Слово «опыт» скорее всею ассоциируется с некоторыми действиями и событиями в естественнонаучной лаборатории.
Или с «полевой практикой» Или с деятельностью, предметно определенной, т.е. эмпирически фиксируемой, поддающейся
количественному и качественному контролю. В самом деле, слово «опыт» в живом языке довольно часто употребляется
синонимично слову «практика». В свете этого лексическою опыта выражение «нравственный опыт» может ассоциироваться
с такого рода ориентациями, решениями, действиями людей, которые оформлены в конкретных отношениях товарищества и
любви, брака и семьи, групповой солидарности, привязанности к родным пенатам и обязанностей перед отчизной.
Однако в сфере духовной, а именно к ней в большинстве своих проявлений относится нравственность, характер опыта во
многом иной. Это — опыт духовной жизни, внутренних коллизий, ценностных выборов.
Это — опыт индивидуальной
«работы с ценностями», личных достижений и упущений. Как индивидуальный опыт он вычитывается из конкретных
ситуаций. Но как опыт нравственности он воспроизводится в обобщенном виде и в рамках этики оказывается
представленным как продолжение рассуждения о морали — в его приложении к действительным противоречиям выбора В
морали это — выбор ценностей и правил Как мы видели, лишь на уровне этической рефлексии моральный выбор сводится к
выбору между добром и злом. Практически же это — выбор из разного рода ценностей: приятного, веселого,
целесообразного, полезного, нужного, подобающего, красивого, честного, обязательного, «того, что очень хочется»,
запретного и т.д, в их переплетении, взаимоисключении и компромиссах. Не всегда эти ценности непосредственно
|
соотносятся с добром и злом, однако в той или иной их трактовке отдельными людьми можно выявить определенное
понимание добра и зла и, стало быть, того, что человек должен делать, чтобы соответствовать наложенным на него или
принятым им на себя обязательствам.
В данном разделе будут рассмотрены некоторые из ценностных ориентации, через которые наиболее характерно
отражаются позиции человека в отношении добра и зла — удовольствие, польза, совершенство и человечность.
Проблемы идеала в этике.
франц. ideal, от греч. - первообраз) - образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель стремления. Исторически понятие И. было введено для гармонизации чувственноявленной (материализованной, воплощенной) и сверхчувственной (духовной) граней "идеи" Чувственно-телесный аспект И. ценится не меньше, чем его идейное, сущностное, трансцендентальное значение. Вместе с тем одни люди могут в большей степени поклоняться телесной стороне И, тем самым иллюзорно превращая И в кумир, идол, фетиш, а другие - возделывать И. как "окно в сущность" и относиться к нему преимущественно духовно Смещение акцента либо на плотскую, либо на духовную сторону И. позволяет подразделять людей на "плотских" и "духовных", а также объяснять предрасположенность одних философов к концепции И. как нормы, принятой в результате соглашения между людьми, а иных - ко взгляду на И. как на самодовлеющую и трансцендентальную духовную сущность. Если учитывать явленное и сокровенное в И., то в его структуру следует включать: а) признанный совершенством эталонный предмет (знак), б) схему действия с эталоном, в) область экстраполяции знания об эталоне, проекцию этого знания на сверхчувственное целое. Выбор, признание и возделывание той или иной системы общественных или индивидуальных И. - существо культуры общества или культуры индивида Как и в И., в культуре неразъемлемы ее материальная и духовная стороны, которые лишь в абстракции можно превращать в "материальную культуру" и в "духовную культуру". Идеология имеет дело с фундаментальными И. общества, от всеобщего признания и властной сакрализации которых зависят единство и целостность общества, классов и социальных групп; идеологическая борьба развивается в связи с признанием или развенчанием тех или иных базовых И. Иммануп Кант мыслил И. как образно представ ленную "внутреннюю цель", регулирую щую вечное стремление человечества преодолеть все противоречия между всеобщим и единичным, обществом и индивидом. Марксисты отождествляют И с образом цели деятельности людей, объединенных решением общей задачи.
|
Удовольствие и польза.
Польза представляет собой положительную ценность, в основе кот лежат интересы, те. Отношения человека к различным объектам, освоение кот позволяет ему сохранять и повышать свой социальный, эконом, полит, проф, культурный статус. Как жизненный принцип полезность можно выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».
Поскольку интересы выражаются в целях, кот чел преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей и, в частости, то, посредством чего цели достигаются. Полезность, таким образом, характеризует средства, годные для достижения заданной цели.
|
В представлении о пользе, в понятиях и ценностях прагматистского сознания обобщаются требования, с кот сталкивается человек в своей практической, целесообразной, творчески преобразованной деятельности.
Польза ни под каким видом не может заменить добродетель.
Среди положительных ценностей удовольствие и польза являются, возможно, наиболее очевидными. Они непосредственно отвечают потребностям и интересам человека в его обращенности к жизни, в его принадлежности к сфере сущего. Как стремящийся к удовольствию или пользе, человек, кажется, проявляет себя совершенно по-земному, ему, кажется, дела нет до возвышенных идеалов. Но вот вопрос: можем ли мы говорить об «этике удовольствия» или об «этике пользы»? Можем – по крайней мере употребляя слово «этика» в одном из расхожих значений – как систему некоторых правил, норм и ценностей; но при этом полагая, что само по себе наличие некоторой нормативно-ценностной системы обусловлено неудовлетворенностью чем-то существующим в реальности.
Удовольствие – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Состояние удовлетворенности является идеальным для организма, и человеку следует делать все для достижения такого состояния.
В этике такая позиция называется гедонизмом. В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.
Человеку естественно присуще чувство радости от полноты жизни, игры телесных и умственных сил, ему блаженна память пусть даже нечастых мгновений полного отдохновения, веселья, захватывающего развлечения. Однако гедоник не просто ценит все это и стремится к этому. Он видит в наслаждении и личном счастье смысл жизни, свое предназначение.
Собственно говоря, для гедоника «жить – значит наслаждаться».
Проблема милосердия.