Формирование организационной культуры




 

Процесс формирования организационной культуры включает в себя «формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления» [1, с. 311].

Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

· Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

· Разработка состава основных подразделений и связей между ними заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро управления, секторы, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

· Регламентация организационной структуры предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп, должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационно культуры.

Но, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что, имея свой совместный опыт, члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая - это «внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано. Вторая - это внутренняя интеграция: как работники организации решают свои ежедневные, связанные с их работой и жизнью в организации проблемы» [8, с. 182]. Рационально обе эти проблемы отразить в табличном виде (Таблица 1).

 

Таблица 1. Проблемы внешней и внутренней интеграции

ПРОБЛЕМЫВНЕШНЕЙ АДАПТАЦИИ ВЫЖИВАНИЯ
· МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ. Определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии во исполнение этой миссии · ЦЕЛИ. Установление специфических целей; достижение согласия по целям · СРЕДСТВА. Методы, используемые для достижения целей; достижения согласия по используемым методам; решения по организационной структуре, системам стимулирования и подчиненности · КОНТРОЛЬ. Установление критериев измерения достигнутых индивидом и группами результатов; создание информационной системы · КОРРЕКЦИЯ. Типы действий, требуемые в отношении индивидов и групп, не выполнивших задания
ПРОБЛЕМЫВНУТРЕННЕЙ АДАПТАЦИИ ВЫЖИВАНИЯ
· ОБЩИЙ ЯЗЫК И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ. Выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепции · ГРАНИЦЫГРУПП И КРИТЕРИИ ВХОЖДЕНИЯ И ВЫХОДЫИЗ ГРУПП. Установление критериев членства в организации и ее группах · ВЛАСТЬ И СТАТУС. Установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации · ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Установление правил об уровне и характере социальных отношений в организации между полами, возрастами и т.п.; определение допустимого уровня открытости на работе · НАГРАЖДЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. Определение желательного и нежелательного поведения · ИДЕОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Определение значения вещей, не поддающихся объяснению и неподвластных контролю со стороны организации; вера как снятие стресса

 

Процесс внешней адаптации связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды.

Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения способов совместной работы и сосуществования в организации.

Так или иначе, «принятие компанией определенной культуры может быть связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п.» [9, с. 22]. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Но и эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или иная компания. Например, С. Иошимури формирование организационной культуры сопоставляет с менталитетом (Таблица 2).

 

Таблица 2. Сравнение японского и европейского менталитетов как основы при формировании организационной культуры

Критерии сравнения Японцы Европейцы
Мировосприятие Монизм, интуиция Дуализм, логика
Отношение к природе и судьбе Идентификация, покорность судьбе, согласие, стойкость Доминирование, вызов, ориентация на прогресс, преодоление
Формы поведения Группа, ситуация, установка личности Индивид, научные принципы, интеллектуальные или функциональные способности
Социальные отношения Компромисс между личностями, идентификация индивида с организацией, закрытость, стабильность организации Конфронтация, конкуренция между индивидами, противостояние существования индивида и организации, открытость, нестабильность организации

 

Этические корпоративные кодексы впервые были разработаны в японских, чуть позже - в американских компаниях, - в передовых компаниях с сильной корпоративной идентичностью. При всем различии между буддизмом и протестантизмом у них есть общее - «в обеих религиях труд является ценностью, что нашло отражение в соответствующих корпоративных кодексах» [10, с. 13]. В православии или католичестве ценность труда не столь значима, что оказало влияние на эффективность развития корпораций в этих странах. Система пожизненного найма в Японии не соответствует логике бизнеса, а диктуется именно национальной идентичностью.

Анализ понятия, содержания и процесса формирования организационной культуры показывает, что она является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу глубинности базовых предположений и их устойчивости процесс формирования протекает скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно, хотя эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой функционирует та или иная компания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: