Образование «Тройственного союза»




Конспект урока

По истории для 8 класса

По теме «Международные отношения в последней трети XIX – начале XX вв» дата:14.04.2020

Учитель: Гладчук Ольга Анатольевна

План урока

  1. Завершение раздела мира.
  2. Складывание военно-политических блоков.
  3. Первые империалистические войны.
  4. Балканы – «пороховой погреб Европы».

Ход урока:

I. Изучение новой темы

Учитель называет тему, цель урока.

1. К концу XIX века завершился раздел мира между крупными мировыми державами: Англией, Францией, Германией, США, Японией.

- Показать на карте.

Колонии – страны Африки, средняя и Юго – Восточная Азия, острова Тихого океана;

Полуколонии – Китай, Османская империя, Иран, Афганистан, часть стран Латинской Америки;

Зависимые – Португалия, Латинская Америка, Балканские страны).

1914 г. – 66,9 % территории мира – зависимые

60 % населения

- Работа с картой и атласами:

- Назовите колонии Англии, Франции, Германии, Италии, Японии. Покажите их на карте.

- Какие молодые государства будут стремиться к переделу колоний? Почему? Германия – «молодой хищник Европы», США и Япония

2. Для начала борьбы за передел мира необходимы союзники. Германия стремится найти союзников.

- Работа с текстом документа

Какие взгляды Германии вызывают опасения в конце XIX начале XX вв.?

«Из речи Б. Бюлова в рейхстаге 11 декабря 1899 г.

Мы не потерпим, чтобы какая-либо иностранная держава какой-нибудь чужеземный Юпитер сказал нам: «Сто делать? Мир уже поделен!» Мы не хотим никому мешать, но мы и не позволим никому стать нам на пути. Мы не будем пассивно стоять в стороне… в то время как другие делят мир. Мы не можем и не хотим этого терпеть. Мы имеем интересы во всех частях света… Если англичане говорят о Великой Британии, французы о новой Франции, русские завоевывают Азию, то мы требуем создания Великой Германии… Мы только тогда сможем держаться на высоте, когда поймем, что для нас невозможно благосостояние без большой мощи, без сильной армии, без сильного флота… В наступаюшем столетии немецкий народ будет или молотом или наковальней.»

1-е сообщение: «Складывание Тройственного Союза»

- Когда и с какой целью был образован Тройственный Союз? Какие государства в него вошли?

Старые империи – Англия и Франция в противовес Тройственному Союзу создают свой военно-политический блок.

2-е сообщение: «Складывание Антанты»

- Когда и с какими целями сложилась Антанта? Какие государства вошли в нее?

Вывод: В начале XX века создание двух военно-политических блоков было закончено. Государства Европы активно начинают подготовку к войне.

- Докажите, что страны мира действительно готовятся к войне.

- Анализ таблиц

 

 

Численность армий ведущих европейских государств (тыс.ч.)

Годы Россия Англия Германия Франция Австро-Венгрия Италия Всего
               
               

 

Военные расходы ведущих держав (в млн. руб.)

Годы Россия Англия Германия Франция Австро-Венгрия Италия США Япония
                 
                 

 

3. Новая эпоха – эпоха империализма породила империалистические войны – войны за передел уже поделенного ранее мира.

На рубеже XIX-XX вв. произошли:

Испано-американская война – 1898 г.

Англо- бурская – 1899 - 1902 гг.

Русско-японская – 1904 - 905 гг.

- На примере одной из войн проследить характер империалистической войны.

3-е сообшение: «Испано-американская война».

4. Балканы – «пороховой погреб» Европы. Почему?

1908 г. Боснийский кризис. Австро-Венгрия – захват Боснии и Герцеговины; протест Турции и Сербии.

Группы интересов: Россия – Сербия

Австро-Венгрия

1912г. – Первая Балканская война

1913г. – Вторая Балканская война

Цель: передел территории Балканских государств.

С 1911г. – опасность войны возникала ежегодно. Главная причина – противоречия между державами Антанты и Тройственного союза.

- Представьте, что вы журналист и берете интервью у представителей правительств крупнейших европейских государств по поводу их отношения к вопросу о вступлении стран в войну. Какие, на ваш взгляд, могли быть ответы?

Представитель правительства Германии (1 ряд)

Представитель правительства Англии (2 ряд)

Представитель правительства России (3 ряд)

II. Закрепление изученного материала.

Рассмотрев точки зрения ведущих европейских держав, какой вывод можно сделать? Что подтверждает вашу точку зрения?

Образование «Тройственного союза»

К началу 20 века Германия по многим экономическим и техническим показателям вышла на 1-е место в мире. На ведущие позиции вышли немецкие учёные и инженеры. Подъём наблюдался также в культуре. Возросло благосостояние народа. На таком фоне во власть начали проникать индивидуалисты. Многие из них обладали ещё и чувством превосходства, что привело к возникновению доктрины "пангерманизма".

Эта теория предусматривала превосходство немецкой расы над всеми другим и необходимость расширения “жизненного пространства” для немцев за счет “восточных земель” (Русская равнина до Уральских гор, немного Африки, немного Китая, Балканы). Надо сказать, такие теории возникали во всех странах, и, по аналогии с первой, они звучали схоже (панамериканизм, панславянизм, и т.п.).

Нетрудно заметить, что катализаторами того, что Германия стала сильным государством, были объединение немецких земель и правление.

Это государство значительно превосходило своих союзников не только в военном отношении, но и в экономическом. Хотя формально в Тройственном союзе все были равны, по сути, это был союз, созданный “Германией для Германии”, и ее интересы были превыше каких-либо других.

Кроме того, Тройственный союз разрывали внутренние противоречия. Австро-Венгрия и Италия не могли договориться из-за алжирских колоний Франции. Италия пыталась спорить с Германией о юго-восточных частях Франции и об ее африканских колониях. Австро-Венгрия претендовала на гегемонию в Балканском регионе (Учитывая желание немцев установить свою гегемонию во всей Европе и то, что Балканы часть Европы, цель весьма трудновыполнимая).

Несомненную роль в организации Тройственного союза сыграл германский государственный деятель, князь - Отто фон Бисмарк., выходец из померанского юнкерства.

О. Бисмарк в 1879 добился заключения союза с Австро-Венгрией, а в 1882 - Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), направленного против Франции и России.

Однако, стремясь предотвратить возможность войны на два фронта, Бисмарк пошёл в 1881 и 1884 на возобновление "Союза трёх императоров", а в 1887 заключил с Россией "договор перестраховки". В конце 80-х гг. выступал против намерения германских военных кругов начать превентивную войну с Россией, считая, что война с Россией была бы чрезвычайно опасной для Германии. Но германское проникновение на Балканы, поддержка там Австро-Венгрии против России, мероприятия против русского экспорта и др. ухудшали отношения Германии с Россией.

Провоцирование "военных тревог" также способствовало сближению Франции и России, завершившийся франко-русским соглашением в 1891-1893. Бисмарк не учитывал глубины англо-германских противоречий и пытался добиться сближения с Англией. Однако проводившаяся им в 80-х гг. политика колониальной экспансии привела к обострению англо-германских отношений. Провал политики подавления рабочего движения и неудачи во внешней политике предопределили отставку Бисмарка.

 

Тройственный союз был заключен на тайных началах и с небольшими оговорками со стороны Италии. Так как она не хотела вступать в конфликтные отношения с Великобританией, то предупредила своих союзников о том, чтобы те не рассчитывали на ее поддержку в случае нападения на кого-либо из них со стороны Великобритании

Стороны обязались в случае общего участия в войне не заключать сепаратного мира и держать договор о Тройственном союзе в тайне. Договор возобновлялся в 1887 и 1891 годах (при этом вносились дополнения и уточнения) и автоматически продлевался в 1902 и 1912 годах.

С конца XIX века Италия, терпевшая убытки от таможенной войны, которую вела против неё Франция, начала менять политический курс. В 1902 году она заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.

Четвёртый союзный договор между Австро-Венгрией, Германией и Италией был подписан в Берлине 28. VI 1902, полностью воспроизводил текст предыдущего, третьего союзного договора, был заключён на тот же 6-летний срок и с теми же условиями продления.

В секретной декларации, сообщённой итальянскому правительству 30. VI 1902, австро-венгерское правительство извещало, что оно стремится к сохранению территориального статус-кво на Востоке, но не предпримет ничего такого, что могло бы помешать действиям Италии, продиктованным её интересами в Триполитании и Киренаике.

Политика стран - участниц Тройственного союза в десятилетие 1902-12 характеризуется растущей агрессивностью германского империализма, возглавляющего этот союз, всё более усиливающимся проникновением держав Тройственного союза на Балканы и в Турцию захватом Италией Триполи и Киренаики в результате итало-турецкой войны и продолжающимся отходом Италии от Тройственного союза.

Пятый договор Тройственного союза был подписан в Вене 5. XII 1912. Содержание этого договора идентично содержанию договоров 1891 и 1902. Договор 1912 был в истории Тройственного союза последним, он просуществовал до 1915 года, так как Италия в военных действиях уже участвовала на стороне Антанты. Этому перераспределению сил предшествовал нейтралитет данной страны в отношениях между Германией и Францией, с которой «выходцу» было не выгодно портить отношения. После заключения Лондонского пакта Италия вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, и Тройственный союз распался (1915).

После выхода Италии из союза, Болгария и Османская империя присоединились к Германии и Австро-Венгрии, образовав четверной союз.

Центральные державы -военно-политический блок государств, противостоявших державам «дружественного соглашения» (Антанте) в Первой мировой войне 1914—1918 гг.

Состав блока:

Германская империя

Австро-Венгрия

Османская империя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: