Матвеевская Наталья Станиславовна,
Учитель музыки
ГБОУ ЦО № 1486, Москва, Россия
Номинация «Трудная ситуация»
Современный мир стремительно сужается, становится доступным, а значит, расширяется диапазон межнациональных проблем общения, требующих решений. Одной из них является нетерпимость и высокомерие к чужой национальной культуре, нежелание понять и принять традиции, отличающиеся от своих.В связи с этим формирование толерантного сознания обучающихся как важнейшей личностной черты становится существенной задачей современной общеобразовательной школы.
Вопрос воспитания толерантности в педагогических учреждениях рассматривался ещё Я.А.Коменским, В.А.Сухомлинским и другими учёными -классиками. В научных разработках обращено внимание на то, что корни этой проблемы зиждутся на страхе перед неизвестным, на элементарном невежестве. Соответственно, её решение должно происходить в процессе образования, организованном с учётом принципов толерантности, принципов «культуры мира».
В моём 5 классе существовала трудная ситуация.
Ни для кого не секрет, что в столичных школах обучаются дети различных национальностей и нередко попадают в один класс.
В начале 2012 года мне как классному руководителюдостался многонациональный класс, состоящий из семи национальностей.
Для справки информируем, что класс состоит из 23 человек, четверть из которых составляют представители разных стран: Украины, Молдавии, Грузии, Дагестана, Азербайджана, Марокко, Мариэл и т.д.
Представители разных культур вели себя мягко говоря неуважительно друг к другу, русские дети позволяли себе обидные эпитеты в сторону кавказцев «хач», «чёрный» и т.д., другая сторона отвечала тем же, но оперируя более светлыми расцветками и подключая горячий южный темперамент.
Беседы, классные часы, разговоры с глазу на глаз давали мало эффекта и я решила, что этим вопросом нужно заняться серьёзно, изучая культуру друг друга, приходя к каждому в виртуальные гости, рассматривая национальные традиции каждого народа подробно. А началось решение вопроса так…
Каждый год в нашем Центре образования №1486, что находится в районе Отрадное СВАО г. Москва, традиционно проходит конкурс инсценированной песни. Это мероприятие давно переросло из «дежурного», пришедшего из давних времён пережитка, в современный общешкольный праздник.
Во время подготовки и проведения конкурса решаются следующие воспитательные задачи:
– формирование и развитие творческого потенциала школьников;
– воспитание духовно-нравственных качеств;
– создание условий для самореализации в общественно-полезной деятельности, вырабатывания активной жизненной позиции;
– формирование эстетического вкуса, сценической культуры и художественно-прикладных навыков;
– формирование коллективной сплочённости учеников, учителей и родителей, умения работать в команде, культуры общения;
– распространение идей добра, культуры мира и ненасилия;
– популяризация песенного исполнительского творчества.
Тематика конкурса многообразна, но всегда призвана к социализации школьников, к повышению уровня патриотизма будущих граждан России, престижа школы, отечественных общественных организаций. В этом учебном году конкурс проходил под названием «Родная земля! Одна ты на свете и в сердце одна!». Темы воспитания патриотизма, любви к своей Родине, гордости за её историю переплелись на этом мероприятии с темами многонациональности российского государства и взаимоуважения культуры разных народов, проживающих на его территории.
Толерантность – обязательное качество современного воспитанного человека, живущего в сужающемся глобализованном пространстве, особо востребованное на территории столичного региона в связи с его многонациональным заселением.
В связи с данным обстоятельством концепция подготовки и сценария выступления на конкурсе инсценированной песни этого конкретного 5 класса должна была отразить многонациональность российского государства и красоту культур разных народов, его населяющих.Обратив внимание на то, что почти все представители вышеназванных стран – южане, на собрании творческого актива класса был проведён мозговой штурм, в процессе которого были выявлены креативные идеи, выявляющие историю появления гостей с юга в России. Вариаций было много: кто-то предлагал варианты из официальной истории, кто-то фантазировал…. Но нам было важно, чтобы версия была необычной, красивой, показывала, что русские ждали этих гостей и были им очень рады, а гости принесли русским тепло, дары своей природы, свет своей Отчизны, и от этого Россия стала только лучше.