Критерии и нормы оценки
Критерии оценивания части 1
Часть 1 - 24 задания
За верное выполнение каждого задания части 1 обучающийся получает по одному баллу.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов
За выполнение заданий 1 и 5 может быть выставлено от 0до 2-х баллов
За выполнение 7 задания может быть выставлено от 0 до 5 баллов.
За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов.
За каждую верно указанную цифру обучающийся получает один балл.
Критерии оценивания части 2 (Сочинение)
| № | Критерии оценивания сочинения | Баллы |
| I | Содержание сочинения | |
| К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | ||
| Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | ||
| К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет | ||
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет | ||
| Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, илив комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста | ||
| Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована илипрокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, илипрокомментирована другая, не сформулированная или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, иливместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста | ||
| К3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | ||
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, илипозиция автора исходного текста не сформулирована | ||
| К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | |
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) | ||
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), илипривёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы | ||
| Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт | ||
| Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, илимнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), илимнение экзаменуемого вообще не отражено в работе | ||
| II | Речевое оформление сочинения | |
| К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | ||
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена одна логическая ошибка, и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | ||
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более одной логической ошибки, и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста | ||
| K6 | Точность и выразительность речи | |
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | ||
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, нопрослеживается однообразие грамматического строя речи, илиработа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, ноесть нарушения точности выражения мысли | ||
| Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | ||
| III | Грамотность | |
| K7 | Соблюдение орфографических норм | |
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | ||
| допущено не более 2-х ошибок | ||
| допущено 3–4 ошибки | ||
| допущено более 4-х ошибок | ||
| K8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | ||
| допущено 1–3 ошибки | ||
| допущено 4–5 ошибок | ||
| допущено более 5-и ошибок | ||
| K9 | Соблюдение языковых норм | |
| грамматических ошибок нет | ||
| допущено 1–2 ошибки | ||
| допущено более 2-х ошибок | ||
| K10 | Соблюдение речевых норм | |
| допущено не более 1 речевой ошибки | ||
| допущено 2–3 ошибки | ||
| допущено более 3-х ошибок | ||
| K11 | Соблюдение этических норм | |
| этические ошибки в работе отсутствуют | ||
| допущены этические ошибки (1 и более) | ||
| К12. | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | ||
| допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | ||
| Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения.
Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.