Первая группа Вторая группа Третья группа




Стереотипы закрепления Стереотипы, связанные Стереотипы маскулинности-феминин-

семейных и профессио- с различиями а содер- ности, в соответствии с которыми

нальных ролей в соот- жании труда и видах мужчинам и женщинам приписываются

ветствии с полом профессиональной дея- вполне определенные психологические

тельности качества и свойства личности

Первая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главными социальными ролями являются профессиональ­ные роли, для женщин — семейные роли (мать, хозяйка). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин по на­личию семьи и детей.

Вторая группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Мужчине предписывается выполнение инстру­ментальной роли, согласно которой сферой его деятельности явля­ется творческий, созидательный, руководящий труд. Он осуществля­ет поддержку семьи (в основном финансовую) и обеспечивает связи между семьей и внешним миром. Удел женщин — исполнительский и обслуживающий характер труда — экспрессивная сфера деятель­ности, назначение которой — регулирование отношений внутри се­мьи, где женщине отводится вспомогательная роль жены, матери, домохозяйки.

Широкому распространению этого стереотипа в социальных науках способствовала концепция «естественной» функциональной взаимодополнительности полов. Ее авторы Т. Парсонс, Р. Бейлз, М. Мид утверждают, что, несмотря на то что мужчина и женщина — противоположности, они могут взаимодействовать, выполняя пред­назначенные им роли, и достигать согласия [157].

Третья группа гендерных стереотипов — это стереотипы ма-скулинности-фемининности. Мужчинам и женщинам приписывают­ся вполне определенные психологические качества и свойства лич­ности.


24 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

Маскулинность-фемининность — нормативные представле­ния о соматических, психических и поведенческих свойствах, ха­рактерных для мужчин и женщин. В коллективном сознании глу­боко укоренились представления о том, что мужчины и женщины, во-первых, обладают разными социально-психологическими свой­ствами, во-вторых, эти свойства антагонистичны друг другу. Рече­вой штамп «противоположный пол» наглядно иллюстрирует это противостояние. Маскулинность отождествляется с активно-твор­ческим, культурным началом, а фемининность — с пассивно-репро­дуктивным, природным. Такие стереотипные представления поляр­но противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональ­ны, конформны и нежны.

Стереотипы всех групп подчеркивают различия в психологии, предназначении и социальной активности мужчин и женщин. При­чем в основе этих различий лежит идея о превосходстве «мужского» над «женским». Для того чтобы убедиться в этом, следует погово­рить о содержании каждой из групп стереотипов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МАСКУАИННОСТИ/ФЕМИНИННОСТИ

Систематическое исследование тендерных стереотипов началось в западной социологии в 1970-е гг. В настоящее время гендерные стереотипы находятся в центре внимания ученых самых разных спе­циальностей — культурологов, психологов, социологов, политологов и т. д. В последние годы эта тематика успешно разрабатывается не только западноевропейскими, американскими, но и российскими • учеными [4, 59, 94, 120].

Первые исследования были посвящены изучению содержания стереотипов фемининности/маскулинности и определению того, в какой мере они соответствуют действительности. Однако до сих пор категории «фемининность» и «маскулинность» как часть гендерных стереотипов не имеют однозначного толкования. И. С. Кон [58], опре­деляя содержание маскулинности, рассматривает ее с трех разных позиций, которые вполне приложимы и к категории фемининности.

1. Маскулинность и фемининность — это описательные катего­рии, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт,


Глава 2. Генлерные стереотипы; солержание, классификация и функции 25

свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин, и женщинам, в отличие от мужчин.

2. Маскулинность и фемининность — это категории, обозначаю­щие один из элементов символической культуры общества, совокуп­ность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина и какие качества им приписываются.

3. Маскулинность и фемининность — это система предписаний, входящих в идеальные образы «настоящего мужчины» и «истинной женщины», своего рода нормативные эталоны.

Проведенные в разных странах и по разным методикам исследо­вания позволили получить достаточно полную картину имеющихся в коллективном сознании стереотипных представлений фемининно-сти и маскулинности. В результате социальная психология тендера обогатилась следующими данными:

• подробный перечень «истинно мужских» и «истинно женских» качеств;

• стереотипные образы мужчин и женщин, внутри которых опре­делены качества, характеризующие: физические особенности; умственные способности; эмоциональную сферу; сферу ценно­стей и морали;

• стереотипные представления о поведении и качествах мужчин и женщин, проявляющихся в межличностных отношениях;

• стереотипные представления о профессиональных способностях;

• характер изменений в содержании тендерных стереотипов, свя­занных с возрастом, расой, этнической принадлежностью, при сохранении общей картины «типично мужских» и «типично женских» образов.

Таким образом, стереотипы маскулинности/фемининности есть культурные представления о мужских и женских качествах, образах и предназначении. Их содержание отражает идею о том, что биологи­ческие (половые) различия обусловливают социально-психологиче­ские характеристики мужчин и женщин. В современном общественном сознании, в практиках межгруппового и межличностного взаимодей­ствия такие стереотипные образы мужчин и женщин рассматриваются как «истинные». По мнению Ф. С. Джейс [43], являясь «истинными», тендерные стереотипы трансформируются в образы «истинной» феми-нинности и «истинной» маскулинности. В результате существующие нормы качеств и поведения превращаются в предписания и определяют поведение и статусные характеристики мужчин и женщин в обществе.


26 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

СОДЕРЖАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МАСКУЛИННОСТИ

Традиционная маскулинность включает много поло­жительных черт, которыми мы гордимся и в которых мы черпаем силу, но она содержит также качества, ко­торые ограничивают нас и причиняют нам вред.

Официальная декларация NOMAS. 1991 г.1

Термин «маскулинность» не тождественен понятию «муже­ственность». В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегов дает следующее определение слова «мужественный»: «обладающий му­жеством, выражающий мужество». «Мужество» Ожегов толкует как «храбрость, присутствие духа в опасности» [74]. Следовательно, му­жественность включает не столько качества, присущие мужчинам, сколько положительное нравственное качество, не связанное ни с полом, ни с тендером. Определение «мужественный» применимо и к мужчине, и к женщине («мужественная женщина»). Маскулинность означает некоторую совокупность качеств, в культуре обычно счи­тающихся мужскими. «Маскулинный мужчина» означает мужчину, у которого в высокой степени выражены маскулинные характери­стики. Применение данного термина в отношении женщины («ма­скулинная женщина») имеет двойное значение. В первую очередь это преобладание в ее характере и поведении «мужских» качеств. Во-вторых, определение «маскулинная женщина» несет в себе оцен­ку, то есть характеризует женщину как мужеподобную.

Первая группа качеств, входящих в стереотип маскулинности, описывает физические данные мужчин. От мужчин ожидается на­личие физической силы, выносливости, высокой биологической (двигательной, силовой, сексуальной) активности. Причем имеется в виду, что мужчина не только обладает этими качествами, но и дол­жен постоянно проявлять и на деле доказывать их наличие.

Личностные качества, входящие в стереотип маскулинности, в пер­вую очередь характеризуют мужчин как деятельных и активных, то есть способных выполнять инструментальную роль. Им приписыва­ются стремление к достижению, предприимчивость, решительность, настойчивость, отвага, целеустремленность, уверенность в своих си­лах, независимость, способность вести дела, зарабатывать деньги.

1 NOMAS— «ТHе National Organization for Меn Аgainst Sexism» — Националь­ная организация мужчин против сексизма.

 

 


Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции 27

Поскольку в патриархальной культуре «власть» традиционно соотносится с мужским началом, а «подчинение» — с женским, то «настоящему мужчине» приписываются лидерские качества. Среди них — властность, влиятельность, способность принимать решения, объективность, ум, сила, авторитетность, стремление к лидерству и способность быть лидером. Перечисленные качества составляют не только идеал правителя, но и идеал мужчины и воспроизводятся на всех уровнях и микроуровнях власти (политическом, экономиче­ском, социальном, семейном) [93].

Стереотипы относительно интеллектуальных способностей характеризуют мужчин как знающих и компетентных, рационально и логично мыслящих. Считается, что мужчины обладают более бы­стрым по сравнению с женщинами умом, им в большей степени при­сущи абстрактное мышление и способность к критическому анализу, креативность.

В эмоциональной сфере маскулинность также содержит по­зитивные характеристики. Мужчины воспринимаются как эмоцио­нально устойчивые, то есть предполагается, что они испытывают мало чувств и в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы самостоятельно, без помощи других. «Мужскими» также считают­ся способность отделить рациональные доводы от эмоциональных, контроль над своими чувствами, сдержанность, они менее экспрес­сивны, чем женщины. Среди негативных характеристик, связанных с эмоциональной сферой, — бесчувственность, неспособность к со­переживанию, холодность, черствость.

Стереотипы о поведении мужчин в межличностных отно­шениях непосредственно связаны с характеристиками их эмоцио­нальной сферы. Они полярны как по содержанию, так и по оценке. Мужчинам приписываются, с одной стороны, прямота, с другой — бестактность и грубость. Позитивные качества — самообладание, надежность, ответственность сочетаются в образе мужчины с эго­измом, стремлением конкурировать, соперничеством, бесчувствен­ностью, жестокостью. Справедливость противостоит отсутствию милосердия и жалости. Стереотипным является также представле­ние о непостоянстве мужчин, их неспособности выстраивать и под­держивать отношения с одной женщиной. Причем такое качество оправдывается убеждениями типа: «Мужчины полигамны, потому что они так устроены от природы». Еще одна характеристика муж­чин в сфере межличностных отношений может быть представлена


28 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

понятием «мужская дружба», которое является синонимом понятию «настоящая дружба» и характеризует мужчин как надежных, пре­данных, способных к взаимовыручке.

В сфере морали образ мужчины тоже имеет неоднозначный характер. В коллективном сознании укоренился набор мужских качеств, входящих в так называемый «мужской кодекс чести». Он включает благородство, честность, верность слову и долгу. Вместе с тем существует большое количество стереотипов, согласно которым «мужчины — существа безрассудные, безответственные, и только женщина способна держать их в рамках», «мужчины по природе своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их при себе, женщи­нам надо очень и очень стараться». Подобные убеждения разделяют и мужчины, и женщины, и ни тех и ни других не смущает очевидное противоречие таких суждений. Например, что мужчины «по приро­де» и рациональны, и безответственны, хотя рационализм, казалось бы, должен порождать в человеке чувство ответственности.

Стереотипизации подвергается и набор социальных ролей. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой - участием в жизни общества. Мужчинам предписываются включен­ность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчин являются именно профессиональные роли. В связи с этим мужчина воспринимается прежде всего как работник и гражданин.

Стереотип маскулинности соотносится с идеей успешности и статуса. От мужчин ожидаются способность и стремление до­стигать определенного, желательно высокого, социального положе­ния (норма статуса) и уважения других [168]. Норма успешности и статуса — это гендерный стереотип, утверждающий, что социаль­ная ценность мужчины определяется его успехами на службе и вели- чиной заработка. Мужественность, таким образом, конструируется вокруг положения в обществе, богатства и власти. В связи с этим носителю традиционной мужественности предписывается никогда не останавливаться на достигнутом, а постоянно двигаться вперед и дальше, подтверждая свой статус вне зависимости от избранной им сферы (профессиональной, политической, спортивной и т. д.), так как «силу игрока смотрят по последней игре».

Завершая обзор содержания маскулинности, следует отме­тить стереотип антиженственности, который предписывает


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 29

мужчинам избегать видов деятельности, моделей поведения и лю­бых проявлений, которые в культуре считаются женскими. Данный стереотип выражается в виде запретов и характеризует мужские ка­чества через отрицание: мужчины не плачут; не проявляют слабость. (не показывают, что им страшно, больно); не ищут помощи, под­держки, не занимаются женскими домашними делами и пр. Функ­циональное значение этих стереотипных запретов состоит в усиле­нии «истинно мужских» качеств и обозначении границы, за преде­лами которой утрачивается мужественность, и те привилегии, кото­рыми она наделяет мужчину [115].

Итак, в коллективном сознании образ «истинного мужчины» включает набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Маскулинность отождествляется с инструментальностью, то есть ориентацией на выполнение пред­метной деятельности, связанной с преодолением физических труд­ностей, функций руководства, поддержания дисциплины, «добыва­ния», способах совладания с внешней средой и выполнения деятель­ности. Стереотипы маскулинности в большой степени категоричны, однозначны, о чем свидетельствуют нормы антиженственности. Од­нако следует отметить, что чрезмерная акцентуация маскулинных черт приобретает уже негативную оценочную окраску. Отрицатель­ными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, из­лишний рационализм, индивидуализм. В целом же маскулинность в большей степени ассоциируется с положительными качествами, не­жели фемининность.

СОДЕРЖАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ФЕМИНИННОСТИ

Женщиной не рождаются, женщиной становятся... Симона де Бовуар. Второй пол

Прежде чем перейти к описанию стереотипов фемининности, следует развести два понятия: «фемининность» и «женственность». В словаре С. И. Ожегова нет слова «женственность», но есть «жен­ственный», которое имеет следующее значение: «с качествами, свой­ствами женщины, мягкий, нежный изящный» [74, с. 192]. «Жен­ственность» — это культурный термин, включающий ожидания, предписания и фантазии патриархального общества относительно


30 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

женщины. Внимательное рассмотрение данного понятия позволяет выделить в нем три группы качеств: 1) физическая красота, изяще­ство; 2) таинственность — меняющийся, не поддающийся точному описанию образ, что подтверждается такими чертами, как обаяние, притягательность, соблазнительность, наличие влекущей внутрен­ней силы, обладание мудростью, тайным знанием; 3) материнские качества: мягкость, нежность, теплота. По своему содержанию поня­тие «женственность» напоминает проекцию анимы. В связи с этим определение, данное Большим социологическим словарем, право­мерно: женственность — «это категория, данная женскому образу или поведению патриархатом» [44, с. 208]. Как известно, анима имеет полярную структуру и в ней присутствуют две стороны — светлая и темная.

В обыденном сознании женственность в большей степени на­
деляется позитивными качествами. Таким образом, в понятии и об­
разе женственности заложены стереотипы коллективного сознания,
которые характеризуют женщину как объект, призванный, с одной
стороны, вызывать восхищение своей красотой, изяществом, с другой — быть доступным, безопасным (мягкий, нежный). Когда про
женщину говорят, что она женственна, то имеют в виду, что она обаятельна, красива притягательной внутренней красотой, мягкая. Применительно к мужчине («женственный мужчина») данный термин
означает отсутствие мужских качеств, чрезмерную мягкость, подат­
ливость, слабость, то есть имеет негативную окраску.

«Фемининность» — это научный термин. Стереотипы феминин-ности включают представления о соматических, психических и по­веденческих свойствах, характерных для женщин [80].

Описание фемининности следует начать с анализа стереотипов относительно физических особенностей женщины, которые содер­жат физические характеристики и нормы. Согласно гендерньм нор­мам, женщина не только должна быть физически привлекательной, но и обязана заботиться о своей привлекательности, поддерживать хорошую физическую форму, ухаживать за собой. Известное вы­ражение «слабый пол» достаточно точно характеризует восприятие женщины как слабого существа: легко подверженного болезням, ме­нее выносливого по сравнению с мужчинами, нуждающегося в опеке и защите.

До сих пор коллективное сознание склонно воспринимать женщи­ну не иначе как через ее репродуктивную функцию, значение которой


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 31

заключается в рождении и воспитании детей, проявлении заботы о них и регулировании взаимоотношений внутри семьи. Поэтому в личностной сфере женщине в первую очередь приписывают качества, ассоциируемые с эмоциональностью. Как и маскулинность, в эмоци­ональной сфере фемининность содержит характеристики с разными знаками оценки, причем негативные оценки преобладают. Считается, что женщины чрезмерно эмоциональны, легко возбудимы и ранимы. Они тревожны, склонны к перемене настроения, жалобам, плаксивы, капризны, истеричны. Как позитивные оцениваются чувствитель­ность и большая по сравнению с мужчинами эмпатия.

Восприятие интеллектуальных способностей женщин нахо­дится в тесной связи с приписываемой им эмоциональностью. Су­ществует убеждение, что, находясь во власти эмоций, женщины не способны рационально рассуждать, логически мыслить, они ирра­циональны и даже глупы. В подтверждение этому можно вспомнить весьма распространенное выражение: «женская логика». Единствен­ным социально одобряемым атрибутом женщины в когнитивной сфере является интуиция — качество, которое отсутствует в стерео­типном образе мужчины.

Стереотипные представления о поведении и качествах женщин, проявляющихся в межличностных отношениях, формируют весьма неоднозначный образ женщины, который соответствует из­вестной логике тендерных стереотипов, — полярность. Именно в этой сфере в большей степени виден механизм «расщепления» стереотипа на два противоположных элемента: «хороший» и «плохой». Обычно как позитивные оцениваются такие «женские» качества, как мягко­сердечие, заботливость, тактичность, вежливость, чувствительность к состоянию другого, склонность к проявлению чувств, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям, способность пожертвовать своими интересами ради детей, семьи, благополучия близких. Среди негативных характеристик следует отметить стерео­типное мнение о женском непостоянстве, о том, что в силу своей неуверенности женщина может подвести и на нее трудно полагать­ся в серьезных ситуациях. Также существуют довольно устойчивые стереотипы о том, что женщины несдержанны, болтливы, ворчливы, хитры, поэтому им не нужно безоглядно доверять. В коллективном сознании глубоко укоренилось убеждение о том, что между женщи­нами не может быть настоящих дружеских отношений, женщины могут только конкурировать, а предмет их конкуренции — внимание


32 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

мужчин, потому как они одержимы идеей замужества. В отношени­ях с мужчинами они способны проявлять хитрость и коварство, мо­гут посредством своего обаяния и «женских чар» соблазнить, подчи­нить и даже погубить его. Подобные стереотипы о женщине вводят нас в сферу морали.

Стереотипы, характеризующие женщин с точки зрения морали, являются следствием того, как понимается в культуре ее предназначение, какое место ей отведено в обществе. С одной сто­роны, как мать, женщина наделяется такими качествами, как до­бродетель, способность к самопожертвованию, душевность. Благо­даря этим способностям она скрепляет семью, воспитывает детей, передает им социальные навыки, нравственные нормы, религиозные и эстетические ценности. Однако такой взгляд на женщин имеет и обратную сторону. Любое отступление женщины от традиционной роли матери и выход ее за пределы семьи негативно сказывается на ее моральном облике. Исследовательница Дж. Хантер, проанали­зировав образы женщин в истории, пришла к выводу, что процесс женской эмансипации со времен глубокой античности связывался с деструктивными социальными последствиями, с распадом морали и разрушением семьи. Так, в качестве одной из причин гибели Рим­ской империи исследователи называют далеко зашедший процесс женской эмансипации [141]. Таким образом, мы видим, что позитив­ные аспекты фемининности имеют целью закрепить за женщиной выполнение определенных ролей и тем самым контролировать их выполнение, ибо любое отклонение от заданной роли дискредити­рует ее в глазах окружающих.

Следует несколько слов сказать о негативном стереотипе «жен­щины-соблазнительницы». Как было сказано выше, гендерные сте­реотипы приписывают мужчинам большую искушенность в вопро­сах секса. Однако данный стереотип не умаляет достоинства мужчин, скорее наоборот. В отношении женщин взгляд иной. Женщина как сексуальный объект привлекает мужчину, сексуальное же влечение, согласно христианской доктрине, считалось греховным, но коллек­тивное сознание винит не мужчину как носителя греха, а женщину («сосуд греховный»), так как именно она является первопричиной мужского греха. В более ранние времена мужчины боролись за вни­мание женщины, последствия таких состязаний порой были тра­гичными, но обвинялась женщина, поскольку она была причиной раздора, она сбивала мужчин с пути истинного. По сей день живут


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 33

стереотипные представления о женском коварстве и неумеренной чувственности и, как следствие, неверности, непостоянстве.

Стереотипное представление о женщинах приписывает им ис­полнение определенных социальных ролей. Фемининность связа­на с приватной сферой — семьей, домом, воспитанием детей, поэто­му стереотипные женские роли — это в первую очередь жена и мать, и только потом работница. Считается, что замужество и материнство остаются главными конечными целями женщины в соответствии с ее ожидаемой ролью в обществе. Однако следует отметить, что этот стереотип в настоящее время претерпевает существенное изменение. По мере того как все больше и больше женщин предпочитают ра­ботать, а не оставаться дома, представление о несовместимости де­ловой карьеры и женственности постепенно становится достоянием прошлого.

Стереотипы фемининности включают набор качеств, кото­рые характеризуют профессиональные способности женщины. В связи с тем, что фемининность в первую очередь ассоциируется с пассивностью, нерешительностью, осторожностью и конформиз­мом, предполагается, что женщины не способны занимать высокие управленческие должности и выполнять работу, предполагающую контроль ресурсов и решение серьезных производственных про­блем. Согласно исследованиям С. Филпс и Н. Остин, до сих пор бы­тует мнение, что женщины менее способны иметь дело с заданиями, требующими точного анализа и планирования, а также испытывают трудности при работе с цифрами и бюджетом [159].

Стереотипным является убеждение, что природные качества по­зволяют женщинам заниматься в основном исполнительским и об­служивающим трудом, они лучше справляются с гуманитарными профессиями, социальной работой. Работа женщины в составе рабо­чей силы — это чаще всего продолжение ее роли домохозяйки и ма­тери. Все сказанное свидетельствует о наличии в коллективном со­знании стереотипа о «непрофессиональности» женщин, согласно ко­торому профессиональные способности женщин всегда значительно ниже мужских. Считается, что для выполнения работы ей требуется затратить больше усилий и времени, чем мужчине. Успехи женщины объясняются главным образом упорством, усердием и скрупулезно­стью, а не способностью рационально мыслить, принимать реше­ния, умением грамотно организовать работу. Успех и достижения женщины либо воспринимаются как исключение, либо связываются


34 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

с использованием непрофессиональных подходов; предполагается, что женщина продвигается за счет какого-то мужчины, а значит, не­честно.

Подробное рассмотрение содержания стереотипов маскулин-ности/фемининности позволяет сделать следующие выводы. Они не являются нейтральными, так как имеют оценочный характер, и они аффективно заряжены. В подавляющем большинстве позитивными считаются качества, соотносимые с маскулинностью. Стереотипы маскулинности/фемининности трактуют различия качеств, прису­щих мужчинам и женщинам, как противоположности. Смысл по­ляризации состоит в том, что представителям мужского пола при­писываются наиболее ценные характеристики, значимые для под­держания статуса мужчин в системе властных отношений патриар­хального общества; так формируется образ «настоящего мужчины». Следовательно, «маскулинность» существует не иначе как в контра­сте с «фемининностью». Стереотипный образ женщины как слабой, зависимой, эмоциональной, иррациональной необходим, чтобы от­тенить и усилить традиционный образ мужественности — сила, ум, рациональность, активность, самообладание.

Механизм противопоставления действует и внутри стереоти­пов маскулинности/фемининности, «расщепляя» каждый на два противоположных элемента. Поэтому стереотипные образы и муж­чин, и женщин всегда амбивалентны, содержат и «хорошие», и «пло­хие» характеристики. Причем противопоставляемые характеристи­ки взаимосвязаны. Расщепление имеет цель укрепить «истинные» стереотипные образы существованием негативного «мужского» и негативного «женского» стереотипа и тем самым контролировать и поддерживать установленный гендерный порядок. Такой процесс стереотипизации воссоздает в коллективном сознании упрощенные образы представителей мужской и женской групп, которые призва­ны репрезентировать сущность всех мужчин и всех женщин, не до­пуская возможных различий и исключений из общих правил. Совер­шенно очевидно, что таких мужчин и женщин, которые соответство­вали бы стереотипным образам, не существует. В действительности же любой человек независимо от пола есть уникальное сочетание личностных и профессиональных качеств, жизненного опыта, моти­вов, ценностей и социальных достижений, которые в совокупности могут не только значительно отличаться от «истинных» образцов, но и опровергать их «истинность».


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 35

ТЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫВ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ

Да и сами понятия «мужественность» и «жен­ственность» при всей их общечеловеческой универсаль­ности имеют определенную национально-культурную специфику.

Алла Кирилина

Среди факторов, влияющих на тендерную стереотипизацию мужчин и женщин, исследователи выделяют этническую и расовую принадлежность человека, а также его пол, возраст, уровень обра­зования.

Наиболее изученным является влияние расового и этнического факторов на содержание тендерных стереотипов. Данными исследо­ваниями в большей степени занимались американские ученые. Было установлено, что чернокожие мужчины воспринимаются как менее компетентные, менее независимые, менее предприимчивые по срав­нению с белыми. Чернокожие женщины, напротив, воспринимаются как более активные, более независимые и менее эмоциональные по сравнению с белыми женщинами.

Латиноамериканским мужчинам приписывают гипермаскулин­ность, а женщинам — особую женственность, любовь, материн­ство, выносливость. Выявлена специфика восприятия француженок и французов, немцев и немок, женщин и мужчин из других нацио­нальных групп. Национальный стереотип («англичанин вообще», «немец вообще» и т. д.) базируется, как правило, на мужском стерео­типе соответствующей нации.

Психологические исследования тендера проводились большей частью среди белых европейцев и американцев, представителей среднего класса. В связи с этим оставались открытыми вопросы: существуют ли различия в восприятии мужчин и женщин в других культурах? тендерные нормы и роли являются универсальными для всех культур, или же есть отличия? каковы эти отличия? какова роль культуры в создании и поддержании тендера? Получить ответы на эти вопросы позволили кросс-культурные исследования.

Как известно, культура — это совокупность отношений цен­ностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или других средств коммуникации. Поэтому исследователи исходили из


36 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

предположения, что в каждой культуре существует распределение полов по разным социальным ролям, за которыми закрепляются со­ответствующие нормы, ожидания, предписания, выраженные в том числе и языке.

На сегодняшний день наиболее масштабное кросс-культурное исследование было проведено психологами Дж. Вильямсом и Д. Бест. В своей книге «Измерение стереотипов, связанных с полом: исследование тридцати народов» [172] авторы представили обшир­ный материал, касающийся особенностей восприятия психологи­ческих качеств мужчин в разных культурах. Для этой цели ученые опросили мужчин и женщин из 25 стран. Респондентам предлагали список из 300 прилагательных, которые используются для описания людей, и просили по каждому прилагательному решить, связывают ли его чаще с мужчинами или с женщинами. Результаты получились следующие.

В 19 из 25 странах (75%) качества, приписываемые мужчинам и женщинам, практически совпали. В этих странах количество при­лагательных, используемых для описания мужчин, почти в два раза больше, чем для женщин (из 300 прилагательных 48 ассоциирова­лись только с мужчинами и 25 прилагательных приписывались толь­ко женщинам). Список прилагательных указан в таблице 2.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: