Стереотипы закрепления Стереотипы, связанные Стереотипы маскулинности-феминин-
семейных и профессио- с различиями а содер- ности, в соответствии с которыми
нальных ролей в соот- жании труда и видах мужчинам и женщинам приписываются
ветствии с полом профессиональной дея- вполне определенные психологические
тельности качества и свойства личности
Первая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главными социальными ролями являются профессиональные роли, для женщин — семейные роли (мать, хозяйка). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин по наличию семьи и детей.
Вторая группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Мужчине предписывается выполнение инструментальной роли, согласно которой сферой его деятельности является творческий, созидательный, руководящий труд. Он осуществляет поддержку семьи (в основном финансовую) и обеспечивает связи между семьей и внешним миром. Удел женщин — исполнительский и обслуживающий характер труда — экспрессивная сфера деятельности, назначение которой — регулирование отношений внутри семьи, где женщине отводится вспомогательная роль жены, матери, домохозяйки.
Широкому распространению этого стереотипа в социальных науках способствовала концепция «естественной» функциональной взаимодополнительности полов. Ее авторы Т. Парсонс, Р. Бейлз, М. Мид утверждают, что, несмотря на то что мужчина и женщина — противоположности, они могут взаимодействовать, выполняя предназначенные им роли, и достигать согласия [157].
Третья группа гендерных стереотипов — это стереотипы ма-скулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности.
24 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
Маскулинность-фемининность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. В коллективном сознании глубоко укоренились представления о том, что мужчины и женщины, во-первых, обладают разными социально-психологическими свойствами, во-вторых, эти свойства антагонистичны друг другу. Речевой штамп «противоположный пол» наглядно иллюстрирует это противостояние. Маскулинность отождествляется с активно-творческим, культурным началом, а фемининность — с пассивно-репродуктивным, природным. Такие стереотипные представления полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны.
Стереотипы всех групп подчеркивают различия в психологии, предназначении и социальной активности мужчин и женщин. Причем в основе этих различий лежит идея о превосходстве «мужского» над «женским». Для того чтобы убедиться в этом, следует поговорить о содержании каждой из групп стереотипов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МАСКУАИННОСТИ/ФЕМИНИННОСТИ
Систематическое исследование тендерных стереотипов началось в западной социологии в 1970-е гг. В настоящее время гендерные стереотипы находятся в центре внимания ученых самых разных специальностей — культурологов, психологов, социологов, политологов и т. д. В последние годы эта тематика успешно разрабатывается не только западноевропейскими, американскими, но и российскими • учеными [4, 59, 94, 120].
Первые исследования были посвящены изучению содержания стереотипов фемининности/маскулинности и определению того, в какой мере они соответствуют действительности. Однако до сих пор категории «фемининность» и «маскулинность» как часть гендерных стереотипов не имеют однозначного толкования. И. С. Кон [58], определяя содержание маскулинности, рассматривает ее с трех разных позиций, которые вполне приложимы и к категории фемининности.
1. Маскулинность и фемининность — это описательные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт,
Глава 2. Генлерные стереотипы; солержание, классификация и функции 25
свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин, и женщинам, в отличие от мужчин.
2. Маскулинность и фемининность — это категории, обозначающие один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина и какие качества им приписываются.
3. Маскулинность и фемининность — это система предписаний, входящих в идеальные образы «настоящего мужчины» и «истинной женщины», своего рода нормативные эталоны.
Проведенные в разных странах и по разным методикам исследования позволили получить достаточно полную картину имеющихся в коллективном сознании стереотипных представлений фемининно-сти и маскулинности. В результате социальная психология тендера обогатилась следующими данными:
• подробный перечень «истинно мужских» и «истинно женских» качеств;
• стереотипные образы мужчин и женщин, внутри которых определены качества, характеризующие: физические особенности; умственные способности; эмоциональную сферу; сферу ценностей и морали;
• стереотипные представления о поведении и качествах мужчин и женщин, проявляющихся в межличностных отношениях;
• стереотипные представления о профессиональных способностях;
• характер изменений в содержании тендерных стереотипов, связанных с возрастом, расой, этнической принадлежностью, при сохранении общей картины «типично мужских» и «типично женских» образов.
Таким образом, стереотипы маскулинности/фемининности есть культурные представления о мужских и женских качествах, образах и предназначении. Их содержание отражает идею о том, что биологические (половые) различия обусловливают социально-психологические характеристики мужчин и женщин. В современном общественном сознании, в практиках межгруппового и межличностного взаимодействия такие стереотипные образы мужчин и женщин рассматриваются как «истинные». По мнению Ф. С. Джейс [43], являясь «истинными», тендерные стереотипы трансформируются в образы «истинной» феми-нинности и «истинной» маскулинности. В результате существующие нормы качеств и поведения превращаются в предписания и определяют поведение и статусные характеристики мужчин и женщин в обществе.
26 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
СОДЕРЖАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МАСКУЛИННОСТИ
Традиционная маскулинность включает много положительных черт, которыми мы гордимся и в которых мы черпаем силу, но она содержит также качества, которые ограничивают нас и причиняют нам вред.
Официальная декларация NOMAS. 1991 г.1
Термин «маскулинность» не тождественен понятию «мужественность». В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегов дает следующее определение слова «мужественный»: «обладающий мужеством, выражающий мужество». «Мужество» Ожегов толкует как «храбрость, присутствие духа в опасности» [74]. Следовательно, мужественность включает не столько качества, присущие мужчинам, сколько положительное нравственное качество, не связанное ни с полом, ни с тендером. Определение «мужественный» применимо и к мужчине, и к женщине («мужественная женщина»). Маскулинность означает некоторую совокупность качеств, в культуре обычно считающихся мужскими. «Маскулинный мужчина» означает мужчину, у которого в высокой степени выражены маскулинные характеристики. Применение данного термина в отношении женщины («маскулинная женщина») имеет двойное значение. В первую очередь это преобладание в ее характере и поведении «мужских» качеств. Во-вторых, определение «маскулинная женщина» несет в себе оценку, то есть характеризует женщину как мужеподобную.
Первая группа качеств, входящих в стереотип маскулинности, описывает физические данные мужчин. От мужчин ожидается наличие физической силы, выносливости, высокой биологической (двигательной, силовой, сексуальной) активности. Причем имеется в виду, что мужчина не только обладает этими качествами, но и должен постоянно проявлять и на деле доказывать их наличие.
Личностные качества, входящие в стереотип маскулинности, в первую очередь характеризуют мужчин как деятельных и активных, то есть способных выполнять инструментальную роль. Им приписываются стремление к достижению, предприимчивость, решительность, настойчивость, отвага, целеустремленность, уверенность в своих силах, независимость, способность вести дела, зарабатывать деньги.
1 NOMAS— «ТHе National Organization for Меn Аgainst Sexism» — Национальная организация мужчин против сексизма.
Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции 27
Поскольку в патриархальной культуре «власть» традиционно соотносится с мужским началом, а «подчинение» — с женским, то «настоящему мужчине» приписываются лидерские качества. Среди них — властность, влиятельность, способность принимать решения, объективность, ум, сила, авторитетность, стремление к лидерству и способность быть лидером. Перечисленные качества составляют не только идеал правителя, но и идеал мужчины и воспроизводятся на всех уровнях и микроуровнях власти (политическом, экономическом, социальном, семейном) [93].
Стереотипы относительно интеллектуальных способностей характеризуют мужчин как знающих и компетентных, рационально и логично мыслящих. Считается, что мужчины обладают более быстрым по сравнению с женщинами умом, им в большей степени присущи абстрактное мышление и способность к критическому анализу, креативность.
В эмоциональной сфере маскулинность также содержит позитивные характеристики. Мужчины воспринимаются как эмоционально устойчивые, то есть предполагается, что они испытывают мало чувств и в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы самостоятельно, без помощи других. «Мужскими» также считаются способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, контроль над своими чувствами, сдержанность, они менее экспрессивны, чем женщины. Среди негативных характеристик, связанных с эмоциональной сферой, — бесчувственность, неспособность к сопереживанию, холодность, черствость.
Стереотипы о поведении мужчин в межличностных отношениях непосредственно связаны с характеристиками их эмоциональной сферы. Они полярны как по содержанию, так и по оценке. Мужчинам приписываются, с одной стороны, прямота, с другой — бестактность и грубость. Позитивные качества — самообладание, надежность, ответственность сочетаются в образе мужчины с эгоизмом, стремлением конкурировать, соперничеством, бесчувственностью, жестокостью. Справедливость противостоит отсутствию милосердия и жалости. Стереотипным является также представление о непостоянстве мужчин, их неспособности выстраивать и поддерживать отношения с одной женщиной. Причем такое качество оправдывается убеждениями типа: «Мужчины полигамны, потому что они так устроены от природы». Еще одна характеристика мужчин в сфере межличностных отношений может быть представлена
28 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
понятием «мужская дружба», которое является синонимом понятию «настоящая дружба» и характеризует мужчин как надежных, преданных, способных к взаимовыручке.
В сфере морали образ мужчины тоже имеет неоднозначный характер. В коллективном сознании укоренился набор мужских качеств, входящих в так называемый «мужской кодекс чести». Он включает благородство, честность, верность слову и долгу. Вместе с тем существует большое количество стереотипов, согласно которым «мужчины — существа безрассудные, безответственные, и только женщина способна держать их в рамках», «мужчины по природе своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их при себе, женщинам надо очень и очень стараться». Подобные убеждения разделяют и мужчины, и женщины, и ни тех и ни других не смущает очевидное противоречие таких суждений. Например, что мужчины «по природе» и рациональны, и безответственны, хотя рационализм, казалось бы, должен порождать в человеке чувство ответственности.
Стереотипизации подвергается и набор социальных ролей. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой - участием в жизни общества. Мужчинам предписываются включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчин являются именно профессиональные роли. В связи с этим мужчина воспринимается прежде всего как работник и гражданин.
Стереотип маскулинности соотносится с идеей успешности и статуса. От мужчин ожидаются способность и стремление достигать определенного, желательно высокого, социального положения (норма статуса) и уважения других [168]. Норма успешности и статуса — это гендерный стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется его успехами на службе и вели- чиной заработка. Мужественность, таким образом, конструируется вокруг положения в обществе, богатства и власти. В связи с этим носителю традиционной мужественности предписывается никогда не останавливаться на достигнутом, а постоянно двигаться вперед и дальше, подтверждая свой статус вне зависимости от избранной им сферы (профессиональной, политической, спортивной и т. д.), так как «силу игрока смотрят по последней игре».
Завершая обзор содержания маскулинности, следует отметить стереотип антиженственности, который предписывает
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 29
мужчинам избегать видов деятельности, моделей поведения и любых проявлений, которые в культуре считаются женскими. Данный стереотип выражается в виде запретов и характеризует мужские качества через отрицание: мужчины не плачут; не проявляют слабость. (не показывают, что им страшно, больно); не ищут помощи, поддержки, не занимаются женскими домашними делами и пр. Функциональное значение этих стереотипных запретов состоит в усилении «истинно мужских» качеств и обозначении границы, за пределами которой утрачивается мужественность, и те привилегии, которыми она наделяет мужчину [115].
Итак, в коллективном сознании образ «истинного мужчины» включает набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Маскулинность отождествляется с инструментальностью, то есть ориентацией на выполнение предметной деятельности, связанной с преодолением физических трудностей, функций руководства, поддержания дисциплины, «добывания», способах совладания с внешней средой и выполнения деятельности. Стереотипы маскулинности в большой степени категоричны, однозначны, о чем свидетельствуют нормы антиженственности. Однако следует отметить, что чрезмерная акцентуация маскулинных черт приобретает уже негативную оценочную окраску. Отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм, индивидуализм. В целом же маскулинность в большей степени ассоциируется с положительными качествами, нежели фемининность.
СОДЕРЖАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ФЕМИНИННОСТИ
Женщиной не рождаются, женщиной становятся... Симона де Бовуар. Второй пол
Прежде чем перейти к описанию стереотипов фемининности, следует развести два понятия: «фемининность» и «женственность». В словаре С. И. Ожегова нет слова «женственность», но есть «женственный», которое имеет следующее значение: «с качествами, свойствами женщины, мягкий, нежный изящный» [74, с. 192]. «Женственность» — это культурный термин, включающий ожидания, предписания и фантазии патриархального общества относительно
30 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
женщины. Внимательное рассмотрение данного понятия позволяет выделить в нем три группы качеств: 1) физическая красота, изящество; 2) таинственность — меняющийся, не поддающийся точному описанию образ, что подтверждается такими чертами, как обаяние, притягательность, соблазнительность, наличие влекущей внутренней силы, обладание мудростью, тайным знанием; 3) материнские качества: мягкость, нежность, теплота. По своему содержанию понятие «женственность» напоминает проекцию анимы. В связи с этим определение, данное Большим социологическим словарем, правомерно: женственность — «это категория, данная женскому образу или поведению патриархатом» [44, с. 208]. Как известно, анима имеет полярную структуру и в ней присутствуют две стороны — светлая и темная.
В обыденном сознании женственность в большей степени на
деляется позитивными качествами. Таким образом, в понятии и об
разе женственности заложены стереотипы коллективного сознания,
которые характеризуют женщину как объект, призванный, с одной
стороны, вызывать восхищение своей красотой, изяществом, с другой — быть доступным, безопасным (мягкий, нежный). Когда про
женщину говорят, что она женственна, то имеют в виду, что она обаятельна, красива притягательной внутренней красотой, мягкая. Применительно к мужчине («женственный мужчина») данный термин
означает отсутствие мужских качеств, чрезмерную мягкость, подат
ливость, слабость, то есть имеет негативную окраску.
«Фемининность» — это научный термин. Стереотипы феминин-ности включают представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для женщин [80].
Описание фемининности следует начать с анализа стереотипов относительно физических особенностей женщины, которые содержат физические характеристики и нормы. Согласно гендерньм нормам, женщина не только должна быть физически привлекательной, но и обязана заботиться о своей привлекательности, поддерживать хорошую физическую форму, ухаживать за собой. Известное выражение «слабый пол» достаточно точно характеризует восприятие женщины как слабого существа: легко подверженного болезням, менее выносливого по сравнению с мужчинами, нуждающегося в опеке и защите.
До сих пор коллективное сознание склонно воспринимать женщину не иначе как через ее репродуктивную функцию, значение которой
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 31
заключается в рождении и воспитании детей, проявлении заботы о них и регулировании взаимоотношений внутри семьи. Поэтому в личностной сфере женщине в первую очередь приписывают качества, ассоциируемые с эмоциональностью. Как и маскулинность, в эмоциональной сфере фемининность содержит характеристики с разными знаками оценки, причем негативные оценки преобладают. Считается, что женщины чрезмерно эмоциональны, легко возбудимы и ранимы. Они тревожны, склонны к перемене настроения, жалобам, плаксивы, капризны, истеричны. Как позитивные оцениваются чувствительность и большая по сравнению с мужчинами эмпатия.
Восприятие интеллектуальных способностей женщин находится в тесной связи с приписываемой им эмоциональностью. Существует убеждение, что, находясь во власти эмоций, женщины не способны рационально рассуждать, логически мыслить, они иррациональны и даже глупы. В подтверждение этому можно вспомнить весьма распространенное выражение: «женская логика». Единственным социально одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция — качество, которое отсутствует в стереотипном образе мужчины.
Стереотипные представления о поведении и качествах женщин, проявляющихся в межличностных отношениях, формируют весьма неоднозначный образ женщины, который соответствует известной логике тендерных стереотипов, — полярность. Именно в этой сфере в большей степени виден механизм «расщепления» стереотипа на два противоположных элемента: «хороший» и «плохой». Обычно как позитивные оцениваются такие «женские» качества, как мягкосердечие, заботливость, тактичность, вежливость, чувствительность к состоянию другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям, способность пожертвовать своими интересами ради детей, семьи, благополучия близких. Среди негативных характеристик следует отметить стереотипное мнение о женском непостоянстве, о том, что в силу своей неуверенности женщина может подвести и на нее трудно полагаться в серьезных ситуациях. Также существуют довольно устойчивые стереотипы о том, что женщины несдержанны, болтливы, ворчливы, хитры, поэтому им не нужно безоглядно доверять. В коллективном сознании глубоко укоренилось убеждение о том, что между женщинами не может быть настоящих дружеских отношений, женщины могут только конкурировать, а предмет их конкуренции — внимание
32 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
мужчин, потому как они одержимы идеей замужества. В отношениях с мужчинами они способны проявлять хитрость и коварство, могут посредством своего обаяния и «женских чар» соблазнить, подчинить и даже погубить его. Подобные стереотипы о женщине вводят нас в сферу морали.
Стереотипы, характеризующие женщин с точки зрения морали, являются следствием того, как понимается в культуре ее предназначение, какое место ей отведено в обществе. С одной стороны, как мать, женщина наделяется такими качествами, как добродетель, способность к самопожертвованию, душевность. Благодаря этим способностям она скрепляет семью, воспитывает детей, передает им социальные навыки, нравственные нормы, религиозные и эстетические ценности. Однако такой взгляд на женщин имеет и обратную сторону. Любое отступление женщины от традиционной роли матери и выход ее за пределы семьи негативно сказывается на ее моральном облике. Исследовательница Дж. Хантер, проанализировав образы женщин в истории, пришла к выводу, что процесс женской эмансипации со времен глубокой античности связывался с деструктивными социальными последствиями, с распадом морали и разрушением семьи. Так, в качестве одной из причин гибели Римской империи исследователи называют далеко зашедший процесс женской эмансипации [141]. Таким образом, мы видим, что позитивные аспекты фемининности имеют целью закрепить за женщиной выполнение определенных ролей и тем самым контролировать их выполнение, ибо любое отклонение от заданной роли дискредитирует ее в глазах окружающих.
Следует несколько слов сказать о негативном стереотипе «женщины-соблазнительницы». Как было сказано выше, гендерные стереотипы приписывают мужчинам большую искушенность в вопросах секса. Однако данный стереотип не умаляет достоинства мужчин, скорее наоборот. В отношении женщин взгляд иной. Женщина как сексуальный объект привлекает мужчину, сексуальное же влечение, согласно христианской доктрине, считалось греховным, но коллективное сознание винит не мужчину как носителя греха, а женщину («сосуд греховный»), так как именно она является первопричиной мужского греха. В более ранние времена мужчины боролись за внимание женщины, последствия таких состязаний порой были трагичными, но обвинялась женщина, поскольку она была причиной раздора, она сбивала мужчин с пути истинного. По сей день живут
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 33
стереотипные представления о женском коварстве и неумеренной чувственности и, как следствие, неверности, непостоянстве.
Стереотипное представление о женщинах приписывает им исполнение определенных социальных ролей. Фемининность связана с приватной сферой — семьей, домом, воспитанием детей, поэтому стереотипные женские роли — это в первую очередь жена и мать, и только потом работница. Считается, что замужество и материнство остаются главными конечными целями женщины в соответствии с ее ожидаемой ролью в обществе. Однако следует отметить, что этот стереотип в настоящее время претерпевает существенное изменение. По мере того как все больше и больше женщин предпочитают работать, а не оставаться дома, представление о несовместимости деловой карьеры и женственности постепенно становится достоянием прошлого.
Стереотипы фемининности включают набор качеств, которые характеризуют профессиональные способности женщины. В связи с тем, что фемининность в первую очередь ассоциируется с пассивностью, нерешительностью, осторожностью и конформизмом, предполагается, что женщины не способны занимать высокие управленческие должности и выполнять работу, предполагающую контроль ресурсов и решение серьезных производственных проблем. Согласно исследованиям С. Филпс и Н. Остин, до сих пор бытует мнение, что женщины менее способны иметь дело с заданиями, требующими точного анализа и планирования, а также испытывают трудности при работе с цифрами и бюджетом [159].
Стереотипным является убеждение, что природные качества позволяют женщинам заниматься в основном исполнительским и обслуживающим трудом, они лучше справляются с гуманитарными профессиями, социальной работой. Работа женщины в составе рабочей силы — это чаще всего продолжение ее роли домохозяйки и матери. Все сказанное свидетельствует о наличии в коллективном сознании стереотипа о «непрофессиональности» женщин, согласно которому профессиональные способности женщин всегда значительно ниже мужских. Считается, что для выполнения работы ей требуется затратить больше усилий и времени, чем мужчине. Успехи женщины объясняются главным образом упорством, усердием и скрупулезностью, а не способностью рационально мыслить, принимать решения, умением грамотно организовать работу. Успех и достижения женщины либо воспринимаются как исключение, либо связываются
34 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
с использованием непрофессиональных подходов; предполагается, что женщина продвигается за счет какого-то мужчины, а значит, нечестно.
Подробное рассмотрение содержания стереотипов маскулин-ности/фемининности позволяет сделать следующие выводы. Они не являются нейтральными, так как имеют оценочный характер, и они аффективно заряжены. В подавляющем большинстве позитивными считаются качества, соотносимые с маскулинностью. Стереотипы маскулинности/фемининности трактуют различия качеств, присущих мужчинам и женщинам, как противоположности. Смысл поляризации состоит в том, что представителям мужского пола приписываются наиболее ценные характеристики, значимые для поддержания статуса мужчин в системе властных отношений патриархального общества; так формируется образ «настоящего мужчины». Следовательно, «маскулинность» существует не иначе как в контрасте с «фемининностью». Стереотипный образ женщины как слабой, зависимой, эмоциональной, иррациональной необходим, чтобы оттенить и усилить традиционный образ мужественности — сила, ум, рациональность, активность, самообладание.
Механизм противопоставления действует и внутри стереотипов маскулинности/фемининности, «расщепляя» каждый на два противоположных элемента. Поэтому стереотипные образы и мужчин, и женщин всегда амбивалентны, содержат и «хорошие», и «плохие» характеристики. Причем противопоставляемые характеристики взаимосвязаны. Расщепление имеет цель укрепить «истинные» стереотипные образы существованием негативного «мужского» и негативного «женского» стереотипа и тем самым контролировать и поддерживать установленный гендерный порядок. Такой процесс стереотипизации воссоздает в коллективном сознании упрощенные образы представителей мужской и женской групп, которые призваны репрезентировать сущность всех мужчин и всех женщин, не допуская возможных различий и исключений из общих правил. Совершенно очевидно, что таких мужчин и женщин, которые соответствовали бы стереотипным образам, не существует. В действительности же любой человек независимо от пола есть уникальное сочетание личностных и профессиональных качеств, жизненного опыта, мотивов, ценностей и социальных достижений, которые в совокупности могут не только значительно отличаться от «истинных» образцов, но и опровергать их «истинность».
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 35
ТЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫВ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ
Да и сами понятия «мужественность» и «женственность» при всей их общечеловеческой универсальности имеют определенную национально-культурную специфику.
Алла Кирилина
Среди факторов, влияющих на тендерную стереотипизацию мужчин и женщин, исследователи выделяют этническую и расовую принадлежность человека, а также его пол, возраст, уровень образования.
Наиболее изученным является влияние расового и этнического факторов на содержание тендерных стереотипов. Данными исследованиями в большей степени занимались американские ученые. Было установлено, что чернокожие мужчины воспринимаются как менее компетентные, менее независимые, менее предприимчивые по сравнению с белыми. Чернокожие женщины, напротив, воспринимаются как более активные, более независимые и менее эмоциональные по сравнению с белыми женщинами.
Латиноамериканским мужчинам приписывают гипермаскулинность, а женщинам — особую женственность, любовь, материнство, выносливость. Выявлена специфика восприятия француженок и французов, немцев и немок, женщин и мужчин из других национальных групп. Национальный стереотип («англичанин вообще», «немец вообще» и т. д.) базируется, как правило, на мужском стереотипе соответствующей нации.
Психологические исследования тендера проводились большей частью среди белых европейцев и американцев, представителей среднего класса. В связи с этим оставались открытыми вопросы: существуют ли различия в восприятии мужчин и женщин в других культурах? тендерные нормы и роли являются универсальными для всех культур, или же есть отличия? каковы эти отличия? какова роль культуры в создании и поддержании тендера? Получить ответы на эти вопросы позволили кросс-культурные исследования.
Как известно, культура — это совокупность отношений ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или других средств коммуникации. Поэтому исследователи исходили из
36 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
предположения, что в каждой культуре существует распределение полов по разным социальным ролям, за которыми закрепляются соответствующие нормы, ожидания, предписания, выраженные в том числе и языке.
На сегодняшний день наиболее масштабное кросс-культурное исследование было проведено психологами Дж. Вильямсом и Д. Бест. В своей книге «Измерение стереотипов, связанных с полом: исследование тридцати народов» [172] авторы представили обширный материал, касающийся особенностей восприятия психологических качеств мужчин в разных культурах. Для этой цели ученые опросили мужчин и женщин из 25 стран. Респондентам предлагали список из 300 прилагательных, которые используются для описания людей, и просили по каждому прилагательному решить, связывают ли его чаще с мужчинами или с женщинами. Результаты получились следующие.
В 19 из 25 странах (75%) качества, приписываемые мужчинам и женщинам, практически совпали. В этих странах количество прилагательных, используемых для описания мужчин, почти в два раза больше, чем для женщин (из 300 прилагательных 48 ассоциировались только с мужчинами и 25 прилагательных приписывались только женщинам). Список прилагательных указан в таблице 2.
Таблица 2