(количество стран указано в скобках)
Качества, ассоциируемые с мужчинами (№48) | Качества, ассоциируемые с женщинами (№=25) |
Агрессивный (24) Боязливая (23) Активный (23) Добрая (19) Амбициозный (22) Жеманная (20) Бесстрастный (20) Женственная (24) Властный (24) Зависимая (23) Громкий (21) Застенчивая (19) Грубый (23) Кроткая (19) Дерзкий (24) Любопытная (21) Доминирующий (25) Мечтательная (24) Жестокий (21) Мягкая (21) Жестокосердный (21) Мягкосердечная (23) Заносчивый (20) Нежная (24) |
Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функции 37
Окончание таблицы
Качества, ассоциируемые с мужчинами (№48) | Качества, ассоциируемые с женщинами (№25) |
Изобретательный (22) | Очаровательная (20) |
Инициативный (21) | Покорная (25) |
Искусный (19) | Привлекательная (23) |
Крепкий (24) | Приятная (19) |
Ленивый (21) | Разговорчивая (20) |
Логичный (22) | Сексуальная (22) |
Мудрый (22) | Сентиментальная (25) |
Мужественный (25) | Слабая (23) |
Напористый (20) | Спокойная (21) |
Недобрый (19) | Суеверная (25) |
Независимый (25) - | Тревожная (19) |
Неорганизованный (21) | Чувствительная (24) |
Неосторожный (20) | Эмоциональная (23) |
Неотесанный (21) | |
Несносный (19) | |
Неумолимый (24) | |
Неэмоциональный (23) | |
Оппортунистический (20) | |
Прогрессивный (20) | |
Рациональный (20) | |
Реалистичный (20) | |
Самоуверенный (21) | |
Серьезный (20) | |
Сильный (25) | |
Склонный к риску (25) | |
Суровый (23) | |
Трезвомыслящий (21) | |
Тупоголовый (21) | |
Убедительный ((25) | |
Уверенный (19) | |
Хвастливый (19) | |
Храбрый (23) | |
Целеустремленный (21) | |
Шутливый (19) | |
Эгоцентричный (21) | |
Энергичный (22) |
Список стран, в которых проводилось исследование: Австралия, Англия, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Голландия, Ирландия, Италия, Канада, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Перу, США, Тринидад, Финляндия, Франция, Шотландия, ЮАР, Япония. Источник: ]. Е. Williams, В. I. Best, Меаsuring sex stereotypes: А Миltinational Study. Соруright 1990 bу Sagе Риblications, 1пс.
|
38 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
Проанализировав полученные данные, исследователи выявили общие закономерности в восприятии мужчин и женщин. Мужчины воспринимаются как рациональные, властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. Женщины — как эмоциональные, зависимые слабые, боязливые, сентиментальные, нежные и недеятельные. В целом образы мужчин и женщин совпадали с традиционными стереотипами, выявленными ранее.
Однако Д. Бест и Дж. Вильяме нашли несколько исключений из общих «правил». Страны отличает степень дифференциации мужчин и женщин по приписываемым им психологическим качествам. В Германии и Малайзии дифференциация была ярко выражена, то есть образы мужчин и женщин сильно отличаются по своим характеристикам друг от друга. В Индии и Шотландии, напротив, такой дифференциации не выявлено.
Ученые также заметили некоторые различия в определении мужчин и женщин. Например, определения «заносчивый», «ленивый», «шумный», «грубый», ассоциируемые в большинстве стран с мужчинами, в Нигерии связывают с женщинами. В Малайзии прилагательные «напористый», «шутливый» ассоциируются с женщинами. В Японии женщин, а не мужчин воспринимают как хвастливых, неорганизованных и несносных.
|
Была выявлена степень предпочтительности мужских и женских качеств. Страны значительно различались по предпочтительности, ассоциируемой с мужскими и женскими стереотипами.
Ученые получили данные, показывающие, что не во всех странах мужские стереотипы имеют позитивную окраску. Например, в Австрии, Бразилии, Перу, Италии мужские стереотипы оказались довольно неблагоприятными, в то время как в Японии, Ниге- ^ рии, ЮАР и Малайзии они скорее благоприятные. В Италии, Перу -.-и Шотландии стереотипы относительно женщин достаточно положительны, а в ЮАР, Нигерии, Японии и Малайзии они оказались отрицательными. Только в двух странах (Финляндия и Тринидад) не обнаружены явные различия в предпочтительности мужских и женских стереотипов. В одиннадцати странах мужские стереотипные характеристики расценивались как предпочтительные, в двенадцати предпочтение отдавалось женским стереотипам.
Для объяснения различий между странами в предпочтении тендерных стереотипов Бест и Вильяме сравнили данные страны по
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 39
следующим показателям: экономическое, социальное развитие и основные вероисповедания. Единственным значимым фактором оказалась религия. Женские стереотипы были более благоприятными в тех странах, где традиции включают поклонение божествам и святым женского пола и где женщине позволено участвовать в религиозных церемониях. В католических странах стереотипы, связанные с женщинами, расценивались как более положительные, чем в протестантских странах. Известно, что в католицизме существуют культ Девы Марии и сан монахини. В Пакистане женские стереотипы в большей степени носят негативный характер, чем в Индии. В исламской теологии Пакистана все значимые религиозные фигуры — мужчины, и отправление религиозных обрядов осуществляется только мужчинами. Основной религией Индии является индуизм, в традиции которой включено поклонение божествам женского пола. В индуистских храмах и мужчины, и женщины принимают участие в службе и выполнении религиозных обрядов.
|
Далее в своем исследовании Вест и Вильяме выявили еще ряд закономерностей:
• стереотипные характеристики женщин в большинстве своем оценивают их как пассивных, а мужчин как активных;
• привлекательность мужских качеств выше в тех странах, где они ассоциируются с силой и активностью;
• стереотипный образ женщины чаще ассоциируется с взаимодействием (общительностью, открытым проявлением своих чувств), а мужчин — с действием (результативность, состязательность, автономия, стремление контролировать).
Несмотря на то что Вест и Вильяме установили некоторые расхождения в восприятии мужчин и женщин в разных странах, общий характер полученных ими данных указывает на наличие пан-культурного сходства тендерных стереотипов. В результате ученые пришли к выводу, что тендерные стереотипы возникли в древности на основе такого разделения труда, где женщины заняты домашними обязанностям, а мужчины работают за пределами дома. Тендерные стереотипы оказались встроенными в культуру и стали частью культурного уклада как социально необходимые системы, определяющие статусное положение членов общества (власть мужчины и подчиненное положение женщины). В связи с этим социализация детей была организована так, чтобы подготовить к выполнению разных тендерных ролей.
40 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕАЛЫВ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Старые и новые философы, фольклористы и психоаналитики в один голос говорят об имманентной женственности русской души и русского национального характера.
Игорь Кон
В отечественной культуре (в частности, в фольклоре, в философии, в языковом сознании) женщина отнюдь не представлена безвластной, мужской же идеал далек от облика супермена. Миф о русской женщине строится вокруг представлений о том, что материнский образ включает в себя черты не только уязвимости и страдания, но также силы и всемогущества.
Т. Рябова
Тендерные стереотипы формируются в рамках определенного культурного контекста. Если культурный и религиозный контексты отличаются друг от друга, то и сформировавшиеся в рамках данных культур стереотипы маскулинности/фемининности будут иметь ряд различий. Следовательно, описание образов российской женщины и российского мужчины будет более полным при сравнении русской и западной культур.
Патриархальное устройство общества и христианская религия были общими предпосылками для формирования стереотипа маскулинности/фемининности в рамках и западной, и русской культур. Это факторы определили подчиненное положение женщины, непризнание ее полноценной личностью, представление о более низком ее интеллектуальном и моральном уровне. Однако в отношении морали тендерные стереотипы Запада и России различаются. В связи с этим следует ввести понятие «моральные тендерные стереотипы».
Моральные гендерные стереотипы — это устойчивые представления об особенностях моральных черт, которые связываются с определенными тендерными ролями [29].
' В основе морального стереотипа лежит общее правило, выводимое из более общих положений, принципов, идеалов, которые в совокупности составляют мировоззрение людей. Каждая культура создает свои моральные гендерные стереотипы исходя из господствующих религиозных воззрений. В связи с этим стереотипы маскулинности/ фемининности в российской культуре будут иметь ряд особенностей.
Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции 41
Различия моральных тендерных стереотипов определяются господствующими в обществе религиями. Наиболее распространенными религиозными идеями на Западе являются идеи протестантизма с его направленностью на достижение благополучия уже в этом мире. Западное общество построено на праве и договоре граждан как самостоятельных юридических лиц. Основная религия России — традиционное православие. Поэтому российское общество основано на началах взаимного неформального доверия и любви, отсутствии правового самосознания (о россиянах говорят «не законопослушные, а законобоязненные»). Ценности традиционного православия являются частью российской ментальности и рассматриваются россиянами как преимущество перед Западом и доказательство неиспорченности русского человека.
С этой точки зрения интересно проследить взаимосвязь представлений о предназначении России, сформировавшихся в рамках «русской идеи», и представлений о человеческом идеале вообще, мужском и женском (а значит, тендерных) идеалах в частности.
Примечателен в связи с этим уже обсуждавшийся нами факт, что" национальный стереотип в странах Запада базируется, как правило, на мужском стереотипе соответствующей нации («истинный англичанин», «истинный немец» и т. д.) [94]. Известно, и особенно благодаря русским философам Серебряного века (Бердяев Н. А. [21], Ильин И, А. [47]), что русский характер часто увязывают именно с концептами женственности. Символом русскости избирается женщина («Россия-матушка», «Родина-мать») [88].
Отличительные черты России, согласно идеологам русской идеи: коллективизм, соборность, основа которой — любовь, смирение и самоотверженность. Российской ментальности свойственны психология жертвенности и культ страдания («милость к падшим», жалость к «униженным и оскорбленным»), приоритет моральных оценок над правовыми, стремление руководствоваться не столько правом, сколько «сердцем». Эти ценности порождают идею о «женской душе» России.
Термины: «душа», используемый для описания России, и «душевность» для русского характера, — предполагают фемининное начало, в отличие от маскулинного западного — «дух». Душа в большей степени ассоциируется с телесным, материальным, с сердцем, эмоциональным, а не с рациональным, разумом, которому на Западе соответствует понятие «дух». «Голосуй сердцем» — этот слоган избрал президент Б. Н. Ельцина для своей второй предвыборной кампании и, как известно, победил. Итак, качества, которыми наделяется образ
■
42 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
России, закрепляют представления о женственной России. Западу же свойственны гордыня, приоритет закона, принцип индивидуализма, рационализм. В связи с этим тендерные идеалы в российской культуре могут иметь ряд особенностей.
Тендерные стереотипы именно женщинам приписывают душевность, скромность, бескорыстие, самоотверженность, любовь и милосердие; мужчинам — индивидуализм, соперничество и эгоизм. Такое восприятие образа женщины, наделение ее моральными качествами основано на распространенном в России культе Богородицы, постоянными эпитетами которой были «Пресвятая», «Пречистая», заменявшие зачастую ее имя. Вознесенная на небо, она воспринималась близкой к простым людям, их первой заступницей перед Сыном, по-матерински переживающей за всех, утешающей, милосердной, отзывчивой. В России насчитывается свыше 700 Богородичных икон, из них чудотворными, по разным источникам, признаются от 200 до 486 икон [86].
Совершенно естественно, что подобные и близкие им по смыслу характеристики составляют основу российского общекультурного идеала человека, который выявили и описали санкт-петербургские ученые [76]. Всего было выявлено три типа идеала человека. Первый — традиционно-культурный идеал (его разделяют 44% опрошенных) образован такими качествами, как справедливость, верность, преданность, богатство духовной жизни, скромность, бескорыстие, уважение родных традиций, верность своим культурным корням, поддерживание душевных отношений с людьми, способность пренебречь выгодой ради высокой цели. Вполне очевидно, что содержание входящих в него характеристик соотносится с истинно российскими ценностями, составляющими национальную идею России. Противостоит традиционно-культурному идеалу другой тип человека — рационально-рыночный. Входящие в него черты таковы: стремление многого достичь, добиться успеха, жизнь и работа на основе точного расчета, приоритет материального благополучия; активность, инициативность, стремление к свободе и независимости; деловитость, практичность; убеждение, что главное в жизни — реализовать свои способности и знания, подчинение этому других сторон своей жизни. Третий тип — промежуточный, переходный. Его носителей отличает приверженность и к традиционно-культурным, и к рационально-рыночным свойствам; Среди опрошенных только 8% привлекает рационально-рыночный идеал, остальные являются носителями традиционно культурного или промежуточного идеалов человека.
_
Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 43
Совокупность качеств, входящих в общечеловеческий идеал, чрезвычайно близка образу идеальной женщины в российском коллективном сознании. В философских, художественных, исторических, фольклорных текстах российской культуры образ женщины связан с духовностью, милосердием и альтруизмом. Ей также приписываются качества, которые традиционно связывают со стереотипом маскулинности: сила, трудолюбие, ум. Принять этот культурный миф в качестве стереотипа было бы некорректно с научной точки зрения. Надежные данные представлены в социологических, лингвистических и психологических исследованиях, в которых отмечается наделение российской женщины такими качествами, как душевная красота, сила, ум, доброта, духовность [52, 71, 93].
Достаточно информативными являются результаты исследования тендерных идеалов россиян, полученные Н. А. Нечаевой [71].
Тендерные идеалы — идеализированные представления о предназначении, поведении и чувствах мужчин и женщин, свойственные определенной культуре.
В своем исследовании Нечаева зафиксировала качества, входящие в гендерный идеал российской женщины. Исследованием было охвачено 1070 человек.
Гендерный идеал имеет такую структуру. Его основу составляет группа «связанных» черт и характеристик, которая определяет направленность сознания (например, патриархальные либо феминистские характеристики). Эта группа «связанных» черт образует ядро тендерного идеала, на периферии которого располагаются противоположные характеристики. То есть структура идеала включает и черты, которые ценятся и принимаются, и те, которые отвергаются.
Таблица 3 Идеал женщины у россиян
Ранг качества | Доля респондентов, считающих данное качество наиболее важным, % |
1. Заботливая, хорошая мать 94 2. Верная, преданная 81 3. Душевная, добрая 78 4. Мягкая, нежная, терпимая 72 5. Способная пожертвовать многим ради семьи 64 6. Скромная, бескорыстная 53 |
44 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
Окончание таблицы
Ранг качества | Доля респондентов, считающих данное качество наиболее важным, % |
7. Активная, энергичная 50 8. Большое значение придает своей духовной жизни 43 9. Умеет достичь материального благополучия 36 10. Стремится многого достичь в жизни, добиться 29 успеха 11. Не стремится быть лидером в отношениях и при- 28 знает ведущую роль мужчины 12. Стремится к самостоятельности и экономической 22 независимости 13. Практичная, предпочитает жить и работать на 16 основе расчета 14. Сильная, уверенная в себе, стремится ни в чем не 15 уступать мужчинам 15. Считает, что главное в жизни — реализовать 14 свои способности, знания, хороший профессионал 16. Деловая, стремится сделать хорошую карьеру, 4 многим может пожертвовать ради дела, работы |
Респонденты отвечали на вопрос: «Какие качества в женщине вы цените, считаете наиболее важными?» Каждый респондент мог сделать 7 выборов, поэтому сумма превышает 100%. Всего опрошено 1070 человек. Источник: Нечаева Н. А. Идеал женщины в структуре гендерных картин мира / Тендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиала Института социологии РАН СПб., 1998. С. 5-19.
Структура и содержание полученного на основе этих данных тендерного идеала российской женщины позволили назвать его «традиционно-патриархальный идеал женщины» (таблица 4). Носителями этого идеала являются 60% опрошенных. Наиболее важными качествами женщины они считают: верность, преданность, скромность, бескорыстие; способность пожертвовать многим ради семьи, мягкость, нежность, терпимость. Одновременно с этим они отвергают такие качества, как «главное в жизни — реализовать свои способности, знания», «хороший профессионал», «стремится к самостоятельности и экономической независимости», «активная, энергичная», «сильная, уверенная в себе».
Только 7% опрошенных считают для себя идеалом женщину, обладающую качествами феминистского типа (таблица 5), который по своей структуре является зеркальным отражением традиционно-патриархального идеала.
Треть участников опроса (33%) относятся к промежуточному, смешанному типу. В их идеале женщины соединены как традиционно
Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функции 45
ценимые в патриархальном обществе женские качества, так и качества, связанные с ориентацией на самореализацию, независимость материальную, социальный и профессиональный успех.
Таблица 4 Традиционно-патриархальный идеал женщины
Признаваемые и ценимые качества(+) |
1. Верная, преданная 2. Скромная, бескорыстная 3. Способная пожертвовать многим ради семьи 4. Мягкая, нежная, терпимая |
5. Считает, что главное в жизни — реализовать свои способности, знания, хороший профессионал 6. Стремится к самостоятельности и экономической независимости 7. Активная, энергичная 8. Сильная, уверенная в себе, стремится ни в чем не уступать мужчинам |
Отвергаемые качества (-) |
Итак, очевидно, что, несмотря на колоссальные перемены и структурные сдвиги в сознании людей, произошедшие за последнее столетие, было бы большим преувеличением считать, что российское массовое сознание освободилось от культурно-исторических ценностей патриархальной России:
Нужно отметить еще одну особенность идеала российской женщины. Совокупность входящих в него характеристик близка по смыслу образу традиционно-культурного идеала человека, о котором речь шла выше.
Таблица 5 Феминистский идеал женщины
Признаваемые и ценимые качества (+) |
1. Считает, что главное в жизни — реализовать свои способности, знания, хороший профессионал 2. Стремится к самостоятельности и экономической независимости 3. Активная, энергичная 4. Сильная, уверенная в себе, стремится ни в чем не уступать мужчинам |
5. Верная, преданная 6. Скромная, бескорыстная 7. Способная пожертвовать многим ради семьи 8. Мягкая, нежная, терпимая |
Отвергаемые качества (-) |
46 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов
Автор исследования эмпирически зафиксировала основные смысловые аспекты тендерного идеала женщины, которая включает качества, воплощенные в «мифе о русской женщине». И этот идеал разделяют 73% опрошенных мужчин и 48% женщин (таблица 6).
Таблица б Распространенность тендерных идеалов
Пол | Гендерный идеал женщины, % | ||
патриархальный | переходный | феминистский | |
Мужчины | |||
Женщины |
Сопоставить традиционно-культурный идеал человека и идеал женщины не представляется возможным (набор качеств неидентичен), однако очевидна их содержательная близость. И там и там ценятся верность, преданность, скромность, бескорыстие и жертвенность. От идеальной женщины ожидается принесение жертв ради семьи, а в случае, когда тендерные различия не имеют значения, — ради высокой цели.
Отметим еще одну особенность женских тендерных идеалов, выявленных Н. А. Нечаевой (традиционно-патриархальный и промежуточный). Они не содержат качеств, соответствующих традиционным стереотипам фемининности: слабость, пассивность, зависимость, сексуальная привлекательность и пр. Напротив, они включают тендерные моральные стереотипы фемининности и маскулинные качества (сила, трудолюбие, ум).
Отрицательной стороной такого взгляда на женщину является продуцирование' образа «сильной женщины», которая «может сделать все». При этом, согласно стереотипным представлениям, такой образ «сильной женщины» нередко дополняется образом слабого мужчины. Неудивительно, что в народе подхватили и часто повторяют некрасовское: «коня на скаку остановит...». Русский фольклор, сказки содержат женские образы, обладающие качествами «сильной женщины»: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Хозяйка Медной горы и другие. Следует заметить, что все перечисленные образы присутствуют в «мужских» сказках, то есть сказках, где главное действующее лицо — мужчина и где в символической форме описан путь становления мужчины.
Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции 47
«Сильная женщина» преуспевает на работе, счастлива в семей-; ной жизни, справляется с домашними обязанностями, воспитывает детей и помогает людям. Она надежна, и на нее во всем можно положиться. В условиях бывшего СССР в массовое сознание внедрялись образы: «женщина-труженица», «женщина-общественница», «женщина-героиня». Такие образы накладывают на женщину обязанности, которые она физически не в состоянии выполнить. Мужчины, находясь под влиянием такого стереотипа, ожидают от женщины чересчур многого и, сталкиваясь с реалиями жизни, неизменно приходят к разочарованию, что порождает конфликты, разрыв отношений, от чего страдают все — и женщины, и мужчины, и их дети.
Структура, содержание и степень распространения традиционно патриархального (60%) и переходного (33%) идеалов женщины в российском менталитете указывают на тесную связь восприятия роли и предназначения женщин с нашими культурными корнями, традициями, идущими из прошлого. Женский идеал близок общекультурному идеалу человека, который имеет ту же культурно-историческую специфику. Если в рамках отечественной культуры почти половина населения (44%) не считает столь ценными и значимыми прагматизм, индивидуализм, приоритет личных целей над коллективными и не отождествляет его с идеалом человека (независимо от пола), то, когда речь заходит о тендерных различиях, процесс отрицания этих качеств усиливается в отношении женщин.
Завершая раздел о стереотипе идеальной женщины в российской культуре, следует упомянуть еще один факт, выявленный Н. А. Нечаевой. Уменьшение числа приверженцев патриархального взгляда на женщину происходит за счет увеличения количества приверженцев переходного типа, а не феминистского. В этом следует видеть проявление российской культурно-исторической специфики.
Теперь обратимся к мужскому идеалу в рамках российской ментальное™.
Совокупность качеств, входящих в традиционный канон маскулинности, — это сила, стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, умение принимать решения, ум, реализм, доминантность, авторитетность. Однако, согласно мнениям разных исследователей, единого канона маскулинности, который обнаруживался бы повсюду, не существует [133]. Тендерные характеристики переплетаются с культурно-историческими, классовыми и национальными отношениями. В этой связи
48 Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов
интересен стереотипный образ мужчины в российском коллективном сознании, в особенности его двойственный характер: сочетание в себе полярных (маскулинных и фемининных) характеристик.
С одной стороны, мужской идеал включает традиционные мужские качества (сильный, умелый, ответственный за благо семьи). С другой стороны, в коллективном сознании российский мужчина часто представляется набором таких характеристик, как непрактичность, простота, граничащая порой с глупостью, бескорыстие, отсутствие прагматизма, стремление полагаться на «авось», доверчивость, непоследовательность. Последнее качество коррелирует с идеей о «загадочной русской душе». Вторая группа качеств в большей степени имеет отношение к женщине, нежели к мужчине. Женоподобие в мужчинах, равно как и любые проявления психологических качеств, традиционно расцениваемые как «женские», воспринимаются обыденным сознанием скорее с долей иронии, чем негативно.
Происхождение «немужественного» в стереотипном образе российского мужчины исследователи связывают с культурно-исторической спецификой.
Во-первых, это долгое существование крепостного права, заставлявшего русского мужика учиться покорности и терпению, а не умению рисковать и добиваться желаемого.
Во-вторых, позднее осознание значимости и ценности всего «частного» в общинной России, в которой индивидуальное веками подавлялось семейно-родовым, патриархатным [81].
В-третьих, социально-психологическая структура традиционной русской семьи, где существовало особое почтение к женщине-матери, рядом с которой отец и муж часто выглядел слабым, несостоятельными, и его маскулинность проявлялась в деструктивной форме — бесшабашной удали, пьянстве, драках и пр.
В-четвертых, структура сакрального (символы, персонажи, сюжеты и действия, служащие примером), воплощенная в фольклорных текстах, в которых отчетливо прослеживается наделенность мужских образов «женскими» характеристиками.
Для психологии большой интерес представляют волшебные сказки. Сказочный материал предлагает определенный набор требований, составляющих в совокупности модели ожидаемого тендерного поведения, в данном случае — мужского. Сказки как фольклорные произведения содержат основные модельные, а значит, идеальные образцы жизненных сценариев, на которых воспитались многие поколения россиян.
.... _ _ _____ ______ |
Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции
Сегодня еще недостаточно социально-психологических исследований, посвященных особенностям стереотипного образа (идеала) российского мужчины. В связи с этим обратимся к работе известного отечественного историка, ведущего специалиста Института этнологии и антропологии РАН Н. Л. Пушкаревой [82] и проследим логику ее рассуждений об истоках неоднозначного мужского идеала в российском менталитете. Подробный анализ мужского образа в русской сказочной традиции и входящие в него характеристики, выявленные Пушкаревой, вполне могут стать отправной точкой для серьезных социально-психологических изысканий.
Не вдаваясь в подробности этиологии и морфологии сказок, Пушкарева предлагает свою версию, которая позволяет объяснить истоки «немужественного» в стереотипном образе российского мужчины. Весь сказочный материал она разделила на три группы, в соответствии со способом «достижения жизненного успеха».
Первая группа включает сказки о героях-богатырях, с детства наделенных и храбростью, и силой, и смышленостью и выгодно отличавшихся от своих братьев или соперников. Чтобы получить награду-приз за такое «правильное» соответствие стереотипному мужскому образу, героям требовалось только проявить свои умения — сразиться с Вихрем, Чудом-Юдом или иными волшебными силами, победить их и получить «вознаграждение» (невесту, царевну). Таковы сказки «Два Ивана солдатских сына», «Медное, серебряное и золотое царство» и многие другие [11]. По мнению Пушкаревой, не эти или, точнее, не только эти тексты характеризуют самую устойчивую часть русской сказочной традиции — поэтому особое внимание она обращает к двум Другим группам.
Вторую группу сказок (наиболее популярных в русской традиции) объединяет присутствие мужских образов, которые типичны именно для русского фольклора: Иван-царевич из сказки «О Царевне-лягушке», Иванушка-дурачок, Емеля и многие другие, рисующие образы «молодцев» — немужественных мужчин.
В третьей группе сказок действуют слабый молодец и сильная героиня-богатырша (Марья-Моревна, Синеглазка, Царь-девица), «являющие собой смещение или даже „выворачивание наизнанку" традиционной модели распределения семейных ролей» [82].
Иванушки-дурачки или молодцы (во всех сказках герои достаточно молоды, они младшие сыновья: то есть через их внешний инфантилизм подчеркивается «неиспорченность») начинают свой
Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник для вузов
жизненный путь как аутсайдеры, но непременно выигрывают в конце жизни. Будучи «последним», в русских сказках Иванушка-дурачок оказывается избранником высших сил, которому изначально суждено стать первым. Проанализировав образы героев второй и третьей групп сказок, Пушкарева выявила объединяющие их общие черты.
Во-первых, герой обладает кротким нравом. В сказке о Царевне-лягушке Иван-царевич «кроткий да ласковый» не в пример старшим братьям: «Федор — старшой сын — с норовом, да прям, Петр — средний сын — умен, да упрям...» Во-вторых, ему свойственны «простота» и «глупость», которые в русском фольклоре есть видоизмененная форма «необычности». В-третьих, герой плаксив (в сказках герои-мужчины проливают море слез). Четвертая черта — вежливость, она позволяет понять, почему герою постоянно везет. «Много молодцев проезжало тут, — говорит Баба Яга в сказке «Марья-Моревна», — да немного из них вежливо разговаривали». Привязанность, близость к природе — пятое, в большей степени ассоциируемое с женщиной качество. Умение разговаривать с травами и птицами чаще всего приписано в сказках именно женским персонажам. Сказочные молодцы доверчивы — шестое, опять женское качество. Жалость и сострадание к слабым — седьмая характеристика (в сказке о Царевне-лягушке Иван (как ни голоден) не решается убить ни медведя, ни утки, ни зайца — и все они впоследствии помогают ему). Восьмая характеристика молодцев — прекрасная внешность. Все они — на подбор, «молодцы», «молодцы прекрасные», за исключением Емели. Даже если внешняя привлекательность молодцев сразу не очевидна, впоследствии она так или иначе проявляется.
Девятое качество сказочных молодцев — леность. О ней следует сказать подробнее. Лень в русских сказках имеет тендерную окраску. В русских сказочных текстах нет ни одной положительной героини-ленивицы, но масса мужских образов ленивцев, к которым и повествователь, и слушатель испытывают симпатию. Известно, что ни в одной фольклорной традиции мира нет такого количества образов нетрудолюбивых мужиков, которые в финале вознаграждаются именно за неактивность и за нетрудолюбие.
Для объяснения этого феномена автор исследования обращается к таким понятиям в русском языке, как «успех» и «удача», и к отражению их смысла в пословицах. Они не полные синонимы. Успеха добивается тот, кто «поспевает», «успевает», то есть прикладывает усилия, чтобы добиться успеха. Однокоренным словом для «успеха»
Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функции 51
является лексема «спесь» — гордость того, кто успеха добился. Удача может быть вполне случайной. Русская поговорка убеждает: «Резвый сам набежит, а на тихого Бог нанесет», другой вариант: «Счастье придет, и на печи найдет». Избранникам-молодцам в русской сказке успех не очень-то и нужен: кто рассчитывает на удачу — тому не к спеху! «Дурак спит, а счастье в головах лежит», — утверждает пословица [42, с. 48]. Другие пословицы вторят ей: «Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит», «Счастье дороже ума, богатства...». Лень в русской фольклорной традиции приписана именно тем героям, которых (помимо нее) отличают великодушие, бескорыстие, доброта и нестяжательство, то есть безусловно человеческие качества. Противопоставляя лень неуемному использованию собственных сил, сказка показывает, что такое «надсаждение» может быть саморазрушительным, и дает много примеров наказаний за жадность, стяжательство.
Итак, сказочные и иные фольклорные сюжеты воссоздают нетипичный образ маскулинности, слабо соотносимый с традиционными западными образами. Западный образец маскулинности, как правило, тяготеет к гегемоническому типу: сексуально активный гетеро-сексуал; профессионал, выполняющий мужскую и только мужскую работу; финансово самостоятельный, жестко отделяющий себя от мира семьи, эмоций и т. д. [46, с. 446]. Такая нормативная модель «мужественности» не имела достаточно шансов воплотиться в России, где веками были скованы возможности свободного волеизъявления и независимого действия, где общинно-родовое начало было сильнее индивидуального и определяло индивидуальное и коллективное сознание и самосознание.