Развитие межкультурной коммуникации в образовании (педагогический аспект)




Важнейшей частью концепции глобального образования является формирование у учащихся навыков кросс-культурной грамотности, то есть понимания культуры других. Различные аспекты формирования кросс-культурной грамотности, уровни ее формирования и обоснование необходимости данного процесса в современной школе рассматриваются в работе Р.Хенви «Достижимая глобальная перспектива». Кросс-культурная грамотность основана на осознании, что разнообразие – это объективная характеристика мировой культуры и движущая сила ее развития.

Р.Хенви выделяет 4 уровня кросс-культурной грамотности.

На I уровне человек знакомится с поверхностными, бросающимися в глаза странностями. Эти особенности становятся расхожими стереотипами и воспринимаются как нечто экзотическое. Этот уровень связан со знаниями, которые получают из средств массовой информации, кинофильмов и т. д.

На II и III уровнях мы проникаем в сущность глубинных особенностей культуры, контрастирующих с нашей собственной. Но если на II уровне эти особенности раздражают своей нелепостью и непохожестью, то на III они уже представляются по-своему оправданными, в какой-то степени рациональными. Этот уровень является отправной точкой для формирования положительного стереотипа и толерантности.

Лишь на IV уровне возможно восприятие культуры глазами ее носителя. Этот уровень труднодостижим, но способность человека менять психологическую ориентацию делает возможным достижение хотя бы нескольких аспектов IV уровня. Этому поможет особое свойство человеческой личности – способность увидеть себя на месте другого человека (Хенви,1994.С.70).

Образование призвано помочь молодому человеку увидеть общее и различное между культурами, взглянуть на собственную культуру глазами других народов и таким образом узнать о ней много нового.

В образовании должен произойти сдвиг от передачи знаний к формированию связей между фактами и явлениями, что способствует активизации процессов передачи, восприятия и обработки информации, облегчает задачу саморазвития индивида, дает возможность ориентироваться в потоке информации.

Можно выделить следующие цели поликультурализма:

1. Осмысление понятия «культура», понимание того, что каждый человек – носитель той или иной культуры, и разнообразие культур обогащает сообщество;

2. Преодоление предрассудков и стереотипов, ознакомление с историей и культурой различных этнических сообществ, уважение ко всем людям, независимо от их национальности, расы, пола; способность оценивать современные и исторические события с позиции различных культурных групп;

3. Личный контакт с представителями различных сообществ, опыт адаптации к непривычной культурной среде;

4. Распространение идей поликультурного образования.

Из этих целей вытекают конкретные задачи поликультурного образования:

- глубокое и полное освоение учащимися культуры своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

- формирование у учащихся представления о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

- воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межкультурного общения.

В школе ребенок должен приобрести навыки межкультурного взаимодействия, которые способствуют его активной социальной адаптации в современном мире.

Существует несколько способов подготовки к межкультурному взаимодействию. Используемые модели различаются в трех аспектах:

-по методу обучения – дидактическому или эмпирическому;

-по содержанию обучения – общекультурному или культурно-специфическому;

-по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов – когнитивной, эмоциональной или поведенческой.

Основные типы обучающих программ при подготовке к межкультурному взаимодействию – просвещение, ориентирование, инструктаж и тренинг.

Цель просвещения – приобретение знаний о культуре, этнической общности и т.п. Таким образом, рассматривая перемещение в другую культуру или контакт с представителями чужой культуры, исследователи отмечают, что человек оказывается в ситуации, когда его прежние навыки социального взаимодействия оказываются бесполезными и он нуждается в овладении подобными навыками новой культуры (Матис,1997.С. 85).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: