5. Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами: 1) увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита или даже появлению излишка; 2) осуществив монетизацию бюджетного дефицита; 3) полностью или частично отказавшись от уплаты долга.
Внешний государственный долг может возникать в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний или путем продажи им государственных ценных бумаг. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего, и поэтому обычно законодательно устанавливается его лимит.
6. Фискальная политика обладает рядом достоинств, основными из которых являются ее способность сглаживать колебания делового цикла, изменять структуру совокупного спроса, помощь экономике в избежании значительных отклонений от положения равновесия. Экспансионистская фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста.
Вместе с тем реализация бюджетно-налоговой политики связана с решением ряда проблем, которые обусловлены ее недостатками. К ним можно отнести прежде всего длительные временные лаги; невозможность точно рассчитать влияние изменений параметров фискальной политики на реальную экономику; эффект вытеснения; рост цен, вызываемый проведением стимулирующей фискальной политики и ослабляющий ее эффективность; подверженность влиянию политического цикла.
Основные выводы
1. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых центральным банком в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Ее конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Поскольку отсутствует прямой механизм воздействия денежно-кредитной политики на сферу производства, центральный банк страны устанавливает промежуточные цели денежно-кредитного регулирования: предложение денег (денежная масса), процентную ставку, обменный курс национальной валюты. Изменения данных параметров передаются в реальный сектор экономики, способствуя реализации конечных целей. Чтобы достичь промежуточных целей, центральный банк, в свою очередь, определяет набор тактических целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам и др.
2. Одним из основных объектов денежно-кредитного регулирования является предложение денег. В его формированииучаствуют три типа экономических субъектов: центральный банк, коммерческие банки, другие экономические субъекты (фирмы, население). Особая роль в этом процессе принадлежит коммерческим банкам, поскольку они способны создавать новые деньги, используя избыточные резервы, источником которых служат депозиты. Увеличение (уменьшение) банковских резервов приводит к многократному расширению (сужению) денежной массы, определяемому банковским мультипликатором. Он рассчитывается как величина, обратная норме обязательных резервов.
3. В мировой практике банковский мультипликатор меньше его расчетной величины: частично из-за излишних резервов, которые хранят банки, но в основном из-за того, что происходит утечка наличности из банковской системы, т.е. не вся сумма денег, выданная в качестве ссуды, вновь попадает в банк. Более точно процесс мультипликации денег показывает денежный мультипликатор.
4. Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Основными инструментами являются: дисконтная политика, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Регулируя учетную ставку, центральный банк управляет объемами рефинансирования коммерческих банков, изменяя их возможности создания новых денег. А изменяя резервную норму, он воздействует прежде всего на денежный мультипликатор. Операции на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) являются оперативным инструментом влияния на денежную базу.
5. Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на ее промежуточные цели и в конечном итоге — на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм. Дж.М. Кейнс и его последователи считают его достаточно сложным и многоэтапным, что является их основным аргументом при доказательстве преимуществ фискальной политики. Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики значительно проще.
6. В период инфляции центральный банк проводит политику «дорогих денег», направленную на сокращение денежной массы. В периоды спада производства для стимулирования деловой активности он реализует политику «дешевых денег», которая приводит к увеличению предложения денег. В зависимости от выбора центральным банком промежуточной цели различают гибкую, жесткую и эластичную денежно-кредитную политику.
7. Большинство экономистов считают, что денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде способна воздействовать на уровень национального дохода и занятости, т.е. она эффективна. В долгосрочном периоде она не в состоянии их изменить, но, если она стимулирующая, может при этом привести к росту уровня цен.
8. Национальный банк Республики Беларусь в период с 1992 г. и по настоящее время в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед ней, проводил различную денежно-кредитную политику. В последние годы ее основными целями были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В соответствии с данными целями Национальный банк начиная с 2000 г. проводит умеренно-жесткую денежно-кредитную политику. Ее реализация способствует финансовой стабилизации экономики, созданию условий для длительного экономического роста, снижению инфляции, укреплению банковской системы.
Основные выводы