Материализм (материалисты)




Философия

Лекция

1. Предмет и значение философии.

Философия – ЭТО НЕ НАУКА.

Философия – это отдельная, самостоятельная форма духовной культуры. Наряду с другими формами (наука, религия, искусство).

Философия стремится в наиболее общих чертах объяснить все существующее (Ответить на вопрос «ЧТО ЭТО ВСЕ НА САМОМ ДЕЛЕ?»).

Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости»)

ИЗ ВИКИПЕДИИ:

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

По преданию слово ФИЛОСОФИЯ впервые использовал Пифагор.

В беседе с царем Леонтом Пифагор сказал:

- Кто ты такой? Ты наверное мудрец?

- Я не мудрец, а только философ!

Мудростью нельзя обладать, Мудрецом является только Создатель!

Философия – это поиск ответов на предельные, вечные вопросы. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ вопросы!

Метафизика от др.-греч. τὰμετὰτὰφυσικά — «то, что после физики».

Метафизическое – за природного.

Метафизический – выходящий за пределы окружающего нас мира и повседневной жизни.

Человек единственное свободное существо в не свободном мире. У человека есть выбор у животного нет. (Есть-не есть, работать-не работать и т.д.)

2. Когда о философии говорят как о науке, то имеют в виду ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (искусствоведение, религиоведение).

Термина Философоведение официально не существует, поэтому одним словом философия обозначают разные вещи (Форма духовной культуры и гуманитарную науку о ней).

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫФИЛОСОВСКОГО ЗНАНИЯ:

I. История философии:

1. Религиозно-филосовские учения Древнего Востока приблизительно середина 1 тыс. до н.э.

2. Античная философия 6 в. до н.э.- 5 в. н.э.

3. Средневековая философия 5 – 15 в. н.э.

4. Философия Возраждения и Нового времени 15- 19 вв.

5. Современная философия 20-21 вв.

 

II. Общетеоретическая философия:

1. Онтология

Онтология новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — бытие, сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука.

Онтология – философское учение о бытие.

2. Гносеология

Гносеология от др.-греч. γνῶσις «познание», «знание» + λόγος «слово», «речь» — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.

3. Эпистемология

Эпистемология от др.-греч. ἐπιστήμη «научное знание, наука», «достоверное знание» + λόγος «слово», «речь» — философское учение о научном познании мира. Исследует знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие.

4. Антропология

Антропология - философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.

5. Социальная философия

Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию.

6. Этика

Философское учение о морали и нравственности.

7. Эстетика

Эстетика – философское учение о прекрасном и безобразном.

Эстетика от нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι — «чувство, чувственное восприятие» — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

8. Логика

Логика – философское учение о формах и законах правильного мышления.

Логика др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος — «рассуждение», «мысль», «разум» — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления.

 

 

По Аристотелю философия начинается с удивления всему!

Одно из отличий философии от науки – наука имеет дело с проблемами, а философия с тайнами!

Так же философия – это критическое мышление (Критика от фр. critique из др.-греч. κριτικήτέχνη «искусство разбирать, суждение»), исследовательское, самостоятельное, независимое.

Sapereaude (лат. «дерзай знать», также встречаются «решись/осмелься/дерзай быть мудрым») — латинское изречение, содержащееся в «Посланиях» Горация (Epistulae I 2 40). ИммануилКантперевёл его как: «Имей мужество использовать свой собственный разум»

Философия – это преодоление привычки ко всему!

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ОНТОЛОГИИ:

Субстанция – первоначало всего.

Несотворимое, неуничтожимое, вечно существующее.

Субстанцией можно считать что-то материальное или что-то идеальное.

Материальное – то что воспринимается органами чувств и имеет физические свойства.

Идеальное не является материальным, например МЫСЛЬ!

Все материальное- это материя. Все идеальное- это сознание.

ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ВОПРОСОВ:

ВОПРОС О ПЕРВИЧНОСТИ! МАТЕРИЯ ПЕРВИЧНА ИЛИ СОЗНАНИЕ!

Материализм (материалисты)

Субстанцией является материя, она эволюционирует, вершина ее эволюции человек, у которого есть сознание (Вегетативная нервная система, Высшая нервная деятельность)

Материя первична, сознание вторично.

Никакого сознания вне человека нет. Нет объектов сверхъестественного мира.

Спутники материализма – атеизм, эволюционизм, сциентизм, синергетика (теория самоорганизации материи; рождение порядка из хаоса)

Идеализм (идеалисты)

Субстанцией является сознание (внечеловеческое), которое создает материальный мир, т.е. сознание первично, а материя вторична.

Спутник материализма – религиозные идеи.

Дуализм (дуо- два)

Есть две субстанции, два первоначала – материя и сознание, а весь мир результат их взаимодействия. Сознание оформляет материю.

Пример: скульптор – глина.

Философия тождества

Материя и сознание это не противоположности (как материализм, идеализм, дуализм), а разные проявления одного и того же.

Пример: Вода-Лёд-Пар.

Вопрос о первичном не ставится.

 

Лекция

Онтология

Две точки зрения на проблему обусловленности:

1. Детерминизм

Детерминизм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.

В мире все обусловлено, предсказуемо, случайность не играет роли, развитие носит линейный характер.

2. Индетерминизм

Не все предсказуемо, случайность играет большую роль, развитие носит не линейный характер (ветвистый характер, имеет отклонения).

Индетерминизм от лат. in — не и лат. determinare — определять — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологическийиндетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В философии науки: концепция, согласно которой фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и более фундаментальной, позволяющей объяснить её самотворящий и эволюционный характер. Индетерминизм может быть как теологическим, отрицающим самодостаточность природы и апеллирующим к Богу для объяснения целостности и эволюции природы, так и натуралистическим, исходящим из идеи самодостаточной природы

Родственная пара детерминизму и индетерминизму:

1. Фатализм

Фатализм – идея полной предопределенности.

2. Волюнтаризм

Волюнтаризм – человек хозяин своей судьбы.

Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) - идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.

 

Фатализм, если все предопределенно, то:

а) Все предопределенно свыше (сверхъестественный фатализм).

б) Все предопределенно естественными факторами (естественный фатализм).

Обычно под фатализмом подразумевается сверхъестественный фатализм, а естественный фатализм воспринимается как детерминизм.

Фатализм – все предопределенно.

Провиденциализм – «На все воля Божья», божественный промысел.

В фатализме: Бог и человек = хозяин и питомец.

В провиденциализме: Бог и человек = родитель и ребенок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: