ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
По специальности 050146 Преподавание в начальных классах,
050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании | |
Дневник по практике
Декоративно – прикладного искусства
студентки 2 курса ______группы
ФИО______________________________________
Дневник предназначен для учета выполненных заданий и отслеживания уровня освоения учебного материала по разделу «Декоративно – прикладное искусство»
Задача практического освоения раздела состоит в формировании профессиональных компетенций обучающихся, духовно – нравственного совершенствования, развития социально значимых аспектов, таких как патриотизм и гражданственность, расширение диапазона личностных качеств, художественного вкуса и творческого потенциала студентов.
Документ содержит перечень практических заданий для самостоятельного выполнения во внеурочное время, инструкции для освоения и формирования профессиональных представлений о традициях народных ремесел и примерный список источников информации, способствующий реализации поставленных задач при самоподготовке.
Составители: Мартынова Е. Ю.
Рыбалко В.
Тема 1: Золотая Хохлома
Задание: постановка руки, каллиграфическая отработка правил написания приписных элементов росписи
Объем времени для выполнения задания в аудитории: 2 часа
Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время: составление презентации об истории возникновения, традициях и технологических особенностях хохломского ремесла;
изготовление раздаточного материала /карточки «Капелька», «Травка», «Усик», «Кустик»/.
Примерный образец: композиция из приписных элементов «Кустик»
Оценка:
Роспись руководителя:
Тема 2: Истоки развития промысла. Основной мотив росписи
Задание: изображение элементов «травной» росписи в композициях хохломских изделий
Объем времени для выполнения задания в аудитории: 2 часа
Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время: отработка каллиграфических умений и составление инструкционной карты по выполнению композиции «Травка» из приписных элементов.
Примерный образец: основной мотив хохломской росписи «Травка»
Оценка:
Роспись руководителя:
Инструкция «Золотая хохлома».
Материалы: мягкая древесина /липа/.
Объекты декора: посуда, элементы интерьера.
Цветовая гамма: красный, желтый, черный.
Технологические особенности: золочение, обжиг, плотное заполнение изобразительной плоскости кружевным узором.
Виды росписи: кривуля, травка, кудрина, под фон.
Элементы росписи: травка, осока, ягодка, птица, «царские кудри»
Глоссарий:
Баклуша – чурбачек, заготовка для резьбы деревянной ложки.
Блюдо – большая плоская тарелка.
Братина – двуручная чаша.
Олифа – грунтовка деревянной основы изделия перед росписью.
Кривуля – способ нанесения замкнутого узора.
Кудрина – прием богатой декоративной росписи с последующей чертежкой.
Приписки – элементы декора и заполнения пространства между деталями росписи.
Туесок – цилиндрический сосуд с крышкой.
Чаша – открытый сосуд без ручек.
Черпак – большая разливная ложка.
Чертежка – верховая однотонная отделка росписи.
Правила ведения росписи:
· Приписные элементы пишутся одним движением кисти.
· Все приписные элементы росписи имеют волосяные сходы.
· В хохломской росписи отсутствует рисунок ветки.
· Элементы «приписок» не имеют точек касания друг с другом, но располагаются очень плотно, имитируя рисунок стебля.
Тема 3: Элементы растительного орнамента.
Задание: изображение элементов росписи «Ягодка» и «Листик» в хохломском промысле
Объем времени для выполнения задания в аудитории: 2 часа
Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время: изготовление раздаточного материала с композициями: «Малина», «Рябина», «Смородина» и «Клубника»
Примерный образец: композиционный прием росписи «Ягодка»
Оценка:
Роспись руководителя:
Тема 4: Кривуля. Технологические особенности письма
Задание: изображение хохломской посуды с круговой непрерывной росписью
Объем времени для выполнения задания в аудитории: 2 часа
Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время: составление презентации о цветовой гамме, материалах, объектах, видах и элементах хохломской росписи.
Примерный образец: прием росписи посуды оп кругу «Кривуля»
Оценка:
Роспись руководителя:
Тема 5: Птица. Роспись «под фон»
Задание: использование техники ведения росписи «Под фон» /разметка, заливка, роспись, декорирование птицы/
Объем времени для выполнения задания в аудитории: 2 часа
Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время: творческий поиск семантического образа «Птицы» для хохломской росписи, выполнение эскизов
Примерный образец: прием росписи «под фон» с использованием образа птицы
Оценка:
Роспись руководителя:
Тема 6: Кудрина. Составление сложного орнамента
Задание: использование декоративных приемов отделки «чертежка» в цветочном орнаменте «Кудрина»
Объем времени для выполнения задания в аудитории: 2 часа
Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время: построение композиции по мотивам «Царские кудри» в хохломской росписи, отработка приема «чертёжки» в отделке растительного орнамента, подбор репродуктивного материала.
Примерный образец: прием росписи «Кудрина»
Оценка:
Роспись руководителя:
Тема 7: Городецкая роспись. Технологические приемы росписи
Задание: изучение технологических приемов ведения городецкой росписи в 3 этапа: замалёвок, роспись и оживка на примере изображения цветов
Объем времени для выполнения задания в аудитории: 2 часа
Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время: составление презентации о цветовой гамме, материалах, объектах и элементах городецкой росписи.
Примерный образец: виды декорирования цветов в городецкой росписи
Оценка:
Роспись руководителя: