Название «бремя государственного долга».




5. Стабилизировать и уменьшить внутренний долг прави­тельство может тремя способами: 1) увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первично­го дефицита или даже появлению излишка; 2) осуществив мо­нетизацию бюджетного дефицита; 3) полностью или частично отказавшись от уплаты долга.

Внешний государственный долг может возникать в резуль­тате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний или путем продажи им государственных ценных бу­маг. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего, и поэтому обычно законодатель­но устанавливается его лимит.

6. Фискальная политика обладает рядом достоинств, основ­ными из которых являются ее способность сглаживать колеба­ния делового цикла, изменять структуру совокупного спроса, помощь экономике в избежании значительных отклонений от положения равновесия. Экспансионистская фискальная поли­тика может быть использована для стимулирования экономи­ческого роста.

Вместе с тем реализация бюджетно-налоговой политики связана с решением ряда проблем, которые обусловлены ее недостатками. К ним можно отнести прежде всего длительные временные лаги; невозможность точно рассчитать влияние изменений параметров фискальной политики на реальную экономику; эффект вытеснения; рост цен, вызываемый прове­дением стимулирующей фискальной политики и ослабляю­щий ее эффективность; подверженность влиянию политичес­кого цикла.


Основные выводы

1. Под денежно-кредитной политикой понимают совокуп­ность мероприятий, предпринимаемых центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономи­ческого роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Поскольку отсут­ствует прямой механизм воздействия денежно-кредитной поли­тики на сферу производства, центральный банк страны уста­навливает промежуточные цели денежно-кредитного регулиро­вания: предложение денег (денежная масса), процентную став­ку, обменный курс национальной валюты. Изменения данных параметров передаются в реальный сектор экономики, способ­ствуя реализации конечных целей. Чтобы достичь промежуточ­ных целей, центральный банк, в свою очередь, определяет на­бор тактических целей. Ими могут быть денежная база, денеж­ные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.

2. Одним из основных объектов денежно-кредитного регули­рования является предложение денег. В его формированииучаствуют три типа экономических субъектов: центральный банк, коммерческие банки, другие экономические субъекты (фирмы, население). Особая роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам, поскольку они способны создавать но­вые деньги, используя избыточные резервы, источником кото­рых служат депозиты. Увеличение (уменьшение) банковских резервов приводит к многократному расширению (сужению) денежной массы, определяемому банковским мультипликато­ром. Он рассчитывается как величина, обратная норме обяза­тельных резервов.

3. В мировой практике банковский мультипликатор меньше его расчетной величины: частично из-за излишних резервов, которые хранят банки, но в основном из-за того, что происхо­дит утечка наличности из банковской системы, т.е. не вся сум­ма денег, выданная в качестве ссуды, вновь попадает в банк. Бо­лее точно процесс мультипликации денег показывает денеж­ный мультипликатор.

4. Эффективность монетарной политики в значительной ме­ре зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредит­ного регулирования. Основными инструментами являются: дис­контная политика, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Регулируя учетную ставку, цен­тральный банк управляет объемами рефинансирования ком­мерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную норму, он воздействует прежде все­го на денежный мультипликатор. Операции на открытом рын­ке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) являют­ся оперативным инструментом влияния на денежную базу.

5. Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кре­дитной политике на ее промежуточные цели и в конечном ито­ге — на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. Дж.М. Кейнс и его последователи считают его доста­точно сложным и многоэтапным, что является их основным ар­гументом при доказательстве преимуществ фискальной поли­тики. Согласно монетаристской концепции, передаточный ме­ханизм денежно-кредитной политики значительно проще.

6. В период инфляции центральный банк проводит политику «дорогих денег», направленную на сокращение денежной мас­сы. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности он реализует политику «дешевых денег», которая приводит к увеличению предложения денег. В зависимости от выбора центральным банком промежуточной цели различают гибкую, жесткую и эластичную денежно-кредитную политику.

7. Большинство экономистов считают, что денежно-кредит­ная политика в краткосрочном периоде способна воздейство­вать на уровень национального дохода и занятости, т.е. она эф­фективна. В долгосрочном периоде она не в состоянии их изме­нить, но, если она стимулирующая, может при этом привести к росту уровня цен.

8. Национальный банк Республики Беларусь в период с 1992 г. и по настоящее время в зависимости от состояния эконо­мики и задач, стоящих перед ней, проводил различную денеж­но-кредитную политику. В последние годы ее основными целя­ми были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчиво­сти национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В соответствии с данными целями Национальный банк начиная с 2000 г. проводит умеренно-жесткую денежно-кредитную по­литику. Ее реализация способствует финансовой стабилизации экономики, созданию условий для длительного экономического роста, снижению инфляции, укреплению банковской системы.


Основные выводы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: