Что есть человек? Что связывает его с другими живыми существами? Почему он так отличается от них?
Эти вопросы люди задавали себе с тех самых пор, когда научились мыслить.
«Мы с тобой одной крови - ты и я», - могли бы повторить вслед за Маугли те, кто поклонялся тотемам - изображениям животных, от которых якобы и ведут свой род люди.
Тотемизм - вера в сверхъестественную связь между родом или племенем и этим самым животным- прародителем. Это одна из самых древних форм религии. Она появилась, вероятно, ещё в те незапамятные времена, когда люди не отделяли себя в полной мере от природного окружения, чувствовали себя частью природы.
Вот и Платон, знаменитый древнегреческий философ, пытался увидеть эту связь. «Человек - это двуногое животное без перьев», - доказывал он своему оппоненту, не менее знаменитому мыслителю Диогену. «Нет, - думал Диоген, - что-то здесь не так. Человек - это что-то гораздо большее». И чтобы доказать свою правоту, он ощипал петуха и поставил его перед Платоном: «Это твой человек?»
После такого наглядного опровержения, тому трудно было настаивать на прежней формулировке, и он добавил: «…и имеющее ногти!» Наверное, Диоген нашёл подходящий ответ, он был находчивым парнем и за словом в карман не лез. Но история не сохранила сведений о продолжении дискуссии. Кстати, ногтями принято называть и роговые пластинки на концах пальцев приматов. Но, возможно, античные философы не были близко знакомы с обезьянами.
Так всё-таки: человек - это животное или совершенно особое существо?
Да, конечно, животное! Биологи выделяют около 1560 признаков, по которым можно провести сравнение людей и человекообразных обезьян. Так вот, всего лишь пятая часть из них - 312 - присуща исключительно человеку. По остальным мы совпадаем с нашими братьями приматами. Наиболее близки люди с шимпанзе - 396 общих признаков. 305 совпадений у человека с гориллой. Более отдалёнными родственниками являются орангутаны - 272 объединяющих признака. Да что там приматы! Иммунологическое сходство (то есть подобие на генном уровне) человека со свиньёй составляет от 38% до 58 процентов.
Можно приводить ещё очень много фактов, подтверждающих идею - человек такое же природное, биологическое существо, как и другие животные.
Но…! Многие свойства, присущие человеку, не закладываются в него от рождения. Они не сформируются, если по каким-то причинам маленький ребёнок окажется изолирован от общества себе подобных. Только у Киплинга Маугли был таким развитым, умел пользоваться огнём и научился разговаривать. Судьба реальных Маугли складывалась совсем по-другому.
Вот только один пример. В 1976 году индийский крестьянин шёл через лес в соседнюю деревню. Недалеко от тропинки он заметил четырёх волчат. Нет! Только трое зверёнышей были волчатами, а четвёртый - человеческим ребёнком, мальчиком на вид лет пяти-шести. Волчата убежали, а маленького человека крестьянину удалось поймать, несмотря на его упорное сопротивление: ребёнок рычал, кусался, царапался острыми ногтями. Тем не менее, мужчина принёс его в свой дом, где вместе с родственниками пытался приобщить Балу (так назвали приёмыша) к человеческому образу жизни. Но это им не удалось.
Передвигаться мальчик предпочитал на четвереньках, его ладони, локти и колени были покрыты твёрдыми мозолями. Отказывался от вегетарианской пищи, предпочитая сырое мясо. Когда стало ясно, что никаких изменений в поведении Балу добиться не удалось, семья передала его в христианский монастырь, откуда он попал в миссию Матери Терезы. Благодаря заботам служителей, особенно персонального его воспитателя - отставного капрала, который сочетал ласку со строгой дисциплиной, мальчик стал более спокойным, отзывался на своё имя, научился передвигаться на ногах и пользоваться простыми предметами.
Но после того как мужчина покинул миссию, Балу вновь стал возвращаться к животному состоянию и в 1985 году умер.
Есть и другие примеры подобного рода. Акбар, глава Империи Великих Моголов в 16 веке, по сведениям исторических источников, даже приказал поставить жестокий эксперимент. Группу новорождённых детей, обычных по телосложению и развитию, изолировали от всякого общения. Их кормили, физически они вполне нормально развивались, но ни речь, ни способность мыслить, вести себя «по-человечески» у них так и не сформировалась.
Значит, родиться в человеческом обличье недостаточно для того, чтобы стать человеком! Нужно жить в обществе себе подобных. Давайте попробуем провести грань между биологическим и социальным в человеке.