Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
1. Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на него.
2. При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажетесь в неловком положении.
3. Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
4. Перед тем, как сесть за стол с человеком с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и т.д.
5. Если в магазине человек с гиперкинезами попросил вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. То же самое, если вас попросили набрать телефонный номер, – при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.
6. При входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужно ли это. Некоторым людям помощь посторонних только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.
7. Если вы покупаете билеты в кино или театр для человека или людей с гиперкинезами, выбирайте такие места, где они не будут мешать другим зрителям непроизвольными движениями. Если таких мест нет, нужно договориться с администрацией о дополнительных местах в проходе.
8. Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Позиция «только не волнуйся», «ладно, конечно» – приведет в конечном итоге к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что ваш собеседник нервничает.
|
9. При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в предыдущем разделе.
Человек с ограниченными возможностями относится к особой категории людей с обостренным восприятием отношения к себе со стороны других.
Поэтому будет уместным привести здесь выдержки из так называемой Декларации независимости инвалида (это будет важно для понимания характера взаимодействия между глухими и слышащими членами общества):
· Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
· Не нуждаюсь в поддержке, я не слаб, как кажется.
· Не рассматривайте меня, как пациента, так как я просто ваш соотечественник.
· Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это права.
· Не пытайтесь руководить мною. Имею право на собственную жизнь, как любая личность.
· Не учите меня быть покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
· Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
· Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
· Помогите мне познать то, что я хочу.
· Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто борется в попытке сделать лучше.
· Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
· Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
|
· Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
· Узнайте меня лучше. Мы можем стать друзьями.
· Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
· Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство.
· Слушайте, поддерживайте и действуйте.
Социальным работникам, общаясь с инвалидами не надо пугаться столь обширного списка рекомендаций. При сомнении следует обращаться к здравому смыслу и способности к сочувствию. Главное - это быть спокойным и доброжелательным.
Если специалист социальной работы не знает, что делать, ему не надо бояться спросить об этом своего собеседника. При этом очень важно показывать, что он искренне заинтересован в общении со своими клиентами. Если он будет стремиться быть понятым – его всегда поймут. Шутка, тактичная и уместная, только поможет ему наладить общение и разрядить обстановку. Всегда надо относиться к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважать, и тогда все будет хорошо.
И этот список рекомендаций не является исчерпывающим.
Задание 1.
1. Из перечня факторов, обусловливающих дополнительные проблемы в жизни инвалидов и пожилых людей, выделите 2–3, на ваш взгляд, самые актуальные. Опишите, в чем проявляется их значимость для пожилых людей и инвалидов.
2. Выпишите из каждого раздела Этического кодекса общения с инвалидами по два положения, которые на ваш взгляд являются самыми важными.
· Общие правила этикета.
· Правила общения с людьми, испытывающими трудности при передвижении.
· Правила общения с людьми, имеющими плохое зрение, и незрячими.
· Правила общения с людьми, имеющими нарушения слуха.
· Правила общения с людьми, имеющими с задержку в развитии.
· Правила общения с людьми, имеющими нарушения психики.
· Правила общения с людьми, имеющими нарушения речи.
· Правила общения с людьми с гиперкинезами.