Литературоведческие дисциплины. Анализ в системе литературоведческого труда. Язык/тезаурус литературоведческого анализа.




Литературоведческие дисциплины входят в научную область «Литературоведение». Предмет литературоведения – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, призведения. Объект литературоведения - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА в ее различных модусах: т.е. 1) в разных функциях (эстетической – т.е. дарующей наслаждение, преобразующей мир и нас, читателей, по особым законам красоты; познавательной, коммуникативной, воспитательной), 2) в ее происхождении (из мифа, во взаимодействии с развитием общества, 3) в формах бытования: устная литература (словесный фольклор и рассказывание литературных произведений), письменная, 4) во взаимодействии с другими национальными литературами, во взаимодействии с историей, искусствами).

Литературоведческие дисциплины - это история литературы, теория литературы, иногда относят и фольклор (прежде всего-словесный). Текстология. Науки, расширяющие сферу основных дисциплин (раньше их называли вспомогательными): библиотековедение, музееведение, литературное краеведение, источниковедение архивоведение. Смежные науки: лингвистика, история, философия, … продолжите ряд из 10 названий J.

История литературы изучает живую жизнь национальной и мировой литературы, закономерностями их развития. История литературы изучает поэтику произведений того или иного автора (т.е. конкретные средства воплощения авторского замысла).

Теория литературы: сегодня это широкая научной сфера. Теория литературы включает: генезис (происхождение, взаимодействие с другими формами человеческого духовно-практического опыта, например с мифом) и эстетическая природа ЛИТЕРАТУРЫ(эстетическое наслаждение, образность, условность, другие законы), поэтика теоретическая (включая роды и жанры, мир произведения, элементы содержания и формы – общие для любых произведений, а не только конкретного автора), авторство (кто такой автор, процесс творчества и коммуникативная связь «автор-читатель»), литературный процесс с его законами (направления, течения) и тенденциями (например, усиление роли СМИ в 21 веке); изучение методов (методология).

Отсюда теоретические и прикладные задачи литературоведческих дисциплин. Теоретические: установление законов (например, смена направлений, слом и слияние характерных для классицизма жанров в 19 в.), типология литературных явлений (типы жанров, тропы – и многое другое), выявление скрытых от повседневного взгляда процессов (увеличение «коротких» жанров в 21 веке – что еще- сами предложите).

Прикладные задачи литературоведческих дисциплин: их очень много, особенно с учетом «расширяющих» дисциплин: от публикации текстов, создания каталогов – до написания учебников, алгоритмов анализа, установления связи культуры с историей в прошлом и настоящем Еще более прикладные функции - воспитания чувства красоты, нравственности. В школе – учить детей видеть законы композиции, учить словесной игре, учить грамотно и эффектно владеть словом.

Анализ произведения (частичный или многоуровневый) - важная фаза литературоведческого исследования, практически любого.

Принципы анализа общенаучные: системность, историзм –т.е учет происхождения, развития, связи с историей (всегда! здесь неважно как исследуется явление – синхронически – одновременный срез - или диахронически – т.е. в смене времени). Специальные: 1) учет эстетической специфики (ведь произведение – напомним – создано по законам красоты и для духовного наслаждения) 2) учет широкого поля культуры в современности и в прошлом (т.е. надо учитывать, что произведение вписано в историю,философию живопись, музыку, моду).

Анализ в каждой из литературоведческих дисциплин имеет свою специфику (в текстологии, например, анализ связан с пометами автора или редактора, с вариантами произведения) и помогает понять темные места или сделать комментарий.

Анализ произведения выполняется в русле одного метода - пути анализа (мифологический, биографический и пр.) или нескольких методов (например, Веселовский или Бахтин).

Любая наука имеет свою терминологию, свои понятия. Их система называется тезаурусом, ни – язык анализа. Анализ произведения невозможен без терминов, они- важнейший инструмент анализа. В литературоведении свои термины (т.е свой тезаурус). Его специфика в том, что некоторые из них имеют не одно значение (драма – и род, и жанр), иногда по-разному трактуются (мотив – кратчайшая повествовательная единица, мотив – микротема, закрепленная в повторяющемся слове и др.; сюжет – ход событий, но у формалистов - художественно обработанные события, т.е., например, «переставленные», не в хронологической последовательности). Некоторые термины пришли из других наук: Хронотоп, полифония. Это характерно для многих гуманитарных дисциплин.

 

 

Практика литературоведческого анализа в России: наиболее значимые научные институции (кафедры, НИИ РАН, редакции журналов и пр.). Традиционные конференции в области литературоведческого анализа в МПГУ.

Литературоведческий анализ – если он профессиональный – может быть закреплен за теми или иными объединениями ученых. 1) Прежде всего – это государственные учреждения: научно-исследовательские институты при Российской Академии наук (РАН). ИМЛИ. ИРЛИ (Посмотрите сайты этих организаций, расскажите коротко о них). В них проводится: текстологическая работа с рукописями,издания собраний сочинений, их комментирование, издание научных сборников, проведение конференций. 3) Литературные архивы и научные коллективы в библиотеках (ЦГАЛИ, РГБ - посмотреть, что это). Здесь проводится текстологическая работа, биографические разыскания о жизни и творчестве писателей, социологические исследования: подсчет публикаций, читательская востребованность призведений и пр.); 3) Журналы, их редакции и их авторы: Вопросы литературы, Филологические науки, Новое литературное обозрение (НЛО), Литературная учеба, Русская литература. Особая роль журнала «Литература в школе» - в чем она, по-вашему? 4) Литературоведческие сайты (ФЭБ, ОПОЯЗ) – посмотрите, если останется время, что они собою представляют; 5) Кафедры при университетах, где преподаватели одновременно являются учеными (в МПГУ – кафедра русской литературы, кафедра Всемирной литературы.В МПГУ проводятся традиционные научные конференции, посвященные памяти наших видных профессоров-литературоведов: С.И.Шешукову, Н.И.Прокофьеву, Б.И. Пуришеву. Желательно зайти в интернет, на сайте МПГУ посмотреть материалы о кафедрах и конференциях, об ученых. Приведите, например,труды Валентина Ивановича Коровина. По чьим учебникам Вы учились в школе? Большинство авторов – преподаватели МПГУ.

Литературоведческий анализ (двуединство «анализа образов/приемов» и «синтеза смыслов»; интерпретация и понимание, общенаучные и специальные принципы анализа). Существование множества методов (путей анализа) и методология как научная отрасль внутри литературоведения. Школьный анализ произведения, его функции, виды, возможные методы.

Литературоведческий анализ – это исследование произведения в разных аспектах, причем это не только «разъятие» произведений на элементы и уровни поэтики, на образы более масштабные или менее (вплоть до образов-деталей, метафор и пр.). Это еще и обязательные выводы: для выражения каких СМЫСЛОВ, какого авторского замысла служат те или иные компоненты образной системы. Поэтому синтез смыслов, которые несут те или иные образы, отдельные элементы, - обязательная составялющая любого анализа. Даже если литературовед подсчитывает количество стихов или стоп, все равно за этим предполагается осмысление авторской эстетической задачи: какое преображение мира писатель задумал с помощью этих приемов. Даже если мы анализируем, из скольки строф, действий, глав (т.е. аспекты композиции) состоит произведение - все равно мы должны думать, какие новые смыслы, ценности он хочет донести до нас. То есть литературоведческий анализ предполагает производимый нами «синтез смыслов», исходящих из анализируемого предмета (произведения).

Анализ – это так надываемый герменевтический акт, т.е, принимаясь за произведение, мы пытаемся толковать его, переходя от первоначального впечатления, «горизонтов ожидания» (что бы могло значить название, эпиграф, что мы уже знаем об авторе и т.д.) – до интерпретации (с опорой на наш опыт, наше прочтение, субъективное толкование) и, наконец – до ПОНИМАНИЯ, которое стремится к постижению ПОЛНОТЫсмыслов. Но это – идеал, вероятно, недостижимый, т.к. гениальное произведение в каждую эпоху поворачивается все новыми и новыми смыслами.

Существует множество путей (методов) анализа. Базовые основаны на наших универсальных умениях: сравнительный, сопоставительный, типологический (т.е. выявление общего и классификация), генетический – т.е. выявление происхождения и первопричин. Самые основные, которые сложились в литературоведении – это мифологический, культурно-исторический, сравнительно-исторический, биографический, психологический, формальный. (См. следующие вопросы). Иногда их используют в комплексе (как А.Н.Веселовский или М.М.Бахтин). Они основаны на каком-то подходе, инструменте (например, выявление и реставрация мифа в тексте, выявление смысла обращения к этому мифу). Общенаучные принципы анализа – системность и историзм (см. предыдущий вопрос)

Школьный анализ способствует тому, чтобы ученик на глубоком уровне насладился чтением произведения и понял его. Школьный анализ демонстрирует: как по законам красоты преобразуется реальность: как строится новый мир произведения, дающий духовное наслаждение (эстетическая функция), зачем автор использует те или иные приемы: какой смысл они несут – т.е. единство содержания и формы произведения. Он помогает понять мир автора и мир произведения. А также осмыслить движение литературы в смене культурно-исторических эпох, литературных направлений.

Школьный анализ может основываться на множестве путей/методов, на всех из перечисленных выше литературоведческих методах. Часто учитель вместе с учениками обращается к целостному анализу, где учитывается максимально много уровней и элементов поэтики произведения (от темы – до языковых частностей), все (насколько возможноJ) уровни содержания и формы. Конечно, целостный анализ даже маленького произведения потребовал бы множества станиц и времени, но оптимальное количество «параметров» анализа, тех особенностей, которые наиболее ярко работают на авторскую позицию, необходимо использовать при таком анализе.

Возможен в школе и уровневый (или аспектный) анализ – т.е. анализ одного-двух элементов поэтики. Таков мотивный анализ. Таков анализ строфики/или метрики/или рифмы. Таков анализ тропов. Возможен мифологический анализ – мифореставрация. Можно сопоставлять близкие произведения разных национальных литератур: героев Байрона и Пушкина или Лермонтова (элементы сравнительно-сторического/компаративного анализа).

Главное, чтобы школьный анализ текста был корректным, не уводил от авторского замысла, не приписывал произведению неточных (возможно – слишком «осовременнных») смыслов.

Школьный анализ должен приводить к сформированным умениям давать развернутые письменные ответы, следовать алгоритмам анализа (а возможно иногда и придумывать их), умениям рефлексировать, размышлять над произведенными операциями анализа и «смыслового синтеза» - т.е. ученик должен уметь проверять себя, адекватны ли его выводы о значениях приемов, смыслах образов, композиционных решений и пр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: