I. Повторение. Подготовка к ГИА.




– Прочитайте текст.

1) Бим теперь шел впереди, оглядываясь на Дашу и поджидая: он отлично знал слово «домой» и вел ее именно домой. 2) Люди-то не сообразили, что он и сам пришел бы в квартиру, им казалось, что он малоумный пес; только Даша все поняла, одна Даша – вот эта белокурая девушка, с большими задумчивыми и теплыми глазами, которым Бим поверил с первого взгляда. 3) И он привел ее к своей двери.

Задания А1–А7

А1. Бим поверил Даше с первого взгляда потому что:

а) девушка располагала к себе;

б) увидел понимание в ее теплых глазах.

А2. Назовите значение слова «малоумный» в предложении № 2.

а) Не понимающий чего-то; б) бестолковый.

А3. Назовите художественно-изобразительное средство, используемое в предложении № 1.

а) Лексический повтор; в) метафора;

б) фразеологизм; г) сравнение.

А4. Назовите ошибочное суждение:

а) в слове «только» количество букв и звуков совпадает;

б) в слове «вел» все согласные звуки звонкие;

в) в слове «привел» количество букв и звуков совпадает;

г) в слове «свое» количество букв и звуков не совпадает.

А5. Назовите слово с полногласием:

а) оглядываясь; б) сообразили; в) белокурая.

А6. Назовите слово, правописание приставки в котором зависит от значения «приближение».

а) Сообразили; б) пришел; в) поверил.

А7. Назовите слово, в котором наблюдается явление наложения корневого гласного и суффиксального (аппликация).

А) Шел; б) сообразили; в) задумчивыми.

Задания В1–В6

В1. Замените слово «малоумный» в предложении № 2 стилистически нейтральным синонимом.

В2. Замените словосочетание «отлично знал» (примыкание) словосочетанием, построенным по типу согласования.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения № 3.

В4. Сколько грамматических основ в предложении № 1?

В5. Назовите номер предложения, осложненного обособленным приложением.

В6. Назовите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством.

Лексические средства:

• Эпитеты (большие задумчивые, теплые глаза; малоумный пес) (характер Даши).

• Фразеологизм – поверить с первого взгляда (характер Даши).

• Лексический повтор – слово «домой», вел именно домой – нетерпимое желание Бима.

Грамматические средства: обособленное приложение (характер Даши).

Самооценка, взаимооценка.

Осуществляют самопроверку (взаимопроверку). Проводят самооценку (взаимооценку) выполненной работы.

II. Мотивационный момент.

– Тему урока вы сформулируете сами, прочитав отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес».

И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот...

– Какую картину вы представили, читая это четверостишие? (Бушующее море, волны бьются о скалы, шум и рокот волн...)

– С помощью какой части речи Ф. И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? (С помощью глагола.)

– Тема урока – «Повторение».

III. Работа по теме урока.

Зачет.

Проводится работа с контрольными вопросами (с. 138) (работа в парах).

Осуществляют самооценку (взаимооценку).

Игра «Третий лишний».

Поймал, Поймал бы, Поймай,
наблюдает, наблюдал бы, наблюдай,
победит. победил бы. победи.

Осуществляют самопроверку.

Работа по учебнику.

Проводится повторение орфограмм (правописание ь в глаголах 2-го л., ед. ч., безударных личных окончаний глаголов, существительных 3-го скл., глаголов в неопред. форме, кратких прилагательных (упражнение 588).

Работа в парах.

– Составьте предложения. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения (тся – ться, возвратность, спряжение)?

1. Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся.

2. Дело мастера бои_ся.

3. Человек по делу узнае_ся.

4. По труду и честь воздае_ся.

5. Надо труди__ся, (не) надо ленит__ся.

6. Кто хочет от жизни толку доби__ся, тот должен много труди__ся.

5. Лингвистический эксперимент: работа с текстом (работа в группах).

– Впишите глаголы в таблицу и разберите их.

Глагол Вид Спряжение Возвратность Наклонение Число Род Лицо
               
               
               
               
               
               
               
               

Проверка правильности заполнения таблицы осуществляется всем классом.

Ольха

Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днем сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет.

Посветлели кроны ольхи. На них видно много сережек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за теплые весенние дни.

Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

В шишечках находятся семена, созревают они только осенью и долго остаются на дереве, осыпаются только в конце зимы.

Ольху встретишь во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах.

Ольху очень ценят врачи. Ее шишечки, кору и листья с успехом применяют в медицине.

(По И. Балбышеву.)

– К какому типу речи относится текст? (Описание.)

– Проследите, как с помощью глаголов описывается ольха. Выпишите глаголы, которые описывают ольху, и определите их вид.

– В каком времени употреблены записанные глаголы? (В настоящем и прошедшем времени.)

– Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе)).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: