмосистема оснащена осушителем воздуха.

Установка УПТ1-50Б - самоходная, смонтирована на болотоходном гусеничном тракторе Т-170МБ01, обладает повышенной проходимостью и устойчивостью. Привод исполнительных узлов и механизмов - от двигателя трактора, лебедки и ротора - через трансмиссию; подъем вышки, привод гидрораскрепителя и механизма для свинчивания и развинчивания труб -гидравлический; включение фрикционных муфт - пневматическое.

Управление всеми механизмами установки расположено в кабине трактора. Подъемом вышки управляют с земли.

Конструкция установки отличается следующими особенностями: наличием управляемого с земли механизма фиксации вышки в транспортном положении, наличием площадки для обслуживания неподвижного конца талевого каната, улучшенной видимостью устья скважины из кабины машиниста, повышенной надежностью конической передачи привода лебедки, установкой компрессора под капотом двигателя трактора. Установка может быть поставлена с гусеницами нормальной ширины (500 мм) и увеличенной (920 мм).

Конструктивные особенности агрегата А-60/80 это наличие одно или двухбарабанной лебедки с дисковыми пневматическими муфтами, позво­ляющими оперативно переключаться с одного диапазона на другой и не требующей дополнительного компрессора. Буровой барабан с канавками Лебуса, обеспечивает равномерное наматывание каната; выдвижение верхней секции гидроприводной лебедкой, которая используется для выполнения вспомогательных работ; гидродомкраты (аутригеры) двухстороннего действия.

3

Фонтанная скважина

Фонтанной скважиной называется добывающая скважина, в которой подъем нефти от забоя до устья осуществляется за счет естественной энергии продуктивного пласта. Эксплуатация такой скважины является наиболее экономически выгодной за счет простоты конструкции и отсутствия дополнительных затрат энергии на подъем нефти.

Фонтанная скважина отличается от скважины, законченной бурением. Для обеспечения подьема нефти в колонну спускают специальную колонну труб, насоно-компрессорных (НКТ). Рис. 4

Колонна НКТ подвешивается на специальном устьевом оборудовании скважины, получившем название фонтанной арматуры. Фонтанная арматура устанавливается на устье скважины. Она служит для подвески колонны НКТ, спущенной в скважину, герметизации устья, направления добытой нефти в наземные трубопроводы и регулирования режима эксплуатации скважины.

 
 

 


Рис. 4 Принципиальная схема конструкции фонтанной скважины.

Колонна НКТ является каналом для подъема нефти от забоя скважин до устья. Длина колонны НКТ достигает 3000 м. Собирается колонна из стандартных НКТ длиной от 5 до 10 м, определенным наружным диаметром 33; 42; 48; 60; 73; 89; 102; 1 14 мм при толщине стенки от 4 до 7 мм. Соединяются трубы между собой при помощи специальных резьбовых муфт. Масса спущенной НКТ достигает десятков тонн. Спуск и подъем колонны НКТ производится специальной техникой - подъемными агрегатами.

Фонтанная арматура представляет собой стальные толстостенные трубные конструкции, тройники, крестовины и запорные устройства, соединяемые между собой посредством фланцевых болтовых соединений. Все узлы и детали арматуры рассчитаны на работы при высоких давлениях в 7; 14; 21; 35; 70 и 105 МПа. Масса фонтанной арматуры достигает сотни килограммов и зависит от наличия примесей в добываемой продукции.

Применяют два вида фонтанной арматуры: крестовая, обычно используется на нефтедобывающих скважинах, в продукции которых нет механических примесей, для продукции скважин с повышенным содержанием механических примесей используются троиниковые схемы фон­танной арматуры, (рис.5)

Монтаж и демонтаж требуют использования грузоподъемной техники.

 

Рис. 5 Схема фонтанной арматуры тройникового (а) и крестового (б) типа

а- 1-манометр. 2-запорное устройство, 3-фланец под манометр, 4-запорное устройство, 5-тройник. 6-дроссель, 7-переводник трубной головки. 8-отлветный фланец. 9-трубная головка б - обозначения те же, кроме 5-крестовина

4

Компрессорные установки

В процессе освоения скважины в основном используется компрессорный способ, который заключается в нагнетании сжатого воздуха в межтрубное пространство для вытеснения жидкости через насосно-компрессорные трубы и аэрации столба жидкости с целью уменьшения ее плотности и снижения гидростатического давления на забой. В таких случаях применяют передвижные компрессорные установки поршневого типа с дизельным приводом.

Компрессорные установки делятся по принципу действия компрессора на объемные и лопаточные.

По типу привода компрессора на приводные и прямодействующие (газомоторные).

По давлению всасывания на нормальные, дожимные и вакуумные; по развиваемому давлению на установки низкого давления (0,2-1 Мпа), среднего (1-ЮМпа), высокого (10-100Мпа) и сверхвысокого давления (выше ЮОМпа).

По расположению осей цилиндров - горизонтальное, вертикальное, угловое и оппозитное. Часто применяют компрессоры, которые относятся к типу крейцкопфных машин с оппозитным расположением цилиндров, при котором силы инерции возвратно - поступательно движущихся масс направлены в противоположные стороны, благодаря чему достигается хорошая уравновешенность инерционных сил (например компрессор 2ВМ-4-9/101).

По числу ступеней сжатия воздуха или газа бывают одно-, двух- и многоступенчатые

По количеству рядов, в которых расположены цилиндры компрессоры делятся на одно-, двух и многорядные.

По характеристике сжимаемого газа бывают воздушные и газовые.

В разделе представлены компрессорные станции типа СД и передвижные компрессорные станции типа ПКС.

Всё оборудование станций смонтировано на общей раме и установлено на шасси автомобиля (КрАЗ-65101, Урал-4320- КамАЗ-53228А) или салазках и защищено съёмным капотом. Привод компрессора - дизель. Компрессор и дизель оснащены всеми системами необходимыми для нормальной работы станции

В состав станции входят: четырехступенчатый поршневой компрессор с жидкостным охлаждением, приводной двигатель ЯМЗ-238М2, аналогичный тяговому двигателю автомобиля, холодильники, воздухопровод, система управления и защиты. Все оборудование станции закрыто металлическим кузовом.

Климатическое исполнение - УХЛ1 по ГОСТ 15150-69, но для работы при температуре окружающего воздуха от минус 45 до +4

5

Скважина, эксплуатируемая установкой штангового скважинного насоса

Установка штангового скважинного насоса (УШСН рис 6) представляет собой скважину, в которую на колонне НКТ 3 спущен глубинный насос объемного действия 2 с возвратно-поступательном движением плунжера. Плунжер насоса со сквозным каналом колонной полых стальных штанг 4, размещенных внутри колонны НКТ, соединен с наземным приводом, установленным на поверхности земли около устья скважины. Наземный привод через колонну штанг, передает возвратно-поступагельное движение плунжеру скважинногонасоса, в результате чего насос добываемую нефть по колонне НКТ подает на поверхность.

 

 


Рис. 6 Схема штангового скважинной установки

1-фильтр, 2-скважинный насос, 3-насосно-компрессорные трубы, 4-насосные штанги, 5-тройник, 6-устьевой сальник, 7-сальниковый шток, 8-канатная подвеска, 9-головка

 

Устьевое оборудование такой скважины обеспечивает подвеску в скважине колонны НКТ, направление добытой нефти в наземный трубопровод и герметизацию верхней части колонны штанг, соединенной с наземным приводом. В качестве наземного привода УШСН широкое распростра­нение получил механический привод, - станок—качалка.

Станок-качалка представляет собой кривошипно-коромысловый механизм одностороннего действия, преобразующий вращательное, движение точки подвеса штанг. Конструктивно станок-качалка состоит из рамы с вертикальной стойкой, на которой подвижно установлен балансир (коромысло). К переднему плечу балансира (со стороны устья скважины) на канатной подвеске крепится верхний конец колонны штанг, спущенных в скважину и передающих возвратно-поступательное движение плунжеру скважинного насоса.

Заднее плечо балансира станка-качалки через траверсу соединяется с кривошипами, закрепленными на тихоходном валу редуктора, установленного на раме. Быстроходный вал редуктора через клиноремонтную передачу связан с валом электродвигателя, закрепленного неподвижно на специальной платформе, связанной подвижно с рамой станка-качалки.

На заднем плече балансира или на кривошипах устанавливаются уравновешивающие грузы, предназначенные для выравнивания нагрузки на двигатель в процессе работы и обеспечивающие уменьшение потребного крутящего момента на кривошипе станка-качалки. Уравновешивающие грузы существенно увеличивают массу станка-качалки, вызывают значительные динамические нагрузки в приводе, что приводит к необходимости строительства мощного фундамента под раму станка-качалки.

Для обслуживания и ремонта станков-качалок используется специальная техника, получившая название агрегатов наземного ремонта.

Штанговые скважинные насосы -малогабаритные плунжерные насосы объемного действия, имеющие цилиндрическую наружную поверхность диаметрами от 48,2 до 114 мм, длину цилиндров от 2 до 7 м. Спуск и подъем насосов в скважины осуществляют на колонне НКТ или колонне штанг в зависимости от модели скважинного насоса.

Штанги насосные, полые внутри предназначены для передачи возвратно-поступательного движения от наземного привода к штанговому скважинному насосу, установленному в скважине.

Штанги между собой соединяются на резьбовых муфтах, образуя штанговую колонну. Отдельная штанга представляет собой стальной стержень круглого сечения длиной от 1 до 8 м, диаметрами 16; 19; 22; 25; 28 мм. Для транспортировки штанг на промысле используются специальные агрегаты перевозки штанг (АПШ) Спуск и подъем штанг в скважину осуществляют подъемники, используемые для работы с НКТ.

6

СМЕСИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

При освоении скважин, их капитальном ремонте проводят такие операции как цементирование нефтяных и газовых скважин, гидроразрыв пласта, ремонтно-изоляционные работы. Эти работы требуют специального оборудования, позволяющего аккумулировать и транспортировать сухие тампонажные материалы к месту проведения работ, готовить растворы заданной консистенции.

Смесительные установки предназначены для приготовления цементных растворов и различных тампонажных смесей, могут быть использованы для приготовления из глинопорошков нормальных и утяжеленных промывочных жидко­стей, для транспортировки песка, приготовления песчано-жидкостной смеси и подачи ее на прием насосных установок при гидроразрыве нефтяных и газовых пластов и гидропескоструйной перфорации.

Установки на шасси транспортной базы и в основном состоят из следующих основных узлов: бункера; смесительного устройства, приемной воронки; загрузочного шнека; дозирующих винтовых конвейеров; коробки отбора мощности; карданных валов.

У установки смесительной УС 8 по сравнению с установкой увеличен объем осреднительной емкости и бункера с 4 м до 6 м, что позволило увеличить производительность приготовления тампонажного раствора в 2,7 раза (С 10 дм3/с до 27 дм3/с).

Установка УДКПС позволяет готовить жидкие смеси на основе соляной кислоты.

Установки УС6-30 работают совместно с цементировочным агрегатом. От водоподающего блока агрегата подводится вода в необходимом объеме к смешивающему устройству установки. Одновременно обеспечивается регулируемая подача томпанажной смеси. Готовый раствор подается на цементировочный агрегат.

Смешивающее устройство установки УС6-30 гидровакуумного типа и оснащено щелевидными насадками с разными проходными сечениями для подбора необходимой плотности приготавливаемого тампонажного раствора.

Загрузка цемента осуществляется винтовым конвейером и пневматическим способом через загрузочную трубу. Для предупреждения сводообразования томпонажного материала в бункере установлен пневмовибратор. Установка снабжена счетчиком моточасов и устройством контроля скорости вращения шнеков. По заказу потребителей установка может поставляться без загрузочного конвейера.

7

Скважина, эксплуатируемая установкой погружного электроцентробежного насоса

Это нефтедобывающая скважина (рис.7), в которую на колонне НКТ под уровень нефти спущен погружной насосный агрегат, состоящий из многоступенчатого скважинного насоса и погружного электродвигателя 1, получившего название ЭЦН. Электроэнергия к погружному двигателю ЭЦН подается по бронированному кабелю, спущенному в скважину и закрепленному снаружи колонны НКТ 4. На поверхности земли кабель соединен с автотрансформатором 8 и станцией управления 7. Подъем нефти из скважины осуществляется внутри колонны НКТ в результате работы погружного центробежного насоса, который приводится в действие соединенным с ним погружным электродвигателем. Подвеска колонны НКТ в скважине имеет специальное уплотнение, обеспечивающее герметизацию кабеля в месте его выхода из скважины.

 

 

 
 

 

 


Рис. 7. Установка центробежного электронасоса типа УЭЦ11

1-электродвигатель, 2-насос, 3-кабельная линия, 4-колонна насосно-компрессорных труб, 5-крепежный пояс, 6-оборудование устья скважины, 7-станция управления, 8-трансформатор.

Погружной насосный агрегат ЭЦН представляет собой центробежный и погружной электрический двигатель, объединенные в одной конструкции цилиндрической формы.

Транспортировка ЭЦН в наземных условиях, как правило, осуществляется по частям (насос отделен от электродвигателя) в комплекте с наземным оборудованием, автотрансформатором, станцией управления и кабелем, намотанным на барабане, для чего используются специальные агрегаты погрузки и перевозки типа АТЭ-6. В некоторых районах страны перевозка кабеля осуществляется отдельно на специальном санном или колесном прицепе типа УПК-2000. Спуск и подъем ЭЦН в скважинах осуществляются общепринятыми на промыслах эксплуатационными подъемниками или агрегатами подземного ремонта.

8

ПРОМЫВОЧНЫЕ НАСОСНЫЕ АГРЕГАТЫ

Промывка призабойной зоны осуществляется с целью удаления песка, вынесенного нефтью из коллектора. Наиболее часто применяют обратный способ промывки скважин, при этом в качестве промывочных используют насосно-компрессорные трубы. Промывочная жидкость нагнетается насосной установкой в кольцевое пространство между эксплуатационной колонной труб и промывочными трубами, а жидкость с размытым песком поднимается по промывочным трубам.

В этом разделе рассмотрены установки, которые предназначены для нагнетания неагрессивных жидкостей.

Установки для промывки скважин обычно состоят из насоса, коробки отбора мощности, коробки передач, цепного редуктора, манифольда, вспомогательного трубопровода, а также систем управления, обогрева и продувки.

Насос - обычно трехплунжерный горизонтальный (НП-100). Насосный установки фирмы Синергия (СИН44.02 и СИН44.03), укомплектованы трехплунжерными насосами высокого давления СИН 32 (установка СИН34) или СИН 44 (установка СИН44). Насосы имеют высокую гидравлическую мощность и небольшой вес. Конструктивные особенности, присущие только плунжерным насосам, позволили значительно увеличить ресурс работы основных узлов насоса, упростить их обслуживание и ремонт, что естественно удешевляет эксплуатацию насосной установки.

Привод насоса - от тягового двигателя через коробку отбора мощности, карданные валы, четырехскоростную коробку передач и цепной редуктор.

Применение цепного редуктора повысило надежность работы насосного блока, а также упростило его ремонт.

Приемная линия манифольда представляет собой рукав с фильтром на конце. На нагнетательной линии манифольда предусмотрены пробковые краны высокого давления, предохранительный клапан, разделитель с амортизатором и манометр.

Пост управления установкой расположен в обогреваемой и вентилируемой кабине транспортного средства, куда выведены рычаги управления зубчатыми муфтами включения коробки отбора мощности и коробки передач.

Установки СИН44 и СИН44.03 смонтированы на прицепе, имеет асинхронный взрывозащищенный двигатель мощностью 90 кВт и с возможностью регулировки оборотов от частотного преобразователя

Укрытие установок утепленное, и совмещено с инструментальным помещением.

Обогрев и продувка гидравлической части насоса и нагнетательного манифольда - выхлопными газами тягового двигателя автомобиля или трактора (установка УН1Т-100х250).

9

Скважина, эксплуатируемая установкой погружного гидропоршневого насосного агрегата

Это скважина, в которой внутри колонны насосно-компрессорных труб 7, (рис.8) в нижней ее части, размещен гидропоршневой насосный агрегат 8. Пространство между колонной труб 7 и обсадной колонной герметизируется пакером 10. На поверхности скважины смонтировано устьевое оборудование с четырехходовым краном 6, обеспечивающим подвод рабочей жидкости по колонне труб 7 к гидропоршневому агрегату 6 и подъему добываемой продукции по затрубному пространству между обсадной колонной и колонной труб 7. Устьевое оборудование посредством наземных трубопроводов соеди­нено с наземным оборудованием установки.

Насос высокого давления 1 посредством трубопровода высокого давления соединен с блоком распределительной гребенки 17, в которой осуществляется распределение рабочей жидкости высокого давления между несколькими скважинами с установленными в них гидропоршневыми агрегатами. В качестве рабочей жидкости используется сырая нефть из скважины предварительно очищенная от механических примесей. Принцип действия установки основан на использовании потока рабочей жидкости в качестве носителя энергии к погружному гидропоршневому насосному агрегату, установленному на забое нефтедобывающей скважины.

Трехплунжерный насос высокого давления подает рабочую жидкость на блок распределительной гребенки 17 и далее по наземному трубопроводу до устьевого оборудования скважины с четырехходовым краном 6.

 

 

 

Из устьевого оборудования рабочая жидкость высокого давления по колонне насосно-компрессорных труб 7 подводится к гидропоршневому агрегату 8.

Энергия потока рабочей жидкости высокого давления в гидродвигателе погружного агрегата преобразуется в механическую энергию возвратно-поступательного движения поршня гидродвигателя. Поршень гидродвигателя приводит в движение плунжер насосной части агрегата 8, в результате чего насос погружного агрегата отбирает добываемую нефть из скважины и по затрубному пространству, между обсадной колонной и наружным диаметром насосно-компрессорных труб 7 поднимает на устье скважины.

Добытая продукция (нефть и отработавшая в гидродвигателе агрегата рабочая жидкость) от устья скважины по трубопроводу низкого давления поступает в трехфазный сепаратор 12, где происходит разделение на газ, нефть и пластовую воду. Нефть далее разделяется на два потока, одна ее часть поступает по трубопроводу 5 в систему сбора, а вторая - на циркуляционный насос 4 и на блок циклонной очистки 3, где производится отделение механических примесей до качества "подтоварной нефти". Затем очищенная нефть поступает на прием трехплунжерного насоса 1. В дальнейшем цикл движения рабочей жидкости повторяется и осуществляется непрерывно, обеспечивая тем самым бесперебойно работу погружного гидропоршневого насосного агрегата.

Погружной гидропоршневой насосный агрегат является наиболее сложной конструкцией всей установки, определяющей технические возможности данного способа добычи нефти. Конструктивно погружной агрегат представляет собой плунжерный скважинный насос (аналогичный штанговому насосу) и гидравличнеский скважинный двигатель объемного действия с возвратно-поступательным движением поршня, объединенные в единую сборочную конструкцию скважинного исполнения.

Особенностью данного способа добычи нефти является возможность замены отработавшего в скважине погружного агрегата на новый без подъема колонны труб. Спуск агрегата в скважину осуществляется свободным сбросом его внутрь колонны труб.

Для подъема гидропоршневого агрегата из скважины (рис.9 б) четырехходовой кран на устье скважины переключается так, чтобы рабочая жидкость с поверхности по боковому каналу поступала под нижний торец агрегата, заставляя его подниматься вверх внутри колонны труб в потоке закачиваемой жидкости. При достижении устья скважины агрегат своей верхней головкой захватывается специальным ловильным устройством, размещенном в устьевом оборудовании, и извлекается из скважины.

Такой способ замены агрегата принято называть гидравлическим, что обеспечивает резкое сокращение простоя скважины связанное с заменой агрегата. Подъем агрегата с глубины 2000 метров осуществляется в течение 35-40 минут.

10

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И СКВАЖИННЫХ РАБОТ

 

Исследовательские работы на скважине проводятся с целью установления режима эксплуатации скважин, наличия информации о параметрах пласта в призабойной зоне, а также о состоянии скважинного оборудования.

При изучении состояния скважин производятся спуск и подъем различных глубинных приборов, поэтому основным узлом установок является лебедка, смонтированная на самоходном шасси. Привод лебедки осуществляется от двигателя транспортного средства.

Установки классифицируются:

По целевому назначению:

а) установки для проведения исследовательских работ

б) установки для проведения скважинных работ.
По типу транспортной базы:

а) самоходные — на колесной базе и гусеничном ходу

б)прицепные

По типу привода лебедки:

а) однобарабанные б) двухбарабанные По тяговому усилию лебедки:

а) с малым тяговым усилием (4-7 кН)

б) со средним тяговым усилием (8-15 кН)

в) с большим тяговым усилием (более 16 кН).

Установки смонтированы на шасси автомобиля или трактора включают в себя следующие узлы и системы:

- коробку отбора мощности;

- трансмиссию;

- лебедку с мерительным механизмом, укладчиком проволоки, тормозом,
храповым механизмом и механизмом ручного привода барабана лебедки.

- пульт управления.

Исследовательские установки классифицированы в данном разделе на установки с механическим приводом лебедки, они чаще применяются только для выполнения исследовательских работ и установки с гидравлическим приводом лебедки, которые используют чаще для выполнения скважинных работ, но некоторые установки можно использовать и для исследовательских и для скважинных работ.

11

Газлифтная скважина

Газлифтный способ эксплуатации нефтяных скважин -способ механизированной добычи, при котором жидкость из скважины поднимается на поверхность за счет энергии газа, нагнетаемого под давлением с поверхности. Газлифтный способ добычи нефти позволяет эффективно эксплуатировать наклонно-направленные скважины с высокой температурой, с большим содержанием газа, песка, воды в продукции скважины.

Если в качестве нагнетаемого газа используется воздух, скважина называется эрлифтной, если нефтяной -газлифтнои. В практике нефтедобычи в основном используется газлифтный способ, так как при закачке воздуха в нефтяную скважину ухудшается качество добываемой нефти и усиливаются окислительные процессы со скважинным оборудованием.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации скважин используют различные схемы их обустройства, отличающиеся числом рядов спускаемых в скважину труб, и их взаимным расположением, направлением движения рабочего агента и газонефтяной смеси. По числу рядов спускаемых труб схемы обустройства скважин бывают однорядными, двухрядными и полуторорядными. По направлению нагнетания рабочего агента различают кольцевую и центральную системы.

В центральной системе рабочий агент нагнетается по центральной колонне труб, а газонефтяная смесь поднимается по кольцевому пространству. Основными преимуществами такой системы являются низкие пусковые давления и наиболее рациональное использование поперечных размеров скважин. К недостаткам центральной системы относятся: возможность разрушения эксплутационной обсадной колонны и обрыва внутренних подъемных труб в результате стачивания их муфт при подъеме жидкости, содержащей песок; уменьшение диаметра труб при подъеме нефти, содержащей парафин, соли, за счет их отложения на стенках.

В кольцевой системе рабочий агент нагнетают в пространство между колоннами, а газонефтяная смесь поднимается по внутренним подъемным трубам. Принципиальные схемы обустройства газлифтных скважин с кольц е в о й системой подачи рабочего агента представлены на рис. 11а,б,в.

В большинстве случаев, учитывая недостатки центральной системы, при эксплуатации газлифтных скважин применяется кольцевая система подачи газа в скважины.

Простейшей схемой обустройства скважины является скважина с одной колонной опущенных в нее труб (рис.11 б), более сложной с двумя колоннами подъемных труб (рис.11 а). Ступенчатый вариант двухрядного подъемника на рис. 11 в, получил название полуторорядного подъемника.

В однорядном подъемнике на рис.11 б рабочий агент (газ) нагнетается в кольцевое пространство между обсадной колонной скважины и подъемными трубами. Добываемая продукция (газонефтяная смесь) поднимается по колонне подъемных труб.

Вдвухрядном подъемнике на рис. 11 а в скважину спускают две концентрично расположенные колонны труб. Рабочий агент при этом нагнетается в кольцевое пространство между -двумя колоннами труб, а газонефтяная смесь (продукция скважины) поднимается по внутренней колонне подъемных труб. Наружные трубы принято называть нагнетательными, а внутренние - подъемными

В полуторорядном подъемнике на рис. 11.в, рабочий агент подается в кольцевое пространство между колоннами труб, а газонефтяная смесь - по внутренней колонне труб. Отличие от двухрядного подъемника заключается в наличии во внешней колонне труб двух частей - верхней, большего диаметра и нижней, меньшего диаметра. Преимущества такой схемы заключается в облегчении веса внешней колонны труб и улучшении условий выноса песка с забоя скважины.

В промысловой практике широкое распространение получила схема однорядного подъемника с кольцевой системой подачи рабочего агента. На устье скважины монтируется устьевое оборудование (фонтанная арматура) 1, обеспечивающая подвод рабочего агента и отвод газонефтяной смеси в систему наземных трубопроводных коммуникаций. На устьевом оборудовании подвешивается колонна насосно-компрессорных труб 3 со скважинными газлифтными камерами 2, в которых размещаются скважинные газлифтные колонны для улучшения условий пуска газлифтной скважины.

12

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЦИСТЕРНЫ

Автомобильные цистерны используют на нефтяных и газовых промыслах для транспортировки жидкости к насосным и смесительным установкам при проведении промывочно-продавочных работ, гидравлическом разрыве пласта, гидропескоструйной перфорации, солянокислотных обработках.

Автомобильные цистерны применяют также для транспортировки топлива, смазочных материалов к скважине и заправке техники, эксплуатируемой на нефтепромыслах.

Следовательно все автомобильные цистерны по виду выполняемых работ можно таким образом разделить на две группы.

1. Установки для транспортировки жидкостей на скважину.

2.Установки для транспортировки топлива, масла, и проведения заправочно-смазочных работ.

Автомобильные цистерны по типу базового шасси делятся на:

- автомобили-цистерны;

- полуприцепы-цистерны;

- прицепы-цистерны.

Автоцистерны для транспортировки нефтепродуктов делятся по виду транспортируемого продукта:

для топлив (бензин, дизельное топливо, газотурбинное топливо, керосин, лигроин);

для масел (моторное, трансмиссионное, индустриальное, турбинное, компрессорное, электроизоляционное, приборное); для мазутов и битумов.

Автомобиль-цистерна состоит из шасси автомобиля и специального оборудования, которое включает устройства и системы, обеспечивающие сохранность качества транспортируемых продуктов, сокращение затрат времени и труда на выполнение сливно-наливных операций.

Как правило специальное оборудование автоцистерны включает в себя: цистерну; гидравлическую систему; электрооборудование; механизмы управления насосом и арматурой технологической обвязки гидравлической системы; вспомогательное оборудование (контрольно-измерительные приборы - КИП, рукава, шланги, ящики пеналы); инструменты и принадлежности (ЗИП); противопожарное оборудование.

Цистерну монтируют вместо грузового кузова на раме базового шасси и закрепляют таким образом, чтобы их продольные оси находились в одной вертикальной плоскости. На цистерне установлены специальные площадки и лестницы для доступа к горловине.

18

АВТОЦИСТЕРНЫДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЖИДКИХ СРЕД К СКВАЖИНАМ

Автоцистерна нефтепромысловая представляет собой комплекс специального оборудования, смонтированного на шасси автомобиля. Специальное оборудование обычно включает в себя:

- цистерну;

- насосный блок с приводом;

- манифольд;

- трансмиссию;

Цистерна комплектуется дыхательным клапаном, указателем уровня жидкости в цистерне, отстойником. Дыхательный клапан служит для выравнивания давления в цистерне с атмосферным как при отборе жидкости из цистерны, так и при заполнении ее жидкостью.

Отстойник предназначен для сбора механических примесей и воды, которые сливают через предусмотренный в нем патрубок.

Для смягчения гидравлического удара при изменении скорости движения автомобильной цистерны и уменьшения нагрузки на днище, цистерна снабжается волнорезами.

Горловина цистерны обеспечивает доступ во внутреннюю полость цистерны для ее осмотра и выполнения ремонтных работ.

Насосный блок предназначен для перекачивания рабочих жидкостей и Представляет собой обычно центробежный или трехплунжерный насос и редуктор.

Манифольд представляет собой систему трубопроводов, рукавов и запорной арматуры, составляющих всасывающую и нагнетательную линии насоса.

В составе манифольда имеется один съемный рукав, который применяется на всасывающей линии.

Трансмиссия обычно состоит из коробки отбора мощности, карданного вала и предназначена для передачи крутящего момента от двигателя автомобиля к насосу через редуктор.

19

ПОДЪЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Подъемное оборудование выполняет работы при текущем и капитальном ремонте скважин и работы связанные с ликвидацией аварий.

С помощью этого оборудования выполняются следующие операции при проведении работ на скважине: спуск и подъем насосно-компрессорных (НКТ), бурильных и обсадных труб, штанг, инструмента, скважинного оборудования; свинчивание и развинчивание труб и штанг; разбуривание цементных пробок, вторых стволов скважин; промывка песчаных пробок (если подъемные установки снабжаются насосным оборудованием, обычно это делается по желанию заказчика), глушение скважин; проведение л обильных операций и другие работы.

Оборудование предназначено для работы в нормальных и холодных климатических условиях.

По грузоподъемности оборудование делится на установки малой грузоподъемности (до 32 т.), средней грузоподъемности (до 50 т.), большой грузоподъемности (от 80 т. и выше).

Навесное оборудование монтируется на транспортной базе и состоит из следующих основных узлов:

1. Силовой передачи, предназначенной для привода навесного обору­дования от двигателя через коробку отбора мощности и раздаточный редуктор.

2. Лебедки, барабан которой наматывает канат при выполнении спускоподъемных операций.

3. Вышки с талевой системой, которая необходима для выполнения спуско-подъемных операций.

4. Гидравлической системы, обеспечивающей привод некоторых механизмов, подъем вышки и установку опорных домкратов.

5. Пневматической системы управления, управляющей муфтамивключения барабана лебедки, сцепления двигателя, а также усиления тормозов.

6. Системы электрооборудования, необходимой для управления механизмами при проведении работ на скважине.

В качестве транспортной базы используются обычно автомобили повышенной проходимости (БАЗ 69507, КрАЗ-257).

Вышка (мачта) телескопическая, состоит из двух частей - внешней, наружной и внутренней, которая в транспортном положении входит в наружную часть, однако у ряда моделей небольшой грузоподъемности вышка неразъемная, односекционная. На вышке монтируется талевая оснастка, 3x4 или 2x3. Лебедка одно или двухбарабанная, с приводом от двигателя автомобиля.

20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: