Формы предпринимательства




 

Существуют две формы предпринимательства:

частная;

государственная.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является деловое предприятие (фирма). Оно представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и полученной чистой прибылью. Выделяют следующие относительно стабильные основные структурные признаки, характеризующие отдельные предприятия:

высшие цели, которых стремится достичь предприятие (социально-хозяйственные, корпоративные);

производственные цели;

виды хозяйственной деятельности;

региональное расположение;

организационно-правовая форма;

собственники предприятия;

связи с другими предприятиями (система длительных производственных соглашений);

принципиальное оснащение факторами производства (профессиональный уровень персонала, оборудование, технологии, информация);

качественное разграничение предприятий (малое, среднее, крупное).

Будучи юридическим лицом, предприятие и фирма как субъекты предпринимательской деятельности в принципе однозначны. Вместе с тем в экономической практике термин "фирма" - это обобщающее понятие хозяйствующего субъекта и может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием, как правило, подразумевают однопрофильное производство. Предприятие как юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. У юридического лица должен быть самостоятельный баланс или смета, круглая печать, счет в банке.

В отличие от сложившегося естественным образом рыночного порядка предприятия базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, предприятие - их концентрацию. На рынке господствуют косвенные методы контроля, а внутри предприятия - прямые. Рынок исключает диктат, он основан на экономических стимулах. Предприятие, наоборот, предполагает единоначалие, административные формы управления.

Предприятия (фирмы) классифицируют по двум основным признакам:

формам собственности на капитал (государственные и частные);

степени концентрации капитала и количества работающих (малые, средние и крупные).

На государственных предприятиях учредителем и организатором производства является государство в лице федеральных, региональных или муниципальных органов. Обычно такие предприятия создают в тех отраслях экономики, которые не привлекают частных предпринимателей из-за чрезмерно больших первоначальных инвестиций или длительных сроков их окупаемости, для изготовления общественно значимых видов продукции, обеспечивающих национальную безопасность, осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, и др. Государственные предприятия могут функционировать как акционерные общества, когда единственным их учредителем и собственником акций являются центральные или местные органы власти, и как унитарные предприятия. Последние не являются собственниками закрепленного за ними имущества, которое находится у них в хозяйственном ведении или в оперативном управлении (казенные федеральные предприятия). В первом случае предприятие, а не государство несет имущественную ответственность по своим обязательствам, кроме ситуации банкротства, вызванного действиями учредителя. Во втором случае государство несет субсидарную (дополнительную) ответственность по долгам предприятия при недостатке у него имущества, находящегося в федеральной собственности. Государственные предприятия не свободны в своей хозяйственной деятельности и ценообразовании, поэтому их эффективность обычно ниже, чем у частных предприятий. Количество унитарных предприятий (13, 8 тыс) не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю их деятельности.

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности). Организационно-правовые формы частных предприятий следующие:

индивидуальные предприятия, где собственником капитала является один человек, который самостоятельно управляет им в своих интересах, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем обязательствам предприятия;

товарищества (партнерства) на паях, где объединен капитал нескольких лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права принадлежат всем партнерам, как правило, принимающим активное участие в деятельности товарищества, и они несут полную ответственность по его обязательствам. Наряду с ними могут быть партнеры, ответственность которых ограничена суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью);

акционерные общества (корпорации), где пай каждого участника-акционера подтвержден ценной бумагой - акцией, а его ответственность ограничена вкладом в данное предприятие. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили за акции. Корпорации имеют юридический статус, управление ими осуществляет верхний эшелон профессиональных менеджеров, работающих по найму.

В развитой рыночной экономике функционируют различные типы предприятий, в основном частные. В США, например, около 17 млн. разнообразных фирм, в том числе свыше 70% индивидуальных, 8-10% товариществ, принадлежащих двум или более лицам, и 18-20% акционерных обществ. При этом последние производят около 90% общего количества продукции и услуг.

Акционерные общества (АО) бывают закрытого и открытого типа. Закрытым АО считается то, в котором все акции принадлежат учредителям и не поступают в свободную продажу. Акционеры несут ответственность только в пределах внесенного капитала. Открытым (публичным) АО называется общество, акции которого свободно продают и покупают без ограничений на рынке ценных бумаг. АО и акционеры несут ответственность по обязательствам всем имуществом общества. Если в уставном капитале АО есть доля государственного капитала, то оно называется смешанным. Одни АО могут участвовать в акционерном капитале других. Допустимым является и "взаимопроникновение" акционерных капиталов (система участий). На этой основе существует ряд типов акционерных объединений: синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы.

Синдикат представляет собой организационно оформленное соглашение, которое предполагает сбыт продукции его участников и закупки сырья для них через единый орган, создаваемый в форме акционерного общества. Выполнение этих функций может быть поручено одному из участников соглашения. Участниками синдиката могут быть АО, тресты и концерны. Например, Ярославский, Московский и Омский шинные заводы в 1991 году создали реализационную компанию - синдикат ЗАО "Сибур-шина", которые проводит единую для них политику в маркетинге, ценообразовании, инвестициях, учете, создает общую товаропроводящую сеть.

Трест является более развитой, чем синдикат, формой объединения, при которой различные предприятия объединяют в единый производственный комплекс. Они теряют свою юридическую, производственную, коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению из одного центра. В отличие от синдиката здесь совмещены все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Концерн - объединение производственного характера, создание которого, как правило, обусловлено необходимостью комбинирования, более тесного кооперирования различных производств, а также централизованного контроля и управления этими процессами. Наряду с промышленными предприятиями в концерн входят торговые, транспортные и проектно-конструкторские организации, банки, страховые компании и др. Значительное распространение во всем мире получил холдинг - орган управления концерном посредством холдинговой, или держательской компании. Она владеет контрольными пакетами акций, входящих в концерн предприятий и организаций, с целью контроля и управления их деятельностью. В одних случаях это осуществляет специально созданная холдинговая компания, выполняющая указанные функции (чистый холдинг), в других - ими наделяют существующую организацию (смешанный холдинг), состоящую в концерне. Холдинговая компания может не заниматься производственной деятельностью. Фактически холдингом являются любое АО или банк, владеющие контрольным пакетом акций других АО.

Консорциум - это финансовая группа, объединяющая юридически и экономически самостоятельные организации (предприятия, банки и др.) различных отраслей. Его создают для совместного размещения займа, реализации крупных промышленных проектов или проектов большой общественной значимости. В последнем случае участником может быть государство. Существование консорциума, как правило, заканчивается по мере завершения проекта.

Финансово-промышленная группа представляет собой зарегистрированный в установленном порядке ряд юридически независимых предприятий, финансовых инвестициональных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. При этом центральной (головной) компанией является или специализированная организация - управляющая компания, или ее функции выполняет входящее в группу производственное предприятие, банк, финансовая или страховая компания. Финансово-промышленные группы могут быть межгосударственными, межрегиональными и региональными.

Особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности - кооператив. Собственники средств производства в нем являются одновременно и работающими. Их доходы - это зарплата, которую они получают как работники, и прибыль, которую они имеют как собственники. В отличии от товариществ и акционерных обществ, где можно использовать собственный и наемный труд, кооперативы допускают лишь личную совместную трудовую деятельность их членов на основе принадлежащего всем имущества, образованного за счет паевых взносов. Прибыль участники кооператива получают в соответствии с трудовым вкладом, а не паем, как в товариществе.

В зависимости от степени концентрации капитала и количества работающих, а, следовательно, масштабов производственной деятельности, предприятия подразделяют на малые, средние и крупные. В рыночной экономике малых предприятий подавляющее большинство. Они быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры, способны часто обновляться. Малые предприятия постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам на продукцию, низким издержкам производства. Они действуют в тех областях, где нет необходимости создавать массовое производство с большими затратами, и не служат помехой большому бизнесу. Малое предпринимательство традиционно поддерживает государство, используя льготное налогообложение и антимонопольное законодательство. Средние предприятия в развитых странах, в отличии от малых, не так многочисленны, причем в настоящее время существует тенденция к сокращению их числа. Они не так мобильны, как малые предприятия, и составляют значительную конкуренцию крупному бизнесу. Кроме того, средние фирмы представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов - на их долю приходится самый большой процент поглощений. Критерии отнесения того или иного предприятия к разряду малого или среднего достаточно условны, в основном это численность работающих. В США к малым промышленным фирмам относят компании с числом занятых до 500 и к средним - от 500 до 1000, в большинстве стран Западной Европы - до 50 и 500, Японии - до 30 и 300. В нашей стране малыми предприятиями считают в промышленности - с численностью работающих до 200, в строительстве - до 150, науке - до 100, непроизводственной сфере - до 25 и в розничной торговле - до 15.

Крупные предприятия, имеющие как правило статус корпораций (АО), хотя их относительно немного, составляют основу производственного потенциала экономически развитых стран и создают большую часть их ВНП. Преимущества крупных фирм заключаются в том, что только им доступно массовое производство и широкое внедрение достижений научно-технического прогресса, т.к. они способны на крупные инвестиции и проведение серьезных научных разработок. Крупные корпорации обладают устойчивостью, являются действенным инструментом внутри - и межотраслевого перелива капитала, их никогда не ликвидируют, как мелкие и средние, а только меняют владельцев. Одно из главных условий стабильной эффективной деятельности корпорации - объединение капитала и диверсификация производства.

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли..

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.

У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:

1) значительные и стабильные объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки;

2) доступность кредитов на особо выгодных условиях;

3) экономия на масштабах производства;

4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые;

5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных. Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым - для извлечения сверхприбыли.


Заключение

 

Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в структурах сложившейся компании, Нужно расширять возможности организации, отвечать на изменяющиеся потребности общества и облегчить отдельным руководителям возможность принимать предпринимательские решения.

Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Пеншо ввел слово предприимчивость, означающее такого рода отношение к делу и сами действия. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.[5]


Список используемой литературы

 

1) Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. Пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 407 с.

2) Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 1994. С.313.

3) Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. М.: Высш. шк., 1994.

4) Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2003. - 594 с.

5) Гражданский кодекс Российской Федерации.

6) Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство "Спарк", 1997. - 52 с.

7) Л.И. Кошкин, А.Е. Хачатуров, И.С. Булатов, 2000.

Электронная версия, "Эколайн", 2000.

8) Мескон М.Х., Альберт М., Хедроури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело ЛТД", 1994 - 702 с.

9) Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: “Экономика", 2002.

10) Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М.: ТОО ”Вес", 2000.

11) Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 431 с. - (Серия "Социально-гуманитарное образование")

12) Экономика: Учебник для юристов / Под ред. доктора экономических наук, профессора Д.В. Валового. - М.: Издательство "Щит - М", 2002. - 368 с.


[1] Большой экономический словарь. М.: Ин-т экономики, 1994. С. 313.

[2] Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июля 1995 года № 88-Ф3.

[3] Гражданский кодекс РФ.

[4] Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. М., Прогресс, 1992. С.142

[5] Мескон М.Х., Альберт М., Хедроури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело ЛТД", 1994 - С.46



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: