Классификация информационных систем предприятий




Вопрос 1

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичных данных) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления

Информатизация общества — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационная система - по законодательству РФ - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информатика — это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и их взаимодействием со средой применения.

Цель фундаментальных исследований в информатике — получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.

Цель фундаментальных исследований в информатике — получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

■ изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение);

■ созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;

■ разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.

Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

Вопрос 2.

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере ин-

формации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и

распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только

федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных

органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к

такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при

создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при соз-

дании информационных систем, их эксплуатации и защите содержа-

щейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предос-

тавления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбо-

ра, хранения, использования и распространения информации о

частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми ак-

тами каких-либо преимуществ применения одних информационных

технологий перед другими, если только обязательность примене-

ния определенных информационных технологий для создания и экс-

плуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

1. Законодательство Российской Федерации об информации,

информационных технологиях и о защите информации основывается

на Конституции Российской Федерации, международных договорах

Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального за-

кона и других регулирующих отношения по использованию информа-

ции федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав

архивных фондов документированной информации устанавливается

законодательством об архивном деле в Российской Федерации

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно

использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому

лицу, если федеральными законами не установлены ограничения

доступа к информации либо иные требования к порядку ее предос-

тавления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней

подразделяется на общедоступную информацию, а также на инфор-

мацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (ин-

формация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления

или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Статья 6. Обладатель информации

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в

случае незаконного получения информации или ее незаконного ис-

пользования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать

осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования,

предоставления, распространения, а также от иных неправомерных

действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного

доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос 3.

 

Вопрос 4.

Информация – это знания об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях. В то же время информация – продукт взаимодействия и динамического единства данных и адекватных им методов их обработки.

Свойства информации

1. Объективность и субъективность (более объективной является та информация, в которую методы вносят меньший субъективный элемент (в ходе информационного процесса объективность информации снижается));

2. Полнота (характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или создания новых данных на основе имеющихся);

3. Достоверность (соответствие информации первичным данным; при повышении уровня шумов падает);

4. Адекватность (степень соответствия реальному объективному состоянию дела; может образоваться с использованием неполных и недостаточных данных; полные данные приводят к отсутствию адекватности информации при неадекватности методов);

5. Доступность (мера возможности получить ту или иную информацию; на степень этого свойства влияет доступность данных и адекватных методов их обработки);

6. Актуальность (степень соответствия информации текущему моменту времени; с ней, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации).

Единица измерения информации называется бит (аббревиатура от англ. «binary digit» – «двоичная цифра»). Наряду с битом используются производные величины – байт (обозначается Б, составляет 23 бит), килобайт (обозначается КБ, составляет 210 Байт), мегабайт (МБ, 220 Б), гигабайт (ГБ, 230 Б), терабайт (ТБ, 240 Б), также петабайт, эксабайт, зеттабайт, йоттабайт.

Вопрос 5.

Формула измерения информации Хартли:

,

де I – количество информации, N – количество равновероятных событий.

– модифицированная формула Хартли, где p – вероятность появления события.

Формула Шеннона

Вопрос 6.

Система счисления – знаковая форма записи числа, его представление с помощью письменных знаков.

Позиционные системы счисления – такие, в которых количественный эквивалент цифры зависит от её места в записи числа.

Вопрос 7.

 

1. Двоичная с.с. (основание равно 2, используются символы десятичных цифр 1 и 2, основной недостаток – большое число разрядов, нужных для записи чисел);

2. Восьмеричная с.с. (основание равно 8, используются символы десятичных цифр от 0 до 7);

3. Десятичная с.с.

4. Шестнадцатеричная с.с. (основание равно 16, используются символы десятичных цифр от 0 до 10, также буквы латинского алфавита от Α до F)

Вопрос 8.

Вопрос 9.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели

Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем включает информационное, техническое, математическое, програмное, организационное и правовое обеспечение

Вопрос 10

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить состоящими из следующих блоков:
ввод информации из внешних или внутренних источников;
обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;
обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.

Вопрос 11.

В целом информационные системы определяется следующими свойствами:
1) любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
2) информационная система является динамичной и развивающейся;
3) при построении информационной системы необходимо использовать системный подход;
4) выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения;
5) информационную систему следует воспринимать как человеко-машинную систему обработки информации.

Вопрос 12.

Различают следующие типы информационных процедур:
1. Полностью формализуемые, при выполнении которых алгоритм переработки информации остается неизменным и полностью определен (поиск, учет, хранение, передача информации, печать документов, расчет на моделях).
2. Неформализуемые информационные процедуры, при выполнении которых создается новая уникальная информация, причем алгоритм переработки исходной информации неизвестен (формирование множества альтернатив выбора, выбор одного варианта из полученного множества).
3. Плохо формализованные информационные процедуры, при выполнении которых алгоритм переработки информации может изменяться и полностью не определен (задача планирования, оценка эффективности вариантов экономической политики).

Вопрос 13.

Внедрение информационных систем может способствовать:
получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов;
освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
обеспечению достоверности информации;
совершенствованию структуры информационных потоков (включая систему документооборота);
предоставлению потребителям уникальных услуг;
уменьшению затрат на производство продуктов и услуг (включая информационные).

Вопрос 14.

Классификация ИС по направлению деятельности

Вопрос 15.

Виды обеспечения информационной системы:

  • Программно-техническое обеспечение (платформа).
  • Информационное обеспечение
  • Математическое обеспечение (иногда – алгоритмическое).
  • Организационно-методическое обеспечение

Вопрос 16.

Классификация информационных систем предприятий

  • ERP-системы (англ. Enterprise Resource Planning) — система планирования (управления) ресурсами предприятия.
  • CRM-системы (англ. Customer relationship management) — Модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов.
  • ECM-системы (англ. Enterprise Content Management) — это стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов.
  • CPM-системы (англ. Corporate Performance Management) — концепция управления эффективностью бизнеса, охватывающая весь спектр задач в области стратегического и финансового управления компанией.
  • HRM-системы (англ. Human Resource Management) — область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом и оптимальное его использование.
  • EAM-системы (англ. Enterprise Asset Management) — это информационная система, предназначенная в основном для автоматизации процессов связанных с техническим обслуживанием оборудования, его ремонтом, а также послепродажным обслуживанием этого оборудования.
  • EDMS-системы (англ. Electronic Document Management) — система управления документами предприятия.
  • Workflow-системы (англ. Business Process Management (BPM)) — система отвечающая за документооборот предприятия в комплексе, начиная от простого поручения до конечных маршрутов и версий используемых документов.
  • Collaboration-системы — система, отвечающая за электронное взаимодействие людей, но не формализованное, как workflow, и не просто "архив", как EDMS

Вопрос 17.

Анализ функционирования информационной системы проводится по следующим направлениям:

• сетевая инфраструктура;

• серверы файлов печати и веб-серверы;

• серверы приложений;

• архитектура служб каталогов; модель управления;

• система внутрикорпоративных стандартов;

• средства защиты информации.

Вопрос 18.

Экспертная система — это программа для компьютера, которая оперирует со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем.

  1. По назначению классификацию экспертных систем можно провести следующим образом:

• диагностика состояния систем, в том числе мониторинг (непрерывное отслеживание текущего состояния);

• прогнозирование развития систем на основе моделирования прошлого и настоящего;

• планирование и разработка мероприятий в организационном и технологическом управлении;

• проектирование или выработка четких предписаний по построению объектов, удовлетворяющих поставленным требованиям;

• автоматическое управление (регулирование);

• обучение пользователей и др.

2. По предметной области наибольшее количество экспертных систем используется в военном деле, геологии, инженерном деле, информатике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, промышленности, сельском хозяйстве, управлении процессами, физике, филологии, химии, электронике, юриспруденции.

3. Классификация экспертных систем по методам представления знаний делит их на традиционные и гибридные. Традиционные экспертные системы используют, в основном, эмпирические модели представления знаний и исчисление предикатов первого порядка. Гибридные экспертные системы используют все доступные методы, в том числе оптимизационные алгоритмы и концепции баз данных.

4. По степени сложности экспертные системы делят на поверхностные и глубинные. Поверхностные экспертные системы представляют знания в виде правил «ЕСЛИ-ТО». Условием выводимости решения является безобрывность цепочки правил. Глубинные экспертные системы обладают способностью при обрыве цепочки правил определять (на основе метазнаний) какие действия следует предпринять для продолжения решения задачи. Кроме того, к сложным относятся предметные области в которых текст записи одного правила на естественном языке занимает более 1/3 страницы.

5. Классификация экспертных систем по динамичности делит экспертные системы на статические и динамические. Предметная область называется статической, если описывающие ее исходные данные не изменяются во времени. Статичность области означает неизменность описывающих ее исходных данных. При этом производные данные (выводимые из исходных) могут и появляться заново, и изменяться (не изменяя, однако, исходных данных).

Если исходные данные, описывающие предметную область, изменяются за время решения задачи, то предметную область называют динамической. В архитектуру динамической экспертной системы, по сравнению со статической, вводятся два компонента: подсистема моделирования внешнего мира; подсистема связи с внешним окружением.

Последняя осуществляет связи с внешним миром через систему датчиков и контроллеров. Кроме того, традиционные компоненты статической экспертной системы (база знаний и механизм логического вывода) претерпевают существенные изменения, чтобы отразить временную логику происходящих в реальном мире событий.

Вопрос 19.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: