Основные критические аргументы консьюмеризма и принцип его действия




 

По мнению известного американского экономиста Питера Друкера консьюмеризм представляет собой не что иное, как позор маркетинга. В своей работе он подчеркивает то, что консьюмеризм обязан своим появлению "дикому" маркетингу, который пытается подвести спрос к требованиям предложения, но не обеспечить соответствие предложения ожиданиям спроса и считает, что консьюмеризм это следствие провала концепции маркетинга. Также Питер Друкер приводит основные критические аргументы:

¾ маркетинг совершает попытку удовлетворить краткосрочные нужды потребителей за счет их долгосрочного благосостояния.

¾ товары создаются с целью получения прибыли фирмы, а не с целью удовлетворения потребностей.

¾ маркетинг сосредотачивает символическую ценность товаров (эмоциональную и субъективную ценность) в ущерб их функциональной ценности.

Существует фундаментальное несоответствие между юридическими правами покупателей и продавцов. [8, 32]

Необходимо заметить то, что консьюмеризм не ставит под сомнение саму концепцию маркетинга, а призывает к ее полной реализации. На самом деле, данное движение, напоминают рабочие движения, и знаменует "социализацию" спроса. В итоге компания имеет дело с более объединенными потребителями, реагирующими на ее действия организованно и благодаря различным союзам потребителей располагающими, помимо данных, предоставляемых фирмой, а также и независимыми источниками информации. Консьюмеризм, определенно, посодействовал повышению уровня этики в практике маркетинга. Он содействует формированию групп давления, которыми организации не следует пренебрегать. К примеру, юристы Международной конфедерации обществ потребителей, в которую входят общества потребителей стран СНГ, возбудили судебный иск к фирме "Сони" обвиняя ее в нарушении требований Закона "О защите прав потребителей" в отношении гарантийных обязательств перед покупателями своей продукции. [9]. При этом задачи консьюмеризма также совершенствуются под влиянием изменений в общей экономической ситуации.

На представленном ниже графикедемонстрируется предельная полезность поиска информации потребителем, которая обладает формой убывающей функции необходимого уровня знаний максимально важных характеристик интересующего его товара (кривая R).

Также представлена функция предельных издержек данного поиска, которая принимается пропорциональной требуемому уровню знаний (кривая С).

Точка А соответствует оптимальному моменту остановки поиска потребителем: но в случае его продолжения издержки превысят приносимую пользу. (Рисунок 1)

 

Рисунок 1 - Предельная полезность поиска информации потребителем (источник [8])

 

Экономическое развитие становится причиной некоторых изменений:

ценность личного времени, расходуемого на поиск, увеличивается;

количество товаров с плохо сопоставимыми характеристиками увеличивается тоже.

Эти изменения несут за собой, как повышение расходов на поиск (кривая С перешла в С') так и, увеличение сложности выбора, что уменьшает предельную полезность поиска информации (кривая R перешла в R'). (Рисунок 2)

 

Рисунок 2 - Экономический анализ движения консьюмеристов (источник: [8])

 

Точка остановки потребителя перемещается из точки А в точку А', что означает заниженный уровень требований по сравнению с предыдущим.

Из этого следует то, что экономический рост ведет к некоторой потере независимости потребителя, превращая его в пленника коммерческой информации, которая предоставляется производителем.

В связи с данным обстоятельством у потребителей возникает заинтересованность к объединению и к дополненным данным, получаемых от производителя, данными, предоставляемыми организациями потребителям при низком уровне издержек.

Благодаря этому покупатель вновь имеет возможность вернуться на повышенный уровень информированности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: