АГРЕГАТЫ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО РАЗРЫВА ПЛАСТА И ГИДРОПЕСКОСТРУЙНОЙ ПЕРФОРАЦИИ




Гидравлический разрыв пласта является одним из методов повышения продуктивности скважины. Сущность гидравлического разрыва пласта заключается в образовании высокопроницаемых трещин большой протяженности под воздействием давления нагнетаемой в скважину плохо фильтрующейся жидкости. Этот процесс состоит из следующих этапов:

а) закачки в пласт жидкости разрыва для образования трещин;

б) нагнетания жидкости-песконосителя;

в) закачки жидкости для продавливания песка в скважину.
Гидроразрыв пласта производится при давлениях в 1,5-2 раза

превышающих гидростатическое давление и составляющих 70-И 00 МПа. Для этого используются насосные агрегаты способные развивать данные давления, а также пескосмесительные агрегаты.

В данном разделе представлены насосные агрегаты типа «СИН» фирмы Синергия. Агрегат снабжен трехплунжерным насосом высокого давления СИНЗ1, который может развивать давление до ЮОМпа.

Установки могут комплектоваться емкостным блоком с теплоизоляцией (СИН42). Блок предназначен для приготовления, хранения и подогрева технологических растворов для гидроразрыва пласта.

В блоке насосном СИН 35.10 привод насосов идет от двух автономных дизельных двигателей (дизель В2-500ТК-С4) через коробки передач и зубчатые муфты.

Коробка передач планетарная, пятиступенчатая, гидромеханическая

Для создания подпора рабочей жидкости на приеме трехплунжерного насоса установлен подпорный центробежный насос.

Установка насосная универсальная УНУ 160x40 применяется для выполнения работ по нагнетанию неагрессивных жидкостей и растворов при цементировании, гидропескоструйной перфорации, промывке песчаных пробок и проведения других промывочно-продавочных работ при освоении и капитальном ремонте газовых и нефтяных скважин как самостоятельно, так и в составе комплекса цементирования скважин КЦС-40. На монтажной раме расположен трехплунжерный насос КТП-727, он имеет автономный силовой агрегат (дизель ЯМ3238м2).

Агрегат насосный АН-700 монтируется на шасси автомобилей КрАЗ-65101-100, Урал-4320-1912-30, КамАЗ-53228. Отличительная особенность агрегата - возможна установка подпорного насоса, что позволяет использовать агрегат в операциях по цементированию скважин.

Установка двухнасосная передвижная УНП2-320x40 может работать как в комплексе КЦС-40, так и самостоятельно. На монтажной раме расположены два плунжерных насоса НТП-727.Каждый из насосов имеет автономный силовой агрегат (дизель ЯМ3236А с коробкой скоростей).

В процессе освоения скважины в основном используется компрессорный способ, который заключается в нагнетании сжатого воздуха в межтрубное пространство для вытеснения жидкости через насосно-компрессорные трубы и аэрации столба жидкости с целью уменьшения ее плотности и снижения гидростатического давления на забой. В таких случаях применяют передвижные компрессорные установки поршневого типа с дизельным приводом.

Компрессорные установки делятся по принципу действия компрессора на объемные и лопаточные.

По типу привода компрессора на приводные и прямодействующие (газомоторные).

По давлению всасывания на нормальные, дожимные и вакуумные; по развиваемому давлению на установки низкого давления (0,2-1 Мпа), среднего (1-ЮМпа), высокого (10-100Мпа) и сверхвысокого давления (выше ЮОМпа).

По расположению осей цилиндров - горизонтальное, вертикальное, угловое и оппозитное. Часто применяют компрессоры, которые относятся к типу крейцкопфных машин с оппозитным расположением цилиндров, при котором силы инерции возвратно - поступательно движущихся масс направлены в противоположные стороны, благодаря чему достигается хорошая уравновешенность инерционных сил (например компрессор 2ВМ-4-9/101).

По числу ступеней сжатия воздуха или газа бывают одно-, двух- и многоступенчатые

По количеству рядов, в которых расположены цилиндры компрессоры делятся на одно-, двух и многорядные.

По характеристике сжимаемого газа бывают воздушные и газовые.

В разделе представлены компрессорные станции типа СД и передвижные компрессорные станции типа ПКС.

Всё оборудование станций смонтировано на общей раме и установлено на шасси автомобиля (КрАЗ-65101, Урал-4320- КамАЗ-53228А) или салазках и защищено съёмным капотом. Привод компрессора - дизель. Компрессор и дизель оснащены всеми системами необходимыми для нормальной работы станции

В состав станции входят: четырехступенчатый поршневой компрессор с жидкостным охлаждением, приводной двигатель ЯМЗ-238М2, аналогичный тяговому двигателю автомобиля, холодильники, воздухопровод, система управления и защиты. Все оборудование станции закрыто металлическим кузовом.

Климатическое исполнение - УХЛ1 по ГОСТ 15150-69, но для работы при температуре окружающего воздуха от минус 45 до +4

21

ОБОРУДОВАНИЕ НАСОСНЫХ УСТАНОВОК

Насосные установки используются при строительстве и ремонте нефтяных и газовых скважин.

При строительстве скважин производят крепление (цементирование), испытание на продуктивность и опрессовку.

Крепление осуществляется путем закачки цементного раствора в затрубное пространство обсадной колонны цементировочными насосами. Насосные установки по виду выполняемых работ делятся на:

- промывочные;

- цементировочные;

- агрегаты для гидроразрыва пласта;

- агрегаты для гидропескоструйной перфорации.

В свою очередь по роду перекачиваемой жидкости промывочные можно разделить на агрегаты для нагнетания воды, горячей нефти и агрессивны: жидкостей (соляной и углекислоты).

По давлению нагнетания установки подразделяются на установки:

- низкого давления (16-20Па);

- среднего давления (32-50 Па);

- высокого давления (более 70Па)

Насосные агрегаты состоят из:

- трансмиссии;

- насоса плунжерного или поршневого;

- манифольда, состоящего из приемного и нагнетательного рукава;

- вспомогательного трубопровода;

- контрольно-измерительных приборов.
Цементировочные насосные агрегаты снабжаются дополнительно:

- цементировочным насосом;

- мерным баком;

- шлангами.

Конструкция агрегатов для нагнетания агрессивных жидкостей практически не отличается от конструкции промывочных агрегатов, которые закачивают воду. Внутренние поверхности цистерн, поверхности механизмов и узлов, которые соприкасаются с кислотой обработаны специальным составом - гуммированы.

Агрегаты для гидравлического разрыва пласта отличаются конструкцией насоса, обычно это плунжерные насосы создающие давление 70-100 МПа.

23

ПРОМЫВОЧНЫЕ НАСОСНЫЕ АГРЕГАТЫ

Промывка призабойной зоны осуществляется с целью удаления песка, вынесенного нефтью из коллектора. Наиболее часто применяют обратный способ промывки скважин, при этом в качестве промывочных используют насосно-компрессорные трубы. Промывочная жидкость нагнетается насосной установкой в кольцевое пространство между эксплуатационной колонной труб и промывочными трубами, а жидкость с размытым песком поднимается по промывочным трубам.

В этом разделе рассмотрены установки, которые предназначены для нагнетания неагрессивных жидкостей.

Установки для промывки скважин обычно состоят из насоса, коробки отбора мощности, коробки передач, цепного редуктора, манифольда, вспомогательного трубопровода, а также систем управления, обогрева и продувки.

Насос - обычно трехплунжерный горизонтальный (НП-100). Насосный установки фирмы Синергия (СИН44.02 и СИН44.03), укомплектованы трехплунжерными насосами высокого давления СИН 32 (установка СИН34) или СИН 44 (установка СИН44). Насосы имеют высокую гидравлическую мощность и небольшой вес. Конструктивные особенности, присущие только плунжерным насосам, позволили значительно увеличить ресурс работы основных узлов насоса, упростить их обслуживание и ремонт, что естественно удешевляет эксплуатацию насосной установки.

Привод насоса - от тягового двигателя через коробку отбора мощности, карданные валы, четырехскоростную коробку передач и цепной редуктор.

Применение цепного редуктора повысило надежность работы насосного блока, а также упростило его ремонт.

Приемная линия манифольда представляет собой рукав с фильтром на конце. На нагнетательной линии манифольда предусмотрены пробковые краны высокого давления, предохранительный клапан, разделитель с амортизатором и манометр.

Пост управления установкой расположен в обогреваемой и вентилируемой кабине транспортного средства, куда выведены рычаги управления зубчатыми муфтами включения коробки отбора мощности и коробки передач.

Установки СИН44 и СИН44.03 смонтированы на прицепе, имеет асинхронный взрывозащищенный двигатель мощностью 90 кВт и с возможностью регулировки оборотов от частотного преобразователя

Укрытие установок утепленное, и совмещено с инструментальным помещением.

Обогрев и продувка гидравлической части насоса и нагнетательного манифольда - выхлопными газами тягового двигателя автомобиля или трактора (установка УН1Т-100х250).

24

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ ЛЕБЕДКИ

Гидравлический привод лебедки с дроссельным регулированием обеспечивает возможность плавного регулирования в широком диапазоне скоростей барабана лебедки.

Установки с гидравлическим приводом монтируются на шасси транспортного средства и включают в себя следующие основные узлы:

- привод гидронасоса;

- лебедку с постом контроля и управления и гидрооборудованием;

- масляный бак;

- кузов и др.

Кузов обычно состоит из двух отсеков, разделенных перегородкой, -лебедочного и операторского (с боковой дверью). В лебедочном отсеке расположен основной узел установки - гидроприводная лебедка с трансмиссией, а также оборудованы места для размещения и перевозки инструментов. В боковой стенке кузова оборудованы специальные камеры для устьевого (устьевых шлюзов) и другого оборудования, используемого при проведении скважинных тросовых работ.

В отсеке оператора размещен пост управления, с которого осуществляется управление как лебедкой, так и двигателем транспортной базы. На посту оператора смонтированы приборы для контроля натяжения проволоки, глубины спуска инструментов, давления в гидросистеме и частоты вращения двигателя. В этом же отсеке установлены кресло для оператора, два дополнительных сидения для персонала, верстак для наладки скважинных инструментов, отопитель. Смотровое окно отсека обеспечивает широкий обзор устья скважины с рабочего места оператора.

Гидравлический объемный привод с дроссельным регулированием обеспечивает бесступенчатое регулирование скоростей спуска-подъема, выполнение ударных операций при извлечении и посадке скважинных устройств, непрерывный автоматический контроль натяжения проволоки, гидравлическое торможение барабана лебедки при длительных спусках. Установки обычно комплектуются гидравлическим индикатором натяжения проволоки.

Работоспособность установок обеспечивается в районах с умеренным и холодным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 45 до плюс 45°С.

26

УСТАНОВКИ ДЛЯ ДЕПАРАФИНИЗАЦИИ СКВАЖИН

В процессе эксплуатации нефтяных скважин происходит выпадение парафина из нефти, в результате чего идет отложение парафина на внутренних стенках насосно-компрессорных труб, устьевом оборудовании, выкидных линиях, снижается проницаемость пород в призабойной зоне, уменьшается пропускная способность пород

Для борьбы с этим явлением используют различные методы, в том числе и термические (депарафинизация) Для обработки скважин горячей нефтью применяют агрегат типа АДПМ

Агрегат смонтирован на шасси автомобиля высокой проходимости КрАЗ-255Б1А и состоит из следующих узлов и систем: нагревателя змеевикового типа; топливной системы; нагнетательного насоса с компрессором-колпаком; трубопроводов; трансмиссии привода насоса и трансмиссии вспомогательного оборудования; контрольно - измерительных приборов и автоматики.

Агрегат АДПМ-12/150 имеет производительность до 12 м3/час и максимальную температуру нагрева нефти до 150° С.

Для депарафинизации (удаления парафинов) насосно-компрессорных труб, а также для подогрева трубопроводов и другого нефтепромыслового оборудования насыщенным паром высокого давления (режим 1), а также операций по обогреву, мойке и других работ насыщенным паром низкого давления (режим 2) применяются несколько моделей передвижных паровых установок (ППУА) и ППУА-1600/100.

В настоящее время широкое распространение получила более производительная установка ППУА-1600/100.

Оборудование установок смонтировано на монтажной раме, установленной на шасси автомобиля КрАЗ-255Б1А, Краз-260, Краз-250, КАМАЗ-43101.

Установки типа ППУА состоят из следующих узлов и систем: парового котла; цистерны; топливной системы; трансмиссии обвязочных трубопроводов.

Они представляют собой автономную передвижную котельную для выработки пара в полевых условиях. Монтируется на шасси автомобилей КрАЗ, КамАЗ, ТАТРА. Выпускается в двух видах: ППУА 1600/100 - с отбором пара высокого давления; ППУА 1600/100М - с отбором пара как высокого так и низкого давления.

Управление работой установки - дистанционное из кабины водителя, в которой расположены: щит приборов, штурвалы регулирующего парового вентиля и вентиля для регулировки количества топлива, подаваемого в топку парового котла, и управление заслонкой вентилятора.

В состав агрегата депарафинизации универсальный АДУ входят -котел паровой (он же нагреватель нефти), теплоизолированная цистерна для воды, нефтяная, паровая и топливная обвязки, трансмиссии привода питательного насоса и вспомогательного оборудования, система контроля и автоматики, система обогрева котла и питательного насоса выхлопными газами автомобиля.

АДУ по функциональному назначению заменяет две установки: ППУА-1600/100 и АДПМ-12/150

Передвижная парообразующая установка ППУ 2000/100 по требованию заказчика может быть снабжена теплонагревателем для поддержания температуры воды в рабочем состоянии в нерабочее время. Система регулирования давления в шинах - централизованная с управлением с места водителя, она обеспечивает контроль давления воздуха в шинах, изменение давления воздуха в шинах при преодолении участков местности с низкой несущей способностью, возможность движения при небольших повреждениях шин.

Установка снабжена: двойной защитой всех параметров по безопасности эксплуатации; устройством дополнительной очисткой воды АМБС; запасом топлива на 50 моточасов без дозапровки; контрольным пультом вынесенным в кабину водителя.

Установка ППУА - 1800 отличается от аналогичных установок: мобильностью; прочным утепленным кузовом; повышенной производи­тельностью; достаточным запасом воды и топлива; возможностью получения пара через 5-10 минут; повышенным КПД парового котла; простой и удобной конструкцией в эксплуатации; безопасностью обслуживания. От выпускаемых ранее установка также отличается прочным кузовом, каркас которого выполнен из прямоугольных труб.

Установка ППУА - 1800 монтируется и на шасси автомобиля и на санях.

28

ЦЕМЕНТИРОВОЧНЫЕ УСТАНОВКИ

Для проведения изоляционных работ, при строительстве и капитальном ремонте скважин применяют стандартное цементировочное оборудование, предназначенное для крупномасштабных цементировочных операций Цементировочные установки состоят из блока для подачи воды в смесительное устройство, насоса высокого давления для закачки жидкости в скважину, мерного бака, манифольда, вспомогательного разборного трубопровода и механизмов управления установкой.

Блок для подачи воды состоит из смонтированных на общей раме центробежного насоса и силового агрегата, выполненного обычно на базе двигателя ГАЗ-52А. Топливо поступает к двигателю из бензинового бака, установленного под настилом установки.

Насос высокого давления - чаще всего поршневой горизонтальный двухцилиндровый двустороннего действия марки НЦ -320, НПЦ-32, ЦНС38. На установках -ООО «Синергия» установлен трехплунжерный насос высокого давления СИН32. Привод насоса от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданный вал, соединяющий выводной вал коробки отбора мощности с концом вала червяка глобоидной пары приводной части насоса. Для обеспечения работы во всем диапазоне давлений и подач насос укомплектован сменными втулками и поршнями трех типоразмеров. Напорная линия насоса высокого давления оборудована предохранительным клапаном. На воздушном компенсаторе установлен манометр с разделителем.

Для соединения напорной линии с устьем скважины предусмотрен разборный вспомогательный трубопровод высокого давления с шарнирными коленами. Напорный коллектор насоса высокого давления содержит линию для проверки работы насоса до начала операции и сброса давления в напорной линии после операции. Предусмотрен сброс жидкости в мерный-, бак.

Приемный трубопровод центробежного насоса также соединен с мерным баком, а напорный трубопровод шлангом соединен со смесительным устройством смесительной установки.

Мерный бак разделен перегородкой на два равных отсека; в каждом отсеке установлены мерные линейки и донные клапаны. Под донными клапанами расположена приемная камера, к которой присоединены приемные трубы обоих насосов.

Приемная линия насоса высокого давления подсоединена к мерному баку; выводы, расположенные по обе стороны установки, позволяют устанавливать цементный бак с любой стороны; переключение производится поворотными заслонками. Раствор из цементного бака отсасывается шлангом, присоединенным к концу приемного трубопровода.

Механизм управления работой насоса высокого давления расположен в кабине автомобиля, а механизм управления работой донных клапанов мерного бака и клапанов наливного трубопровода - непосредственно у мерного бака.

Проведение изоляционной операции - установку цементного "моста", требует использования двух-трех установок различного назначения -насосной, цементосмесительной, а иногда и осреднительной установок, так как без них приготовление цементного раствора в объёмах 1,5-3,0 м представляют особую сложность. При выходе на заданный режим работы цементосмесительной машины УС6-20 в отвал уходит 1,5 м некондиционного раствора. При этом расходуется в пустую до 1 т цемента, и загрязняется прилегающая к скважине территория. Применение установки для изоляционных работ АЦИР позволит снизить стоимость проведения цементировочной операции при капитальном ремонте скважин в 1,5-2 раза, значительно повысить качество цементировочных работ и улучшить экологическую обстановку.

На основе всесторонних лабораторных и эксплуатационных работ и с учетом замечаний и предложений потребителей в станции СКЦЗМ-94.

- Расширена разновидность контролируемых жидкостей: буровые и тампонажные растворы на водяной основе и с применением нефтяных добавок, химреагентов, утяжелителей и других электропроводящих жидкостей.

- Повышена точность измерения не менее, чем на 40% благодаря усовершенствованию схем измерения и применению современной элементарной базы электроники.

- Понижено энергопотребление и повышена надежность работы и эксплуатационный ресурс станции вследствие разработки и применения полупроводниковых приборов и интегральных микросхем.

Применена транспортная база повышенной проходимости.

- Усовершенствованны датчики первичной информации.

Станция СКЦ ЗМ-94 включает в себя следующие приборы и оборудование, размещенные на шасси двух автомобилей повышенной проходимости (типа Урал 4320):

- Блок манифольда с первичными измерительными преобразователями давления, расхода и плотности, динамиками громкоговорящей связи и соединительной коробки.

Блок лаборатории с вторичной измерительной и регистрирующей аппаратурой (показывающие приборы, регистраторы и пульт управления), блоком питания и связи, комплектом кабелей с катушками и перемоточным механизмом, выносными блоками связи и пультом выносных дублирующих измерительных приборов.

Комплекс КЦС-40 может работать с эжекторным смесителем, емкостью для хранения воды и технологических жидкостей (на рамном основании), которые поставляются по отдельному договору. Выше перечисленный комплект оборудования позволяет выполнять и контролировать процесс цементирования любой скважины, в том числе в районах Крайнего Севера.

29

Компрессорные установки

В процессе освоения скважины в основном используется компрессорный способ, который заключается в нагнетании сжатого воздуха в межтрубное пространство для вытеснения жидкости через насосно-компрессорные трубы и аэрации столба жидкости с целью уменьшения ее плотности и снижения гидростатического давления на забой. В таких случаях применяют передвижные компрессорные установки поршневого типа с дизельным приводом.

Компрессорные установки делятся по принципу действия компрессора на объемные и лопаточные.

По типу привода компрессора на приводные и прямодействующие (газомоторные).

По давлению всасывания на нормальные, дожимные и вакуумные; по развиваемому давлению на установки низкого давления (0,2-1 Мпа), среднего (1-ЮМпа), высокого (10-100Мпа) и сверхвысокого давления (выше ЮОМпа).

По расположению осей цилиндров - горизонтальное, вертикальное, угловое и оппозитное. Часто применяют компрессоры, которые относятся к типу крейцкопфных машин с оппозитным расположением цилиндров, при котором силы инерции возвратно - поступательно движущихся масс направлены в противоположные стороны, благодаря чему достигается хорошая уравновешенность инерционных сил (например компрессор 2ВМ-4-9/101).

По числу ступеней сжатия воздуха или газа бывают одно-, двух- и многоступенчатые

По количеству рядов, в которых расположены цилиндры компрессоры делятся на одно-, двух и многорядные.

По характеристике сжимаемого газа бывают воздушные и газовые.

В разделе представлены компрессорные станции типа СД и передвижные компрессорные станции типа ПКС.

Всё оборудование станций смонтировано на общей раме и установлено на шасси автомобиля (КрАЗ-65101, Урал-4320- КамАЗ-53228А) или салазках и защищено съёмным капотом. Привод компрессора - дизель. Компрессор и дизель оснащены всеми системами необходимыми для нормальной работы станции

В состав станции входят: четырехступенчатый поршневой компрессор с жидкостным охлаждением, приводной двигатель ЯМЗ-238М2, аналогичный тяговому двигателю автомобиля, холодильники, воздухопровод, система управления и защиты. Все оборудование станции закрыто металлическим кузовом.

Климатическое исполнение - УХЛ1 по ГОСТ 15150-69, но для работы при температуре окружающего воздуха от минус 45 до +4

30

АВТОЦИСТЕРНЫДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТОПЛИВА, МАСЛА, И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАПРАВОЧНО-СМАЗОЧНЫХ РАБОТ.

Автомобиль-цистерна состоит из специального оборудования, смонтированного на шасси автомобиля.

Гидравлическая система цистерны состоит из самовсасывающего насоса, арматуры и трубопроводов. Она обеспечивает выполнение различных сливно-наливных операций. Привод насоса осуществляется двигателем базового шасси через коробку отбора мощности и карданный вал.

Размещение элементов гидравлической системы и электрооборудования на автоцистернах различно и зависит от типа базового шасси, состава и размещения специального оборудования.

Цистерны как правило выполняют сварными, эллиптического сечения из листовой стали толщиной 4...6 мм для днища и 3...5 мм для обечайки. Днище гофрированное с отбортованными краями. В верхней части цистерны приварена горловина, закрытая крышкой. Внутри горловины закреплен кронштейн, являющийся направляющей и упором для поплавка ограничителя наполнения, а также угольник - указатель верхнего максимального уровня продукта в цистерне.

Необходимым условием рациональной эксплуатации автомобильных цистерн является сокращение до минимума потерь нефтепродуктов в процессе их эксплуатации. При этом одним из главных условий сокращения потерь от испарения является герметизация парогазового пространства цистерн, которая обеспечивается дыхательными устройствами.

Дыхательные устройства предназначены для поддержания внутри цистерны избыточного давления или разряжения, которые образуются при наполнении или выдаче из цистерны нефтепродуктов. Величины избыточного давления и разряжения зависят от прочности цистерны и не должны превышать допустимых пределов. При создании современных автомобильных цистерн к дыхательным устройствам предъявляются следующие требования:

- поддержание стабильного избыточного давления (до 0,025 МПа) и
разряжения (0,01 МПа);

соответствие пропускной способности насосным установкам нефтебаз;

- устойчивость к тряске и вибрации при ускорении 100 м/с2 и частоте
80 ударов в минуту;

- исключение возможности примерзания подвижных деталей.

Кроме того, часть дыхательных устройств должна быть оборудована фильтрами для очистки воздуха с тонкостью фильтрации 1...3 мкм.

Для подсоединения автомобильных цистерн к резервуарам предусмотрены напорно-всасывающие рукава, которые состоят из секций и в транспортном положении укладываются в пеналы. Пеналы в свою очередь крепятся к цистерне с двух сторон на специальных кронштейнах.

33

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

2.1.Техническое обслуживание (ТО) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности спецагрегата при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

2.2.Техническое обслуживание спецтехники проводят в планово-предупредительном порядке. Данная система ТО предусматривает обязательное выполнение установленного объема работ по обслуживанию через строго определенные сроки работы спецтехники (в моточасах или километрах пробега).

2.3.Техническое обслуживание включает уборочно-моечные, очистные, заправочные, смазочные, крепежные, регулировочные и контрольно-диагностические работы, выполняемые, как правило, без снятия узлов и агрегатов со спецтехники. Если при ТО нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов и агрегатов, то их снимают со спецтехники для контроля на приборах и стендах.

2.4.Техническое обслуживание спецтехники подразделяется на следующие виды:

техническое обслуживание при эксплуатационной обкатки нового или отремонтированного агрегата;

ежедневное (ежесменное) техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

третье техническое обслуживание (ТО-3);

сезонное техническое обслуживание (СО).

2.5.Техническое обслуживание спецтехники при эксплуатационной обкатке проводится в период подготовки к обкатке, в процессе обкатки и по окончании обкатки согласно документации завода-изготовителя.

2.6.ЕО предназначено для подготовки спецтехники к работе и обеспечения ее работоспособности в течение смены.

При ЕО выполняются уборочные, моечные, очистные работы, общий контроль над состоянием спецоборудования и его укомплектованностью, осмотр агрегатов и систем спецоборудования монтажной базы, определяющих безопасность использования и движения спецагрегатов.

ЕО позволяет непрерывно контролировать работу спецтехники, своевременно выявлять и предупреждать неисправности, поддерживать нормальное функционирование агрегатов.

2.7.Периодические ТО (ТО-1, ТО-2, ТО-3) выполняются после определенной наработки агрегатов и оборудования спецтехники. Главная цель их состоит в предупреждении ускоренного износа деталей, узлов, агрегатов и механизмов спецтехники, в проверке и восстановлении регулировок узлов и рабочих органов, обеспечении экономичности и безопасности их работы.

2.8.ТО-1 включает все работы по ЕО и дополнительно крепежно-смазочные, контрольно-диагностические и регулировочные работы, проводимые без снятия агрегатов и их разборки.

2.9.ТО-2, кроме операций ЕО и ТО-1, предусматривает выполнение контрольно-диагностических, регулировочных и смазочных работ в большом объеме с частичной разборкой узлов и агрегатов. Отдельные агрегаты могут сниматься со спецагрегата и проверяться на специализированных стендах и приборах.

2.10.При ТО-3, кроме операций ЕО, ТО-1 и ТО-2, проводится дополнительный объем работ по узлам и системам агрегатов, не вошедший объем в эти виды обслуживания.

2.11.СО проводится два раза в год для подготовки спецтехники к работе в условиях осенне-зимнего и весенне-летнего периодов.

СО совмещается с очередным ТО (ТО-2, ТО-3) и выполняется в объеме, предусмотренном технологией СО.

При СО проводится промывка и проверка гидравлических, пневматических, топливных и масляных систем, замена масел в двигателе и картерах других узлов и агрегатов в соответствии с сезоном, укомплектование средствами обогрева и утепления.

2.12.Виды периодического технического обслуживания и их периодичности по группам спецагрегатов, установленные для спецтехники приведены в таблице 1.

Табл. 1

 

 

 

 

 

Группы спецагрегатов Виды, периодичности обслуживания (км/мч)
ТО-1 ТО-2 ТО-3
1. Подъемные агрегаты     720-960
2. Насосные агрегаты 50-100 120-500  
3. Компрессорные агрегаты 150-200 500-600  
4. Смесительные агрегаты 50-100 200-500
5. Исследовательские агрегаты 1000-3000 3000-12500
6. Агрегаты для механизации работ 2500-3000 12000-12500
50-60 240-350
7.Автоцистерны 2500-4000 12000-12500
   

 

2.13.В иды и значения периодичности технического обслуживания для конкретных спецагрегатов приведены в приложении 2.

35

РЕМОНТ

3.1.Ремонт, в соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ, разделяется на текущий и капитальный.

3.2.Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния спецтехники с восстановлением или заменой отдельных агрегатов, узлов и деталей, достигших предельно-допустимого состояния.

3.7.Капитальный ремонт (КР) спецтехники предназначен для восстановления ее исправности и близкого к полному восстановлению ресурса. Направление спецтехники и ее агрегатов в капитальный ремонт производится при достижении спецтехникой установленной наработки с начала эксплуатации или последнего капитального ремонта.

3.8.Капитальный ремонт спецтехники ее агрегатов и узлов производится на специализированных ремонтных предприятиях, как правило, обезличенным методом, предусматривающий полную разборку объекта ремонта, дефектацию или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.

3.9.Значительную часть ТР выполняют агрегатным методом, т.е. путем замены вышедших из строя составных частей новыми или ранее отремонтированными, если восстановление их работоспособности не обеспечивается путем текущего ремонта.

Составные части, узлы и агрегаты, предназначенные для установки на агрегаты, вместо вышедших из строя деталей, образуют оборотный фонд.

Нормативы количества оборотных агрегатов, узлов и деталей приведены в приложении 8. При том меньшие значения принимаются для спецагрегатов, не проходивших КР и имеющих наработку с начала эксплуатации не более 75% от установленной нормативной наработки.

Перечень операций сопутствующего текущего ремонта по группам агрегатов приведен в приложении 5.

В зависимости от сложности работ текущий ремонт можно выполнять как на пункте ТО, так и в мастерских (при более сложном ремонте) с помощью заранее приготовленных ремонтных комплектов, что снижает простой агрегатов и повышает качество работ.

При текущем ремонте составные части агрегатов, достигшие предельного состояния, заменяют новыми или отремонтированными, в целях обеспечения безотказной работы агрегата до планового ремонта.

Значительную часть текущего ремонта спецтехники выполняют агрегатным методом, т.е. путем замены вышедших из строя составных частей новыми или заранее отремонтированными, если восстановление их работоспособности не обеспечивается текущим ремонтом.

Составные части, узлы и агрегаты предназначенные для замены, образуют оборотный фонд.

Нормативы количества оборотных узлов и агрегатов приведены в приложении 4. Меньшие значения оборотных узлов и агрегатов принимаются для спецагрегатов не бывших в КР и имеющих наработку с начала эксплуатации не более 75% от установленной нормативной наработки. В приложении 6 дан примерный перечень узлов, деталей и приборов навесного оборудования спецагрегатов, рекомендуемых для включения в оборотный фонд промежуточного склада, а также основные эксплуатационные материалы (приложение 7), применяемые при техническом обслуживании и ремонте специальной нефтепромысловой техники.

37

ДИАГНОСТИКА

4.1.Диагностика-это совокупность мероприятий в системе ТО и ТР для получения информации о состоянии агрегатов с целью определения необходимого объема работ по ТО и ТР, управления своевременностью и качеством ТО и ТР и прогнозирования их ресурса.

4.2.При ТО и ТР спецтехники должны выполняться следующие виды технического диагностирования:

при ежедневном техническом обслуживании Д Е0;

при первом техническом обслуживании Д то-ь

при втором техническом обслуживании Д то-25

при третьем техническом обслуживании Д Т0-з;

при сезонном техническом обслуживании Д Со',

при определении потребности агрегата в текущем ремонте Д Тр;

при проверке качества ТО и ТР Д Отк-

4.3.Содержание и последовательность выполнения работ при каждом виде диагностирования и требования к ним должны указываться в технической документации на диагностирование.

4.4.Полный перечень регламентных работ, выполняемых при каждом виде диагностирования отражается в техническом описании и инструкции по эксплуатации спецтехники.

4.5.Техническое диагностирование в зависимости от вида имеет следующее целевое назначение:

Д ео -определение готовности машины к выполнению задания на смену;

Д то-1 ~ определение технического состояния вспомогательных систем двигателя;

Д то-2 - определение технического состояния механизмов, влияющих на безотказность агрегата и экономичность работы двигателя;

Дто-з - определение технического состояния спецагрегата в целом;

Д со - определение готовности агрегата к осенне-зимним и весенне-летним условиям эксплуатации;

Д ТР - определение места и при необходимости причины и вида дефекта или состояние машины в целом;

Д отк - определение качества проведения работ по ТО и ремонту спецагрегата и его составных частей.

4.6. Организация технического диагностирования спецтехники включает следующие мероприятия:

выбор средств технического диагностирования и способа их использования;

обеспечение технической документацией всего процесса технического диагностирования агрегатов, ведение учетной документации;

подбор персонала службы диагностирования.

4.7.В зависимости от количественного состава парка спецтехники и места обслуживания (в УТТ или на месторождении) средства технического диагностирования следует использовать специализированно (на специально оборудованном участке или в передвижной мастерской) или совмещенно (с оборудованием для технического обслуживания и ремонта участка или передвижной мастерской).

Специализированное использование средств диагностирования рекомендуется в подразделениях



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: