Права потребителей и социально-этический маркетинг




 

Огромное влияние на общественность также оказало публичное выступление Конгрессу США президента Дж. Кеннеди под названием "Специальное сообщение по защите интересов потребителя", оглашенное 15 марта 1962 года, где он отметил, что без возможности потреблять, покупать нет никакого экономического подъема и при таких условиях невозможно достичь сбалансированного экономического развития. В послании Дж. Кеннеди четко обозначил четыре основных права покупателя. Это - быть защищенным от товаров, способные нанести ущерб здоровью или жизни. Второе - это право на получение информации, т.е. люди должны быть ограждены от мошенничества, жульничества, лживой информации и рекламы, способной ввести в заблуждение, таким образом, чтобы покупатель мог в силу своей осведомленности и информированности сделать осознанный выбор на основе достоверной информации. Третье право гласит, что покупателю необходимо обеспечить право выбора и доступа к товарам по приемлемым ценам и обладающими хорошими качествами. И последнее право обеспечивает потребителям возможность быть выслушанными, т.е. они должны быть уверены, что их жалобы и предложения будут тщательно рассмотрены и приняты во внимание.

Таким образом, у компаний создаются новые задачи - это установить потребности покупателя и постараться максимально достичь удовлетворенности у своих потребителей, а также сохранить или улучшить благополучие клиентов и всего народа. Все вышеперечисленные условия достаточно ярко демонстрируют концепцию социально-этического маркетинга. Общественный маркетинг концентрирует внимание на результатах маркетинговой деятельности на всеобщее благосостояние граждан. Необходимо отметить, что компаниям в данном случае рекомендуется обращать внимание не только на индивидуального потребителя, а на общество в целом. Например, курение отвечает интересам индивидуального покупателя, но при рассмотрении его влияния на общество, можно сделать вывод о несомненном вреде окружающим. В своих работах Ф. Котлер и Г. Армстронг высказывают то, что целью социально-этического маркетинга является не только защита прав потребителя, но забота об охране окружающей среды. Здесь же они выделяют пять основных принципов, которые содержат в себе ориентацию на потребителя, что означает то, что организации стараются оценить свою маркетинговую деятельность со стороны потребителя и пытаются понять потребности и нужды клиента, а также обслужить их на должном уровне. Остальные принципы подразумевают инновационные внедрения, которые включают в себя постоянный поиск фирмой усовершенствования производства. Повышение потребительской ценности играет огромную роль, так как небольшие изменения в упаковке или даже агрессивная рекламная кампания способны лишь временно повысить спрос и удерживать внимание, а повышение потребительской ценности способно посредствам непрерывного усовершенствования функциональности и полезности товара обеспечить себе приверженность потребителей. Разработка социально ориентированной миссии имеет не меньшее значение, т.к. в случае когда, фирма не формулирует свою миссию со стороны товара, а акцентируется больше на общественный характер, то это вызывает больший стимулу рабочих к выполнению своей работы. Всё это приводит к ответственности работающих людей к своей работе и ощущения своей значимости, а также приобретается четкое видение смысла деятельности компании. И последний принцип это работа на благо обществу. Из которого следует, что компании понимают важность учета глобальных интересов потребителя и общества, также они понимают, что пренебрежение этого может привести к нанесению ущерба потребителю и, в конечном счете, приведет к распаду бизнеса. Маркетологи фирм, которые ориентированы на принесение благо обществу, пытаются создать товар не только, чтобы он полюбился и понравился покупателю, но и принес определенную пользу [4, 540] Достаточно интересную формулировку определения "социально-этический маркетинг" предлагает в виде формулы доктор экономических наук Синяева И.М., в которой прибыль компании образуется путем сложения удовлетворения потребителя и учета интересов всего общества. В своих трудах она выделяет следующие принципы, на которые основывается социально-этический маркетинг:

¾ гармонизация производственных возможностей компании и здоровых потребностей общества;

¾ ясные стандарты сервисного обслуживания и экологических оценок;

¾ использование фирмой современных природоохранных технологий;

¾ обеспечение потребителей безопасными товарами;

¾ разработка организацией комплекса социальных программ; обучение и переквалификация работников фирмы. [5]

Исходя из предложенной концепции Инги М. Синяевой, мы можем увидеть существенное отличие от предложенной концепции Армстронга и Котлера, которое заключается в том, что И.М. Синяева утверждает о значимости квалифицированных кадров, т.к. они создают основу имиджа организации и отвечают за качество производимой продукции.

Также необходимо выделить, что данная концепция включает в себя два базовых положения, которые выделяют социально-этический маркетинг от классической концепции:

¾ организации необходимо беспокоиться в первую очередь о благополучии потребителей, а не думать только о краткосрочном удовлетворении их нужд и потребностей.

¾ организации следует нести ответственность за долгосрочное благосостояние населения в целом.

Фирмы, решившие обратиться к данной концепции, имеют необходимость ясно высказать определенные этические правила, которым они будут придерживаться в дальнейших отношениях с покупателями. С данными этическими нормами и правилами чаще всего сталкивается отдел маркетинга, в силу постоянной взаимосвязи с рынком. Часто этические проблемы появляются тогда, когда становится возможным игнорировать моральные принципы с целью обрести большую прибыль. Жан-Жак Ламбен в своих научных трудах предоставил восемь вопросов, способных помочь определить соответствие выполняемых мер по отношению к моральным нормам. По его оценке мероприятия компании должны учитывать все аспекты действующего законодательства, всевозможных обязательств, этических норм. А также, организации должны оценить все риски возможного нанесения ущерба и учесть права собственности и т.д. Несомненно, то, что организации в первую очередь заинтересованы в соблюдении этического поведения, т.к. пренебрежения нормами может нанести ущерб всей экономической системе и понизить потребительское доверие к маркетингу, в целом, также он рекомендует задаться вопросом о наличии альтернативных действий, которые способны принести заинтересованным сторонам равные или большие выгоды. [1, 244] Примером данной концепции может послужить объявление женского колледжа "Барат" в штате Иллинойс, в котором изложены подробные сведения о положительных и отрицательных сторон обучения в их колледже. В данном объявлении было сказано, что абитуриентам, которые имеют расположенность к математике и музыке следует обратить внимание на то, что колледж не располагает высококвалифицированными кадрами и качественными условиями для изучения данных дисциплин в полном размере. Подобное заявление осведомляет абитуриентов о том, что их ожидает в процессе обучения в данном колледже, а также предполагает, что остальные дисциплины преподаются на более высоком уровне и колледж заботится о качестве предлагаемых ими услуг. Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что суть концепции социально-этического маркетинга заключается в том, что качественный товар будет пользоваться спросом, в случае если он отвечает неэкономическим общественным потребностям, такими как защита окружающей среды, безопасность товаров и т.д.[3, 387]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: