Сущность и специфика категорий этики.




К категориям этики относят основные ее понятия, которые обобщенно отражают содержание, специфику, существенные сущностные стороны морали, закономерности нравственных отношений, нормативность моральных представят ен.

Будучи связанными между собой, они образуют целостную систему, которая находится в постоянном развитии, обогащении, как и категории, к ней относятся

Сущность основных категорий этики

Адекватно понять мораль как целостный феномен можно только с помощью системы категорий этики Игнорирование требований системного подхода при их исследовании порождает многочисленные противоречия, логические ошибки (со отдельная, \"заколдованный круг\") Например, добро часто рассматривают как моральный феномен, а мораль - как добро Следствием этого является наличие многих недостаточно осмысленных категорий этиктегорій етики.

Создавая систему категорий этики, следует выводить их, как отмечал немецкий философ Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель (1770-1831), начиная с простейших При этом нужно продемонстрировать, как они об одукуються Чтобы лучше понять этот процесс, необходимо абстрагироваться от того, что почти каждая категория, которую надо вывести, давно уже создана Следуя этому принципу, этика способна стать объективной доказательной научнойкою.

Моральная требование

Простейшим элементом нравственного феномена моральная требование, а этическая категория \"моральный требование\" - результатом выявления того общего, что воплощено в развитых формах моральных требований (нормах, правила илах, предписаниях, заповедях), выяснения их объективной основної основи.

Объективной основой нравственных требований есть историческая необходимость жить, действовать, вести себя согласно с выработанными человечеством неписаными нормами, без соблюдения которых невозможно достичь гармонизации отношений между людьми, общественного прогресса, развития личности.

В своем реальном бытии мораль разнолика: для различных этнических, социальных и других сообществ характерны специфические нравственные требования и их проявления Так, моральные требования к ученому отличаются от аналогии ичних требования к предпринимателямя.

Поскольку каждый человек принадлежит к определенным сообществ (национальных, социальных, в том числе профессиональных, религиозных и т.д.), то это сказывается на интериоризации ней общих моральных требований в специфические же овимогы Эти проблемы исследуют науки о нравственной жизни отдельных сообществ, например профессиональная этика Результаты исследования морали сообществ закрепляются в понятиях и категориях \"честь\", \"профессиональная мораль \",\" профессиональная этика \",\" этика права \",\" этика учителя \",\" этика медработника \",\" профессиональная гордость \",\" профессиональная честь \"тощацівника", "професійна гордість", "професійна честь" тощо.

бы моральные требования считались незыблемыми каждым человеком, то о прогрессе морали не могло быть и речи Однако они время от времени подвергаются сомнению, уточняются, а иногда и отвергаются

Моральный прогресс человечества предусматривает как критическое отношение к нравственных требований, так и терпимость по отношению к морали разных сообществ

Формирование терпимого отношения человека к морали разных сообществ предполагает освоение ею метаетикы (греч meta - после, через и еthos - обычай) - науки о объективные основания существования различных моральных х и этических систем Терпимое отношение к морали других сообществ свойственно и многим людям, которые пользуются обыденным сознанием Метаетика теоретически обосновывает принцип терпимости, проявляя рационального ный содержание различных моральных и этических систетем.

Терпимость не следует отождествлять с беспринципностью, ведь человек высокой нравственной культуры не может не осуждать крайних форм аморализма

Морально воспитанной, добропорядочной человеку, постигла науку о морали, открывается тайна смысла жизни, что является непременным условием выбора собственного жизненного пути, без которого немыслимо удовольствие я жизнью, счастьем.

Общими для всех проявлений моральных требований являются следующие признаки:

- императивность (моральные требования формулируются в повелительном наклонении, они категоричны, безусловные);

- усезагальнисть (распространенность на всех людей, безотносительно к их социального положения, расовой, национальной и религиозной принадлежности);

- усепроникливисть (подчиненность моральной оценке каждого действия, каждого поступка человека);

- безличность (моральные требования не основаны на свободе конкретного субъекта);

- неадекватность выразительным средствам (адресуется моральная требование не так ума человека, как его чувствам и представлениям, однако выражается в рациональной форме - в форме суждения Человек, которому адресуется требование, должна признать необходимость определенного поведения не только умом, но и сердцем, то есть воспринять и пережить ее как основанное на высоких, абсолютных всечеловеческого ценностях, т.е. как добр о) Это обстоятельство значительно усложняет проблему нравственного воспитания Поэтому в процессе формирования нравственного сознания приходится обращаться к образцам высоконравственного поведения выдающихся людей, литературных е роев, представлений о добрых богов Исключительное значение имеет выработка привычки жить в соответствии с моральными требованиями, получая от этого удовольствие, то есть самостимулюваты такое поведениеінку.

Моральная требование - простейший элемент моральных отношений индивидов, которые подчиняются разным формам повинности

Это требование не подвергается жесткой, однозначной интерпретации и характеризуется императивностью, всеобщность, всепроникливистю и безличностью

Моральные требования формулируют по-разному: как моральную норму, нравственное правило, моральный предписание, заповедь

В понятии \"моральная норма\" осмысливается один из самых простых видов морального требования, проявление морали как формы общественного сознания Формулируется она как равной степени адресовано всем людям повеление, которое е следует неукоснительно выполнять при любой ситуации Объективной основой моральной нормы есть необходимость однотипной поведения людей в повторяющихся ситуациях Она направлена??на то, чтобы стать нормой человеческой й поведениекої поведінки.

Сформулированная более или менее четкое повеление моральная норма становится моральным правилом (императивным положением, которым руководствуются в общежитии, труда, поведении), а за дополнительной конкретизации - моральным п предписанию (своеобразным каноном) Моральные правила и предписания иногда приобретают форму заповедий.

Заповедь является повелением, принадлежащий авторитетному лицу или приписывается ей Такое лицо иногда может быть мнимой Будучи письменно выраженными в конкретных нравственных высказываниях, заповеди приобретают нетипо вой для устных форм моральных требований определенности, теряя время гибкость и универсальность Это иллюстрирует одна из десяти заповедей Божьих - \"Не убий\" Следуя ее буквально, необходимо было бы розпус тить армии, уничтожить оружие, что сделало бы безнаказанными агрессоров, преступников, маньяков Отстаивая необходимость насилия, русский философ Владимир Соловьев (1853-1900) писал: \"Когда, видя занесенную руку убийцы, я ее хватаю, то ли это аморальным насилием? лінням обов'язковим".

Моральные требования, в какой бы форме они проявлялись, имеют императивный, обязывающий характер Однако на самовимогу личности, то есть на ее моральный долг, они превращаются просто Раскрыть и сложный и противоречивый процесс интериоризации морального требования в ее моральный долг, можно только с помощью системы категорий этикки.

Будучи информированным о моральное требование (в какой бы форме она фигурировала), личность может ее не принимать за самовимогу, а переадресовать другим людям При этом объект морального требования превращается юеться на субъект, и его устами высказываться общественное мнение Даже будучи адресованной человеком самому себе, моральная требование не становится моральной самовимогою, моральным феноменом, если стосуватимет ься только его мышления, оставляя равнодушными чувства и волю Знания и логическая убедительность морального требования должны быть усиленными ценностным отношением к ней и предполагаемого поступка, к которому она спо Нука Кроме того, деятельность, соответствующую высоким моральным требованиям, может быть и внеморальным, если субъект ее не имел выборбору.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: