Исторический анализ развития психолого-педагогической экспертизы как отдельного вида судебной экспертизы и ее социально-педагогическая обусловленность




СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭКСПЕРТИЗА ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ:

ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

МАГИСТРАНТА

 

по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»

Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

 

 

Выполнила: магистрант заочной формы обучения 1 курса гуманитарного факультета

Донская Александрия Дмитриевна

 

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Шакурова Марина Викторовна

 

 

Воронеж 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Титульный лист………………………………………………………….. 3

2. Содержание (оглавление)………………………………………………. 4

3. Введение…………………………………………………………………. 5

4. Словарь…………………………..………………………………………. 12

5. Пример написания текста …………………………………………….…14

6. Список использованных источников и литературы………………….. 22

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Гуманитарный факультет

Кафедра общей и социальной педагогики

 

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЭКСПЕРТИЗА ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

 

Выпускная квалификационная работа магистра

направление подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

направленность (профиль) «Психология и педагогика инклюзивного образования»

 

Выполнила: студентка

3 курса, заочной формы обучения

Донская Александрия Дмитриевна

______________________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей и социальной педагогики

Алехина Екатерина Валентиновна

______________________________

(подпись)

К защите допустить:

Зав. кафедрой общей и социальной педагогики,

доктор педагогических наук, профессор

М. В. Шакурова __________________

(подпись)

Дата_____________________________

 

Руководитель магистерской программы:

к.п.н., доцент

Т. Е. Поветкина. __________________

(подпись)

 

Воронеж 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................

Глава 1. Теоретические основы судебной психолого-педагогической

экспертизы..................................................................................................

1.1. Исторический анализ развития психолого-педагогической

экспертизы как отдельного вида судебной экспертизы и ее социально-педагогическая обусловленность.................................................................................

1.2. Нормативно-правовые основы деятельности эксперта-

психолога/педагог…………………………………………………………….

1.3. Категории дел, требующие производства судебной психолого-педагогической экспертизы.………………………………………………….

Глава 2. Особенности психолого-педагогической работы с детьми с особенностями развития............................................................................................

2.1. Дети с особенностями развития как отдельная категория детей………

2.2. Особенности взаимодействия с детьми с особенностями развития в процессе проведения судебной психолого-педагогической экспертизы…

2.3. Особенности работы эксперта с родителями детей с особенностями развития…………………………………………………………………….……

2.4. Наиболее частые ошибки при производстве судебных психолого-педагогических экспертиз.……………………………………………………

2.5. Рекомендации эксперту при производстве психолого-педагогических экспертиз

Заключение..................................................................................................

Список использованной литературы..........................................................

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость проведения судебной психолого-педагогической экспертизы в уголовном и гражданском процессе возникает всё чаще, в том числе при возникновении вопросов о месте проживания детей (ребенка), т.е. о том, кто из родителей будет заниматься непосредственным воспитанием детей (ребенка).

Судебная психолого-педагогическая экспертиза представляет собой специальное исследование, проводимое в отношении личности человека (родителя(ей), ребенка) и/или ситуации, инициируемое сторонами или судом при наличии для этого определенных оснований и выполняемое экспертом (экспертами) в соответствии с определением суда.

Эксперт (психолог-педагог) или два эксперта (психолог и педагог), привлекаемые судом в качестве исполнителей, в ходе исследования устанавливают свойства обследуемой личности, психологические установки, особенности интеллектуально-познавательных процессов и т.д. Сами по себе отдельные выявленные факты не имеют никакого доказательственного значения. Однако полное Заключение специалиста такого профиля является одним из самых весомых доказательств по судебному делу.

Таким образом, целью работы эксперта (специалиста) в области педагогики и психологии является профессиональная оценка психологических процессов, состояний и свойств каждой исследуемой личности; ее отношения к конкретной сложившейся ситуации; влияния этого отношения на поведение ребенка с педагогической точки зрения; обобщение полученных данных о личности.

«При рассмотрении конкретных споров о воспитании ребенка ставится задача провести психолого-педагогический анализ личности ребенка, матери, отца, их систем морально-нравственных ценностей, эмоционального отношения к ребенку и друг к другу.

На основе полученных результатов экспертом даются рекомендации с кем должен проживать ребенок и какое участие второй родитель будет принимать в его воспитании и образовании»[1]. При этом должны быть максимально устранены психотравмирующие ребенка последствия развода родителей, обеспечено гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Также психолого-педагогическая экспертиза проводится в тех случаях, когда возникает необходимость определить порядок обучения и воспитания ребенка, установить у него наличие/отсутствие или степень педагогической запущенности, психоэмоциональный или социальный инфантилизм, отставание в социально-интеллектуальном плане, возможные направления улучшения психологического развития, способности одного или обоих родителей к воспитанию и обучению ребенка и др.

Психолого-педагогическая экспертиза может проводиться судом, правоохранительными органами, родителями и родственниками ребенка, если для этого существуют определенные предпосылки: когда нужно установить отношение самого ребенка к сложившейся ситуации, выявить взаимосвязь между конкретным событием и психоэмоциональным состоянием малыша и т.д.

Чаще исследование проводится для суда в рамках бракоразводного процесса, затрагивающего интересы несовершеннолетних. И когда есть необходимость в определении места жительства. В данном случае она оценивает, с кем из родителей лучше проживать, если родители проживают раздельно.

Являясь разновидностью судебно-психологической, психолого-педагогическая экспертиза назначается и тогда, когда возникает необходимость установить, не оказывалось ли на ребенка психологическое и/или физическое воздействие со стороны матери, отца или других родственников (третьих лиц).

Помимо судебной необходимости психолого-педагогическое экспертное исследование ребенка может проводиться для предоставления заключения.

Для решения таких разнообразных вопросов эксперту (специалисту) необходимо одновременно обладать знаниями в области не только психологии, но и педагогики. Если такого образовательного сочетания нет, то психолого-педагогическая экспертиза должна проводиться двумя экспертами (специалистами): педагогом и психологом.

Актуальностью данного исследования является освещение и возможное устранение тех вопросов и противоречий, которые связаны с проведением судебной психолого-педагогической экспертизы. Разработка перечня методик судебного эксперта в данной области, определение нормативной базы и положения в образовании для эксперта такого уровня. Дача рекомендаций для работы психолога-педагога в области проведения диагностик ребенка с особенностями развития и работы с родителями такого ребенка, а так же практические вопросы выступления в суде. Практическое освещение достаточно спорного, но в тоже время очень важного исследования детско-родительских отношений и предупреждение возможных ошибок в части проведения работы с детьми и родителями, описания заключения, работа с тестовыми материалами.

К исследованиям, посвященным социально-психологическим и психолого-педагогическим проблемам семей, уже находящихся в состоянии развода и/или переживающих распад семьи, следует отнести работы таких ученых, как В.А. Ермаков (Психология и педагогика: учебное пособие. М., 2011) [29], Д.В. Сочивко, А.В. Пищелко (Реадаптация и ресоциализация. М., 2003) [52], О.Э. Петруня (Юридическая психология: учебно-методический комплекс. М., 2009.) [46], С.А. Баранова, З.Ф. Семенова (Рисуночные тесты. Методики работы с самыми маленькими. М., 2008) [10], С.В. Семенова (Психологические рисуночные тесты. М., 2006) [53], Д.А. Дилео (Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М., 2017) [28], А.Л. Баркан (О чем говорят рисунки детей. СПБ., 2014) [9], А.В. Ваксян (Практика уголовного сыска. М., 2003) [20], А.А. Гребенюк (Актуальные проблемы возрастной психологии. СИМФ., 2001) [27].

Необходимо отметить, что при определенных обстоятельствах судебно-правового разбирательства по определению места жительства ребенка или порядка общения с ним одного из родителей (например, при обвинении одного из родителей другим в психических нарушениях или жестоком обращении с ребенком) возникает необходимость проведения только психологической или даже психолого-психиатрической экспертизы по определению психологической или психической возможности конкретных лиц (отца или матери) обеспечить воспитание детей. Осознание сложностей, возникающих при проведении такого рода экспертиз, привели к формулировке противоречий:

- между частой необходимостью психолого-педагогической экспертизы и недостаточностью подготовленных специалистов;

- между необходимостью соблюдения специальных условий при проведении экспертиз с участием детей и сложностью их создания на практике;

- между вопросами подбора методик работы с ребенком с особенностями развития в соответствии с конкретной ситуации или использование ограниченного списка общепринятых методик.

Из всего выше сказанного следует, что проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каковы аспекты проведения судебной психолого-педагогической экспертизы детей с особенностями развития.

Цель исследования – охарактеризовать социально-педагогические аспекты судебной психолого-педагогической экспертизы детей с особенностями развития.

Объект исследования – судебная психолого-педагогическая экспертиза.

Предмет исследования – аспекты проведения судебной психолого-педагогической экспертизы с участием детей с особенностями развития.

Гипотеза исследования. Априори мы полагаем, что диагностика детей с особенностями развития при проведении судебной психолого-педагогической экспертизы имеет определенные социально-педагогические особенности, в числе которых:

- проведение такого исследования сопряжено с использованием диагностик традиционно относящихся к педагогике и психологии;

- проведение данного исследования может приобретать характер социально-педагогической профилактики, т.к. в некоторых случаях эксперт имеет право добавить на разрешение дополнительные вопросы или обратиться в соответствующие органы для решения конкретной задачи, выявленной в ходе проведения встреч и бесед с родителями и ребенком;

- в целом само исследование направлено на разрешение споров в отношении взаимодействия родителей и ребенка;

- особую значимость приобретают заключения эксперта, так как в дальнейшем это является одним из главных, неоспоримых доказательств при решении судебных дел в отношении места проживания ребенка и решении его дальнейшей судьбы.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1) изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;

2) провести исторический анализ развития психолого-педагогической экспертизы;

3) ознакомиться с нормативно-правовыми основами судебной психолого-педагогической экспертизы;

4) выявить социально-педагогические аспекты и особенности присущие данному исследованию;

5) выявить ряд методик используемых при проведении психолого-педагогической работы с детьми с особенностями развития;

6) выделить ряд параметров присущих детям с особенностями развития, которые должен учитывать эксперт при проведении психолого-педагогической экспертизы;

7) обосновать особенности взаимодействия психолога-педагога при работе с родителями ребенка с особенностями развития;

8) определить ряд часто встречающихся ошибок при проведении подобных исследований;

9) сформулировать ряд основных рекомендаций для проведения судебной психолого-педагогической экспертизы

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по педагогике, психологии, юриспруденции и криминалистики.

Для системного анализа социально-педагогических аспектов проведения психолого-педагогической экспертизы использовались работы таких ученых, как:

- для изучения общего подхода работы с детьми, интерпретация отечественного и зарубежного опыта социально-психологической работы с детьми, а так же подбор методик и тестов как инструментарий психолога-педагога использовались работы содержащие идеи системного подхода (Н.И. Авдонина, А.И. Анастази) и общенаучного подхода (А.А. Алексеев, Д.В. Батаршев);

- непосредственное изучение методики рисуночных тестов, как основной диагностики, используемой при проведении судебной психолого-педагогической экспертизы, рассматривались в работах, которые определяют комплекс средств и условий, необходимых для успешной реализации воспитательной функции: личностно-ориентированный подход (А.Л. Баркан, С.А. Баранова);

- большое значение для теоретического осмысления проблемы содержания и технологий деятельности судебного эксперта, а так же ошибки при назначении и проведении судебных экспертиз играют работы: Е.В. Александренко, А.В. Белоусова и других.

Теоретической основой исследования является:

- базисные нормы и положения основных законодательных актов, которыми руководствуется эксперт при проведении судебной психолого-педагогической экспертизы (КРФ, ГПКРФ, СКРФ,УКРФ и другие);

- ювенологический подход (при разработке технологий социально-педагогической деятельности эксперта в процессе проведения судебной психолого-педагогической экспертизы), который определяет основные параметры написания заключения содержатся как в законодательных актах (ФЗ № 73, ФЗ №120), так и в учебной литературе различных авторов (Н.В. Антокольская и другие);

- положения и правила составления заключения, а так же основные акценты в написании судебной экспертизы (Е.Ю. Горошко, М.К. Каминский).

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация; психологический анализ, анализ ситуаций.

Источники исследования: Конвенция о правах ребенка ООН, основополагающие акты федерального уровня, такие как Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, а также Федеральные законы РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

 

СЛОВАРЬ

1. Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами (далее также - эксперт), состоит в организации и производстве судебной экспертизы [45].

2. Судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу [45].

3. Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном законом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию [20].

4. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим законом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения [6].

5. Специальные знания - это знания, базирующиеся на какой-либо науке, имеющие теоретическую базу, приобретенные в ходе специальной подготовки и носитель этих знаний имеет не только теоретическую и специальную подготовку, но и практические навыки по применению своих знаний в реальных ситуациях правоприменительной практики [2].

6. Заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом [45].

7. Судебная психолого-педагогическая экспертиза – это комплекс диагностических и аналитических исследований, требующих глубоких знаний в сфере психодиагностики, возрастной, семейной психологии и педагогике, решающие споры относительно детско-родительских отношений [28].

8. Возрастные особенности - специфические свойства личности ребенка, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены стадии развития возраста [27].

9. Дети с особенностями развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь [30].

 

 

ПРИМЕР НАПИСАНИЯ ТЕКСТА

 

 

Исторический анализ развития психолого-педагогической экспертизы как отдельного вида судебной экспертизы и ее социально-педагогическая обусловленность

Судебная психолого-педагогическая экспертиза (СППЭ) является разновидностью психологической экспертизы (СПЭ), которая, в свою очередь, опирается одновременно на научные достижения психологии и юриспруденции [35].

Анализ истории развития судебной экспертизы, в частности, судебной психологической экспертизы, позволяет выделить три основных этапа формирования данного вида экспертизы как особой формы применения специальных психологических знаний в уголовном и гражданском процессах.

Первый этап. Данный период напрямую связан с возникновением проблемы по поводу возможности производства судебной экспертизы с использованием знаний из области психологии. Сама же проблема появилась в связи с такой необходимостью, прежде всего, в судебной практике. Заметим, что изначально проблема использования психологических знаний в уголовном процессе была сформулирована не психологами, а юристами в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в.

Появление СПЭ как теоретико-практического раздела юридической психологии в России связано, в первую очередь, с трудами выдающегося ученого М.М. Коченова и его учеников, работавших в то время в Отделе правовой психологии Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности при Генеральной прокуратуре СССР (ныне – Академия Генеральной прокуратуры РФ).

Достигнутым результатом первого этапа следует считать признание (в первую очередь, со стороны практикующих юристов) возможности применения психологических знаний в экспертном деле и выделение предметных подвидов экспертиз, в том числе психолого-педагогической экспертизы.

Наряду с этим, разработки в сфере исследования возможного использования специальных психологических знаний в судебной практике поставили перед теорией СПЭ много новых задач, требующих срочного решения для более эффективного применения психологических исследований. Срочность решения выявленных проблем определялась не только самими научными исследованиями, но и теми реальными трудностями, которые появлялись при производстве такого рода экспертиз в юридической практике.

Среди обозначенных проблем оказалось много теоретических, методологических, организационно-правовых вопросов, непосредственно связанных со взаимодействием как между экспертами разных специальностей и направлений, так и между экспертами и органом, назначившим экспертизу; а также с разработкой и уточнением экспертных критериев, компетенцией самих экспертов.

Таким образом, на первом этапе СПЭ была выделена как самостоятельная форма применения специальных познаний в уголовном и гражданском процессе, определены основные подвиды СПЭ, в том числе психолого-педагогическая экспертиза, но одновременно с этим ярко обозначились теоретические, методологические, организационно-правовые проблемы, требующие скорейшего рассмотрения и решения.

Второй этап. В этот период происходит бурное решение различных проблем в области судебной экспертизы. Он отличается активизацией исследовательской деятельности и тщательным изучением самых различных аспектов теории и практики судебных психологических и психолого-педагогических исследований, психодиагностической методологии, организационно-правовых проблем, связанных с производством экспертиз, а также осуществлены фундаментальные психологические исследования, актуальные для определения судебно-психологических экспертных критериев при оценке психо-эмоционального состояния подэкспертных лиц.

Одной из самых насущных проблем этого периода стало четкое определение объекта и предмета исследования судебного эксперта- психолога, в связи с чем стал вопрос об уровне его специальных знаний, так как деятельность психолога как судебного эксперта коренным образом отличается от любой другой психодиагностической работы психолога. Границы компетенции психолога в разных предметных видах СПЭ рассматривались многими авторами: М.М. Коченовым, И.А. Кудрявцевым, В.В. Гульданом и др.

Для методологии СПЭ и СППЭ этого периода характерным можно считать простое перечисление конкретных психодиагностических и педагогических методов, используемых при судебном экспертном исследовании[22]. Наряду с этим особое внимание стало уделяться психологическому анализу материалов уголовного или гражданского дела и других, имеющих значение для дела документов с целью ретроспективной оценки предмета и объекта экспертизы[6].

Третий этап. Важным этапом в развитии отечественного уголовного законодательства стало введение в действие с 1 января 1997 г. Уголовного Кодекса РФ, одним из достоинств которого явилось, по мнению О.Д. Ситковской, существенная его «психологизация». При этом дискуссии в большей степени возникли при обсуждении экспертиз по определению состояния аффекта и других юридически значимых экспертных категорий, вытекающих из необходимости судебной квалификации деяния по ст. 22 УК РФ – Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Осуществлены были также новые подходы и в отношении экспертизы лиц, окончивших жизнь самоубийством.

Именно на этом этапе развития СПЭ и СППЭ явилось распространение судебных экспертиз с участием психолога и педагога на гражданское судопроизводство, что дало сильный толчок в развитии экспертиз по гражданским делам, связанным с защитой интересов ребенка. Своеобразным подведением итогов работы в этой области стала монография Ф.С. Сафуанова, Н.К. Харитоновой и О.А. Русаковской, в которой рассматриваются теоретические и методологические проблемы судебной экспертизы по гражданским делам по вопросу воспитания и образования детей при раздельном проживании родителей; обозначаются принципы, этапы и методы судебно- экспертного исследования. Особое внимание авторы уделили анализу социально-психологических особенностей высококонфликтных семей, влиянию разводов родителей на психо-эмоциональное состояние и дальнейшее развитие ребенка [39]. Были также выделены наиболее важные психологические факторы, имеющие решающее значение при рассмотрении вопросов о месте жительства ребенка и порядке его общения с отдельно проживающим родителем. Анализу подвергались типичные ошибки в заключениях специалистов и экспертов [47].

Таким образом, именно с этого этапа психолого-педагогическая экспертиза получает свое заслуженное место в линейке психологических экспертиз и начинает развиваться как отдельная судебная экспертная отрасль.

 

 

Нормативно-правовые основы деятельности

эксперта-психолога/педагога

Вся экспертная деятельность, требования, предъявляемые к судебным экспертам, в том числе к экспертам-психологам и экспертам-педагогам, проводящим психолого-педагогическую экспертизу, их права и обязанности, четко регламентированы Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, другими федеральными законами, в том числе Федеральным Законом 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности».

Государственная судебная экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, которые должны проводиться с использованием всех доступных достижений науки и техники [45].

Деятельность эксперта-психолога и эксперта-педагога осуществляется при неуклонном соблюдении равенства прав граждан, в том числе их конституционных прав на свободу, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам Конституции РФ и международного права [6].

Эксперт должен проводить исследование только в пределах своей специальности или специализации, максимально объективно и всесторонне, на строго научной и практической основе и в полном объеме [25].

Прежде всего, судебный эксперт должен обладать правом и необходимыми компетенциями, дающими ему возможность проведения соответствующих исследований с целью установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по конкретному делу, и впоследствии дачи заключения по тем вопросам, разрешение которых требует познаний в области психологии и педагогики. В зависимости от содержания вопросов, поставленных перед экспертами, к проведению исследования для совместной работы могут привлекаться социальные, клинические или специальные психологи, дефектологи, педагоги, психиатры, врачи разного профиля, лингвисты [26].

Желательно, чтобы хотя бы один из экспертов, работающих над конкретной экспертизой, прошел соответствующее обучение и имел сертификат соответствия по экспертной специальности 20.1. «Исследование психологии и психофизиологии человека», утвержденной Приказом №237 Минюста Рос- сии от 27.12.2012.

Из описанных требований следует, что судебным экспертом может стать любое лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в установленном порядке для производства судебной психолого-педагогической экспертизы ребенка, родителя, опекуна или конкретной ситуации в сфере детско-родительских отношений [32].

Основанием для производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении может являться как определение суда, так и постановление судьи или лица, производящего дознание, следователя [23]. Судебная экспертиза считается назначенной с момента вынесения соответствующего определения или постановления.

Орган или лицо, назначившие судебную психолого-педагогическую экспертизу, представляют материалы гражданского или уголовного дела, необходимые для проведения исследования и дачи заключения эксперта(ов), а также обязывают участников судебного процесса не препятствовать работе эксперта(ов) и явиться в указанную организацию для проведения экспертных действий [33].

При необходимости орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. В определенных случаях возможно получение образцов в присутствии эксперта (или одного члена из группы экспертов), кому поручено производство конкретной экспертизы.

Если получение образцов производилось непосредственно экспертом, то после завершения судебной экспертизы такие образцы прилагаются к заключению и, соответственно, направляются в орган или лицу, которые ее назначили. При наличии дополнительного распоряжения полученные экспертом образцы могут определенное время храниться в государственном судебно-экспертном учреждении [36]. Заключение каждого эксперта должно основываться только на тех положениях, которые, исходя из общепринятых научных и практических данных, дают возможность перепроверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.

На основании результатов, полученных в ходе проведенных исследований, эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает/дают письменное заключение и подписывает/подписывают его. При этом подпись эксперта или подписи экспертов должны быть заверены печатью того государственного судебно-экспертного учреждения, где была произведена назначенная психолого-педагогическая экспертиза [45].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что судебная психолого-педагогическая экспертиза в своем развитии прошла длительный и сложный путь. В результате судебная экспертная деятельность обогатилась новым видом исследования, которое проводится в отношении личности человека (родителя(ей), ребенка) и/или конкретной ситуации. Заключение специалиста такого профиля является одним из самых весомых доказательств по судебному делу. Постепенно появилась литература, описывающая различные варианты проведения психолого-педагогической диагностики детей и родителей, результаты и интерпретации предлагаемых тестов и т.д.

Безусловным достижением в этой области было создание и введение в практику определенных нормативно-правовых актов, регламентирующих именно это направление и четко определяющих такие основополагающие параметры, как:

- основание производства судебной экспертизы,

- круг вопросов,

- объекты исследования,

- возможные методы,

- необходимые материалы дела,

- содержание и результаты исследований,

- оценка результатов исследований,

- обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авдонина Н.И. Отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической и социально–психологической работы с детьми из неблаго- получных семей /Н.И. Авдонина// Вестник мордовского университета – 2009. – № 2. – С. 178–182.

2. Александренко, Е. В. Ошибки при назначении и проведении судеб- ных экспертиз / Е. В. Александренко // Эксперт–криминалист. – 2010. – № 4.– С. 36–39.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: [пер. с англ.] / А. Анастази, С. Урбина; науч. ред., пер.: А. А. Алексеев. – 7–е изд., междунар. – Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 688 с.

4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А.Г. Асмолов – М.: Изд–во МГУ, 1984. – 105 с.

5. Антокольская М.В. Семейное право: учебник / М.В. Антокольская. – Москва: Юристъ, 2004. – 366 c.

6. Белоусов А. В. Назначение судебных экспертиз на предварительном следствии: проблемы и недостатки / А. В. Белоусов // Российский следователь. – 2000. – № 3. – С. 51–53.

7. Бастыркин А.И. Криминалистическое исследование письма: учебное пособие / А.И. Бастыркин. – Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2002. – 212 с.

8. Батаршев Д.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога / Д.В. Батаршев. – Москва: Дело, 2003. – 240 с.

9. Баркан А. Л. О чем говорят рисунки детей /А.Л. Баркан – Санкт-Петербург: Этерна, 2014. – 208с.

10. Баранова С. А. Рисуночные тесты. Методики работы с самыми маленькими. / С.А. Баранова, З.Ф. Семенова. – Москва: АСТ, 2008. – 190 с.

11. Белоус В.В. Человек как интегральная индивидуальность / В.В. Белоус, А.И. Щебетенко. – Пятигорск: ПГЛУ, 1996. – 203 с.

12. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность / Н.А. Берн- штейн. – Москва: Наука, 1990. – 495 с.

13. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. – Москва: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.

14. Брунер Дж. О познавательном развитии: исследование развития познавательной деятельности / Дж. Брунер. – Москва: Наука, 1971. – 123 с.

15. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 351 с.

16. Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т.Чередникова – Кишинев: ВИРТ; Санкт-Петербург: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.

17. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.

18. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.

19. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Ю.В. Василькова – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 160 с.

20. Ваксян А.В. Практика уголовного сыска / А.В. Ваксян. – Москва: Лига Разум, 2003. – 244с.

21. Вундт В. Основы физиологической психологии / под ред. А. Крогиус, А. Лазурский, А. Нечаев. – Москва: Либроком, 2015.– 538 с.

22. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – Москва: Изд–во Акад. пед. наук, 1960. – 500 с.

23. Галагузова Ю.Н. Теория и практика профессиональной подготовки социальных педагогов: монография / Ю. Н. Галагузова. – Москва: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. – 183 с.

24. Горошко Е. Ю. К вопросу об оформлении заключений комплексных экспертных исследований / Е. Ю. Горошко // Эксперт–криминалист. – 2009. – № 3. – С.13–16

25. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: фе- деральный закон от 14.11.2002 № 138–ФЗ: принят Гос. Думой 23.10.2002 (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532

26. Гребенюк А.А. Актуальные проблемы возрастной психологии. / А.А. Гребенюк. – СИМФ.: Литера, 2001. – 178с.

27. Гуревич K. M. О надёжности психофизиологических показателей / К. М. Гуревич // Проблемы дифференциальной психофизиологии. – Москва: Просвещение, 1979. – Т.6. – С. 266–275.

28. Дилео Д.А. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. / Д.А. Дилео – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2017. – 272с.

29. Донская А.Д. Психолого-педагогические аспекты проведения судебной психолого-педагогической экспертизы: выпускная квалификационная работа / А. Д. Донская. – Воронеж, 2018. – 52 с.

30. Ермаков В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / В.А. Ермаков. – Москва: Евразийский открытый институт, 2011. – 302 с.

31. Каминский, М. К. Руководство по подготовке, назначению и проведению судебных экспертиз / М. К. Каминский. – Ижевск: Детектив-информ, 1999. –104 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: