Пятый номер «Здесь будет город- сад».




Солистка - (меццо-сопрано) и смешанный хор создают образ советского человека – созидательного, мыслящего о будущем. Сосредоточенное раздумье предшествующего монолога сменяется сценой-действием. Светло, уверенно, величаво звучат заключительные стихи в партии солистки. Уже в самом названии ожидается некая красота. А текст начинается в другом духе.

По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат.

Под старою телегою рабочие лежат.

И слышен шепот гордый, он кроет капель спад:

- Через четыре года здесь будет город – сад

Темно-свинцовоночие, и дождик толст, как жгут,

Сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут.

Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад:

- Через четыре года здесь будет город-сад!

Звучат стремительные пассажи струнных, ощущается активное движение, время неумолимо несется вперед, стройка города-сада идет полным ходом. Тихая и приглушенная музыка без каких - либо ярких хоровых или оркестровых красок,соответствует этой первой картине. Характерно, что каждая строфа - заканчивается словами «здесь будет город - сад». Постепенно эта мечта, словно вызревает и вдруг неожиданно прорывается очень громким звучанием оркестра, все инструменты обогащаются яркими красками. Хор мощно поет:

«Здесь взрывы закудахтают

В разгон медвежьих банд,

И взроет недра шахтаю Соугольный «Гигант».

Здесь встанут стройки стенами, Гудками, пар, сипи.

Мы в сотню солнц мартенами Воспламеним Сибирь.

И тут же опять все затихает, потому что рабочие все еще под той же самой телегой лежат. Здесь композитор использует кинематографический прием. Тишина, приглушенное звучание подводят к большому завершающему эпизоду, который создает ощущение воплощенной мечты.

Красиво и сердечно звучит лирическая музыка про заводы. Мечта в сердце живет. Пятый номер стал символом дерзкой и масштабной мечты граждан новой страны послеРеволюции Гражданской войны.

Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть,

когда такие люди в стране советской есть!

 

Шестая часть «Разговор стоварищем Лениным» - самая длинная часть оратории. Музыка - мрачная, потому что разговор с товарищем Лениным тяжел и суров. Небольшоемелодическое вступлениепредшествует монологу баса – размышлению о произошедших событиях и думы о будущем. Его речь сдержанна. Драматизм нагнетается оркестровой партией, которая вместе с голосом резко обрываются в момент кульминации. Наступила тишина. И эта тишина будто «кричит», усиливая трагичность повествования. Много разных мерзавцев - Ходят по нашей земле.

Грудой дел,

Суматохой явлений День отошел,

Постепенно стемнев. Двое в комнате.

Я и Ленин - Фотографией на белой стене.

 

Но его очередное обращение к товарищу Ленину вновь достигает яркой кульминации, которая усиливается возгласом хора. И после этой бури - спокойная умиротворенная мелодия оркестра затухает, растворяясь в тишине.

Композитор не случайно включил этот номер в ораторию, потому что в окружающем мире совсем еще не изменилось отношение к Ленину как к главному символу и двигателю всего произошедшего.

Седьмая часть «Солнце ипоэт» - яркая и потрясающая музыка, где пылают «сто сорок солнц». Сначала композитор как будто озорничает - после серьезного разговора с Лениным вдруг:

Пригорок Пушкино Горбил Акуловой

А низгоры - деревней был,

Кривился крыш корою.

Аза деревнею - дыра,

И в ту дыру, наверно,

Спускалось солнце каждый раз

Появляется мелодия, имеющая народный характер. На фоне «колокольных звонов», которые ярко и отчетливо слышны в оркестре, композитор изображает летний пейзаж. И эту картину он сметает словами-лозунгами:

Светить всегда, светить везде

До дней последних донца.

Светить - и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой - и солнца!

Вдохновение художника отождествляется с Солнцем - символом жизни. Создается впечатление, что не хор поет, а звучит вселенная: трубят медные, гремят ударные. Это настоящий апофеоз. И когда вступает бас поверх колоссального звучания этой вселенной, совершенно отчетливо заметны колокольные звоны у хора и оркестра, которые звучат на Преображение. Свиридов хотел воспеть в своем произведении силу и славу творческому началу.В этом смысле «Патетическую ораторию» можно назвать эпическим гимном в честь торжества веры, добра и света.

«Патетическая оратория» - невероятно расширила масштабы представления о том, как можно работать со словом, с вокальной декламацией и пением в ХХ веке. Хор распевает и скандирует текст. Все особенности и грани между речевым произнесением, декламацией и пением с необычайной тонкостью и чуткостью поданы в музыке Свиридова. Речевое произнесение текста хором было новаторством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовательском проекте «Патетическая оратория» Г.В. Свиридова – эпический гимн в честь торжества веры, добра и света» проделана большая работа: изучены литературные источники, Интернет-ресурсы о творчестве Г.И. Свиридова; изучена история создания «Патетической оратории» и определена роль и место ее в советской музыке;определено понятие – оратория, новые исполнительские и выразительные средства, отдельные номера оратории (монологи, песня-гимн, «сцена», действующие лица; структура оратории и определена главная тема произведения; выявлена особенность обращения композитора с текстами поэмы «Хорошо» и стихотворений В.В. Маяковского, что создало представление об облике поэта Маяковского, входящего в революцию; прослушана оратория и проанализирован музыкальный образ частей оратории.

Гипотеза исследования подтверждена - «Патетическая оратория» Г. Свиридова – грандиозное новаторское произведение, которое расширило масштабы вокальной декламации, средствами вокально-хоровой и оркестровой музыки ярко отражены мысли, чувства и переживания героев оратории, чья жизнь связана с революцией.

Список используемой литературы

1. Георгий Свиридов: Полный список произведений (Нотографический справочник). - М. - СПб: Нац. Свиридовский Фонд, 2001. - 141 с.

2. Евдокимова Ю. К. «Патетическая оратория» в системе художественного мышления Свиридова // Г. Свиридов. Сборник статей и исследований / Сост. Р. С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - С. 175-197.

3. Зимовцева Е. Н. «Сто сорок солнц» (О «Патетической оратории» Г. В. Свиридова) [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 50-54.

4.Курск. Областной общественно-деловой еженедельник, №47 от 25.11.2015 года.

5. Кутыкина Л. «Музыка как судьба». Областной общественно-деловой еженедельник КУРСК № 56. 18 мая 2017 г.

6. Ольховская Б. И. Литургическое осмысление «Патетической оратории» Г. В. Свиридова; Савенко С. И. Из наблюдений над «Патетической ораторией» // Г. Свиридов. Сборник статей и исследований / Сост. Р. С. Леденев. - М.: Музыка, 1979. - С. 198-214.

7. Свиридов Г. В. Музыка как судьба -Тетрадь 1972–1980, стр. 3.

8. Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А.С. Белоненко. - М.: Мол. гвардия, 2002. - 798 [2] с.: ил. - (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2).

Интернет-ресурсы https://www.aphorisme.ru/about-authors/sviridov/?q=5332

С айт "Музыкальный мир"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: