Пословицы, в которых упоминаются старинные меры массы
Золотник (происходит от «златник» — название монеты, вес около 4,3 г., в древние времена служил единицей веса драгоценных металлов и камней)
Мал золотник, да дорог. Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами. Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нем возят. Беда (горе, несчастье, недоля) приходит пудами, а уходит золотниками.
Пуд (равен 40 фунтам или 16 килограммам с «хвостиком»)
Зёрнышко пуд бережет.
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
Сено – на пуды, а золото – на золотники (т. е. каждая вещь имеет свою определенную ценность).
За это можно и пудовую свечку поставить.
Зернышко пуд бережет.
Свой золотник чужого пуда дороже.
Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.
Человека узнаешь, покуда с ним пуд соли съешь.
Пудовое горе с плеч свалишь, а золотниковым подавишься (т. е. не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью).
Фунт (старая русская мера веса, равен 409,5 г или 96 золотникам)
Вот так фунт! (выражает разочарование или удивление) Это тебе не фунт изюму (шутливое выражение о каком–нибудь непростом деле) Фунт пуду должен уступить» (т. е. надо иметь уважение к старшим,более сведущим, опытным). Узнать, почём фунт лиха.
М1И 2часть стр100-102
Вопрос №2.
II этап. Сравнение предметов по массе.
Доказываем, что способ сравнения «на глаз» в данном случае не подойдет
(пример с коробками или шарик и арбуз)
а) Вводим способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений.
Используют предметы, контрастные по массе (учебник и рюкзак, карандаш и учебник).
Развиваем математическую речь, учим правильно говорить: масса одного предмета
больше массы другого предмета.
б) после нескольких примеров подводим к проблемной ситуации.
Показываем, что «наруку» сравнивать бывает сложно. Подводим ко 2 способу сравнения. Знакомим детей счашечными весами.
На этот урок учитель должен принести весы. Их можно взять в кабинете физики.
Располагаем эти предметы на чаши весов и смотрим: какая чаша опускается ниже, тот
предмет тяжелее. Далее проводится несколько опытов по сравнению масс предметов.
в) В жизни не всегда можем расположить сравниваемые предметы на чаши одних весов.
Предположим, мы принесли ягоды и будем варить варенье, а сахара надо столько жекупить в магазине. Нужно нести ягоды в магазин,но это неудобно. Есть способсравнения с помощью «мерок», т.е. измерение.
В качестве мерок сначала можно использовать спичечные коробки с песком или кубики. Используя эти мерки, сравниваем массы предметов и затем показываем неудобство этого способа в жизни, т.к. нужна единая мера массы.
Вопрос №3
1.Организационный момент | Математику, друзья, Не любить никак нельзя! Очень точная наука, Очень строгая наука – Это МАТЕМАТИКА. - Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование. | ||||||||||
2.Самоопределение к деятельности. | Знакомство с массой. - Незнайке его друзья прислали две посылки. Каких друзей Незнайки вы знаете? Прочитайте книги и познакомьтесь с его товарищами. - Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые). – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение??? или предположение???) - Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.(выходят два ученика) - Что теперь можете сказать? (Одна – легче, другая – тяжелее) - Легче –тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? Масса! (На доске закрепляется слово) -Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его по слогам. Прочитаем с ускорением. - Кто догадался, какая тема нашего урока? - Поделитесь своим мнением с соседом (работа в парах). - Назовите всем тему нашего урока. - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения. | ||||||||||
3.Работа по теме урока. Практическая работа. | Знакомство с весами. - Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.) - Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника). - Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов). - Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение). - Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети). - А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника). - Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами). - Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы») - Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Весы придумали древние торговцы, когда обменивались товаром. На разные чашечки весов они клали свои товар, и при равновесии чашек весов сделка считалась состоявшейся. Перед вами фрагмент фрески из Древнего Египта. Уже в 5 тысячелетии до н. э весы существовали. - А какие бывают весы?(Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические. - Где в жизни вы встречали весы? - Люди каких профессий используют в своей деятельности весы? У кого родители используют весы? Для чего? Задание: - Из деталей, которые находятся перед вами, сделаем рычажные весы(Учитель демонстрирует, а ученики повторяют) Знакомство с единицей массы – граммом. - Ребята, Незнайку угостили конфетой и он решил узнать его массу. - На одну чашу весов Незнайка положил конфету, а на другую – 3 виноградинки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые) - Запишем: 1 к. = 3в. - Теперь Незнайка на одну чашу весов положил конфету, а на другую – 2 прищепки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые) - Запишем: 1 к. = 2 п. - Так как взвешивали одну и туже конфету,можно записать: 3виноградины=2 прищепки - Но мы знаем, что 3 > 2. - Нет ли здесь ошибки?(Нет, мы измеряли разными мерками) - Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!) - Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. Придумали такую мерку и назвали ее – грамм. (На доске вывешивается слово «грамм»). - Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили? - Сокращенно это слово записывают «г.».(На доске вывешивается Г). - В коробке №1 есть пластмассовые кубики,масса которых 1 грамм, - Есть в этой коробке и гири массой 10 г,.(рассматривание гирей) - Существуют и другие единицы измерения массы: килограммы, тонны, центнеры. С этими единицами измерения мы познакомимся попозже. Задание: Самостоятельно попробуйте взвесить конфету, массу которой мы измеряли при помощи виноградин и прищепок. Для этого используйте гирьки из коробочки №2 | ||||||||||
4.Закрепление изученного материала. | Работа в парах.
- Перед вами табличка.
Определите массу каждого предмета с помощью весов и гирь. - Какой самый тяжелый предмет? Какой самый легкий? - Какие задачи можно придумать с полученными величинами? |