Краткий обзор литературы по теме проекта




В ходе написания исследовательской работы мы познакомилась с материалами Интернет-ресурсов, статей о жизни и творчестве Г.В. Свиридова, иллюстрациями к его произведениям и аудиозаписям, выпущенным различными фирмами звукозаписи. Материалы условно можно разделить на две части:

- относящиеся к биографическим событиям жизни Г.В.Свиридова;

- посвященные «Патетической оратории» Г.В. Свиридова, ее анализу музыкального языка, формы, стилистических и новаторских приемов оратории. Творчеству Г.В. Свиридова посвящено большое количество музыковедческих работ: сборники статей о Свиридове, включающие исследовательские очерки и заметки о многих сочинениях композитора. Это два сборника «Георгий Свиридов» (под общей редакцией Д. Фришмана и Р. Леденёва, «Книга о Свиридове» составитель А. Золотов и «Музыкальный мир Георгия Свиридова» (составитель А. Белоненко. Статьи, где творчество Г. Свиридова рассматривается в широком контексте классической русской культуры и в культуре XX века. Таковы статьи А. Сохора, Л. Поляковой А. Лемана, И. Нестьева, В. Гаврилина, А. Белоненко, В. Генина, Т. Масловской и многих др.

Оратория – монументальное произведение, которое потребовало от Свиридова применения новых исполнительских и выразительных средств. Свиридов использует в нём большой состав симфонического оркестра с расширенной группой медных духовых (восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов, туба), с включением двух роялей, органа и большого состава хора (от ста шестидесяти до двухсот человек).

«Патетическая оратория» Г. В. Свиридова для смешанного хора, баса и оркестра - самое парадоксальное и загадочное произведение ХХ столетия, его исторический памятник. Появление «Патетической оратории» было крупным событием в советской и мировой музыке. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии, в 1965 году - Ордена Ленина.

Ораторию исполняли и как театрализованное действо на площади, она звучала в исполнении хоровой капеллы Юрлова в составе 800 человек в Большом колонном зале в Москве, на всевозможных правительственных праздниках и праздничных концертах. «Патетическая оратория» - союз гениальной музыки и гениального текста. Либретто составлено самим Свиридовым по нескольким стихотворениям В. Маяковского. Это доказываетто, что Свиридов является выдающимся вокальным композитором.

«В «Патетической оратории» я хотел выразить сокровенное тех людей, которые восприняли революцию как истинное обновление мира. Маяковский был одним из таких людей. Но я не имел в виду именно его. И герой моего сочинения, поэт - личность собирательная, идеальная». Композитор высоко оценил поэтическое воплощение мыслей и чувств участников тех событий. [3]

Георгий Васильевич отобрал семь строф из разных стихотворений поэта и поэмы «Хорошо» и скомпоновал их. В результате получилось семичастное произведение: «Марш». «Рассказ о бегстве генерала Врангеля». «Героям Перекопской битвы». «Наша земля». «Здесь будет город - сад». «Разговор с товарищем Лениным». «Солнце и поэт».

Необходимо отметить, что эти произведения использовались частично, только в той мере (те строфы и стихи), которая диктовалась общим замыслом оратории. В обращении с текстом композитор проявил обычную для него свободу и вместе с тем редкостную бережность, чуткость и внимание к главному - к индивидуальным свойствам поэта, к своеобразию его поэтического мира.

В одной из записей своего дневника, Г. В. Свиридов записал: "Я ведь недаром люблю литературу, поэзию, слово. Все дело в том, что музыка сегодня не та, что была в прошлые века. Религиозный дух оставляет ее, отделяется от нее, она как бы эмансипируется. И сегодня она может жить только в союзе со словом. А ведь - совместная жизнь слова и музыки - издавна присуща русской культуре. Наша народная музыка - это пение, как для русских, так и для белорусов с украинцами». [8]

До Свиридова считалось, что стихи Маяковского не музыкальны и их нельзя использовать в вокальных произведениях, однако Георгий Свиридов высоко оценил яркий, сильный, новаторский стиль Поэта, который очень созвучен с революционным временем и отвечает содержанию музыки Свиридова. Музыка Георгия Васильевича Свиридова одухотворена поэзией, звучанием русского слова и его смыслом, композитор чувствовал слово и как музыкант, и как писатель

В одном высказывании о Маяковском был обрисован облик поэта, входящего в революцию (… молодой блестящий поэт, человек большого таланта, новатор и реформатор стиха, бунтарь и романтик, увидел в революции сначала романтику, затем - объективную необходимость и самоотверженно бросился к ней в услужение. Постепенно он втягивается в ее круговерть, становится глашатаем насилия и демагогии и служит уже не Революции, а власти. Здесь он растрачивает всю свою энергию и весь свой талант, попадает в тиски цензуры и бюрократии, видит несостоятельность тех идеалов, которым служил, мучается совестью, мучается раскаянием, обо всем сожалеет и в полном отчаянии кончает жизнь самоубийством».

Композитора интересует судьба народа, общества. В «Патетической оратории» показаны люди, в очень сложных жизненных обстоятельствах. Сам композитор говорил по этому поводу: «В «Патетической оратории» я хотел выразить сокровенное тех людей, которые восприняли революцию как истинное обновление мира. Маяковский был одним из таких людей. Но я не имел в виду именно его. И герой моего сочинения, поэт - личность собирательная, идеальная». [8 ]

Интересны и своеобразны жанровые оттенки отдельных номеров оратории. Здесь и монологи, и песня-гимн, и сцены. Последние доминируют. Стремление к сценической образности - одна из заметных особенностей оратории. В ней есть действующие лица: народ, выступающий по-разному в различных эпизодах, поэт-трибун революции, образы врагов-белогвардейцев во главе с Врангелем.

При широком обобщении, несомненной эпичности сочинения, музыке свойственны огромная динамика, активность образно-тематического развития. Сценические черты, заложенные в этом произведении, вскоре привлекли к нему внимание театра. Впервые на сцене оно было поставлено режиссером Э. Пасынковым в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году.

В создании «Патетической оратории» композитор выступает смелым новатором. Образы оратории, предельно рельефные и лаконичные, даны крупным планом. Музыка фиксирует только самые основные моменты текста без его детализации. Такой метод возлагает особую ответственность на композитора. Каждая новая тема, гармонический поворот, смена фактуры, оркестровки - все существенно, важно, все должно быть направлено к раскрытию главной идеи, основных образов, наиболее важных изменений в их развитии.

В Оратории 7 частей, которые исполняются без перерыва и тесно связаны друг с другом, главная тема – тема Родины, народа, идей революции.

Три первых номера воплощают образы революционной борьбы, гражданской войны и завершаются победой революции. С ораторской речи-приказа: «Разворачивайтесь в марше!» - начинается оратория. Сильно, энергично, без единого такта вступления, сразу с необычного типа декламации солирует бас.

Жанр марша позволяет увидеть грандиозные события Революции. В исполнении большого смешанного хора в сопровождении маршевой поступи оркестра с яркими фанфарными возгласами труб создаетсянапряженная, героическая и торжественная атмосфера.

Второй номер - «Рассказ о бегстве генерала Врангеля» – содержит черты театрального действия. Солист рассказывает - не поет (в его партии указан только ритм, вне звуковысотности) - о бегстве из Севастополя белогвардейцев. Рассказ ведется на фоне и в чередовании с заупокойным хором – отпеванием белой армии. А затем появляется и Врангель, который - «под пули в лодку прыгнул». В стихах Маяковского в карикатурной зарисовке представлен генерал Врангель. Все белые офицеры для побега переодеваются в дамские платья, кто-то бежит без носков. После появления генерала Врангеля следуют строки, неожиданные даже для Маковского:

Лодка шестивесельная стоит у мола.

И над белым тленом, как от пули падающий,

На оба колена упал главнокомандующий.

А дальше на фоне молитвы:

Трижды землю поцеловавши,

Трижды город перекрестил. И под пули в лодку прыгнул…

- Ваше превосходительство, грести? - Грести.

 

Какая глубокая трагедия. От этих строк отталкивается Свиридов.

Композитор создает драматическую картину о белой эмиграции, где изображает трагический исход: на фоне звучания декламации баса, появляется заупокойная молитва. Важное значение здесь приобретает «голос» там-тама, очень похожий на звучание заупокойного колокола.

Третий номер – гимн «Героям Перекопской битвы». Гимн – песенный и величавый, с плавным и широким разливом мелодии, перекликающейся с интонациями песен гражданской войны, звучит по-русски. Это продолжение национальной трагедии. Важную выразительную роль здесь играет группа медных. Особенно ярко и чеканно звучит призывный пунктир трубы, которая больше напоминает походный военный горн. Барабанные дроби словно призывают к борьбе.

Слава тебе, краснозвездный герой,

Ты землю своей кровью вымыл.

В этот последний решительный бой

Шел ты твердынями Крыма.

 

Настойчивые триоли в оркестровой партии вызывают образы стремительно несущихся в бой всадников с красными флагами, неожиданно резко меняется размер на 6/8. Симфоническое развитие приводит к яркому апофеозу: подвиг героев прославлен в веках. Следующие номера образуют средний раздел оратории. В нём раскрывается образ советского человека в его глубокой любви к Родине, к родной русской земле.

Четвертый номер – «Наша земля» –Этот лирический номер является смысловым центром оратории. Он о любви. Любви к Родине. В монологе баса - раздумье о Родине.

Композитор хочет показать, что не дерзость революционного порыва и не какие-либо усилия в борьбе для достижения победы являются здесь главными. В маленьком оркестровом вступлении, слышно звучание свирели деревенского пастушка. А дальше идет контраст, потому что в стихах Маяковского каждая строфа контрастна.

Землю, где воздух, как сладкий морс,
бросишь и мчишь, колеся, –
но землю, с которою вместе мёрз, вовек
разлюбить нельзя.

Неожиданно раздольная «русская» музыка сменяется чеканным маршевым ритмом, растет напряжение. Один удар большого барабана ставит точку. В последних словах баса возникает ощущение выстраданной любви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: