1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Примеры.
Информация относится к фундаментальным, неопределяемым понятиям науки информатика. Тем не менее смысл этого понятия должен быть разъяснен. Предпримем попытку рассмотреть это понятие с различных позиций.
Термин "информация" происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
• в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;
• в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);
• в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
• в теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний о них.
Под информационным понимают прогресс, связанный с определенными операциями над информацией, в ходе ко торого может измениться содержание информации паи, форма ее представления. В информатике к таким процессам относят получение, хранение, передачу, обработку, использование информации.
|
Человек воспринимает с помощью органов чувств следующую информацию:
• визуальную (восприятие зрительных образов, различение цветов и т.д.) — с помощью зрения;
• звуковую (восприятие музыки, речи, сигналов, шума и т.д.) — с помощью слуха;
• обонятельную (восприятие запахов) — с помощью обоняния;
• вкусовую (восприятие посредством вкусовых рецепторов языка) — с помощью вкуса;
• тактильную (посредством кожного покрова восприятие информации о температуре, качестве предметов и т.д.) — с помощью осязания.
Билет №8
1. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи. Примеры.
2. Практическое задание на создание на диске архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
1. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи. Примеры.
'Управление является информационным, процессом. Действительно, для принятия тех или иных решений и их реализации требуется постоянно производить различные действия с информацией. Сначала нужно получить и обработать данные о состоянии регулируемого объекта и окружающей его среды. Затем сформированные в результате проведенного анализа управляющие команды необходимо передать контролируемому объекту для изменения его состояния в соответствии с целью управления. Часто при организации процесса управления требуется также хранить поступающую информацию, для того чтобы использовать ее в дальнейшем. Таким образом, в ходе управления применяются все наиболее важные виды работы с информацией, фигурирующие в определении информационного процесса.
|
Для того чтобы управляющая система начала работать, в нее необходимо ввести некоторую исходную информацию о способах управления (в случае светофора она содержит программу переключения управляющих сигналов). Используя входную информацию, управляющая система начинает выдавать команды управления для исполнительной системы (объекта управления). Поскольку в описанной схеме воздействия передаются только в одном направлении, она называется разомкнутой.
Более совершенные системы управления отслеживают результаты деятельности исполнительной системы. В таких системах дополнительно появляется еще один информационный поток, на этот раз от объекта управления к системе управления; в литературе его принято называть обратной связью. Именно по каналу обратной связи передаются сведения о состоянии объекта и степени достижения (или, наоборот, не достижения) цели управления. Из рисунка видно, почему такая система называется замкнутой. Главным принципом управления в замкнутой системе является выдача управляющих команд в зависимости от получаемых сигналов обратной связи.
Билет №9
1. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности.
2. Разработка алгоритма или программы, формирующей на экране рисунок.
1. Текстовый редактор. Назначение и основные возможности.
Текстовые редакторы {процессоры) относятся к программному обеспечению общего назначения, они предназначены для создания, редактирования, форматирования, сохранения во внешней памяти и печати текстовых документов. Обычно текстовыми редакторами принято называть программы, выполняющие простейшие операции по редактированию текста, а процессорами — программы, обладающие расширенными по сравнению с редакторами средствами для компьютерной обработки текста. Современные текстовые процессоры по своим функциональным возможностям приближаются к издательским системам — пакетам программ, предназначенным для верстки газет, журналов, книг.
|
Основные функции текстовых процессоров:
• создание документов;
• редактирование документов (перемещение по тексту, вставка и замена символов, выделение, удаление, перемещение и копирование фрагментов, поиск и замена фрагментов текста, отмена команд; вставка фрагментов других документов или целых документов и т.д.);
• сохранение документов во внешней памяти (на дисках) и чтение из внешней памяти в оперативную;
• форматирование документов, т.е. выполнение преобразований, изменяющих форму документа (оформление отдельных символов и абзацев, страниц, документа в целом — изменение длины строки, межстрочного расстояния, выравнивания текста, изменение шрифта, его размера, применение различного начертания шрифтов и т.д.);
• печать документов (или их некоторой части);
• составление оглавлений и указателей в документе;
• создание и форматирование таблиц;
• внедрение в документ рисунков, формул и др.;
• проверка пунктуации и орфографии.
Билет №10