Структура и функции программного обеспечения корпоративных сетей обусловлены тем, что эти сети основаны на технологии Internet, сформировавшейся прежде всего вокруг протокола TCP/IP. Корпоративная сеть состоит из определенного числа взаимосвязанных компьютеров или ЛВС, использующих одну или более сетевых технологий, таких, как Ethernet или TokenRing. Для управления работой сети необходима сетевая операционная система (СОС), реализующая принцип сетевой модели «клиент — сервер». Наиболее популярными СОС являются Windows NT компании Microsoft и NetWare компании Novell.
Система Windows NT для передачи данных использует протоколы TCP/IP или IPX/SPX. Подобно TCP/IP протокол IPX/SPX определяет набор правил для координации сетевой связи между двумя системами. Если сеть не поддерживает протокол TCP/IP, то необходимо использовать программы-шлюзы для трансляции TCP/IP в используемый протокол сетевой операционной системы.
Система NetWare позволяет соединять компьютеры в сети типа Ethernet или TokenRing, используя модель «клиент — сервер». Программное обеспечение сервера NetWare выполняется на всех главных компьютерных платформах типа UNIX, DOS, Windows, Macintosh. Для того чтобы компьютер-клиент имел доступ к сети, на нем должно быть установлено программное обеспечение клиента системы NetWare. После этого клиенты могут совместно использовать файлы и ресурсы принтеров, а также выполнять ряд различных приложений с помощью сервера. Программное обеспечение стороны клиента системы NetWare создано и успешно используется для UNIX, DOS, Macintosh, ОС/2 и Windows.
При формировании Intranet на локальной компьютерной сети, работающей под управлением NetWare, для каждого клиента не требуется IP-адрес. Вместо этого используется приложение-шлюз (специальная программа) для трансляции IPX в IP и обратно. IP-адрес присваивается только Web-серверу NetWare. Последовательность трансляции и ретрансляции такова: программное обеспечение клиента транслирует протоколы TCP/IP, генерированные Web-броузером, в протокол IPX, после чего сообщения «путешествуют» по сети на стороне клиента, пока не достигнут Web-сервера NetWare; на этом сервере осуществляется ретрансляция, т.е. сообщения формата IPX преобразуются в формат TCP/IP и отправляются к другим серверам сети. Таким образом, программы трансляции IPX в IP и обратно позволяют пользователям системы NetWare формировать корпоративную сеть, не выполняя в сети набор программ протоколов TCP/IP.
В корпоративных сетях широко используется язык описания гипертекстовых документов HTML, который, не будучи языком программирования, представляет собой мощное средство обработки документов. Для создания HTML-документов необходим текстовый редактор, а для их просмотра — броузер. Пользуясь HTML, следует включать в свой документ специальные символы — теги (коды), которые предоставляют броузеру определенную информацию для вывода содержимого документа на экран. Каждый HTML-документ имеет две части: головную, содержащую заголовок документа, и тело, состоящее из содержимого документа. Язык HTML обеспечивает связь документов ссылками, причем есть возможность создавать ссылки на различные секции того же или других документов, что обеспечивает пользователям более быстрый доступ к необходимой им информации. Если установлена вспомогательная программа Internet — AssistantforWord, то можно преобразовать имеющиеся документы Word в формат HTML.
Эффективность функционирования корпоративной сети во многом определяется возможностями пользователей взаимодействовать сихWeb-страницами. Среди различных методов расширения интерактивных возможностей корпоративных сетей, создания интерактивных Web-страниц в настоящее время чаще всего используются CGI-сценарии (CGI — CommonGatewayInterface — интерфейс общего шлюза). CGI-сценарий представляет собой программу, которая осуществляет связь с Web-сервером для обработки и предоставления данных. Обычно он применяется в узлах для создания интерактивных HTML-форм (бланков), заполняемых пользователями, которые затем передаются на сервер для обработки. При использовании CGI-сценария пользователь взаимодействует с броузером при заполнении формы, после чего броузер должен взаимодействовать с сервером для обработки содержимого формы. Следовательно, после того как пользователь заполнит и представит форму, броузер посылает информацию на сервер, который в свою очередь выполняет сценарий (набор запрограммированных команд) обработки содержимого формы. В зависимости от заданного сценария сервер может послать ответ обратно на броузер, который отобразит результат пользователю.
HTML-форма аналогична стандартному HTML-документу с добавлением тегов <FORM> и </FORM> и связи с CGI-сценарием. Для разработки разнообразных интерактивных HTML-форм можно использовать набор стандартных CGI-сценариев.
Таким образом, включение в корпоративную сеть интерактивных функций упрощает служащим и клиентам использование ресурсов сети, и прежде всего базы данных, программа которой обычно постоянно находится на Web-сервере.
Эффективным средством создания корпоративной сети является Front Page [4] — интегрированный пакет фирмы Microsoft для размещения материалов на Web. Он включает HTML-редактор, программу для работы с Web-документами, персональный Web-сервер и набор расширения сервера. FrontPage — это новый инструмент, упрощающий разработку Intranet. Среда разработки FrontPage работает под управлением Windows, но ее также можно установить на сервер, функционирующий под управлением Unix.
В отличие от автономных инструментов для работы в формате HTML, инструментальных средств поиска или продуктов для дискуссионных групп FrontPage включает все эти компоненты в один программный пакет, причем его базовые компоненты разделены на две части: сторону клиента и сторону сервера. Программное обеспечение стороны клиента предназначено для предоставления пользователям инструментальных средств, необходимых при составлении статических и динамических страниц в формате HTML, а также средств, позволяющих проводить поиск и работу в дискуссионной группе. Инструментальные средства стороны сервера включают FrontPage
PersonalWebServer и программные расширения сервера, обеспечивающие независимость компонентов стороны клиента от сервера (с помощью этих средств пользователи могут сами разрабатывать и проверять свои материалы, размещаемые на Web).
Intranet как модель группового сотрудничества не нова. В 1989 г. пакетом LotusNotes фирмы LotusCorporation (США) установлен стандарт для совместного использования информации и внутрикорпоративного сотрудничества. LotusNotes — это фирменное программное обеспечение типа «клиент — сервер», которое поддерживает связь в группе, электронную почту, дискуссии, дублирование базы данных и среду разработки приложений. Оно разрабатывается и совершенствуется уже в течение 12 лет и более 3 млн пользователей имеют на него лицензии.
Сравнивая конкурирующие средства LotusNotes и Intranet, можно обнаружить, что для каждого из них характерны свои преимущества и недостатки.
Основные преимущества Lotus Notes (или просто Notes) перед корпоративными сетями заключаются в следующем [4]:
• Notes — вполне законченное изделие, на его создание и совершенствование фирма Lotus затратила многие годы, и в настоящее время оно доминирует среди программных продуктов для рабочих групп типа «клиент — сервер». Notes управляет корпоративной информацией, собирая и сохраняя ее в центральных устройствах памяти;
• Notes автоматически прослеживает версии документа, в то время как в большинстве корпоративных сетей задача просмотра и сохранения документов передается пользователю, что при наличии тысяч документов, содержащихся в Intranet, представляется довольно непростым делом;
• в Notes организована многоуровневая безопасность информации, что существенно надежнее, чем в предназначенных для Intranet программных пакетах (если необходима секретность при работе с документами, то современные программные продукты для Intranet могут не соответствовать поставленным требованиям);
• Notes располагает набором программ, реализующих готовые к использованию средства координации совместной работы;
• Notes предоставляет пользователям возможность быстрой разработки новых баз данных и, кроме того, обеспечивает синхронизацию содержимого различных баз данных.