Центрально-азиатская экспедиция 1924—1928 гг.




ЦЕНТР ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Пусть всем Мирам будет хорошо!

Владыка Истины Божественный Учитель, Великая Матерь Мира – пребудьте всегда в сердцах наших, ведите нас верхним путем к красоте и совершенству.

Пусть мысли наши будут прекрасны, знания глубоки и действия эффективны.

АУМ.

 

 

Н.К.РЕРИХ ВЕЛИКИЙ - ВЕЛИКИЙ ВОДИТЕЛЬ ДУХА И КУЛЬТУРЫ.

 

"Там, где культура, там и мир.

Там и подвиг, там и правильное

решение труднейших социальных

проблем. Культура есть накопление

высочайшей Благодати, высочайшей

Красоты, высочайшего Знания".

Н.К.Рерих.

 

Приближалась 76 годовщина подписания «Пакта Рериха» - события, самого значительного в жизни человечества в области Культуры и Духовности. Сердце Человека помнило об этом важном событии и собиралось вечером, на очередной беседе с Разумом, Душой и Ангелочком подробно поговорить об этом. С тех пор, как сверкающий Луч озарения возжег огонь в Сердце и высветил маленького Ангелочка, прошло не так и много времени.

За это время Разум, получивший много информации об истинном назначении Человека, о Великих Космических Законах, усиленно перерабатывая и анализируя, выработал новую линию в жизни Человека. Ведомый любовью и терпением Сердца, подкрепляемый положительными эмоциями Души, он всё больше и больше расширял своё сознание и набирался мудрости. Жизнь Человека существенно изменилась в лучшую сторону, стало понятно, для чего он пришёл в этот Прекрасный мир бытия, и самое главное он понял как надо жить в этом мире. Многоглавая Гидра самости, раздражения, нетерпения, зла, находящаяся в Разуме Человека постепенно уменьшалась в размерах. И не удивительно, так как Ангелочек Духа при любом её проявлении смело вступал с ней в битву. Он уже заметно подрос, возмужал и закалился в битве, его сверкающий меч Истины становился всё напряженней и острее и наносил неотразимые удары гидре зла, а щит познаваемой Мудрости легко отражал нападки и все хитрости пресмыкающейся сущности. И поддерживаемый Сердцем, Душой и Разумом в своей битве, Ангелочек постоянно побеждал и гидра зла, терпя поражение одно за другим, теряя свои головы раздражения, неприятия, беспокойства, нервозности, нетерпения и многие другие, уползала в темные закоулки Разума, которых становилось всё меньше и меньше. Тонкие серебряные лучики добра, заботы, любви и терпения, идущие от Сердца к Разуму Человека, наполняли его мягким сверкающим светом Истины, и в нём оставалось всё меньше и меньше этих тёмных уголков невежества, в которых гидра зла находила себе убежище. Нельзя сказать, что всё давалось легко. Каждый день требовалось внимание и сосредоточение Разума, Души и Сердца. И возмужавший Ангел Духа в великом напряжении стоял на дозоре, стараясь не пропустить ни одной вылазки гидры зла, чтобы не омрачить день жизни Человека.

Оказывается, это самое трудное для Человека, применять получаемые знания Великого Учения в каждодневной своей жизни. Не зря сказано «Главное предательство – знать и не применять Учение в жизни». И не продвинется в своей эволюции Человек, если не будет каждодневно применять это Великое Учение. Сердце эти знания чувствовало всегда и с первых дней озарения всё это хорошо объяснило Разуму, Душе и Ангелочку, и теперь вся Триада Человека твердо и уверенно шла по пути указанному Великим Учением.

Всё это вспомнилось Сердцу, когда оно ждало момента чтобы приступить к очередной беседе.

Вскоре и Человек завершив дела этого дня, обратясь с молитвой и поблагодарив Великих Владык, воздав им хвалу за счастливо прожитый день – заснул.

Все собрались у огонька Сердца, который как всегда приветливо загудел, его огоньки пламени поднялись повыше, освещая всё вокруг и своим теплом согревая уснувшего Человека.

Сердце прислушалось к разговорам у своего огонька. Разум, Душа и Ангелочек обменивались мнениями по поводу прожитого дня.

- Сегодня неоднократно приходилось выслушивать очень неприятную речь, в которой присутствовали непередаваемые вульгарные слова. А из рядом стоящей машины от чего – то отдалённо напоминающего музыку содрогалась все находящееся рядом, - говорил Разум.

- Да, совершенно ничего не осталось для Души в жизни Человека, ведь как он её уродует. Совершенно перестал интересоваться хорошей и приятной музыкой, не читает классику, я не говорю уже про музеи и выставки, где всегда можно найти пищу для истосковавшейся и измученной Души, - поддержала разговор Душа. – Его мысли постоянно заняты поиском и удовлетворением всяких благ, и нет никаких мыслей об искусстве, Красоте и Прекрасном. Этот ширпотреб, под названием «культура» заполнил всё вокруг. Разврат, насилие, злость и непримиримое разъединение так и льются с экранов телевизоров и СМИ. А сам Человек постепенно превращается в зомбированного биоробота.

- Это точно, всё больше Человек погружается в болото майи, и совершенно растратил всю свою созидательную энергию. Иногда посмотришь на него, на лице усталость, глаза пустые, и даже не понимает, что ты говоришь с ним о чём – то Высоком, - Ангелочек тоже вступил в разговор, с грустью вспоминая свои встречи.

- Теперь - то мы понимаем, что в каждом Человека должна всегда высоко звучать струна Красоты и Радости, Любви и Знания. И я вот сейчас анализирую и прихожу к выводу, что в результате отсутствия Духовного и Культурного в Человеке он и опустился до самой низкой точки своей жизни и не видит выхода из этой ситуации, - Разум посмотрел на Душу и Ангелочка. – И одно спасение в этом мне видится, вновь поднять на высоту знамя Культуры.

Сердце с улыбкой слушало эту беседу и уже знало, о чем сегодня все они будут говорить. Разум, Душа и Ангелочек обменялись ещё несколькими репликами по поводу отсутствия культуры у нынешнего Человека и постепенно разговор затих. Все задумались.

- Друзья мои, - Сердце с улыбкой посмотрело на задумавшуюся Триаду Человека. – Вот и Вы в своих беседах и размышлениях пришли к тому, что должно в первую очередь главенствовать в Человеке и вести его по истинному пути к эволюции в непрестанном водовороте воплощенной жизни. Это его Духовность и Культура.

И сегодня Я расскажу Вам о Великом Водителе Духовности и Культуры, который указал этот путь всему нынешнему Человечеству. Это - Николай Константинович Рерих, русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, археолог, поэт и педагог.

За время жизни он создал более 7000 полотен, около 30 литературных трудов, он является автором и инициатором идеи «Пакт Рериха», основателем международных культурных движений «Мир через Культуру» и «Знамя Мира».

Только одно это говорит о нём как о незаурядном всесторонне развитом Человеке, Человеке с большой буквы. И во главу угла он всегда ставил Духовность и Культуру. О Культуре он говорил так:

"Культура имеет два корня - первый друидический... Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. Итак, Культура означает почитание

Света».

Н.К.Рерих родился 9 октября 1874 года в городе Петербурге в семье известного нотариуса и общественного деятеля. С юных лет в нём открылась тяга к живописи, археологии, истории, очень его интересовало культурное наследие Востока. С 1893 по 1987 год он получает прекрасное образование: - на юридическом факультете Петербургского Университета, в Императорской Академии Искусств, и в Петербургской Академии художеств, с 1895г занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. Будучи студентом, становится членом Русского Археологического Общества. Совместно с князем Путятиным, известным археологом он проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях.

По окончании Петербургской Академии художеств его дипломная картина «Гонец» была высоко оценена критиком Стасовым В.В, который порекомендовал встретиться с Л.Н.Толстым. Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. Обращаясь к нему, Лев Николаевич сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»

Настоятель Андреевского собора в Крондштате, священник Русской Православной Церкви, отец Иоанн Крондштадский, часто посещавший дом родителей Николая Константиновича как то сказал ему: «Не болей! Придётся для Родины много потрудится»,

И это воспринялось им как духовное напутствие в начале его напряженной одухотворяющей жизни на благо не только Родины, но и всего Человечества..

В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском обществе поощрения художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского общества поощрения художеств.

В 1899 году он знакомится в поместье князя Путятина с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре 1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, его творческой и Духовной Музой, и их совместная яркая жизнь, это лучший пример объединения двух Начал.

В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с Еленой Ивановной совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Именно тогда у него первый раз появляется мысль о сохранности этих и многих других древнерусских шедевров для всего Человечества.

Многогранный талант Николая Константиновича позволяет ему работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.

В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, эскизы мозаик для церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах, для Троицкого собора Почаевской лавры (1910), 4 эскиза для росписи часовни Св. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине.

Этот талант проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Николай Константинович был в числе ведущих идеологов и создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908; 1913—1914) — заметного и уникального явления в культурной жизни России первой четверти XX века, причём участвовал Н. Рерих в этом историко-драматургическом мероприятии и в качестве создателя декорации, и как искусствовед. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересовали Рериха как художника и как учёного. В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего». Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» - говорил он.

С 1906 по 1918 год Николай Рерих являлся директором Школы Императорского общества поощрения художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвовал в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

Примерно с 1906 года отмечается новый подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники, из которых художник черпал материал для метафорического изобразительного языка. В его искусстве сочетаются реализм и символизм. В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. В России и Европе за период с 1907 по 1918 год было издано девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвящённых творчеству Рериха. Леонид Андреев, представитель Серебряного века русской литературы, русский писатель, образно назвал творимый художником мир — «Державой Рериха».

В 1909 году Н. К. Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Рейнской Академии во Франции.

С 1910 года он возглавлял художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л. Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.

В 1915 году Н. К. Рерих предпринимает первый шаг по сохранению культурного наследия России - он делает доклад Императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ. Он интуитивно чувствует связь культурных сокровищ Человечества не только с его прошлым, но и с будущим.

В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких и по настоянию врачей Н. К. Рерих вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества поощрения художеств.

Но после революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказались отрезанным от Родины. В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии. В том же году он едет в Лондон, рассчитывая отправиться в Индию. Осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

В 1920 году ему приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. В числе 115 полотен художника экспонировались: «Сокровище ангелов» (1905), «Ангел последний» (1912), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Экстаз» (1917), серии «Героика» и «Сны Востока» и др. Выставки имели большой успех.

В Америке Рерих зарабатывает репутацию провидца, гуру и противника войны, в особенности среди зажиточных людей, которые предоставляли ему средства и даже строили для него музеи, один из которых до сих пор стоит в Нью-Йорке. За счёт предоставленных средств были основаны культурно-просветительские организации. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке открылся Мастер-Институт объединённых искусств, главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство. Определяя задачи Института, Николай Константинович писал:

Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит.

 

После октябрьской революции Николай Константинович стоял в открытой оппозиции к Советской власти, писал обличительные статьи в эмигрантской прессе. Однако вскоре его взгляды неожиданно переменились, и большевики оказались в разряде его идеологических союзников. Осенью 1924-го года он отправился из Америки в Европу, где посетил представительство СССР в Берлине, встречался с полпредом Н. Н. Крестинским и затем — с его помощником Г. А. Астаховым.

Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Николая Константиновича и в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано). Позже была издана "универсальная" версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г.) - без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово "коммуна" было заменено словом "община". Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса».

Центрально-азиатская экспедиция 1924—1928 гг.

2 декабря 1923 года Н. К. Рерих со своей семьёй прибывает из Америки в Индию. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция продолжалась с 1924 по 1928 год. Официально экспедиция была заявлена как американская.

Во время экспедиции были проведены археологические и этнографические исследования в неизученных частях Азии, найдены редкие манускрипты, собраны лингвистические материалы, произведения фольклора, сделаны описания местных обычаев, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай — Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник отобразил живописную панораму экспедиционного маршрута, начата серия полотен «Гималаи», созданы серии «Майтрейя», «Сиккимский путь», «Его страна», «Учителя Востока» и др.

Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие, известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927—1928 гг.). По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Николая Константиновича, имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Своим окружением в экспедиции он рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы».

Осенью 1927 года экспедиция была задержана тибетскими властями на подступах к Лхасе и пять месяцев находилась в снежном плену высоко в горах на плато Чантанг, где Николай Константинович писал многочисленные письма тибетским властям, в том числе Далай-ламе, о том, как несправедливо встречено первое «буддийское посольство».

Экспедиция так и не была допущена в Лхасу и была вынуждена ценой неимоверных трудностей и потерь пробиваться в Индию.

Обширный научный материал, собранный Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной во время экспедиции, требовал систематизации и обработки, и по окончании экспедиции в июле 1928 года в Западных Гималаях, в долине Кулу Н. К. Рерих основывает Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии. Научные материалы он посылал в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет в Кембридже, Ботанический сад Академии наук СССР. Академик Н. И. Вавилов, известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. Сотрудничали с институтом и такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Л. де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др. С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в институте.

Маньчжурская экспедиция

Николай Константинович разделял распространённые среди русской интеллигенции начала XX века идеи евразийской роли России и панмонголизма, и проанализировав тенденции мировой политики и собранные в Центральноазиатской экспедиции пророчества, приходит к выводу, что середина 1930-х годов может ознаменоваться разворачиванием процесса «единения Азии», который начнётся с Монголии, Маньчжурии, северного Китая и южной и юго-восточной Сибири. Желая по возможности принять участие в этом процессе, он организует через американский Сельскохозяйственный Департамент долгосрочную экспедицию в Маньчжурию и северный Китай. В 1930 году Николай Константинович подружился с Г. Э. Уоллесом, который, став министром сельского хозяйства в администрации Франклина Рузвельта, отправил его в экспедицию с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоёв почвы.

Экспедиция была организована в 1934—1935 годах и состояла из двух частей. Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Эти маршруты проходили по территории Внутренней Монголии, расположенной в северной и северо-восточной части современного Китая. Художник написал много этюдов, проводил археологические исследования, собирал материалы по лингвистике и фольклору. Николай Константинович в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы. Он вел самую активную деятельность среди многочисленной русской эмиграции, став заметным культурным лидером. Это вызвало недовольство властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция. Экспедиция была досрочно прекращена в Шанхае 21 сентября 1935 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: