Тепловой расчет подшипников скольжения




Рис.12.1

 

Расчет по среднему давлению рс гарантирует невыдавливаемость сма­зочного материала и представляет собой расчет на износостойкость, а расчет по pсv обеспечивает нормальный тепловой режим и отсутствие за­еданий.

Условие нормальной работоспособности подшипников скольжения и подпятников в условиях граничного трения:

p c≤[ p c], (1)

p c v ≤[ p c v ], (2)

где рс — действительное среднее давление между цапфой и вкладышем (или пятой); v — окружная скорость цапфы; [ рс ]— допускаемое давление и [ pcv ]— допускаемое значение критерия (можно выбирать по табл. 1.1).

Если при расчете условия не выполняются, то необходимо изменить материал или ширину вкладыша и повторить расчет.

Условный расчет для подшипников, работающих в условиях гранично­го трения, является основным, его выполняют в большинстве случаев как проверочный, а для подшипников жидкостного трения — как ориентиро­вочный.

Таблица 1.1.Допускаемые значения давления [ рс ] и критерия [ pcv ]

для подшипников скольжения и подпятников

Материал цапфы и вкладыша [ pc ], МПа [ pcv ]
Сталь по чугуну 2-4 1-3
Сталь по бронзе БрОбЦбСЗ 4-6 4-6
Сталь закаленная по бронзе БрА9Ж4 15-20 18-12
Сталь по антифрикционному чугуну АЧК-1, АЧК-2 при v = 0,2 м/с   1,8
То же, при и = 2 м/с 0,05 0,1
Сталь по антифрикционному чугуну АЧК-1, АЧК-2 при v = 1 м/с    
То же, при v = 5 м/с 0,5 2,5
Сталь закаленная по баббиту 6-10 12-25

Среднее рабочее давление между цапфой и вкладышем (рис. 12.2) определяют по формуле

где Fr — радиальная нагрузка на подшипник; d — диаметр цапфы; l — дли­на цапфы; dl — проекция опорной поверхности на диаметральную плос­кость.

Длину цапфы назначают в зависимости от диаметра вала l= 𝜑 d, где φ= 0,5…1,2 выбирают из опыта эксплуатации.

Рис. 12.2. Расчетная площадь смятия подшипника

 

Расчетная окружная скорость цапфы

где ω — угловая скорость цапфы; d — ее диаметр.

Среднее рабочее давление под пятой (рис. 7, б)

где Fa — осевая нагрузка; d и d0 — диаметры пяты;

К = 0,8...0,9 — коэффициент, учитывающий уменьшение опорной по­верхности из-за наличия смазочных канавок.

Расчетная окружная скорость вала

v

где ω — заданная угловая скорость вала;

- приведенный радиус;

d и d0 — диаметры пяты.

 

Тепловой расчет подшипников скольжения

Для современных быстроходных машин тепловой расчет подшипников имеет решающее значение. Расчет ведут на основе теплового баланса, т.е. приравнивание теплообразования в подшипнике к теплопередаче.

Теплообразование в подшипнике

Т.е. количество тепла, выделяющегося в подшипнике в единицу времени.

W =(W 1+ W 2).

Теплоотдача происходит:

а) через корпус и вал;

б) через смазку, вытекающую из подшипника.

в) через корпус и вал.

W1=KT∙F∙(tM-t0), ккал/ч,

где F – свободная площадь подшипника,

KT – коэффициент теплоотдачи.

KT=6+10 ,

где V 𝛽 – скорость омывания корпуса воздухом. Наименьшее значение V 𝛽 = 1 м/с.

(tM – t0) избыточная t° подшипника.

б) теплоотвод через смазку, вытекающую из подшипника

где Q – объем масла, прокачиваемого через подшипник, л/мин;

ν – плотность масла, равная 0,87-0,89;

C – теплоемкость масла С = (0,4…0,5) ккал/кг

– температура масла на входе и выходе в подшипник.

Уравнение баланса

W =(W 1+ W 2).

Температура подшипника должна быть не выше 60…75 ℃.

Приведённый вид расчёта обычно используется при проектировании опор с необеспеченным жидкостным трением либо является предварительным при проектировании опор жидкостного гидродинамического трения, параметры которых уточняются в последующем в процессе гидродинамического расчёта подшипника скольжения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: