ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ




ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

Крит

Материальные свидетельства существования Крита времен царя Миноса, а также Микен, были обнаружены только
в ХIХ веке археологами, следовавшими указаниям литературных источников. Гомер обессмертил Микенское царство в своих поэмах "Илиада" и "Одиссея". Имеются греческие источники более позднего времени, где повествуется о легендарном критском царе Миносе. Центром царской власти на Крите был Кносский дворец. Его сложнейший план, из которого, возможно, возник греческий миф о лабиринте, построенном Дедалом, – говорит о немалых достижениях цивилизации.

Глиняные таблички с двумя разными типами силлабического алфавита (линейные А и В) свидетельствуют о распространении письменности. "А" еще не расшифровано полностью, что ограничивает наши знания о минойской культуре. Считается, что изделия, подобные статуэтке богини со священными змеями или ритону в виде головы быка из музея Гераклиона, были связаны с культовыми обрядами.

Около 1450 года до н.э. минойская цивилизация неожиданно рухнула. Вероятно, минойское царство было завоевано каким-то более воинственным народом, вторгшимся на территорию Греции, наиболее важным центром которой были Микены. Эта
гипотеза подтверждается наличием в Кноссе табличек с линейным письмом "В", которые оказались при расшифровке греческой формы написанием.

Микены

Жителями Микен были, вероятно, ахейцы. Теснимые другими племенами, они осели на юге Балканского полуострова около 2000 года до н.э. и впитали элементы местной культуры. Вскоре Микены подчинили себе другие близлежащие и относительно независимые города-государства, включая Афины. На первых этапах развития микенская культура во многом обязана минойской культуре, но в дальнейшем в ней проявляются уже свои характерные особенности. Своеобразны погребальные сооружения и, прежде всего, царские купольные гробницы, так называемые tholos (толосы), где были обнаружены предметы, назначение которых до сих пор остается неразгаданным. Дворцовые постройки Микен, по сути, были крепостями, что отражало воинственный дух этого города-государства.

Войны за господство, включая изнурительную Троянскую войну, охватившую все Восточное Средиземноморье, смели в ХII веке до н.э. микенскую цивилизацию. В Греции на смену микенцам, как главной объединяющей силе, пришли дорийцы – воинственное племя с севера. Они и подготовили будущий расцвет греческих городов-государств. Погребальная маска из цельного золота, найденная в так называемых гробницах Атридов, принадлежала царю, которого некоторые исследователи отождествляют с Агамемноном. Его обессмертил Гомер в своей "Илиаде". Львиные ворота в Микенах (ок. 1250 г. до н.э.) – это крепостные ворота, ведущие в акрополь-цитадель. Они подчеркивают воинственный характер микенской культуры.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Кносский дворец.

2. Богиня со священными змеями.

3. Ритон в виде головы быка.

4. Толос.

5. Погребальная маска.

6. Львиные ворота в Микенах.

ТЕРМИНЫ

ритон (греч. rhyton, от rheo – теку) – сосуд для питья (из глины, металла или рога) в виде рога животного. Часто завершался скульптурой и украшался рельефами

толос (фолос) (греч. tholos) – монументальное, круглое в плане здание (гробница, храм) в эгейской культуре и античном мире

РАННЕАРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(ИСКУССТВО ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ)
(XII-VIII вв. до н.э.)

Древнейший период развития греческого искусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм "Илиада" и "Одиссея". Греческое общество этого периода сохраняло еще родовой строй. Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура храмов, сохранившихся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Из литературных источников известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения, так называемых ксоанов – идолов, грубо обработанных, из дерева или камня. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по формам, красочные, исполненные наивной радости: "Пахарь" (терракота из Беотии, VIII в. до н.э., Париж, Лувр), "Конь" (бронза из Олимпии, VIII в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей).

С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности, керамика и вместе с ней вазопись. В последней четко проступают самобытные местные особенности. Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях
декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Их формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Обычно расположенный поясами, орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах). Кроме геометрического орнамента, в их декорировке встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные, схематизированные композиции. Важное место занимает мотив плетенки- меандра, который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства. Конструктивность декоративного решения, высокое чувство ритма, единство в расположении орнамента и многофигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Мегарон.

2. Дипилонские вазы.

ТЕРМИНЫ

мегарон (греч. megaron, букв. – большой зал) – тип древнейшего греческого жилища (3–2-е тыс. до н.э.): прямоугольный зал (иногда разделенный 1–2 продольными рядами столбов) с очагом и входным портиком

меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии, образующей ряд спиралей. Разработан в искусстве Древней Греции

геометрический стиль в искусстве – ранняя (IX-VIII вв. до н.э.) стадия развития древнегреческого искусства: геометрический орнамент, геометризованные фигуры людей и животных в вазописи, схематичные бронзовые статуэтки

ИСКУССТВО АРХАИКИ
(VIII – нач. V в. до н.э.)

В период архаики формируются греческие города-государства, развиваются научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета.

В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип здания, воплотившего в дальнейшем мир идей и чувств свободных граждан города-государства. Храм, посвященный богам или обожествленным героям, – центр важнейших событий общественной жизни, хранилище общественной казны и художественных
сокровищ, – воплощал идею единства, величие города-государства. Греки считали храм жилищем божества и первоначально уподобляли его главному помещению царского дворца – мегарону.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый "храм в антах", состоявший из небольшого помещения – наоса, открытого на восток, имевший двускатную кровлю, покрытую керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, т.е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах). Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростил е колоннада украшала как передний, так и задний фасады, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер ("оперенный") – храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания.

В результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете и гармоническом соотношении частей, образующих единое целое. В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом, что соответствовало двум местным направлениям в искусстве. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический – с культурой Островной и Малоазийской Греции. Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силу и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере – женскими (кариатидами). Ионические храмы этого времени (храм Артемиды в Эфесе) были роскошнее по отделке, больше по размерам. Как дорические, так и ионические храмы в период архаики, строившиеся часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками. Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, а также скульптуры придавала храму более праздничный вид, подчеркивая архитектонику его частей.

Вплоть до середины VI века до н.э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы статуи "Артемида" с острова Делос (Афины, Национальный музей) и "Гера" с острова Самос (Париж, Лувр), еще напоминающие "ксоаны" гомеровской эпохи. Высшие достижения архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов – куросов. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека – атлета и воина – свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульпуры. К середине VI века до н.э. в статуях куросов точнее вырисовываются строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая "архаическая улыбка" носит условный характер, иногда придает куросам несколько манерный облик ("Аполлон Тенейский", середина VI в. до н.э., Мюнхен, Глиптотека).

Со второй половины VI века до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления об образе человека. Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности.

Одним из достижений архаического искусства были найденные в Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме ("Девушка в пеплосе", 540-530 гг. до н.э., Афины, Музей Акрополя).

Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Само слово керамика произошло от названия одного из предместий Афин – Керамик, славившегося в VI и V веках до н.э. своими гончарами. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками – для перенесения воды, стройные узкие лекифы – для благовоний, из широкого килика пили вино. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали развитие других видов искусства.

Наибольшее распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали. Прославленным живописцем середины VI века до н.э. был Эксекий. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н.э.) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначением и формой сосуда.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Типы храмов: "храм в антах", простиль, амфипростиль, периптер.

2. Атлант.

3. Кариатида.

4. Храм Артемиды в Эфесе.

5. Курос.

6. "Девушка в пеплосе", 540-530 гг. до н.э., Афины, Музей Акрополя.

7. Чернофигурная вазопись.

ТЕРМИНЫ

ордер архитектурный – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера – тосканский, коринфского и ионического – композитный

Атлант – в греческой мифологии титан, держащий на своих плечах небесный свод в наказание за участие в титаномахии – борьбе титанов против олимпийцев (олимпийских богов)

атлант – мужская статуя, поддерживающая перекрытие здания, портика и т.д.

кариатида (греч. karyatis) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию)

метопа (греч., ед. ч. metope) – прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера

триглиф (греч. triglyphos) – в архитектуре – прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера

курос (греч. kuros) – в искусстве древнегреческой архаики – статуя юноши-атлета (обычно обнаженного)

кора (от греч. kore – девушка) – 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны; 2) в древнегреческом искусстве – статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах

керамика (греч. keramike – гончарное искусство, от keramos – глина) – изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы)

ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
(V в. до н.э.)

В греческих полисах, за исключением городов, где правили тираны, искусство не использовалось в пропагандистских целях. Символом греческого города-государства был храм, а не царский дворец. Могущественные греческие боги наделялись чисто человеческими слабостями, что определило их особое место в истории религии: как и люди, они вздорны, завистливы, жадны, вспыльчивы и даже не слишком честны. Это не удивительно в контексте культуры, придававшей такое значение индивидуальной свободе.

Прямые и непосредственные контакты между человеком и богом, характерные для греческой мифологии, не встречаются ни в одной другой религии. Поэтому греческий храм в большинстве случаев не имел массивного и монументального входа: все здание окружала колоннада. В центре, образованном колоннами, стояла статуя бога, которому посвящался храм, религиозные церемонии происходили не в храме, а на площади перед ним. Скульптура украшала два фронтона и метопы фриза.

Храм Зевса в Олимпии был построен около 460 года до н.э. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший интерес к человеку. Это особенно заметно в статуе Аполлона на западном фронтоне. Индивидуализированные и более живые черты лица, по сравнению с лицами куросов, свидетельствуют о значительных изменениях, происшедших за это время. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов
Геракла. В них видно все то же стремление к реалистичности. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль.

Интерес к человеку, отличавший философию 5-го столетия, выразился и в греческой скульптуре той эпохи, где несомненно внимание к формам человеческого тела. Его проработка, безусловно, основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как "Возница " (ок. 460 г. до н.э., Дельфы), меньше всего походят на портретные. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) – из Национального археологического музея в Афинах – отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. То же самое можно сказать о статуе Дискобола (Мирон) из Римского музея Терм (ок. 450 г. до н.э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала). И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. Огромное влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказала статуя Дорифора, созданная Поликлетом в подтверждение его теории о пропорциях.

Стремление объяснить и выразить живую природу математическими законами было очень характерно для революции в греческой мысли. После Поликлета и другие скульпторы писали трактаты о перспективе и ракурсах. Идеал искали в точно выверенной, почти математической соразмерности. Идеальные пропорции человеческого тела также рассчитывались строго математически. Греческие термины, означающие порядок, меру, соответствие, безупречность и орнамент, имели одну и ту же основу – космос. У греков было прекрасно развито чувство стиля. Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства, как умели признавать и ценить различия политических деятелей. Таково было их восприятие. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой отразились в сооружениях афинского Акрополя.

Акрополь в Афинах, укрепленная часть Древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), – место древнейшего поселения в Аттике.

В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника
Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находились хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали был виден Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона, на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны – портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной – вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма – знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; строительство храма – 447–438 гг. до н.э.; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн – 10,5 м; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события – ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал – девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам – статуи, стелы. Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как "школы Эллады" и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства – делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В V веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (XV в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем – в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале XIX века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду – из портика Эрехтейона. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце XIX в.), по возможности, был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т.п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Статуя Алоллона (Храм Зевса в Олимпии).

2. "Возница", (ок. 460 г. до н.э., Дельфы).

3. Статуя Дискобола из Римского музея Терм.

4. Статуя Дорифора, созданная Поликлетом.

5. Афинский Акрополь.

6. Пропилеи.

7. Храм Ники Аптерос.

8. Бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы).

9. Эрехтейон.

10. Парфенон.

11. Статуя Афины Парфенос (Девы) Фидия.

ТЕРМИНЫ

агора – у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило (по сторонам площади находились храмы, государственные учреждения, портики с торговыми лавками)

Акрополь (греч. akropolis) – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т.н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах

Диоскуры – в греческой мифологии сыновья Зевса и Леды, герои-близнецы (смертный Кастор и бессмертный Полидевк), совершившие ряд подвигов. Кастор славился как укротитель коней, Полидевк – как кулачный боец

наос (греч. naos) – главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества

опистодом (от греч. opisthodomos – находящийся в задней части дома) – закрытое помещение в западной части дома, древнегреческого храма, отделенное стеной от наоса

панафинеи – в древней Аттике празднества в честь богини Афины (Великие панафинеи – раз в 4 года, Малые – ежегодно). В программу входили: главный обряд – шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные)

Фронтон (франц. – fronton) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий

Хрисоэлефантинная скульптура (от греч. chrysos – золото и elephas – слоновая кость) – древнегреческая скульптура из золота (волосы, одежда) и слоновой кости (обнаженное тело) на деревянном каркасе

ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
(IV в. до н.э.)

Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н.э.) означала конец целой эпохи. В 403 году до н.э. были восстановлены демократические институты, однако афиняне, разочаровавшись в политике, все меньше участвуют в делах государства, все больше внимания уделяют искусству и философии. То была общая тенденция (не только в Афинах), неизбежно ослаблявшая конфедерацию греческих городов-государств. Рано или поздно кто-то из соседей должен был прельститься столь слабо охраняемыми богатствами. Так и случилось. В 338 году до н.э. Афины были завоеваны Филиппом, царем Македонии. Его прекрасно обученное войско легко разбило объединенную греческую армию, плохо организованную, утерявшую веру в свои силы. После смерти Филиппа в 336 году до н.э. его сын Александр унаследовал империю, в которой, может быть, впервые в истории, греки оказались по-настоящему объединены.

Для Афин начало IV веке до н.э. было временем политической и социальной нестабильности, что предопределило значительные изменения и в культурной жизни. Если в V веке до н.э. в афинских театрах часто шли сатирические комедии, высмеивавшие различные государственные институты, что было бы невозможно, угрожай им реальная опасность, то в 350 году до н.э. предпочтение отдавалось остроумным, но беззубым комедиям из семейной жизни.

Изменились и принципы изображения человеческого тела. Обнаженный "Гермес" Праксителя изображен в традиционной для классического периода греческой скульптуры позе отдыхающего человека, когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, в данном случае правую. Однако в новой интерпретации его поза выглядит скорее праздноленивой и расслабленной, чем непринужденной. На смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй приходит откровенная чувственность. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей и гладкой обработке мрамора. А появление статуи Диониса – бога вина – еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны. Тенденция к прославлению не столько силы, сколько красоты человеческого тела нашла отражение и в женских статуях. "Афродита Книдская" Праксителя – первая из известных обнаженных статуй богинь, которых прежде изображали только в одеждах. Пропорции человеческого тела становятся более изящными и стройными. Если Поликлет (ок. 450 г. до н.э.) утверждал, что в идеальной мужской фигуре голова должна укладываться в теле не менее 8 раз, то Лисипп предпочел для своего "Апоксиомена" (юноши, который счищает с себя скребком песок арены) соотношение 1 к 10, создав гораздо более изящный и грациозный образ юного мужчины, почти мальчика. Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов («Менада »). Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, ок. 350 г. до н.э., совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем).

В первой половине IV веке до н.э. многие афиняне сурово осуждали интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе, расценив ее как глубоко испорченную. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Он установил взаимную связь стилистических изменений в греческом искусстве после 400 года до н.э. с глубокими переменами в афинском обществе. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире – культуру в контексте времени. Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. Но были и прямо противоположные взгляды.

Духовная и культурная жизнь Афин произвела огромное впечатление на Филиппа Македонского, и он пригласил наставником к своему сыну Александру греческого философа Аристотеля. Аристотель был учеником Платона, родом из Фракии – южной области Македонского царства. В отличие от Платона, размышлявшего об идеальном мире, Аристотель больше интересовался реальным миром с его причинно-следственными связями. Он понял, что ради нужного эффекта можно вносить изменения в стиль – идея, имевшая важные последствия для искусства в империи Александра Македонского. Александра нельзя было определить иначе, как Великий. Он правил менее 13 лет (336-323 гг. до н.э.), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам – как к рабам. Безоговорочно поверив в превосходство греков, Александр насаждал по всей империи греческую культуру, а управление провинциями и колониями доверил своим военачальникам. После его смерти империя распалась на три огромных царства, которыми правили потомки бывших управляющих.

Имперская власть порождает роскошь и чванство. Новые города – среди них Пергам, Антиохия и Александрия – оспаривают у Афин пальму первенства. Завоевание персидской империи и Египта привили Александру и его преемникам вкус к роскоши. Роскошь и помпезность становятся отличительными признаками искусства, призванного наглядно утверждать превосходство эллинской культуры. В ответ на новые требования искусство, достигшее наивысшего расцвета в демократических Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые жанры в живописи и скульптуре.

Самый характерный пример – создание средствами искусства образа императора, абсолютного монарха – опыт, давно постигнутый иранским и египетским искусством, но пока неизвестный Афинам. До 350 года до н.э. портрет был мало распространен в греческом искусстве. Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности человека. Статуи безымянных атлетов, украшавшие древние храмы, выражали отвлеченный идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц – Платона, Аристотеля или Демосфена – прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное. До нас дошло немного портретов Александра Великого, однако мы знаем, что его рисовал художник Апеллес, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

1. Пракситель "Гермес", статуя Диониса, "Афродита Книдская".

2. Лисипп "Апоксиомен", портреты Александра Великого.

3. Скопас. Фриз мавзолея в Галикарнасе. "Менада".

ИСКУССТВО ЭЛЛИНИЗМА
(III-I вв. до н.э.)

Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных. Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров. Мавсол, правитель Галикарнаса, дабы окончательно уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую на вершине собственной усыпальницы. Галикарнасский мавзолей (377–353 гг. до н.э.) (сам термин "мавзолей" ведет отсюда свое происхождение) стал одним из "семи чудес света". Строительство здания началось при жизни Мавсола, правителя Карии, греческой провинции в Малой Азии, и было закончено после его смерти его женой Артемисией. По легенде, Артемисия выпила прах мужа, смешанный с вином, став живым саркофагом для останков супруга. По грандиозности мраморный монумент не имел равных. Семиметровая ступенчатая пирамида, на которой была установлена статуя Мавсола, венчала постройку. Плиний оставил его подробное описание в "Естественной истории". В самой идее "приподнятости" царской гробницы не было ничего нового: вспомните египетские пирамиды, – но подобное самовозвеличивание было невозможным в демократических Афинах.

Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. 200 г. до н.э., Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу, и (за ней) ее сына Птоломея VI. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей – как Гор, сын богини.

В эпоху эллинизма в империи строились новые города, соперничающие друг с другом в роскоши и богатстве. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь. Главный храм Пергамского Акрополя был также посвящен Афине, а в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона. Храм и алтарь Зевса были заказаны правителем Эвменом II. Сюжет фриза алтаря Зевса "Битва богов с гигантами" тематически повторяет скульптурные рельефы Парфенона. Однако художественное решение иное. Необычайно крупные для античности масштабы фигур, выполненных в горельефе, рассчитаны на восприятие издали, с земли – в отличие от рельефов Парфенона, почти скрытых от глаз посетителей, предназначавшихся, скорее, богам, обеспечившим победу афинянам. Пергамские сцены, напротив, изображали деяния отца Эвмена Аттала I, и воспевали божественную природу царя. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения.

В изображении "Ники (крылатой Победы) Самофракийской" поза и драпировка поданы так, будто богиня только что вступила на борт корабля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: