Упражнения на свободное звучание.




Приемы голосо-речевого тренинга

На основе методики З.В.Савковой (по материалам книги)

Вступление.

Занятия сценической речью являются важной и необходимой составляющей занятий театральным творчеством с детьми. Чем объясняется такая необходимость? Дело в том, что большинство детей, приходя на занятия в театральное объединение, сталкиваются с необходимостью громко и четко говорить со сцены, потому что как бы талантливо они не играли, зритель должен слышать текст героев спектакля. Этот текст должен быть правильно интонирован, дикционно четко произнесен. Кроме того,голос исполнителя, его тембр должен быть приятен для слуха и подвижен. Если ребенок не владеет своим голосом, то возникает ситуация, похожая на сюжет из стихотворения С.Михалкова о глупом мышонке: «Открывает щука рот, а не слышно, что поет». К сожалению, залы, в которых приходится чаще всего выступать нашим воспитанникам, «глухие», т.е. звук там не резонирует, а, наоборот глохнет и ребенок, а зачастую и взрослый артист, с трудом его озвучивает. Использование микрофона в театральном деле очень нежелательно, потому что с его появлением в руках у персонажа пьесы нарушается магия театра, где все происходит на глазах у зрителей «как в жизни» и никто из зрителей не может оправдать в такой момент появление микрофона. Простое форсирование звука, т.е. попытка говорить громче за счет напряжения голосовых связок, крайне вредно может отразится на здоровье ребенка и даже привести к несмыканию связок, а значит к профнепригодности, что, конечно, недопустимо.

Исходя из вышесказанного, становится понятно, почему большое внимание должно уделяться голосо-речевому тренингу на протяжении всего обучения.

В театральном объединении «Леля» и «ПроСвет» ДДТ «Олимп» мы традиционно уделяем большое внимание сценической речи. Занятия по сценречи строятся на базе голосо-речевого тренинга, разработанного заслуженным деятелем искусств России,профессором, заведующей кафедрой сценической речи и риторики СПбГУКиИ Зинаидой Васильевной Савковой. Ее книги широко известны не только в России, но и за рубежом. Она является создателем оригинальной системы формирования речевых навыков, построенной на органических законах природы и творчества. Ее метод преподавания высоко оценен ведущими специалистами театрального искусства и учеными страны. К сожалению, несколько лет назад Зинаида Васильевна ушла из жизни и ее метод претворяют в жизнь ее ученики, тем более ценными являются уроки сценречи. которые посчастливилось получить автору этой методразработки лично у З.В.Савковой.

Приемы голосо-речевого тренинга на основе методики З.В.Савковой

Итак, перейдем непосредственно к описанию голосо-речевого тренинга, применяемого нами на занятиях. Как говорила З.В. Савкова,постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить «коэффициент полезного дейст­вия голосового аппарата», то есть при меньшей затрате мышеч­ной энергии речеобразующего механизма добиться максимума звучности. А для этого необходимо развить, довести до совер­шенства саморегулирующий процесс трех систем речеобразования: энергетической (дыхательные мышцы), генераторной (гортань с голосовыми связками), резонаторной (усиливающей звучание голоса). Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования будет действовать безотказно и четко в ус­ложненных условиях публичного выступления.Существует определенный порядок действий при проведении голосо-речевого тренинга, который позволяет мягко и последовательно включить организм артиста в процесс звучания. Ниже мы приведем этот порядок.

Разогрев мышц шеи и плеч с помощью растирания и массирования.

2. Разогрев связок с помощью дыхания. Неозвученный выдох. (представить пушинку и погонять ее с помощью короткого неозвученного выдоха, затем задуть свечи на торте с помощью длинного неозвученного выдоха)

Озвученный выдох.

- Первый вид выдыхания, обслуживающий спокойную, плавно звучащую речь, достигается упражнением «Звукоподра­жатель».

Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свистит ветер: ССССССС... Шумит лес: ШШШШШШШ... Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ. Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ. Звенит комар: 3333333.

Вот зазвучала с силой речь — И выдох изменяется: Перестает наш воздух «течь» — Он «с силой выгоняется».

- Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержан­ном темпераменте речь. При такой речи ощущается напряжение в области «дыхательного пояска» (диафрагмы и нижних ребер грудной клетки).

Упражнение «Насос». Накачивайте воображаемую шину, сопровождая движения рук, двигающих поршень насоса, звуко­подражательными: ССССССС! ССССССС! ССССС!

При экспрессивной, волевой и быстрой речи видим сами: Ритм выдоха опять иной — «Выталкивается рывками».

-Третий вид выдыхания обслуживает эмоциональную, экс­прессивную речь, произносимую в быстром темпе.

Упражнение «Пульверизатор ». Сжимая в руке вообра­жаемую грушу пульверизатора, сопровождайте движение руки звукоподражательными: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!..

Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении: второй и третий. Нажимайте на грушу — то рывками (Ф!Ф!Ф!Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ!..).

Непременно придумайте сами упражнения, как это с увлече­нием делают все занимающиеся тренингом:

«Просверлить стену» звуком «3»: 3333333... (первый и второй виды выдыхания).

«Рубанком стругать доску» па звуке «Ж»: ЖЖЖЖ! ЖЖЖ! ЖЖ! (первый и второй виды выдыхания).

«Подметать метлой сухие листья» на звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШ! (второй вид выдыхания).

«Косить траву косой» па звуке «С»: СССС! ССССС! ССС! (второй вид выдыхания).

«Натереть пол щеткой» па звуке «Ш»: ШШШШ! ШШШШШ! ШШШ! (второй вид выдыхания).

«Выключающийся пылесос»: ЖЖШШШШ... Когда пыле­сос выключается, появляется «запихивающийся» звук «Ш». (Первый и третий виды выдыхания).

«Шипящие проскакивающие пули по песку»: ФУТЬ-ФУТЬ! ФУТЬ-ФУТЬ! (третий вид выдыхания).

Упражнение «Пильщики». Взяли «пилу», проверили, как лежит «бревно на козлах». Начали распиливать его: С!С!С!С! Вначале звук «С» отрывистый, короткий, как и движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук СССССС... ССССССС...'ССССС...

Упражнение «Мотоцикл». Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р!Р!... РРРРР... Кто дальше отъедет? Быстрее, быст­рее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬ...

Упражнение «Звонок». Много раз нажимаете на кноп­ку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрь... рьрьрьрь... рьрьрьрьрьрьрьрь... рьрьрьрьрьрьрьрь...

Упражнение «Сорока-сплетница». Передайте услышан­ную «сплетню» дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трр-трр-грр-трр-трр! Трр! Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр!

Упражнения на свободное звучание.

Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в «маске» — верхнем, или головном, резонаторе — рекомендуется ряд упражнений, пост­роенных по типу стона. Стон — это свободный, беспрепятственно льющийся звук.

У п р а ж нени е «Стон».

Вообразите, что у вас слегка побаливает горло или голова, или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать», и вы на звуке «М» тихо стонете. Но не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон — свободный, тянущийся, монотонный.

Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свобод­ные. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запоминайте это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует — стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину, «центр» голоса (тон, на кото­ром особенно ровно и свободно звучит голос).

Подключайте к согласному «М» гласные звуки «А, О, У, Э, И, Ы». МммАммОммУммЭммИммЫмм...

Произносите гласные мягко, без толчков, слегка приоткрывая рот и сейчас же закрывая для продолжения стона (на М).

А теперь произносите во время «стона» слоги с согласными «Б» или «Д»: БамммБОмммБУмммБЭмммБИмммБЫммм... ДанннДОнннДУиннДЭиниДИнннДЫннн...

Это напоминает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... удар — дои! и резонанс — ннн... Вот и звоните в колокола: БУммм-БОммм! БУммм-БОммм! БУммм-БОммм!.. ДИпьнь-ДОинн! ДИиьнь-ДОннн! ДИньнь-ДОннн!

Произносите «на стоне» целые фразы, типа: Мам, меду нам.

Маму я молю упрямо:

Молока налей мне, мама.

Ах, больной я, ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай...

Такой характер речи в состоянии мышечного расслабления (релаксации) будем условно называть формой речи № 1. Она помогает снимать общее мышечное напряжение, а также напря­жение с органов артикуляции и голосообразования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: