минимум в девятнадцати из двадцати пяти исследуемых стран




(количество стран указано в скобках)

Качества, ассоциируемые с мужчинами (№48) Качества, ассоциируемые с женщинами (№=25)
Агрессивный (24) Боязливая (23) Активный (23) Добрая (19) Амбициозный (22) Жеманная (20) Бесстрастный (20) Женственная (24) Властный (24) Зависимая (23) Громкий (21) Застенчивая (19) Грубый (23) Кроткая (19) Дерзкий (24) Любопытная (21) Доминирующий (25) Мечтательная (24) Жестокий (21) Мягкая (21) Жестокосердный (21) Мягкосердечная (23) Заносчивый (20) Нежная (24)

Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функции 37

Окончание таблицы

Качества, ассоциируемые с мужчинами (№48) Качества, ассоциируемые с женщинами (№25)
Изобретательный (22) Очаровательная (20)
Инициативный (21) Покорная (25)
Искусный (19) Привлекательная (23)
Крепкий (24) Приятная (19)
Ленивый (21) Разговорчивая (20)
Логичный (22) Сексуальная (22)
Мудрый (22) Сентиментальная (25)
Мужественный (25) Слабая (23)
Напористый (20) Спокойная (21)
Недобрый (19) Суеверная (25)
Независимый (25) - Тревожная (19)
Неорганизованный (21) Чувствительная (24)
Неосторожный (20) Эмоциональная (23)
Неотесанный (21)  
Несносный (19)  
Неумолимый (24)  
Неэмоциональный (23)  
Оппортунистический (20)  
Прогрессивный (20)  
Рациональный (20)  
Реалистичный (20)  
Самоуверенный (21)  
Серьезный (20)  
Сильный (25)  
Склонный к риску (25)  
Суровый (23)  
Трезвомыслящий (21)  
Тупоголовый (21)  
Убедительный ((25)  
Уверенный (19)  
Хвастливый (19)  
Храбрый (23)  
Целеустремленный (21)  
Шутливый (19)  
Эгоцентричный (21)  
Энергичный (22)  

Список стран, в которых проводилось исследование: Австралия, Ан­глия, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Голландия, Ирландия, Ита­лия, Канада, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Перу, США, Тринидад, Финляндия, Франция, Шотландия, ЮАР, Япония. Источник: ]. Е. Williams, В. I. Best, Меаsuring sex stereotypes: А Миltinational Study. Соруright 1990 bу Sagе Риblications, 1пс.

 


38 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

Проанализировав полученные данные, исследователи выявили общие закономерности в восприятии мужчин и женщин. Мужчины воспринимаются как рациональные, властные, независимые, агрес­сивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, гру­бые, прогрессивные и мудрые. Женщины — как эмоциональные, за­висимые слабые, боязливые, сентиментальные, нежные и недеятель­ные. В целом образы мужчин и женщин совпадали с традиционными стереотипами, выявленными ранее.

Однако Д. Бест и Дж. Вильяме нашли несколько исключений из общих «правил». Страны отличает степень дифференциации муж­чин и женщин по приписываемым им психологическим качествам. В Германии и Малайзии дифференциация была ярко выражена, то есть образы мужчин и женщин сильно отличаются по своим харак­теристикам друг от друга. В Индии и Шотландии, напротив, такой дифференциации не выявлено.

Ученые также заметили некоторые различия в определении мужчин и женщин. Например, определения «заносчивый», «лени­вый», «шумный», «грубый», ассоциируемые в большинстве стран с мужчинами, в Нигерии связывают с женщинами. В Малайзии при­лагательные «напористый», «шутливый» ассоциируются с женщина­ми. В Японии женщин, а не мужчин воспринимают как хвастливых, неорганизованных и несносных.

Была выявлена степень предпочтительности мужских и жен­ских качеств. Страны значительно различались по предпочтитель­ности, ассоциируемой с мужскими и женскими стереотипами.

Ученые получили данные, показывающие, что не во всех стра­нах мужские стереотипы имеют позитивную окраску. Например, в Австрии, Бразилии, Перу, Италии мужские стереотипы оказа­лись довольно неблагоприятными, в то время как в Японии, Ниге- ^ рии, ЮАР и Малайзии они скорее благоприятные. В Италии, Перу -.-и Шотландии стереотипы относительно женщин достаточно поло­жительны, а в ЮАР, Нигерии, Японии и Малайзии они оказались отрицательными. Только в двух странах (Финляндия и Тринидад) не обнаружены явные различия в предпочтительности мужских и жен­ских стереотипов. В одиннадцати странах мужские стереотипные характеристики расценивались как предпочтительные, в двенадцати предпочтение отдавалось женским стереотипам.

Для объяснения различий между странами в предпочтении тен­дерных стереотипов Бест и Вильяме сравнили данные страны по


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 39

следующим показателям: экономическое, социальное развитие и ос­новные вероисповедания. Единственным значимым фактором ока­залась религия. Женские стереотипы были более благоприятными в тех странах, где традиции включают поклонение божествам и свя­тым женского пола и где женщине позволено участвовать в религи­озных церемониях. В католических странах стереотипы, связанные с женщинами, расценивались как более положительные, чем в протестантских странах. Известно, что в католицизме существуют культ Девы Марии и сан монахини. В Пакистане женские стереотипы в большей степени носят негативный характер, чем в Индии. В исламской теологии Пакистана все значимые религиозные фигуры — мужчины, и отправление религиозных обрядов осуществляется только мужчинами. Основной религией Индии является индуизм, в традиции которой включено поклонение божествам женского пола. В индуистских храмах и мужчины, и женщины принимают участие в службе и выполнении религиозных обрядов.

Далее в своем исследовании Вест и Вильяме выявили еще ряд закономерностей:

• стереотипные характеристики женщин в большинстве своем оценивают их как пассивных, а мужчин как активных;

• привлекательность мужских качеств выше в тех странах, где они ассоциируются с силой и активностью;

• стереотипный образ женщины чаще ассоциируется с взаимодей­ствием (общительностью, открытым проявлением своих чувств), а мужчин — с действием (результативность, состязательность, автономия, стремление контролировать).

Несмотря на то что Вест и Вильяме установили некоторые рас­хождения в восприятии мужчин и женщин в разных странах, об­щий характер полученных ими данных указывает на наличие пан-культурного сходства тендерных стереотипов. В результате ученые пришли к выводу, что тендерные стереотипы возникли в древности на основе такого разделения труда, где женщины заняты домашни­ми обязанностям, а мужчины работают за пределами дома. Тендер­ные стереотипы оказались встроенными в культуру и стали частью культурного уклада как социально необходимые системы, опреде­ляющие статусное положение членов общества (власть мужчины и подчиненное положение женщины). В связи с этим социализация детей была организована так, чтобы подготовить к выполнению раз­ных тендерных ролей.


40 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕАЛЫВ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Старые и новые философы, фольклористы и психоана­литики в один голос говорят об имманентной женствен­ности русской души и русского национального характера.

Игорь Кон

В отечественной культуре (в частности, в фолькло­ре, в философии, в языковом сознании) женщина отнюдь не представлена безвластной, мужской же идеал далек от облика супермена. Миф о русской женщине строит­ся вокруг представлений о том, что материнский образ включает в себя черты не только уязвимости и страда­ния, но также силы и всемогущества.

Т. Рябова

Тендерные стереотипы формируются в рамках определенного культурного контекста. Если культурный и религиозный контексты отличаются друг от друга, то и сформировавшиеся в рамках данных культур стереотипы маскулинности/фемининности будут иметь ряд различий. Следовательно, описание образов российской женщины и российского мужчины будет более полным при сравнении русской и западной культур.

Патриархальное устройство общества и христианская религия были общими предпосылками для формирования стереотипа маску­линности/фемининности в рамках и западной, и русской культур. Это факторы определили подчиненное положение женщины, непри­знание ее полноценной личностью, представление о более низком ее интеллектуальном и моральном уровне. Однако в отношении мо­рали тендерные стереотипы Запада и России различаются. В связи с этим следует ввести понятие «моральные тендерные стереотипы».

Моральные гендерные стереотипы — это устойчивые пред­ставления об особенностях моральных черт, которые связываются с определенными тендерными ролями [29].

' В основе морального стереотипа лежит общее правило, выводи­мое из более общих положений, принципов, идеалов, которые в сово­купности составляют мировоззрение людей. Каждая культура созда­ет свои моральные гендерные стереотипы исходя из господствующих религиозных воззрений. В связи с этим стереотипы маскулинности/ фемининности в российской культуре будут иметь ряд особенностей.


Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции 41

Различия моральных тендерных стереотипов определяются господ­ствующими в обществе религиями. Наиболее распространенными ре­лигиозными идеями на Западе являются идеи протестантизма с его на­правленностью на достижение благополучия уже в этом мире. Западное общество построено на праве и договоре граждан как самостоятельных юридических лиц. Основная религия России — традиционное право­славие. Поэтому российское общество основано на началах взаимного неформального доверия и любви, отсутствии правового самосознания (о россиянах говорят «не законопослушные, а законобоязненные»). Ценности традиционного православия являются частью российской ментальности и рассматриваются россиянами как преимущество перед Западом и доказательство неиспорченности русского человека.

С этой точки зрения интересно проследить взаимосвязь пред­ставлений о предназначении России, сформировавшихся в рамках «русской идеи», и представлений о человеческом идеале вообще, мужском и женском (а значит, тендерных) идеалах в частности.

Примечателен в связи с этим уже обсуждавшийся нами факт, что" национальный стереотип в странах Запада базируется, как правило, на мужском стереотипе соответствующей нации («истинный англи­чанин», «истинный немец» и т. д.) [94]. Известно, и особенно бла­годаря русским философам Серебряного века (Бердяев Н. А. [21], Ильин И, А. [47]), что русский характер часто увязывают именно с концептами женственности. Символом русскости избирается жен­щина («Россия-матушка», «Родина-мать») [88].

Отличительные черты России, согласно идеологам русской идеи: коллективизм, соборность, основа которой — любовь, смирение и са­моотверженность. Российской ментальности свойственны психоло­гия жертвенности и культ страдания («милость к падшим», жалость к «униженным и оскорбленным»), приоритет моральных оценок над правовыми, стремление руководствоваться не столько правом, сколько «сердцем». Эти ценности порождают идею о «женской душе» России.

Термины: «душа», используемый для описания России, и «ду­шевность» для русского характера, — предполагают фемининное на­чало, в отличие от маскулинного западного — «дух». Душа в большей степени ассоциируется с телесным, материальным, с сердцем, эмоцио­нальным, а не с рациональным, разумом, которому на Западе соот­ветствует понятие «дух». «Голосуй сердцем» — этот слоган избрал президент Б. Н. Ельцина для своей второй предвыборной кампании и, как известно, победил. Итак, качества, которыми наделяется образ


42 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

России, закрепляют представления о женственной России. Западу же свойственны гордыня, приоритет закона, принцип индивидуализма, рационализм. В связи с этим тендерные идеалы в российской куль­туре могут иметь ряд особенностей.

Тендерные стереотипы именно женщинам приписывают душев­ность, скромность, бескорыстие, самоотверженность, любовь и мило­сердие; мужчинам — индивидуализм, соперничество и эгоизм. Такое восприятие образа женщины, наделение ее моральными качествами основано на распространенном в России культе Богородицы, постоян­ными эпитетами которой были «Пресвятая», «Пречистая», заменявшие зачастую ее имя. Вознесенная на небо, она воспринималась близкой к простым людям, их первой заступницей перед Сыном, по-матерински переживающей за всех, утешающей, милосердной, отзывчивой. В Рос­сии насчитывается свыше 700 Богородичных икон, из них чудотворны­ми, по разным источникам, признаются от 200 до 486 икон [86].

Совершенно естественно, что подобные и близкие им по смыс­лу характеристики составляют основу российского общекультурного идеала человека, который выявили и описали санкт-петербургские ученые [76]. Всего было выявлено три типа идеала человека. Пер­вый — традиционно-культурный идеал (его разделяют 44% опрошен­ных) образован такими качествами, как справедливость, верность, преданность, богатство духовной жизни, скромность, бескорыстие, уважение родных традиций, верность своим культурным корням, поддерживание душевных отношений с людьми, способность прене­бречь выгодой ради высокой цели. Вполне очевидно, что содержание входящих в него характеристик соотносится с истинно российскими ценностями, составляющими национальную идею России. Противо­стоит традиционно-культурному идеалу другой тип человека — ра­ционально-рыночный. Входящие в него черты таковы: стремление многого достичь, добиться успеха, жизнь и работа на основе точного расчета, приоритет материального благополучия; активность, ини­циативность, стремление к свободе и независимости; деловитость, практичность; убеждение, что главное в жизни — реализовать свои способности и знания, подчинение этому других сторон своей жизни. Третий тип — промежуточный, переходный. Его носителей отличает приверженность и к традиционно-культурным, и к рационально-ры­ночным свойствам; Среди опрошенных только 8% привлекает рацио­нально-рыночный идеал, остальные являются носителями традици­онно культурного или промежуточного идеалов человека.

_


Глава 2. Гендерные стереотипы: содержание, классификация и функции 43

Совокупность качеств, входящих в общечеловеческий идеал, чрезвычайно близка образу идеальной женщины в российском кол­лективном сознании. В философских, художественных, историче­ских, фольклорных текстах российской культуры образ женщины связан с духовностью, милосердием и альтруизмом. Ей также при­писываются качества, которые традиционно связывают со стереоти­пом маскулинности: сила, трудолюбие, ум. Принять этот культурный миф в качестве стереотипа было бы некорректно с научной точки зрения. Надежные данные представлены в социологических, линг­вистических и психологических исследованиях, в которых отмеча­ется наделение российской женщины такими качествами, как душев­ная красота, сила, ум, доброта, духовность [52, 71, 93].

Достаточно информативными являются результаты исследова­ния тендерных идеалов россиян, полученные Н. А. Нечаевой [71].

Тендерные идеалы — идеализированные представления о пред­назначении, поведении и чувствах мужчин и женщин, свойственные определенной культуре.

В своем исследовании Нечаева зафиксировала качества, входя­щие в гендерный идеал российской женщины. Исследованием было охвачено 1070 человек.

Гендерный идеал имеет такую структуру. Его основу составляет группа «связанных» черт и характеристик, которая определяет на­правленность сознания (например, патриархальные либо феминист­ские характеристики). Эта группа «связанных» черт образует ядро тендерного идеала, на периферии которого располагаются проти­воположные характеристики. То есть структура идеала включает и черты, которые ценятся и принимаются, и те, которые отверга­ются.

Таблица 3 Идеал женщины у россиян

Ранг качества Доля респондентов, считающих данное качество наиболее важным, %
1. Заботливая, хорошая мать 94 2. Верная, преданная 81 3. Душевная, добрая 78 4. Мягкая, нежная, терпимая 72 5. Способная пожертвовать многим ради семьи 64 6. Скромная, бескорыстная 53

 

 

44 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

Окончание таблицы

Ранг качества Доля респондентов, считающих данное качество наиболее важным, %
7. Активная, энергичная 50 8. Большое значение придает своей духовной жизни 43 9. Умеет достичь материального благополучия 36 10. Стремится многого достичь в жизни, добиться 29 успеха 11. Не стремится быть лидером в отношениях и при- 28 знает ведущую роль мужчины 12. Стремится к самостоятельности и экономической 22 независимости 13. Практичная, предпочитает жить и работать на 16 основе расчета 14. Сильная, уверенная в себе, стремится ни в чем не 15 уступать мужчинам 15. Считает, что главное в жизни — реализовать 14 свои способности, знания, хороший профессионал 16. Деловая, стремится сделать хорошую карьеру, 4 многим может пожертвовать ради дела, работы

Респонденты отвечали на вопрос: «Какие качества в женщине вы це­ните, считаете наиболее важными?» Каждый респондент мог сделать 7 выборов, поэтому сумма превышает 100%. Всего опрошено 1070 чело­век. Источник: Нечаева Н. А. Идеал женщины в структуре гендерных картин мира / Тендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиала Ин­ститута социологии РАН СПб., 1998. С. 5-19.

Структура и содержание полученного на основе этих данных тен­дерного идеала российской женщины позволили назвать его «традици­онно-патриархальный идеал женщины» (таблица 4). Носителями этого идеала являются 60% опрошенных. Наиболее важными качествами женщины они считают: верность, преданность, скромность, бескоры­стие; способность пожертвовать многим ради семьи, мягкость, неж­ность, терпимость. Одновременно с этим они отвергают такие качества, как «главное в жизни — реализовать свои способности, знания», «хоро­ший профессионал», «стремится к самостоятельности и экономической независимости», «активная, энергичная», «сильная, уверенная в себе».

Только 7% опрошенных считают для себя идеалом женщину, обладающую качествами феминистского типа (таблица 5), который по своей структуре является зеркальным отражением традиционно-патриархального идеала.

Треть участников опроса (33%) относятся к промежуточному, смешанному типу. В их идеале женщины соединены как традиционно


Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функции 45

ценимые в патриархальном обществе женские качества, так и каче­ства, связанные с ориентацией на самореализацию, независимость материальную, социальный и профессиональный успех.

Таблица 4 Традиционно-патриархальный идеал женщины

Признаваемые и ценимые качества(+)
1. Верная, преданная 2. Скромная, бескорыстная 3. Способная пожертвовать многим ради семьи 4. Мягкая, нежная, терпимая
5. Считает, что главное в жизни — реализовать свои способности, знания, хороший профессионал 6. Стремится к самостоятельности и экономической независимости 7. Активная, энергичная 8. Сильная, уверенная в себе, стремится ни в чем не уступать мужчинам
Отвергаемые качества (-)

Итак, очевидно, что, несмотря на колоссальные перемены и структурные сдвиги в сознании людей, произошедшие за последнее столетие, было бы большим преувеличением считать, что россий­ское массовое сознание освободилось от культурно-исторических ценностей патриархальной России:

Нужно отметить еще одну особенность идеала российской жен­щины. Совокупность входящих в него характеристик близка по смыслу образу традиционно-культурного идеала человека, о кото­ром речь шла выше.

Таблица 5 Феминистский идеал женщины

Признаваемые и ценимые качества (+)
1. Считает, что главное в жизни — реализовать свои способности, знания, хороший про­фессионал 2. Стремится к самостоятельности и экономической независимости 3. Активная, энергичная 4. Сильная, уверенная в себе, стремится ни в чем не уступать мужчинам
5. Верная, преданная 6. Скромная, бескорыстная 7. Способная пожертвовать многим ради семьи 8. Мягкая, нежная, терпимая
Отвергаемые качества (-)

46 Козлов В. В., Шухова Н. А. Гендерная психология. Учебник для вузов

Автор исследования эмпирически зафиксировала основные смысловые аспекты тендерного идеала женщины, которая включает качества, воплощенные в «мифе о русской женщине». И этот идеал разделяют 73% опрошенных мужчин и 48% женщин (таблица 6).

Таблица б Распространенность тендерных идеалов

Пол Гендерный идеал женщины, %  
патриархальный переходный феминистский
Мужчины      
Женщины      

Сопоставить традиционно-культурный идеал человека и идеал женщины не представляется возможным (набор качеств неиденти­чен), однако очевидна их содержательная близость. И там и там це­нятся верность, преданность, скромность, бескорыстие и жертвен­ность. От идеальной женщины ожидается принесение жертв ради семьи, а в случае, когда тендерные различия не имеют значения, — ради высокой цели.

Отметим еще одну особенность женских тендерных идеалов, выявленных Н. А. Нечаевой (традиционно-патриархальный и про­межуточный). Они не содержат качеств, соответствующих традици­онным стереотипам фемининности: слабость, пассивность, зависи­мость, сексуальная привлекательность и пр. Напротив, они включа­ют тендерные моральные стереотипы фемининности и маскулинные качества (сила, трудолюбие, ум).

Отрицательной стороной такого взгляда на женщину является продуцирование' образа «сильной женщины», которая «может сде­лать все». При этом, согласно стереотипным представлениям, такой образ «сильной женщины» нередко дополняется образом слабого мужчины. Неудивительно, что в народе подхватили и часто повто­ряют некрасовское: «коня на скаку остановит...». Русский фольклор, сказки содержат женские образы, обладающие качествами «силь­ной женщины»: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Хозяйка Медной горы и другие. Следует заметить, что все перечисленные образы присутствуют в «мужских» сказках, то есть сказках, где главное действующее лицо — мужчина и где в символи­ческой форме описан путь становления мужчины.


Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции 47

«Сильная женщина» преуспевает на работе, счастлива в семей-; ной жизни, справляется с домашними обязанностями, воспитывает детей и помогает людям. Она надежна, и на нее во всем можно поло­житься. В условиях бывшего СССР в массовое сознание внедрялись образы: «женщина-труженица», «женщина-общественница», «жен­щина-героиня». Такие образы накладывают на женщину обязанно­сти, которые она физически не в состоянии выполнить. Мужчины, находясь под влиянием такого стереотипа, ожидают от женщины чересчур многого и, сталкиваясь с реалиями жизни, неизменно при­ходят к разочарованию, что порождает конфликты, разрыв отноше­ний, от чего страдают все — и женщины, и мужчины, и их дети.

Структура, содержание и степень распространения традицион­но патриархального (60%) и переходного (33%) идеалов женщины в российском менталитете указывают на тесную связь восприятия роли и предназначения женщин с нашими культурными корнями, традициями, идущими из прошлого. Женский идеал близок обще­культурному идеалу человека, который имеет ту же культурно-исто­рическую специфику. Если в рамках отечественной культуры почти половина населения (44%) не считает столь ценными и значимыми прагматизм, индивидуализм, приоритет личных целей над коллек­тивными и не отождествляет его с идеалом человека (независимо от пола), то, когда речь заходит о тендерных различиях, процесс отри­цания этих качеств усиливается в отношении женщин.

Завершая раздел о стереотипе идеальной женщины в российской культуре, следует упомянуть еще один факт, выявленный Н. А. Не­чаевой. Уменьшение числа приверженцев патриархального взгляда на женщину происходит за счет увеличения количества привержен­цев переходного типа, а не феминистского. В этом следует видеть про­явление российской культурно-исторической специфики.

Теперь обратимся к мужскому идеалу в рамках российской мен­тальное™.

Совокупность качеств, входящих в традиционный канон ма­скулинности, — это сила, стремление к лидерству, амбициозность, властность, ответственность, объективность, умение принимать решения, ум, реализм, доминантность, авторитетность. Однако, со­гласно мнениям разных исследователей, единого канона маскулин­ности, который обнаруживался бы повсюду, не существует [133]. Тендерные характеристики переплетаются с культурно-историче­скими, классовыми и национальными отношениями. В этой связи


48 Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник лля вузов

интересен стереотипный образ мужчины в российском коллектив­ном сознании, в особенности его двойственный характер: сочетание в себе полярных (маскулинных и фемининных) характеристик.

С одной стороны, мужской идеал включает традиционные муж­ские качества (сильный, умелый, ответственный за благо семьи). С другой стороны, в коллективном сознании российский мужчина часто представляется набором таких характеристик, как непрактич­ность, простота, граничащая порой с глупостью, бескорыстие, отсут­ствие прагматизма, стремление полагаться на «авось», доверчивость, непоследовательность. Последнее качество коррелирует с идеей о «загадочной русской душе». Вторая группа качеств в большей степе­ни имеет отношение к женщине, нежели к мужчине. Женоподобие в мужчинах, равно как и любые проявления психологических качеств, традиционно расцениваемые как «женские», воспринимаются обы­денным сознанием скорее с долей иронии, чем негативно.

Происхождение «немужественного» в стереотипном образе рос­сийского мужчины исследователи связывают с культурно-историче­ской спецификой.

Во-первых, это долгое существование крепостного права, за­ставлявшего русского мужика учиться покорности и терпению, а не умению рисковать и добиваться желаемого.

Во-вторых, позднее осознание значимости и ценности всего «частного» в общинной России, в которой индивидуальное веками подавлялось семейно-родовым, патриархатным [81].

В-третьих, социально-психологическая структура традицион­ной русской семьи, где существовало особое почтение к женщине-матери, рядом с которой отец и муж часто выглядел слабым, несо­стоятельными, и его маскулинность проявлялась в деструктивной форме — бесшабашной удали, пьянстве, драках и пр.

В-четвертых, структура сакрального (символы, персонажи, сю­жеты и действия, служащие примером), воплощенная в фольклор­ных текстах, в которых отчетливо прослеживается наделенность мужских образов «женскими» характеристиками.

Для психологии большой интерес представляют волшебные сказ­ки. Сказочный материал предлагает определенный набор требований, составляющих в совокупности модели ожидаемого тендерного поведе­ния, в данном случае — мужского. Сказки как фольклорные произведе­ния содержат основные модельные, а значит, идеальные образцы жиз­ненных сценариев, на которых воспитались многие поколения россиян.

.... _ _ _____ ______ |


Глава 2. Генлерные стереотипы: содержание, классификация и функции



Сегодня еще недостаточно социально-психологических исследо­ваний, посвященных особенностям стереотипного образа (идеала) российского мужчины. В связи с этим обратимся к работе извест­ного отечественного историка, ведущего специалиста Института эт­нологии и антропологии РАН Н. Л. Пушкаревой [82] и проследим логику ее рассуждений об истоках неоднозначного мужского идеа­ла в российском менталитете. Подробный анализ мужского образа в русской сказочной традиции и входящие в него характеристики, выявленные Пушкаревой, вполне могут стать отправной точкой для серьезных социально-психологических изысканий.

Не вдаваясь в подробности этиологии и морфологии сказок, Пушкарева предлагает свою версию, которая позволяет объяснить истоки «немужественного» в стереотипном образе российского муж­чины. Весь сказочный материал она разделила на три группы, в со­ответствии со способом «достижения жизненного успеха».

Первая группа включает сказки о героях-богатырях, с детства наделенных и храбростью, и силой, и смышленостью и выгодно отличавшихся от своих братьев или соперников. Чтобы получить награду-приз за такое «правильное» соответствие стереотипному мужскому образу, героям требовалось только проявить свои уме­ния — сразиться с Вихрем, Чудом-Юдом или иными волшебными силами, победить их и получить «вознаграждение» (невесту, царев­ну). Таковы сказки «Два Ивана солдатских сына», «Медное, сере­бряное и золотое царство» и многие другие [11]. По мнению Пуш­каревой, не эти или, точнее, не только эти тексты характеризуют самую устойчивую часть русской сказочной традиции — поэтому особое внимание она обращает к двум Другим группам.

Вторую группу сказок (наиболее популярных в русской тради­ции) объединяет присутствие мужских образов, которые типичны именно для русского фольклора: Иван-царевич из сказки «О Царев­не-лягушке», Иванушка-дурачок, Емеля и многие другие, рисующие образы «молодцев» — немужественных мужчин.

В третьей группе сказок действуют слабый молодец и сильная героиня-богатырша (Марья-Моревна, Синеглазка, Царь-девица), «являющие собой смещение или даже „выворачивание наизнанку" традиционной модели распределения семейных ролей» [82].

Иванушки-дурачки или молодцы (во всех сказках герои до­статочно молоды, они младшие сыновья: то есть через их внешний инфантилизм подчеркивается «неиспорченность») начинают свой



Козлов В. В., Шухова Н. А. Генлерная психология. Учебник для вузов


жизненный путь как аутсайдеры, но непременно выигрывают в кон­це жизни. Будучи «последним», в русских сказках Иванушка-дурачок оказывается избранником высших сил, которому изначально сужде­но стать первым. Проанализировав образы героев второй и третьей групп сказок, Пушкарева выявила объединяющие их общие черты.

Во-первых, герой обладает кротким нравом. В сказке о Ца­ревне-лягушке Иван-царевич «кроткий да ласковый» не в пример старшим братьям: «Федор — старшой сын — с норовом, да прям, Петр — средний сын — умен, да упрям...» Во-вторых, ему свойствен­ны «простота» и «глупость», которые в русском фольклоре есть видоизмененная форма «необычности». В-третьих, герой плаксив (в сказках герои-мужчины проливают море слез). Четвертая чер­та — вежливость, она позволяет понять, почему герою постоянно везет. «Много молодцев проезжало тут, — говорит Баба Яга в сказке «Марья-Моревна», — да немного из них вежливо разговаривали». Привязанность, близость к природе — пятое, в большей степени ас­социируемое с женщиной качество. Умение разговаривать с травами и птицами чаще всего приписано в сказках именно женским персо­нажам. Сказочные молодцы доверчивы — шестое, опять женское ка­чество. Жалость и сострадание к слабым — седьмая характеристи­ка (в сказке о Царевне-лягушке Иван (как ни голоден) не решается убить ни медведя, ни утки, ни зайца — и все они впоследствии по­могают ему). Восьмая характеристика молодцев — прекрасная внеш­ность. Все они — на подбор, «молодцы», «молодцы прекрасные», за исключением Емели. Даже если внешняя привлекательность молод­цев сразу не очевидна, впоследствии она так или иначе проявляется.

Девятое качество сказочных молодцев — леность. О ней следует сказать подробнее. Лень в русских сказках имеет тендерную окраску. В русских сказочных текстах нет ни одной положительной героини-ленивицы, но масса мужских образов ленивцев, к которым и пове­ствователь, и слушатель испытывают симпатию. Известно, что ни в одной фольклорной традиции мира нет такого количества обра­зов нетрудолюбивых мужиков, которые в финале вознаграждаются именно за неактивность и за нетрудолюбие.

Для объяснения этого феномена автор исследования обращает­ся к таким понятиям в русском языке, как «успех» и «удача», и к от­ражению их смысла в пословицах. Они не полные синонимы. Успеха добивается тот, кто «поспевает», «успевает», то есть прикладывает усилия, чтобы добиться успеха. Однокоренным словом для «успеха»


Глава 2. Генлерные стереотипы: солержание, классификация и функции 51

является лексема «спесь» — гордость того, кто успеха добился. Удача может быть вполне случайной. Русская поговорка убеждает: «Рез­вый сам набежит, а на тихого Бог нанесет», другой вариант: «Сча­стье придет, и на печи найдет». Избранникам-молодцам в русской сказке успех не очень-то и нужен: кто рассчитывает на удачу — тому не к спеху! «Дурак спит, а счастье в головах лежит», — утверждает пословица [42, с. 48]. Другие пословицы вторят ей: «Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит», «Счастье дороже ума, богатства...». Лень в русской фольклорной традиции приписана именно тем геро­ям, которых (помимо нее) отличают великодушие, бескорыстие, до­брота и нестяжательство, то есть безусловно человеческие качества. Противопоставляя лень неуемному использованию собственных сил, сказка показывает, что такое «надсаждение» может быть само­разрушительным, и дает много примеров наказаний за жадность, стяжательство.

Итак, сказочные и иные фольклорные сюжеты воссоздают нети­пичный образ маскулинности, слабо соотносимый с традиционными западными образами. Западный образец маскулинности, как прави­ло, тяготеет к гегемоническому типу: сексуально активный гетеро-сексуал; профессионал, выполняющий мужскую и только мужскую работу; финансово самостоятельный, жестко отделяющий себя от мира семьи, эмоций и т. д. [46, с. 446]. Такая нормативная модель «мужественности» не имела достаточно шансов воплотиться в Рос­сии, где веками были скованы возможности свободного волеизъяв­ления и независимого действия, где общинно-родовое начало было сильнее индивидуального и определяло индивидуальное и коллек­тивное сознание и самосознание.

Подводя итоги своего исследования, Н. Л. Пушкарева делает следующие выводы. Российские культурные традиции сделали зна­чимыми иные, но весьма важные и ценные категории для русского человека. Умение сострадать, сопереживать, отрекаться от внешне­го, заботиться о ближнем представлены русским фольклором как значимые, вполне «мужские» качества. Они являются особенно при­влекательными и более важными, чем расчет, физическая сила, и сот ставляют идеал «мужского». Сказочные сюжеты с героями-молодца­ми показывают, как «слабость» (немужественность) трансформиру­ется в «силу», и этот переход представляется российскому че



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: