– Прочитайте текст.
1) Бим теперь шел впереди, оглядываясь на Дашу и поджидая: он отлично знал слово «домой» и вел ее именно домой. 2) Люди-то не сообразили, что он и сам пришел бы в квартиру, им казалось, что он малоумный пес; только Даша все поняла, одна Даша – вот эта белокурая девушка, с большими задумчивыми и теплыми глазами, которым Бим поверил с первого взгляда. 3) И он привел ее к своей двери.
Задания А1–А7
А1. Бим поверил Даше с первого взгляда потому что:
а) девушка располагала к себе;
б) увидел понимание в ее теплых глазах.
А2. Назовите значение слова «малоумный» в предложении № 2.
а) Не понимающий чего-то; б) бестолковый.
А3. Назовите художественно-изобразительное средство, используемое в предложении № 1.
а) Лексический повтор; в) метафора;
б) фразеологизм; г) сравнение.
А4. Назовите ошибочное суждение:
а) в слове «только» количество букв и звуков совпадает;
б) в слове «вел» все согласные звуки звонкие;
в) в слове «привел» количество букв и звуков совпадает;
г) в слове «свое» количество букв и звуков не совпадает.
А5. Назовите слово с полногласием:
а) оглядываясь; б) сообразили; в) белокурая.
А6. Назовите слово, правописание приставки в котором зависит от значения «приближение».
а) Сообразили; б) пришел; в) поверил.
А7. Назовите слово, в котором наблюдается явление наложения корневого гласного и суффиксального (аппликация).
А) Шел; б) сообразили; в) задумчивыми.
Задания В1–В6
В1. Замените слово «малоумный» в предложении № 2 стилистически нейтральным синонимом.
В2. Замените словосочетание «отлично знал» (примыкание) словосочетанием, построенным по типу согласования.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения № 3.
В4. Сколько грамматических основ в предложении № 1?
В5. Назовите номер предложения, осложненного обособленным приложением.
В6. Назовите номер предложения, осложненного обособленным обстоятельством.
Лексические средства:
• Эпитеты (большие задумчивые, теплые глаза; малоумный пес) (характер Даши).
• Фразеологизм – поверить с первого взгляда (характер Даши).
• Лексический повтор – слово «домой», вел именно домой – нетерпимое желание Бима.
Грамматические средства: обособленное приложение (характер Даши).
Самооценка, взаимооценка.
Осуществляют самопроверку (взаимопроверку). Проводят самооценку (взаимооценку) выполненной работы.
II. Мотивационный момент.
– Тему урока вы сформулируете сами, прочитав отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева «Море и утес».
И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот...
– Какую картину вы представили, читая это четверостишие? (Бушующее море, волны бьются о скалы, шум и рокот волн...)
– С помощью какой части речи Ф. И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? (С помощью глагола.)
– Тема урока – «Повторение».
III. Работа по теме урока.
Зачет.
Проводится работа с контрольными вопросами (с. 138) (работа в парах).
Осуществляют самооценку (взаимооценку).
Игра «Третий лишний».
Поймал, | Поймал бы, | Поймай, |
наблюдает, | наблюдал бы, | наблюдай, |
победит. | победил бы. | победи. |
Осуществляют самопроверку.
Работа по учебнику.
Проводится повторение орфограмм (правописание ь в глаголах 2-го л., ед. ч., безударных личных окончаний глаголов, существительных 3-го скл., глаголов в неопред. форме, кратких прилагательных (упражнение 588).
Работа в парах.
– Составьте предложения. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения (тся – ться, возвратность, спряжение)?
1. Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся.
2. Дело мастера бои_ся.
3. Человек по делу узнае_ся.
4. По труду и честь воздае_ся.
5. Надо труди__ся, (не) надо ленит__ся.
6. Кто хочет от жизни толку доби__ся, тот должен много труди__ся.
5. Лингвистический эксперимент: работа с текстом (работа в группах).
– Впишите глаголы в таблицу и разберите их.
Глагол | Вид | Спряжение | Возвратность | Наклонение | Число | Род | Лицо |
Проверка правильности заполнения таблицы осуществляется всем классом.
Ольха
Апрель – это месяц весенних первоцветов. Днем сильно греет лучистое солнце, торопливо бегут ручьи. А ночью земля стынет.
Посветлели кроны ольхи. На них видно много сережек. Они всю зиму висели на растениях и заметно выросли за теплые весенние дни.
Ольха из деревьев зацветает первой. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
В шишечках находятся семена, созревают они только осенью и долго остаются на дереве, осыпаются только в конце зимы.
Ольху встретишь во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах.
Ольху очень ценят врачи. Ее шишечки, кору и листья с успехом применяют в медицине.
(По И. Балбышеву.)
– К какому типу речи относится текст? (Описание.)
– Проследите, как с помощью глаголов описывается ольха. Выпишите глаголы, которые описывают ольху, и определите их вид.
– В каком времени употреблены записанные глаголы? (В настоящем и прошедшем времени.)
– Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе)).