Задание 1. Напишите, пользуясь словами и словосочетаниями, как повлияла на личность и творчество Ф.М. Достоевского казнь на Семеновском плацу.
Он был осужден на «смертную казнь расстрелянием»; холодный декабрьский день; Семеновский плац; «там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги … жить мне оставалось не более минуты…»; в последнюю минуту сообщили об отмене казни; они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти»; «жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла бы быть веком счастья…».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни.
Каморка Раскольникова
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Комната Сони Мармеладовой
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комната Мармеладовых
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Трактиры__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Катерина Ивановна с детьми на улице
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описание улиц Петербурга
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Панорама Петербурга с Николаевского моста
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сцены уличной жизни
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. По портрету определите героя романа.
1. Молодой человек был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.
_______________________________
2.Она была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.
______________________________
3.Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача.
______________________________
4.Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности.
___________________________
5. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом.
___________________________
6. Это был человек лет уж за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.
___________________________
7. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо... Раскольникову она показалась лет тридцати.
__________________________
Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно... Смуглая такая, точно солдат переряженный... У неё такое доброе лицо и глаза... А улыбка у ней даже очень хорошая.
__________________________
Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида...
____________________________
10. Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и г оря, и всё-таки это лицо было прекрасно.
Задание 4. Решите кроссворд.
По горизонтали:
4. Имя Мармеладова.
5. Имя Лужина в переводе с греческого и, кроме того, деталь произведения, связанная и с Раскольниковым: именно туда он спрятал украденные вещи.
7. Жанр «Преступления и наказания».
10. Принцип, согласно М.М. Бахтину, лежащий в основе «Преступления и наказания» (по М.М. Бахтину).
12. Одно из наименований комнаты Раскольникова.
14. Один из важнейших композиционных элементов «Преступления и наказания»: эпизод, играющий большую роль в раскрытии характера Раскольникова.
15. Книга, читаемая на каторге Раскольниковым и сыгравшая существенную роль в жизни самого Достоевского.
19. Герой, противопоставленный другому, непримиримый противник.
20. Орудие убийства Раскольникова.
По вертикали:
1. Один из «двойников» Раскольникова.
2. Площадь в Петербурге, одно из мест действия «Преступления и наказания».
3. Элемент авторского повествования в произведении: описание помещения.
6. Страна, в которую «собирался поехать» Свидригайлов.
8. Имя героя, который взял на себя вину Раскольникова.
9. Имя сестры старухи-процентщицы.
11. Имя следователя, занимавшегося делом об убийстве Алёны Ивановны.
13. Религиозная деталь, имеющая в романе символическое значение.
16. Время года, в которое происходит действие произведения.
17. Кумир Раскольникова.
18. Предмет, который Раскольников закладывал у Алёны Ивановны
Задание 5. Работа с иллюстрациями к роману.
Рассмотрите, как изобразили художники Д.А. Шмаринов и П.М. Боклевский Родиона Раскольникова. Какие черты характера героя и особенности его облика акцентированы в иллюстрациях? Найдите портретные характеристики героя в тексте романа и запишите их. Какой из портретов наиболее соответствует тому, как вы представляете себе Раскольникова? Обоснуйте свой ответ.
Раскольников в своей комнате. П.М. Боклевский |
Раскольников. Д. Шмаринов |
2.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображен Раскольников на иллюстрации Д. А. Шмаринова? Подтвердите свой ответ текстом романа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Рассмотрите, как изобразил Соню Мармеладову художник Д. А. Шмаринов. какие черты характера и особенности облика героини акцентировал художник? Найдите портретные характеристики героини в тексте романа и запишите их. Совпадает ли видение художника с вашим представлением о Соне? Обоснуйте свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
. Раскольников у Сони. Художник М. Добужинский |
Соня Мармеладова. Художник Д. Шмаринов. |
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Можно ли, на ваш взгляд, говорить о том, что иллюстрации Д. А. Шмаринова и М. В. Добужинского передают драматизм и напряжение романа, надрыв в душах героев? Обоснуйте свой ответ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________