Экономика Объединенных Арабских Эмиратов




До открытия нефти традиционным занятием не слишком многочисленного населения сегодняшних Арабских Эмиратов были скотоводство, выращивание пальм, ловля рыбы и жемчуга. Экспортируя жемчуг, эмират Дубай постепенно даже превратился в крупный торговый центр региона. Однако с появлением искусственного жемчуга местным торговцам пришлось переориентироваться на золото и драгоценности. В 1952 г. произошло объединение шести эмиратов в союз, а в 1958 г. в эмирате Абу-Даби была открыта нефть, с добычей которой и связано современное процветание страны. С 1962 г. началась коммерческая добыча нефти. Пока страна находилась под британским протекторатом, добычу нефти вели английские компании, которые делали определенные отчисления от добычи нефти местным правителям (национализация добычи нефти произошла только в 1975 г.). Правители Эмиратов не разбазаривали полученные доходы, а обращали их на пользу всей стране. В противном случае глава государства сменялся. Так, шейх Шахбут бин Султан Аль-Нахайан, правящий в свое время эмиратом Абу-Даби и не сумевший обратить доходы от нефти во благо процветания своего эмирата, был даже в 1966 г. заменен на младшего брата - шейха Заида бин Султана. Именно мудрая политика шейха Заида способствовала тому, что доходы от нефти шли на развитие общественного сектора экономики, на социальную и рыночную инфраструктуру.

В 1966 г. нефть была открыта в эмирате Дубай, который с этого времени тоже начал быстро развиваться. В 1971 г. британские войска были выведены из региона, и в том же году было создано современное государство – Объединенные Арабские Эмираты. Первым президентом ОАЭ стал уже известный нам шейх Заид. ОАЭ по-прежнему включают в себя те самые шесть эмиратов, которые еще в начале 1950-х гг. создали союз. Самыми известными эмиратами являются Абу-Даби, Дубай и Шарджа, которые доминируют в национальном хозяйстве страны. Экономическое развитие других эмиратов не столь успешно, они по-прежнему имеют многочисленные проблемы.

Сейчас ОАЭ - одна из самых богатых стран мира, причем по своему жизненному уровню вполне сопоставима даже с Большой семеркой. ВВП по ППС на душу населения в ОАЭ составляет свыше 64 тыс. долл. в год (7-е место в мире в 2014 г.). Нефть и мудрость монархов сыграли ведущую роль в развитии государства, которое практически из средневековья шагнуло в постиндустриализм. Так, только в 1966 г. в ОАЭ появилось электричество, а уже в 1974 г. - первый сотовый телефон.

Выручка от экспорта нефти в 1970-80-х гг. шла на развитие инфраструктуры, строительство жилья, создание мощной системы образования и здравоохранения, на транспортные коммуникации. Постепенно в безжизненной пустыне создавался настоящий оазис. После падения спроса на нефть на мировом рынке в ОАЭ получили развитие новые отрасли экономики. Инвестиции теперь осуществляются в новейшие технологии, в развитие сферы финансовых услуг.

Во внешней политике ОАЭ придерживаются связей и коалиции с арабским миром. Страна оказывала различные виды помощи другим арабским странам, принимавшим участие в арабо-израильских войнах, солидарно выступила за прекращение поставок нефти в капиталистические страны в 1970-е гг. ОАЭ были посредником в войне между Ираном и Ираком, выступали против иракского вторжения в Кувейт.

В экономике ОАЭ по-прежнему главное место отводится нефти. Тем не менее экономика успешно диверсифицируется, а доля нефти в создании ВВП постепенно сокращается. Сейчас именно ОАЭ в меньшей степени зависят от нефти, чем другие страны ОПЕК. В одном из главных в недалеком прошлом центре нефтедобычи региона - эмирате Дубай - теперь менее 20% ВВП приходится на нефть, а для всей страны нефтяная индустрия создает менее 50% ВВП.

Структура ВВП ОАЭ следующая: сельское хозяйство составляет около 2% ВВП, промышленность - 48%, а нематериальное производство - почти 50%.

Развитие сельского хозяйства страны (как и в соседней Саудовской Аравии) примечательно тем, что овощи и финики и пшеница выращиваются на искусственно созданных площадях при применении передовых аграрных технологий (см. рисунок 5.1).

Из отраслей промышленности выделяются нефтяная и газовая (добыча и переработка), которые сосредоточены в эмиратах Абу-Даби и Дубай. Из-за обеспеченности региона энергетическими ресурсами здесь построены и энергоемкие предприятия обрабатывающей промышленности, в частности металлургия (выплавка алюминия). ОАЭ - это один из крупнейших в мире поставщиков алюминия для автомобильной промышленности. Наукоемкость промышленного производства ОАЭ постоянно возрастает, поскольку немалая часть экспортной выручки страны идет на инвестиции в новейшие технологии.

Постепенно важнейшим сектором национального хозяйства ОАЭ становится нематериальное производство. Зоны беспошлинной торговли, специализирующиеся на реэкспорте ювелирных изделий, бытовой электроники и автомобилей дорогих марок, действуют в эмиратах Дубай и Шарджа. В Эмиратах создана лучшая система связи на Ближнем Востоке, способная составить конкуренцию телекоммуникациям любой развитой страны мира. Высоким уровнем развития отличаются системы образования и здравоохранения, признанные одними из лучших в мире. До 13% расходов государственного бюджета идет на финансирование здравоохранения, что делает продолжительность жизни в ОАЭ практически идентичной Западной Европе и Японии (ожидаемая продолжительность жизни мужчин - 71 год, женщин - 75 лет).

Рисунок 5.1 Долина Вади-ас-сир в Саудовской Аравии

Быстрыми темпами развивается финансовый сектор ОАЭ. Дубай - один из мировых оффшорных финансовых центров, здесь расположены многочисленные иностранные банки и представительства известных ТНК. Интересно, что при этом преследуются интересы местного населения: для регистрации компании необходимо участие граждан ОАЭ в её капитале как минимум на 51%.

Одной из главнейших отраслей экономики становится туризм. Кроме восточной экзотики туристические маршруты предлагают шоппинговый туризм, предполагающий посещение торговых фестивалей и магазинов Duty Free в аэропортах Дубая и Абу-Даби. Экспортная ориентация экономики ОАЭ оказала своё благоприятное влияние и на развитие транспортной системы. С интенсивным потоком грузов и пассажиров приходится работать портам и аэропортам Дубая и Абу-Даби.

Своеобразна ситуация, сложившаяся на рынке труда ОАЭ. Дело в том, что из всего населения ОАЭ только 25% - коренные жители, а из всех занятых в экономике страны 93% приходится на иностранцев, приехавших сюда на заработки из соседних стран, из Европы и даже Северной Америки. Такая ситуация вызывает серьезную озабоченность правительства, поэтому местное население окружено всяческой защитой и привилегиями со стороны государства, получая при этом немалые доходы.

Хотя по своей модели экономического развития ОАЭ представляют типичный пример страны с огромным государственным сектором, в настоящее время роль государства в экономике подвергается пересмотру, начата программа приватизации. Правительство решило постепенно распрощаться со своей монополией на инфраструктуру, передавая коммуникации, порты и портовые сооружения, электроэнергетику и водоснабжение в руки частных компаний.

Помимо создания конкурентоспособного частного сектора такая программа помогла оздоровить государственные финансы страны, сократив непроизводственные расходы правительства.

Особенностью внешнеэкономических связей ОАЭ является то, что в экспорте страны преобладают такие продукты как нефть, газ и алюминий. Кроме того, ОАЭ реэкспортируют машины и оборудование, транспортные средства.

Самым главным партером по экспорту является Япония. Кроме того, ОАЭ экспортируют капитал. Импортируются, в основном, машины и оборудование, продукты питания, химические продукты, сырье для алюминиевой промышленности.

Партнеры по импорту - Япония, США, Великобритания, Германия, Республика Корея.

Экономика Кувейта

Кувейт, как и ОАЭ, был протекторатом Великобритании. Независимость обретена им в 1961 г. До открытия нефти Кувейт тоже специализировался на рыболовстве и жемчуге, скотоводческом хозяйстве кочевников-бедуинов. Добыча нефти здесь началась в 1946 г., и все благополучие страны опять-таки связана с доходами, поступающими от реализации нефти на мировом рынке.

Нефтедоллары в Кувейте, как и в ОАЭ, были использованы на благо национальной экономики, чему в немалой степени способствовала мудрая политика правительства страны - семейства Сабахов. В результате Кувейт превратился в одну из богатейших стран мира с ВВП ППС на душу населения более 71 тыс. долл. в год (2014 г.), а средняя заработная плата иностранцев на неквалифицированных работах составляет здесь 2-3 тыс. долл. в месяц.

Экономическая система Кувейта представляет из себя пример этатистской модели развития. Здесь действует рыночная экономика, но со следующими особенностями:

• частный капитал не должен доминировать в экономике (сейчас 3 / 4 ВВП создается государственным сектором, и только четверть - частным);

• кувейтское общество не должно делиться на бедных и богатых, социальная политика государства провозглашает принцип равенства всех граждан;

• осуществляется государственное регулирование экономики, которое проводится в интересах всего общества, при сотрудничестве и равноправии государственного и частного сектора.

Кувейт, как и ОАЭ, страдает от нехватки собственных трудовых ресурсов, поэтому вынужден привлекать иностранную рабочую силу. Около 37% жителей страны составляют кувейтцы, остальные - иностранцы, что тоже вызывает демографическую проблему. Кувейтцы в рамках социальной политики государства окружены всяческим вниманием со стороны своего правительства: им гарантировано бесплатное образование и медицинское обеспечение высшего уровня качества в любой стране мира, выдаются беспроцентные ссуды на приобретение жилья. Однако коренным кувейтцем может считаться только тот, кто способен доказать свое генеалогические корни с 1920 г. Против иностранцев же действуют специальные строгие ограничительные законы вплоть до их высылки на историческую родину (эти меры довольно часто применяются в отношении палестинцев).

Для коренных кувейтцев создан специальный Фонд будущих поколений, в который ежегодно перечисляется от 10 до 30% доходов от реализации нефти. Средства Фонда размещаются на еврорынках (в виде денежных средств, ценных бумаг), что ведет к их постоянному самовозрастанию. Фонд создан на перспективу, в расчете на те времена, когда запасы нефти в Кувейте иссякнут. Каждый кувейтец имеет свою долю в Фонде с момента рождения и вправе в любой момент времени ей воспользоваться.

Финансовые средства, полученные страной от экспорта нефти, помимо Фонда будущих поколений используются и на инвестиции в национальную экономику Кувейта. Благодаря своим значительным капиталам, а также созданной инфраструктуре мирового класса, Кувейт превратился в крупный финансово-кредитный центр Ближнего Востока.

Значительный урон национальному хозяйству Кувейта нанесла иракская агрессия. На протяжении семи месяцев с августа 1990 по февраль 1991 г. Кувейт был оккупирован Ираком. Результат иракской оккупации оказался плачевен: практически вся экономика страны была разрушена. В руинах оказались все нефтеперерабатывающие заводы, пылали подожженные нефтяные скважины, значительным разрушениям подверглась столица страны Эль-Кувейт, один из крупнейших в мире нефтеналивных портов Мина-эль-Ахмади.

После проведения операции многонациональных сил, названной «Буря в пустыне», в феврале 1991 г. всего за три дня иракцы были изгнаны, и началось восстановление Кувейта. Уже к середине 1990-х гг. экономика страны была полностью восстановлена. Финансирование возрождения Кувейта осуществлялось за счет зарубежных авуаров страны, а также привлекались кредиты других стран. Всего потребовалось около 60 млрд. долл., причем 90% средств были собственными ресурсами Кувейта. Восстановление Кувейта стало одним из феноменов 1990-х гг.: за шесть лет страна встала из руин и стала еще краше. Новая строительная программа предполагала возведение объектов по самым передовым технологиям, было даже запрещено строить два одинаковых здания.

В начале XXI века экономика Кувейта процветает. Основой национального хозяйства страны по-прежнему является нефть. Кстати, одной из особенностей нефтяной индустрии страны является то, что Кувейту удавалось получать большие доходы от экспорта нефти даже в годы нефтяных кризисов. Нефтяная промышленность страны специализируется не только на добыче, но и на переработке нефти с её последующей транспортировкой в любую точку мира через порт Мина-эль-Ахмади. Наряду с нефтяной индустрией ускоренными темпами развивается сектор финансовых услуг.

Одновременно на недосягаемый уровень для многих стран мира (в том числе и ведущих) поставлена социальная защита, происходит забота о будущих поколениях. Такое благополучие приходится порой с оружием в руках защищать от радикальным образом настроенных соседей, которые сами не сумели рациональным образом распорядиться тем, что «дал Аллах». Отметим еще раз и тот факт, что успехи Кувейта или ОАЭ объяснимы не только разумной государственной политикой, но и относительно малочисленным населением при наличии весьма существенных запасов нефти и газа.

Экономика Ирана

Экономическое развитие Ирана характеризуется откатом от прозападной либеральной модели развития к этатистской модели исламской экономики с законами шариата. Заметим, что среди всех мусульманских стран Иран стоит особняком, поскольку большинство его населения (около 95%) составляют мусульмане-шииты, в то время как в соседних странах проживают суниты.

Именно поэтому Иран никогда не участвовал и не участвует ни в каких мусульманских коалициях.

В 1950-70-е гг. большое влияние на экономическое развитие Ирана оказывали страны Запада, в частности Франция и США. По этой причине Иран даже считался в исламском мире чуть ли не форпостом США на Ближнем Востоке. В стране активно воплощалась в жизнь программа вестернизации, предполагавшая развитие Ирана по западному образцу. Не только в экономике, но и в культуре Ирана все чаще применялись западные нормы поведения. Итогом вестернизации стал некоторый прогресс в экономике страны, который наибольшим образом ощущался в городах.

Основой благополучия Ирана, как и других государств Ближнего Востока, стала нефть. Здесь, как в ОАЭ или Кувейте, нефть первоначально добывалась иностранными компаниями, но под контролем правительства. Возглавлял страну в этот период времени шах Мохаммед Реза Пахлеви, получивший образование на Западе и стремившийся, как и его соседи в ОАЭ или Кувейте, править во благо процветания своей страны. Однако постепенно нарастало сопротивление прозападной форме правления шаха, набирал обороты исламский фундаментализм.

Культурные разногласия между исламской страной и навязываемой ей прозападной моделью развития становились все очевиднее. В конце концов, все это вылилось в Исламскую революцию 1978 г., в результате которой шахский режим пал, а к власти пришла исламски настроенная оппозиция. Духовным лидером Ирана стал аятолла Рухани Хомейни, прибывший в Иран в период революционных событий из Франции.

Падение режима шаха оказалось неожиданностью не только для стран Запада, но и для новых лидеров Ирана. Во время прихода к власти у Хомейни и его сторонников даже не было экономической программы. В наличии оказались только антишахские лозунги, направленные против зависимости Ирана от империализма, за ограничение импорта в страну западных товаров, за социальное равенство. В результате определенного компромисса между социалистическими идеями и религиозным консерватизмом была предложена идея т.н. «исламской экономики».

В основе «исламской экономики» лежит концепция социальной справедливости и равенства всех мусульман. У «исламской экономики» есть три основных принципа:

1) особая роль государства;

2) приоритет развития отечественной промышленности;

3) ведущая роль общественного сектора в экономике.

Особая роль государства заключается в национализации основных отраслей промышленности и инфраструктуры (по существу - национализация средств производства), удовлетворении первоочередных потребностей граждан (обеспечение их жильем, услугами образования и здравоохранения), гарантиях полной занятости. В духовном, политическом и культурном развитии общества ведущая роль также отведена государству. По сути это тождественно построению «государства благоденствия», гарантирующего права и свободы своих граждан.

Финансовой основой исламского «государства благоденствия» должны были бы стать доходы от продажи нефти на внешнем рынке (как это произошло в ОАЭ и Кувейте). Следовательно, такое «государство благоденствия» на деле является государством-рантье, живущим на доходы от экспорта нефти. Лидеры Исламской революции планировали поддерживать высокий уровень социальных гарантий именно за счет нефти. Тем не менее, реальность оказалась далекой от ожиданий революционеров. Проблемы заключались в том, что население Ирана слишком велико в сравнении с ОАЭ и Кувейтом, а также в санкциях мирового сообщества на торговлю с Ираном. Экономические санкции против Ирана были введены после захвата исламскими террористами американского посольства в Тегеране. Иран промедлил с решительными действиями по освобождению заложников, и был объявлен страной, поддерживающей международный терроризм. С падением спроса на иранскую нефть стали снижаться и финансовые возможности исламского «государства благоденствия».

Приоритет развитию отечественной промышленности в Иране был провозглашен в попытке ослабить зависимость национальной экономики от экспорта нефти и импорта товаров западного производства. В рамках данной политики применялись протекционизм и импортозамещение. В расчете на внутренние резервы роста значительно ограничивались также зарубежные инвестиции в Иран. Основной целью было достижение независимости экономики от внешних факторов, диверсификация национальной промышленной структуры.

В рамках новой промышленной политики страны были достигнуты определенные успехи в целом ряде отраслей. Развитие получила пищевая промышленность, причем на экспорт шли такие продукты питания как макароны, финики, фисташки. На поток было поставлено производство знаменитых восточных ковров. В стране появились предприятия автомобильной промышленности (при содействии французов были построены сборочные заводы Renault и Pegeout), металлургические заводы (самый крупный металлургический комбинат Ирана был построен при содействии СССР в Исфахане), развивалось нефтехимическое производство (выпуск товаров бытовой химии). Внешняя торговля Ирана при этом была национализирована, стимулировался экспорт (в том числе нетрадиционный), а импортировались преимущественно инвестиционные товары.

Ведущая роль общественного сектора в экономике Ирана без труда видна из структуры национального хозяйства страны. Три основных сектора представлены в «исламской экономике»:

• общественный сектор, который создает около 70% ВНП, здесь занято около 5 млн. человек. Под контролем государства находятся главные отрасли экономики, внешняя торговля, банки, страхование, снабжение, энергетика и водоснабжение, телекоммуникации, связь, радио, телевидение, почта, гражданская авиация, морской транспорт, автомобильный и железнодорожный транспорт;

• кооперативный сектор, охватывающий сельскохозяйственное производство, небольшое промышленное производство в городах и деревнях, торговлю;

• частный сектор, проявляющий активность в разных сферах экономики (в сельском хозяйстве, коммерции, нематериальном производстве), но только как дополнение общественного и кооперативного секторов. Сохранение частного сектора отражает консерватизм традиционного исламского общества, в котором роль знаменитого восточного базара, торговли и частной собственности всегда были довольно велики.

По своей сути Иран после революции конца 1970-х гг. избрал для себя этатистскую модель развития. Этатизм был официально провозглашен экономической политикой страны с 1982 г., когда были введены: карточное распределение продуктов, контроль цен и заработной платы, выдачи банковских ссуд, контроль импорта и централизованное управление валютным курсом. Тем не менее, в экономике оставались элементы консерватизма в виде частной собственности и свободы предпринимательства, закрепленные в Конституции, принятой 2 декабря 1979 г.

Макроэкономическую модель развития Ирана можно охарактеризовать и как прокоммунистическую концепцию некапиталистического пути развития.

Огосударствление экономики, которое еще во времена шаха было чрезмерным, достигло после Исламской революции немыслимых пределов: после свержения шаха были национализированы частные предприятия малого и среднего бизнеса (в том числе в сельском хозяйстве), банки и финансовые компании. Такая политика способствовала неэффективности общественного сектора экономики, когда государство попыталось подменить собой рыночные механизмы. Государство контролировало цены и заработную плату, разрабатывало пятилетние планы развития, но в экономике уже начинал возникать дисбаланс. Набирало оборот и бегство из страны капитала, принадлежащего частным собственникам.

Наряду с изменениями во внутренней политике для Ирана изменились также приоритеты в сфере международных отношений. После кризиса с заложниками 1979 г. Иран разорвал отношения с США. Врагом номер один был провозглашен Израиль (здесь Иран выступил в коалиции с остальным мусульманским миром), врагом номер два стали США (недавний союзник), а врагом номер три стал Советский Союз. Находясь в изоляции, постепенно Иран превратился в настоящего «международного изгоя», конфликтуя не только с Западом и СССР, но и с соседними странами. В 1980-88 гг. произошла ирано-иракская война, которая стоила Ирану потери четверти ВНП. Дефицит государственного бюджета страны достиг 10% ВНП, а инфляция составила 70% в год. Внешняя изоляция и последствия ирано-иракской войны нанесли тяжелый удар по национальной экономике. Иран оказался не в состоянии поддерживать темпы своего экономического роста выше темпов прироста населения.

Если в 1989-94 гг. ситуация еще выглядела благополучной (рост за данный период времени составил 7,4%), то в 1995 г. она резко изменилась. Рост составил только 1%, а прирост населения - 2,1%. Падение доходов от экспорта нефти привели к тому, что всего за год - с 1994 по 1995 гг. - ВВП Ирана сократился в два раза (со 122 до 60 млрд. долл.*). Уровень безработицы в Иране в середине 1990-х гг. составил 30%. В таких сложных экономических условиях стала очевидной необходимость реформ.

После смерти имама Хомейни (1989 г.) в стране обострилась внутриполитическая борьба, усилились позиции прозападно настроенных политиков. На 1988-94 гг. был разработан первый пятилетний план, в основе которого лежала структурная перестройка экономики. Структурные преобразования предполагалось проводить исключительно собственными силами, не прибегая ни к какой зарубежной помощи. На 1995-2000 гг. был принят новый план реформ, в котором нашли отражение: повышение доли частного сектора экономики, ослабление зависимости от нефти, сокращение общественного сектора и государственных расходов. Влияние на реформаторские настроения в Иране при этом оказали западные неоконсервативные преобразования, а также перестройка и распад СССР (это ослабило позиции сторонников этатизма). Положительным фактором стало и окончание войны с Ираком.

Реформы в экономике Ирана стартовали после избрания Али Акбара Хашеми Рафсанджани президентом страны в 1989 г. Принципиальными направлениями иранских реформ стали:

1) переход от экономики, построенной по типу рантье, к «пост-нефтяной» экономике;

2) переход от административно-командной экономики к рыночной;

3) переход к открытой экономике.

Переход к «пост-нефтяной» экономике означает для Ирана повышение в экспорте доли других продуктов, особенно промышленных товаров, уменьшение зависимости доходов государственного бюджета от нефти. Тем не менее, хотя экспорт промышленных и иных товаров за пятилетие реформ возрос в пять раз, в середине 1990-х гг. по-прежнему 85% валютных и почти 75% бюджетных поступлений давали доходы от нефти. Экспорт промышленных товаров совершенно неожиданно привел к тому, что ¾ доходов от такого экспорта оставались за границей, характеризуя бегство капитала из Ирана.

Переход от административно-командной экономики к рыночной предполагает реализацию трех поставленных целей:

• введение и унификация валютного курса;

• приватизация (повышение эффективности экономики, увеличение поступлений в государственный бюджет от реализации государственной собственности, становление фондового рынка);

• реформа цен (в основе ценообразования должен лежать не государственный контроль, а реальные издержки, субсидии производителям при этом отменяются).

Переход к открытой экономике необходим Ирану для преодоления изоляции страны, её включения в систему мирохозяйственных связей

С приходом к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада отношения Ирана и Западу ещё более ухудшились. С 2002 году стартовал новый этап антииранских санкций Запада из-за обострения отношений Ирана с Европой и Америкой по поводу ядерной программы страны. Если раньше ограничения вводились в одностороннем порядке США и некоторыми другими европейскими государствами на временной или постоянной основе, то после передачи иранского ядерного досье из Международного агентства по атомной энергии в Совет Безопасности ООН они приобрели более массовый характер. Таким образом, к санкциям против Ирана присоединились Совбез и Европейский Союз. Несмотря на важность решения ядерной проблемы, в период 2005–2013 никакого прогресса в переговорах так и не произошло и в результате этого санкции с каждым днём всё больше душили экономику страны.

Новому правительству под руководством президента Хасана Рухани достались в наследство все те многочисленные санкции, введенные ранее против Ирана и разрушавшие его экономику. Учитывая сложившуюся ситуацию, новый кабинет министров, сделавший своим лозунгом конструктивное взаимодействие со странами региона и всего мира, направил основные усилия на урегулирование ядерной проблемы. В результате многосторонних переговоров по ядерной проблеме 24 ноября 2013 года между Ираном и шестеркой международных посредников было подписано Женевское соглашение и с конца 2015 года международные и односторонние санкции с Ирана начали сниматься.

Иран участвует в региональной торговле и торговых союзах с соседними странами. Внешнеторговыми партнерами Ирана являются Пакистан, Турция, Азербайджан, Афганистан.

Совместно с вышеназванными странами разрабатываются нефтяные месторождения, строятся нефтепроводы. Иран проводит политику открытости во внешней торговле с развитыми странами мира, привлекает иностранные инвестиции, на его территории создаются свободные экономические зоны.

Однако проблемы у Ирана остаются. В большинстве своем они являются расплатой за «исламское миссионерство», игнорирование принципов рыночного развития в недалеком прошлом. Фактически власть в стране принадлежит не президенту, а аятолле – духовному лидеру Ирана. Хотя «исламская экономика» и была несколько реформирована, но исламский фундаментализм по-прежнему имеет в Иране сильную почву.

Катар. Оман. Бахрейн

Катар - небольшое арабское государство в восточной Аравии расположено на одноименном полуострове, глубоко выдвинутом в Персидский залив. Граничит на юге с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Основа экономики - добыча нефти и газа. По запасам природного газа Катар занимает третье место в мире (после России и Ирана) и 6-й в мире экспортер природного газа и крупный экспортер нефти и нефтепродуктов (21е место). Занимает 1-2 место (наряду с Лихтенштейном) в мире по ВВП на душу населения – более 100 тыс. долл. США на человека.

Доход от экспорта нефти позволил правительству построить крупные заводы по очистке морской воды от соли. По производству пресной воды на душу населения страна вышла на одно из первых мест в мире.

Основным продуктом экспорта Омана является нефть. Правда, запасов нефти в Омане гораздо меньше, чем в соседних странах. По прогнозам, при нынешних темпах добычи нефти её запасы истощатся в ближайшие годы.

Бахрейн – островное государство в Персидском заливе - финансовый центр региона. Добыча и переработка нефти раньше давали 60 % ВВП, сейчас – 30 %. Месторождения нефти истощаются. В стране также добывается и перерабатывается природный газ, запасы которого значительны. Развит оффшорный банковский бизнес. Этому способствует достаточное гибкое налоговое законодательство. В стране принято оффшорное законодательство: нет налогов на доходы юридических и физических лиц, неограничен вывоз прибыли, капитала. В столице страны Манаме разместились штаб-квартиры многих арабских транснациональных корпораций. В Бахрейне осуществляется судоремонт супертанкеров, есть также алюминиевый завод (руда доставляется из Австралии). В оазисах население выращивает финиковые пальмы (занимают 2/3 обрабатываемой земли), цитрусовые, фрукты, помидоры, кормовые культуры, овощи, орехи. Жители также занимаются ловлей рыбы и креветок. В стране развит международный туризм.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте общеэкономическую ситуацию стран Ближнего Востока.

2. На чём специализировались страны Ближнего Востока до обнаружения углеводородов? Когда это произошло?

3. В чём особенность модели социально-экономического развития стран региона?

4. Расскажите про организацию стран - экспортёров нефти (ОПЕК). Какие страны входят в ОПЕК в настоящее время?

5. Какие события послужили толчком в развитии энерго- и ресурсосберегающих технологий во всём мире и почему?

6. В чём минус преобладания доли углеводородов в доходах государства и что делают государства региона, чтобы снизить эту зависимость?

7. В чем заключаются прочие особенности региона?

8. Расскажите про особенности экономического развития Объединенных Арабских Эмиратов.

9. В чём своеобразие сельского хозяйства ОАЭ и Саудовской Аравии в прошлом и настоящем?

10. В чём своеобразие рынка труда в ОАЭ и Кувейте?

11. Что, кроме углеводородов, экспортирует ОАЭ и почему?

12. Расскажите про особенности экономического развития Кувейта.

13. Расскажите про особенности экономического развития Ирана.

14. Какое государство региона удерживает мировое первенство по доходам на душу населения и почему?

15. Охарактеризуйте экономическое положение Омана и Бахрейна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: