Возрождение сказочной живописи в конце XX — начале XXI века




Феи в искусстве

Викторианская сказочная живопись, или викторианская волшебная живопись/англ. Victorian Fairy Painting, иногда Fairy painting, от англ. Fairy — маленькое сказочное существо, которое выглядит как человек с крыльями и имеет магическую силу; фея, эльф — направление в британской живописи 2-й половины XIX века.

Впервые в Новейшее время определил значение викторианской сказочной живописи и выделил её в самостоятельное художественное направление британский историк искусства Джереми Маас. Существуют различные варианты понимания и перевода на русский язык английского термина Fairy painting: «волшебная живопись» и «сказочная живопись». При этом термин «сказочная живопись» включает изображение волшебных существ и сюжетов из фольклора и воображения самого автора, а также изображения животных, птиц, насекомых, которые включены в сказочные сюжеты.

Истоки Fairy painting относятся к концу XVIII — начале XIX века, к так называемому Готическому Возрождению в романтизме, в живописи к нему относят творчество Иоганна Генриха Фюсcли (1741—1825), его рано умершего ученика Теодора фон Холста (1810—1844), а также Уильяма Блейка (1757—1827), наполненное фантастическими образами и галлюцинациями.

Большинство художников Fairy painting писали картины на сюжеты «сказочных» шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Буря», на фольклорные сюжеты и сюжеты волшебных сказок. Первоначально это направление было связано преимущественно со станковой живописью, позже — с книжной графикой.

По мнению искусствоведов, первым викторианским художником, создавшим подобные работы и получившим признание критики именно за свои сказочные картины, был Ричард Дадд (1817—1886). Картина «Спящая Титания» создана художником в 1841 году одновременно с другой картиной на сюжет «Сна в летнюю ночь» — «Пак». «Спящая Титания» неоднократно была представлена на выставках: 1841 год в Королевской Академии художеств в Лондоне.

Среди наиболее известных художников этого направления: Джозеф Ноэль Пэтон, Дэниэл Маклис, Джон Анстер Фицджеральд. Отдельные работы в сказочном жанре создали прерафаэлиты: Джон Эверетт Милле («Фердинанд, зачарованный Ариэлем»), Артур Хьюз, Уильям Белл Скотт. Некоторые работы Джона Аткинсона Гримшоу и Джозефа Уильяма Тёрнера близки этому направлению. Некоторые художники, как например Марк Ланселот Симонс, продолжали работать в рамках этого направления и позже. Картина Марка Ланселота Симонса «A Fairy Tale» основана на эпизоде из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». На картине, однако, изображены не королева фей в окружении её приближённых, как это должно следовать из сюжета, а маленькие обнажённые дети в лесу среди цветов, играющие друг с другом.

К концу викторианской эпохи сказочная живопись сменила сферу своего существования, перейдя из станковой живописи в книжную графику, к подобным примерам обычно относят художников Артура Рэкема («Пак с холмов Пука» Редьярда Киплинга; совместная работа Рэкема и Джеймса Мэтью Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», 1867—1939), Эдмунда Дюлака (1882—1953), Генри Джастиса Форда (1860—1941).

Первые издания сказок Льюиса Кэрролла проиллюстрировал художник Джон Тенниел. Артур Рэкем — английский художник, который проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу на английском языке («Ветер в ивах», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пэн в Кенсингтонском саду»), а также «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Он неоднократно удостаивался золотых медалей на всемирных выставках. В 1914 году прошла его персональная выставка в Лувре. Рэкем был в первую очередь блестящим рисовальщиком, отдавая предпочтение прихотливо извивающимся линиям. Его мир населяют причудливые создания вроде гномов, эльфов и фей.

Возрождение сказочной живописи в конце XX — начале XXI века

Интерес к фантастическому искусству и литературе с 70-х годов XX века вызвал возрождение сказочной темы в живописих. К авторам работ, вдохновлённым викторианской сказочной живописью, обычно относят: Стефани Пуи-Мун Ло, Брайана Фрауда, работы которого легли в основу фильмов «Тёмный кристалл» и «Лабиринт». Увлечение образами эльфов и фей в стиле фэнтези охватило образцы одежды, керамики, скульптуру, рукоделие. Иногда рост популярности Fairy painting соотносят с развитием движения New Age (движение за возрождения духовности, эзотерической традиции, пересмотр устоявшихся взглядов).

 

Вышли искусствоведческие работы: в 1997 году Джереми Мааса (1997) «Викторианская сказочная живопись» в 2000 году — Памелы Уайт Тримп и Шарлотты Гир «Викторианская сказочная живопись», в том же 2000 году — Кристофера Вуда «Феи в викторианской живописи». Прошли тематические выставки. Одной из наиболее крупных была в 1998—1999 годах «Викторианская сказочная живопись» в залах The Frick Collection США.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: