Потребительского поведения




6.1. Свойства продукта как объект потребительского выбора

Потребитель выбирает набор для удовлетворения своих потребностей. Потребителя нередко интересуют не сами товары, а их свойства (характеристики), носителями которых они являются. Потребителю нетрудно на примере любого продукта выделить его свойства, если он, конечно, знает свойства этого продукта. Свойства продуктов более консервативны во времени, чем сами продукты. Но многие свойства хорошо известных продуктов были выявлены лишь в течении длительного времени их употребления. Поэтому представляют интерес не только наборы товаров, но наборы их свойств, для решения задачи наиболее полного удовлетворения потребностей при заданных ограничениях – доходе, ценах и других.

Для того, чтобы анализировать наборы свойств, необходимо эти свойства квантифицировать, т.е. выявить. Если свойство не выявляется или оно не известно потребителю, то в моделировании оно не учитывается. Свойства предметов удовлетворяют следующим предпосылкам.

Свойства квантифицируются, т.е. они выявлены, и могут быть описаны не только качественно, но и количественно. Так, в одной единице продукта содержится единиц свойства , единиц свойства , …, свойства .

Имеет место однородность свойств. Если одна единица продукта содержит единиц свойства , то единиц продукта содержат единиц свойства .

Аддитивность означает, что если единиц продукта содержат единиц свойства , то единиц продукта и единиц продукта содержат единиц свойства .

Используя названные предпосылки получим модель технологии потребления

(6.1)

где - потребительский набор, а - количество свойства в потребительском наборе ; … - количество свойства в потребительском наборе . По экономическому смыслу все коэффициенты положительны или равны нулю. На основании предпосылок модель технологии потребления является линейной.

Модель технологии потребления может быть проиллюстрирована на примере задачи о диете. Условие задачи: потребительский набор состоит из продуктов , которые содержат питательных веществ . Необходимо найти такую диету, которая обеспечивала бы нормы питательных веществ и которая была бы дешевой. Питательные вещества являются аналогами свойств продуктов в модели технологии потребления. В аналитической форме условие задачи выглядит так:

где - цена одной единицы продукта - количество питательного вещества в одной единице продукта

Рассматриваем пространство продуктов (потребительских наборов) -мерного пространства и пространство свойств - мерного пространства. Образом бюджетной плоскости является выпуклая комбинация точек . Проиллюстрируем переход из пространства продуктов в пространство свойств на следующем примере.

Цена одной единицы продукта равна , цена продукта равна , цена продукта равна , доход потребителя . В одной единице продукта имеется 0,4 единицы свойства и 0,3 единицы свойства , т.е. ; в одной единице продукта имеется 0,6 единицы свойства и 0,8 единиц свойства , т.е. ; в одной единице продукта содержится 0,7 единицы свойства и 0,7 единицы свойства , т.е. .

Координаты точек в пространстве продуктов соответственно равны (рис. 6.1, на котором бюджетная плоскость изображается треугольником ).

Модель технологии потребления (6.1) в примере имеет вид ():

Образом точки является точка , образом точки - точка , образом точки является точка . На рис. 6.2 лучи являются образами в пространстве свойств осей пространства продуктов. Образом бюджетной плоскости в пространстве продуктов является треугольник в пространстве свойств.

Оболочка точек является образом множества .

Образом бюджетного множества (множества , рис 6.1) в пространстве продуктов является выпуклая оболочка точек (рис. 6.2.)

Рациональное поведение потребителя на рынке максимизирует полезность

(6.2)

при наличии ограничений (6.1)

(6.3)

Аналогично формулируется задача оптимальной комбинации свойств :

(6.4)

при наличии ограничений (6.1) и (6.3). Задача выбора оптимальной комбинации свойств сводится к следующей задаче рационального поведения потребителя на рынке (6.2) и (6.3), в которой функция полезности принимает вид:

(6.5)

Решив задачу (6.2) – (6.3), в которой целевая функция имеет представление (6.5), получим набор , который выбирает потребитель. По формулам (6.1) найдем оптимальную комбинацию свойств.

6.2. Цены как индикаторы свойств продукта

Каждый продукт имеет цену . Свойства продуктов цен не имеют. Но можно определить неявные цены свойств , которые были бы аналогичны ценам продуктов . Определим неявные цены свойств следующим образом.

Если есть набор свойств потребительского набора , то должно выполняться равенство

. (6.6.)

Общая «стоимость» набора свойств в неявных ценах должна равняться общей стоимости потребительского набора в ценах продуктов и должна быть равна доходу потребителя.

Представим единицу первого продукта вектором , координаты которого равны количествам свойств , содержащихся в этой единице продукта. Каждая единица продукта покупается для приобретения количества составляющих ее свойств, то должно выполняться равенство

. (6.7)

Для остальных продуктов выполняются равенства

(6.8)

Система уравнений (6.6), (6.7) и (6.8) для определения неявных цен свойств является двойственной (сопряженной) системой к системе уравнений

.

Возможны три варианта разрешимости системы уравнений (6.7) и (6.8). Существует или единственное решение, или бесконечное множество решений, или отсутствие решения. Представляет интерес первый вариант, когда система имеет единственное решение. Система уравнений не имеет решения, если неявных цен не существует. Это имеет место, если цены на продукты не соответствуют распределению свойств по продуктам.

Рассмотрим примеры, иллюстрирующие различные значения неявных цен.

Пример 1. Имеем два продукта и , их цены и , доход потребителя . Модель технологии потребления представлена уравнениями:

. (6.9)

Система уравнений (6.7),(6.8) принимает вид:

Несовместимость системы уравнений очевидна. Имеем пример, когда неявные цены не существуют.

 

Отображение (6.9) переводит бюджетную прямую пространства продуктов (рис. 6.3) в отрезок пространства свойств (рис. 6.4). Точки пространства свойств имеют координаты: .

Пример 2. Имеем два продукта и , их цены и , доход потребителя . Модель технологии потребления представлена уравнениями:

.

Система уравнений для определения неявных цен свойств и имеет вид:

.

Единственное решение системы .

Отображение переводит бюджетную прямую пространства продуктов в отрезок пространства свойств. Точки пространства свойств имеют координаты: . Для иллюстрации можно использовать рис. 6.3 и 6.4 с другими координатами.

В отличие цен на продукты, которые всегда являются положительными величинами, неявные цены свойств продуктов могут принимать отрицательные значения. В таком случае свойство является нежелательным для потребителя, например, наличие пестицидов в выращенных овощах. Это одна их характеристик неявных цен свойств.

Неявные цены свойств можно использовать в оценке рыночной перспективы нового продукта. Рассмотрим случай, когда . Имеем два продукта и , их цены и , доход потребителя . Модель технологии потребления представлена уравнениями:

.

На рынке появляется продукт , в одной единице которого содержится свойство в количестве единиц, а свойство - в количестве единиц. Рыночная стоимость продукта предполагается равной . Необходимо оценить рыночную перспективу продукта .

С появлением продукта модель технологии потребления приобретает вид:

Бюджетное ограничение преобразуется в .

С появлением нового продукта новые свойства не появляются. Для определения неявных цен свойств запишем систему линейных уравнений

Если система из первых двух уравнений имеет решение , то подставив значения найденных неявных цен в третье уравнение, получим . Если , то продукт не имеет рыночной перспективы, его цена слишком высока. Если , то продукт имеет рыночную перспективу. Таким образом, неявные цены свойств позволяют оценить пороговую величину цены нового товара.

Пример 3. Используем условия примера 2. Имеем два продукта и , их цены равны и , доход потребителя . Новый продукт имеет цену и в одной единице продукта содержится единицы свойства и единицы свойства . Оценим рыночную перспективу продукта .

Были определены неявные цены свойств и . Найдем пороговую величину цены нового продукта . Отсюда следует, что цена на новый продукт на рынке ниже пороговой величины, исчисленной с учетом неявных цен свойств продукта. Продукт имеет рыночную перспективу.

Заключение по разделу

Теоретические выводы раздела о прямом и косвенном выявленном предпочтении потребителя, об использовании выявленных предпочтений с учетом динамики дохода и цен в измерении изменения благосостояния потребителя применяются в обосновании социальной политики государства по отношению к наименее обеспеченным слоям населения. Заключительная тема углубляет понимание потребительского выбора с учетом свойств продуктов и неявных цен свойств продуктов. В силу чего модель технологии потребления позволяет оценить рыночную перспективу нового продукта.

Проектное задание

На основе выявленных предпочтений сформулировать слабую и сильную аксиомы потребительского выбора. Покажите, в каких ситуациях слабая аксиома выявленных предпочтений не выполняется. Используя индексы цен и дохода Ласпейреса и Пааше, покажите их применение в анализе динамики общественного благосостояния. Раскройте содержание модели технологии потребления. Охарактеризуйте неявные цены свойств продуктов, их свойства, и покажите, как они используются в определении рыночной перспективы новых продуктов.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные предпосылки теории выявленных предпочтений.

2. Охарактеризуйте содержание прямого и косвенного выявленных предпочтений.

3. Сформулируйте слабую аксиому выявленных предпочтений. В чем заключается ее экономическое содержание? Приведите геометрическую интерпретацию слабой аксиомы.

4. Раскройте экономическое содержание и покажите геометрически ситуацию, когда слабая аксиома выявленных предпочтений не выполняется.

5. Запишите в общем виде матрицу расходов потребителя. Как определяется каждый элемент такой матрицы, и каков его экономический смысл?

6. Сформулируйте сильную аксиому выявленных предпочтений. В чем заключается ее экономическое содержание? Приведите геометрическую интерпретацию сильной аксиомы.

7. Раскройте экономическое содержание и покажите геометрически ситуацию, когда сильная аксиома выявленных предпочтений не выполняется.

8. Запишите индекс номинального дохода потребителя и определите его экономическое содержание.

9. Запишите выражение индексов цен Ласпейреса и Пааше и дайте экономическое толкование этим индексам.

10. Запишите индексы реального дохода Ласпейреса и Пааше и поясните экономический смысл этих индексов.

11. Охарактеризуйте связь теории индексов цен, реального дохода и теории выявленных предпочтений.

12. Назовите предпосылки модели технологии потребления.

13. Запишите модель технологии потребления в аналитической форме.

14. Что собой представляет задача о диете?

15. Поясните взаимосвязь продуктов, их свойств и фактора времени.

16. Назовите сходство и различие рыночных цен на товары и неявных цен признаков.

17. Используя неявные цены свойств, выразите доход потребителя.

18. Поясните, как используются неявные цены в оценке рыночной перспективы новых продуктов?

19. Какими полезными качествами обладают неявные цены свойств?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: