ШУМЕР И ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО




Месопотамия, в переводе с греческого "Междуречье", по праву может быть названа колыбелью культуры и цивилизации. В долинах рек Тигра и Евфрата, в прибрежных районах Средиземного моря и в Малой Азии на протяжении трех тысячелетий создавались, возвышались и гибли тесно взаимосвязанные государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия.

Каноничность и условность искусства Месопотамии определялась религиозными культами и обожествлением власти царя. Главенствующую роль играла монументальная архитектура. Из-за отсутствия камня применяли кирпич-сырец, часто употреблялись цветные изразцы, что придавало зданиям более звучный, яркий колорит.

Менее совершенная, по сравнению с египетской, пластика отличалась большой эмоциональностью. В 4–3-м тысячелетиях до н.э. распространение получили круглая скульптура и глиптика – резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тонкими рельефами. В скульптуре применялась яркая расцветка, часто вводившаяся в виде инкрустаций.

Остатки храмов Древнего Междуречья 4–3 тысячелетий до н.э. свидетельствуют о том, что эти сооружения возводились из сырцового кирпича. Они положили начало длительной архитектурной традиции. Своеобразные культовые ступенчатые башни зиккураты, мощные, квадратные в плане, напоминали ступенчатую пирамиду, однако более сложную и тяжелую по своим формам. Их ступени соединялись лестницами, по краю стены шел ведущий к храму пандус. Их стены окрашивались в черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.

Скульптуры и рельефы несколько грубы и тяжеловесны. На протяжении веков постепенно выкристаллизовался более зрелый стиль искусства. В монументальной скульптуре, посвященной изображению правителей и божеств, проявляется интерес к разработке черт лица, эмоциональности. Таковы многочисленные портреты правителя Гудеа из Лагаша (XXII в. до н.э., Париж, Лувр) с его характерным овалом массивного лица, жестким подбородком, исполненным внутренней силы.

Бурная торговля, миграции и войны сыграли важную роль в истории Междуречья. Победа Саргона Аккадского над шумерскими правителями (ок. 2300 г. до н.э.) имела важные последствия. Положение Саргона Аккадского как верховного владыки объединенного государства означало не только новое содержание и новую форму царской власти, но и новые требования к изобразительному искусству. Изображения древних шумерских богов и новых, семитских, становятся все более реалистическими. Постепенно статуи молящихся (донаторов) появляются все реже, широкое распространение получают статуи царей. Одно из лучших произведений этого времени – победная стела царя Нарам-Суэна, внука Саргона, наглядно отражает новую идею государственной власти. Древнее шумерское представление о светской власти как власти, данной богами, умерло. Нарам-Суэн одновременно изображен как царь, идущий во главе своего войска, и как божество. Символом этой двойной власти, светской и духовной, становится украшенная рогами корона.

Во время правления Хаммурапи (ок. 1792–1749 гг. до н.э.) власть вавилонского царя постепенно распространилась на всю Месопотамию. Хаммурапи ввел новый свод законов, существенно укреплявший позиции царской власти. Интересна памятная стела, изображающая Хаммурапи, принимающего законы от бога Солнца, который как бы освящает их высшей властью. После смерти Хаммурапи его огромное царство за короткое время распалось.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Зиккурат в Уре.

Гглиптика.

Портрет правителя Гудеа из Лагаша (XXII в. до н.э., Париж, Лувр).

Статуэтки донаторов.

Победная стела царя Нарам-Суэна.

Памятная стела, изображающая Хаммурапи.*

ТЕРМИНЫ

изразцы (кафель) – керамические плитки для облицовки стен, печей и т.д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке

глиптика (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) – искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях

зиккурат (аккадск.) – в архитектуре Древней Месопотамии культовая башня. Зиккураты имели 3–7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами

донатор (лат. donator, букв. – даритель) – в искусстве (преимущественно средневековом и ренессансном) – изображение строителя храма (в этом значении то же, что ктитор) или заказчика произведения живописи или скульптуры

стела – вертикально стоящий каменный столб или плита (надгробная, мемориальная) с надписью, рельефным или живописным изображением

АССИРИЯ

В 1 тысячелетии до н.э. в искусстве Передней Азии произошли большие перемены, связанные с возвышением Ассирии. Около 800 года до н.э. Ассирия стала огромной империей. Искусство и архитектура Ассирии были действенными инструментами пропаганды военной мощи.

Столицы Ассирийского царства – Нимруд, основанный Ашшурнарцирапалом II, Хорсабад, основанный Саргоном II, и Ниневия, основанная Ашшурбанапалом, – застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (ныне Хорсабад), сооруженный в VIII веке до н.э., дает представление о размахе архитектурных замыслов того времени. Для храма использовалась традиционная форма зиккурата. Дворец, обнесенный стенами, как и весь город, возвышался на искусственно возведенной насыпи (высотой 14 м). Он делился на три части, включая парадные, жилые и религиозные помещения, группирующиеся вокруг открытых внутренних дворов. Ступенчатый полихромный семиярусный зиккурат, символ единения земных и небесных миров, высился рядом с башнями и покоями царя. По сторонам огромных ворот располагались фигуры крылатых быков – "шеду". Порожденные фантазией их создателей, они воплощали могущество сил природы и были призваны охранять царя. Помещения дворца были украшены многоцветными росписями и рельефами на военные сюжеты: сцены сражений, осад, сбора дани. Рельефы восхваляли физическую силу ассирийских воинов, могущество Ассирийского царства. Эти рельефы являются одним из первых примеров повествовательного искусства и обнаруживают стремление ассирийских художников к реалистической манере изображения.

Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Ашшурбанипала (669-635 гг. до н.э.) в Ниневии. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения и силы. Сцены гибели газелей, диких лошадей и львов полны драматизма.

В 612 году до н.э. завоеванная Вавилоном и Мидией Ассирия пала, однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине.*

"Шеду".

Рельефы дворца Ашшурбанипала (669-635 до н.э.) в Ниневии.

ТЕРМИНЫ

Алад (Шеду) – в шумеро-аккадской мифологии демон, добрый дух-хранитель каждого человека

НОВЫЙ ВАВИЛОН

В 612 году до н.э. Ассирия под натиском своих врагов, объединившихся во главе с Вавилоном, пала. Навуходоносор, сын царя Вавилона, укрепил и расширил завоевания отца и создал Нововавилонское царство.

Слава о новом дворце Навуходоносора в Вавилоне с его зиккуратом (Вавилонская башня) и висячими садами благодаря Ветхому завету дошла до нас как символ неслыханного материального богатства. Вавилоняне были купцами, а не воинами. Навуходоносор взял за образец грандиозные по масштабам дворцы Ассирийских царей, но не демонстрировал военную силу. Его истинной целью стало возрождение культуры Древнего Вавилона. Это нашло отражение в изразцовых украшениях на воротах Иштар: священный бык шумеров мирно уживается здесь с драконом, символом вавилонского бога Мардука. Из-за отсутствия местного камня архитекторы Междуречья использовали кирпич, украшая его поверхность плитками, покрытыми глазурью. Густой синевой облицовывающих изразцо в виднелись издалека ворота Иштар. От "ворот Иштар" начиналась священная дорога процессий. Она вела к главному храму Вавилона – Эсагиле, посвященному богу Мардуку, рядом с которым высился огромный девяностометровый зиккурат – Этеменанки (знаменитая Вавилонская башня).

Расцвет вавилонского искусства длился сравнительно недолго. В 538 году Вавилон был завоеван и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов, вобравшему в свою культуру достижения многих народов.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Вавилонская башня.

Ворота Иштар.*

ТЕРМИНЫ

Ветхий завет, БИБЛИЯ (от греч. biblia, букв. – книги) – собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания. Признаваемая тем и другим часть Библии, первая по времени создания, получила у христиан название Ветхий завет, другая часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, называется Новый завет

висячие сады, СЕМИРАМИДА (ассирийск. Шаммурамат) – царица Ассирии в конце IX в. до н.э., вела завоевательные войны (главным образом, в Мидии). С именем Семирамиды традиция ошибочно связывает сооружение "висячих садов" в Вавилоне – одно из семи чудес света (созданы в VI в. до н.э.)

Иштар – в аккадской мифологии богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне

Глазурь (нем. Glasur, от Glas – стекло) – стекловидное защитно-декоративное покрытие на керамике, закрепленное обжигом (прозрачное или непрозрачное, бесцветное или окрашенное)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: