Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Работа по теме урока. 1. Выполнение упражнения 582 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют задание упражнения 582 | Осуществляют контроль учебных действий |
2. Лингвистические задачи | – Замените данные слова синонимичными глаголами
с суффиксами ![]() ![]() ![]() | Выполняют задания | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют логические операции. Осуществляют контроль учебных действий |
3. Самостоятельная работа (выполнение упражнения 583) | Предлагает выполнить упражнение 583 самостоятельно | Выполняют самостоятельную работу | Осуществляют контроль и оценку |
II. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание:подготовиться к ответам на контрольные вопросы и задания (с. 138) | Отвечают на вопросы. Дают оценку учебной деятельности. Записывают задание | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль. Принимают учебную задачу |
Уроки 197–198. Повторение*
Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Глагол»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
|
Результаты изучения темы:
Предметные:понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.
Личностные:осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.
Метапредметные:
• познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• регулятивные: планируют собственную деятельность; осуществляют оценку результатов;
• коммуникативные: умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Тип урока: рефлексия.
Образовательные ресурсы: задания для выполнения на этапах.
Сценарий урока 198
Цель деятельности учителя: создать условия для обобщения, систематизации и углубления полученных знаний по теме «Глагол» (морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы).
|
Педагогические задачи: способствовать формированию умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения, культуры учебного труда, развитию аналитико-синтетической деятельности обучающихся (анализа, синтеза, обобщения), навыков самооценки, взаимооценки, речи; содействовать воспитанию чувства ответственности, товарищества, взаимовыручки, уважительного отношения к живой природе.
Результаты изучения темы:
Предметные:знают и определяют морфологические признаки глагола, синтаксическую функцию, которую глагол может выполнять в предложении, орфограммы в словах.
Личностные:понимают роль языка в развитии способностей и моральных качеств личности; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; проявляют способность к самооценке собственной речи.
Метапредметные:
• познавательные: адекватно воспринимают информацию; владеют разными видами чтения; проявляют способность извлекать информацию из различных источников;
• регулятивные: определяют цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивают результат;
• коммуникативные: свободно и правильно излагают свои мысли; осуществляют коммуникативно целесообразное взаимодействие.
Образовательные ресурсы: задания для подготовки к ГИА; стихотворение Ф. Тютчева «Море и утес»; пословицы; текст; задания для творческой работы, игры.
Вариант 1
Урок проходит в форме этапной игры.
Класс делится на 8 групп. Каждая группа проходит 8 этапов. Передвижение групп обучающихся осуществляется по часовой стрелке.
|
На каждом этапе работает консультант. Он проверяет задания и, если есть недочеты, беседует с членами группы.
Задания этапов
Задания для 1-го этапа.
1. Что называется глаголом? Как изменяется глагол? К каким частям речи относится глагол?
2. Найдите глаголы: красный, краснота, краснеет, беговая, бежит, бег, крикливый, кричит, крик. Обоснуйте свой выбор.
3. Измените глагол кричать по временам. Проспрягайте этот глагол.
Задания для 2-го этапа.
1. Какие глаголы относятся к первому спряжению? А ко второму?
2. Почему некоторые глаголы называются разноспрягаемыми? Приведите примеры.
3. Спишите, вставив пропущенные буквы.
Чего себе (не) хоч..шь, того и другому (не) желай. Поищ..шь – найдеш?, захоч..шь – добьеш?ся. Правдой мир держ..тся. Правда глаза кол..т. Кто работы (не) боит?ся, у того она спор..тся. Кто хвал..т?ся, тот с горы свал..т?ся.
Задания для 3-го этапа.
1. Расскажите о переходных и непереходных глаголах. Приведите примеры.
2. Спишите. Обозначьте переходные глаголы буквой п, а непереходные – н.
К..роткий весе(н, нн)ий день таял в бледн..м неб... Вдали с..яли поля, утре(н, нн)ий ветерок ве..л прохладой. Желтые листья падали с деревьев и усе..ли берега. Ре..ли молнии, с грохотом не(с,сс)я удар грома за ударом.
Задания для 4-го этапа.
1. Расскажите о наклонениях глагола. Приведите примеры.
2. Спишите. Обозначьте, в каком наклонении употреблены глаголы.
Была бы охота, заладит?ся всякая работа. Буд?те чуткими и внимательными помощ?никами тем, кто испытыва..т трудности в учебе. Меньше г..ворите, а больше делайте. Был бы друг, буд..т и досуг.
Задания для 5-го этапа.
1. Какие глаголы называются безличными?
2. В каком наклонении употребляются безличные глаголы?
3. Найдите в предложениях безличные глаголы. Подчеркните их.
Света..т. Яркое солнце поднимает?ся из-за гор. К утру посв..жело. Где(то) д..л..ко прогр..мело эхо. (Ни) где (не) дыш..тся вольней родных лугов, родных полей. (Не) с..дит?ся в хат.. тесной, (не) л..жит?ся на печи.
Задания для 6-го этапа.
1. Расскажите, когда в глаголах пишутся суффиксы а когда
Приведите примеры.
2. Запишите глаголы в форме прошедшего времени единственного числа. Выделите в глаголе суффикс.
Бесед..вать, рассказ..вать, треб..вать, использ..вать, испыт..вать, участв..вать, рассчит..вать, совет..вать, уклад..вать.
Задания для 7-го этапа.
1. Что значит разобрать глагол морфологически?
2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Разберите глаголы морфологическим разбором.
Дожд..к прош..л3 по садов..й дорожк..,
Капли на ветках в..сят3, как сережки.
Трон..ш?3 березку – она встр..п..нет?ся
И засм..ет?ся. До слез засм..ет?ся3.
Задание для 8-го этапа.
Исправьте ошибки в предложениях.
1. Отец каждый день ездиет в город на работу.
2. Он всегда ложит локти на стол.
3. Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.
4. Сережа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
5. Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями.
Вариант 2**