Глава 2
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ: СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ
ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ»
Стойкость наших верований, представлений и мыслей дробит наш творческий потенциал, самовыражение как представителей пола и всего рода человеческого.
Фрэнк Д. Карделл
Интерес к проблеме гендерных стереотипов обозначился в западной социологии в 1970-е гг. и сохраняется до настоящего времени. Работы по гендерным стереотипам в трудах западных, прежде всего американских исследователей-феминисток, в значительной степени стимулировали дальнейшее развитие общей теории стереотипа.
Социальный стереотип (от греч. $1:егео$ — твердый и (уро$ — отпечаток) — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном объекте [85].
Понятие стереотипа было введено американским журналистом У. Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку. Он трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем Липпман высказал идею о том, что стереотипы неизбежны, так как они — необходимое условие взаимодействия человека с окружающей действительностью и проекция на мир его собственных чувств, ценностей.
Социальные стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности. Индивид может, не имея достаточно сведений об объекте, выносить свое суждение о нем, подкрепляя это суждение чувствами и действиями. В результате вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение — так рождаются стереотипы.
|
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 21
В конце 1970-х гг. американский ученый Г. Тэшфел, обобщив теоретические и эмпирические данные в области изучения социального стереотипа, сформулировал следующие выводы.
• Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
• Социальные стереотипы изменяются в соответствии с социальными, политическими и экономическими изменениями, но этот процесс происходит крайне медленно.
• Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения у них ясных представлений о тех группах, к которым они относятся [5, с. 95].
Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают человеку жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно с этим стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль: они сужают восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.
В настоящее время гендерные стереотипы как часть социальных стереотипных представлений находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей — социологов, психологов, политологов и т. д.
Однако, несмотря на немалое количество ценных работ, где затрагивается эта тема, серьезных трудов, в которых бы рассматривались универсальные механизмы гендерной стереотипизации и функционирования гендерных стереотипов в российском обществе, пока недостаточно.
|
В определении гендерных стереотипов нет единства. Ряд исследователей в своих определениях делают упор на личностные характеристики мужчин и женщин. Гендерные, или полоролевые, стереотипы — это схематизированный набор представлений о персональных характеристиках мужчин и женщин [123]; стандартизированные представления о моделях поведения, чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [53].
В другой группе определений акцент приходится на гендерные отношения. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин [43].
22 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
Наконец, еще одна группа определений берет за основание сами концепты маскулинности и фемининности. Тендерные стереотипы — это схематизированные, обобщенные образы маскулинности и фемининности [161].
Некоторые авторы высказывают мнения о том, что гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы, предписывающие различные типы поведения, убеждения и интересы людям в соответствии с их биологическим полом [135].
По мнению Т. Б. Рябовой [94], наиболее корректным является определение, данное Р. К. Унгер (R.K. Unger): «Гендерные стереотипы — это социально конструируемые категории „маскулинность" и „фемининность", которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов; которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желаемой манере и ощущать свою целостность, непротиворечивость» [169].
|
В определении указано происхождение гендерных стереотипов, они социально сконструированы. Оно охватывает содержание тендерных стереотипов — социальные представления о мужских и женских качествах, поведении мужчин и женщин, занятиях и социальных ролях. Также оно отражает роль гендерных стереотипов в формировании и сохранении идентичности личности. И наконец, оно учитывает присутствие в концепте «гендер» не только социальной, но и культурно-символической составляющей, предполагающей соотнесение с мужским и женским началами вещей, свойств и отношений, непосредственно с полом не связанных. Например, феминизации или маскулинизации могут подвергаться нация или страна, социальный класс, политический противник [93], элементы ландшафта и т. д. В дальнейшем мы намерены придерживаться этого определения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
Все приведенные определения сходятся в одном: они утверждают, что гендерные стереотипы есть не что иное, как социальные представления общественного сознания. В связи с этим гендерные стереотипы следует рассматривать с двух позиций: во-первых, в сознании мужчин и женщин, во-вторых, в коллективном сознании.
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 23
Исследователи К. Уэст и Д. Зиммерман [103], проведя анализ содержания тендерных стереотипов, объединили их в три группы (табл. 1).
Таблица 7 Классификация гендерных стереотипов