Основные выводы
1. Макроэкономика — раздел экономической теории, в котором изучается функционирование национальной экономики как единого целого, а также таких ее совокупных величин, как национальный продукт, общее экономическое равновесие, потребление, сбережения, инвестиции, безработица, инфляция, их взаимосвязь и влияние на динамику экономического роста.
2. До 30-х гг. XX в. развитие макроэкономики базировалось на классической теории, в основе которой лежал закон рынков Ж.-Б. Сэя. Суть его в том, что предложение рождает спрос, равенство которых заранее предопределено. Классики рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему. При этом полагалось, что экономика функционирует в условиях полной занятости имеющихся факторов производства, цены и заработная плата достаточно подвижны, деньги не играют существенной
Роли в изменениях рыночной конъюнктуры, а в экономическом развитии основное значение имеет предложение благ и услуг.
3. Становление и развитие макроэкономики как самостоя-тельной научной дисциплины связано с выходом в свет работы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег* (1936), в которой он доказывает неспособность рынка к саморегулированию и необходимость государственного вмешательства в экономику. Кейнсианская теория утверждает, что государство посредством фискальной и денежно-кредитной политики способно влиять на объемы производства, а следовательно, и на занятость. Если классики при анализе движущих сил развития рыночной экономики делали акцент на предложении, то кейнсианцы — на спросе.
4. Основными целями национальной экономики являются: обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, достижение эффективности производства, справедливое распределение доходов, сбалансированность внешнеэкономической деятельности. Для достижения этих и других целей государство разрабатывает экономическую политику, представляющую собой систему мер, направленных на стабилизацию и развитие хозяйственных отношений. К ним относятся денежно-кредитная, налогово-бюджетная, внешнеэкономическая политика, политика доходов.
4. Макроэкономический анализ предполагает использование всей совокупности методов общей экономической науки, и в первую очередь диалектического метода, метода научной абстракции, системного, а также некоторых специфических методов, таких как агрегирование и построение макроэкономических моделей.
5. Макроэкономический анализ позволяет исследовать модель кругооборота товарного и денежного потоков в закрытой и открытой экономиках, что помогает глубже понять механизм функционирования национальной экономики, содержание основных макроэкономических показателей, построить ряд макроэкономических тождеств, выражающих соподчинекность составных частей национального дохода.
Основные выводы
1. Классическая школа отрицает возможность существования недостаточного уровня совокупных расходов, необходимых для продажи всего произведенного в стране валового внутреннего продукта. Это отрицание основывается на законе Ж.-Б. Сэя, согласно которому предложение товаров и услуг соответствующее предложению производственных ресурсов ему создает адекватный совокупный спрос на них. Полагается, что объем реаль-ного валового производства в стране зависит лишь от количества используемых производственных ресурсов и технологий, но не зависит от уровня цен на товары.
2. По мнению экономистов-классиков, совокупный спрос всегда равен совокупному предложению, так как в конкурентной рыночной экономике существует механизм, автоматически уравновешивающий сбережения и инвестиции через установление равновесной ставки процента, поскольку первые экономические переменные есть функции от последней.
3. При предположении о неизменности величины капитала в краткосрочном периоде объем производства в стране определяется характеристиками рынка труда — предложением труда и параметрами агрегированной производственной функции (спросом на труд). Величина предложения труда является прямой функцией от реальной заработной платы, величина спроса на труд — обратной функцией от этого же показателя. Равновесие на рынке труда определяет уровни реальной заработной платы, занятости и производства. Уровень производства рассматривается как не зависящий от соотношения сбережений и потребления, нормы процента, денежной массы в обращении.
4. Денежный рынок в классической модели полагается функционирующим достаточно обособленно от рынков товаров и ресурсов. Спрос на деньги рассматривается как состоящий лишь из операционного спроса (спроса на деньги для сделок), величина которого прямо пропорциональна номинальному ВВП. Предложение денег определяется государством и является абсолютно неэластичным по уровню цен. Взаимодействие спроса и предложения денег определяет средний уровень цен. Состояние денежного рынка не влияет на реальные объемы производства в экономике, но, согласно количественной теории денег, общий уровень цен изменяется пропорционально количеству денег, находящихся в обращении.
5. Классическая модель макроэкономического равновесия полагает, что рынок, работая в условиях совершенной конкуренции, сам устраняет все дисбалансы в экономике. При гибких ценах и зарплатах не могут существовать длительная безработица и недоиспользование ресурсов. Инфляция является лишь следствием роста количества денег в экономике, т.е. денежной массы. Государство не должно вмешиваться в экономический процесс. Его роль сводится к обеспечению работы конкурентного рынка, для чего необходимо повышать гибкость экономических параметров, гарантировать устойчивую покупательную способность денег, а также выполнять функции обеспечения страны общественными благами.
Основные выводы
1. По мнению Дж.М. Кейнса он являлся создателем теории более высокого уровня, чем неоклассическая. Последняя рассматривалась как частный случай общей экономической теории Кейнса.
2. Дж.М. Кейнс обратил внимание на абсолютную неэффективность финансового рынка и рынка труда в неоклассической модели. По его мнению, рыночная система не может обеспечить макроэкономического равновесия при уровне полной занятости и нуждается в соответствующей экономической политике, стимулирующей совокупный спрос.
3. Несовпадение инвестиционных планов фирм и планов сбережений финансовых инвесторов создает проблему незапланированных инвестиций, появление которых является эндогенным фактором снижения совокупных расходов.
4. Кейнс показал, что в XX в. возникли институциональные факторы односторонней гибкости цен — в сторону повышения. Реальная историческая негибкость цен не позволяет, по существу, применять неоклассические методы анализа макроэкономического равновесия, базирующиеся на предпосылке двусторонней гибкости цен.
5. Кейнс предложил оригинальные интерпретации функций потребления и сбережений. Если в неоклассической концепции потребление и сбережения детерминируются, главным образом, ставкой процента, то в кейнсианской теории главными их детерминантами являются величина располагаемого дохода и предельные склонности к потреблению и сбережениям.
6. Представители неоклассической концепции выдвинули теории потребления, альтернативные кейнсианской модели. Основной их смысл заключался в том, чтобы доказать независимость (автономность) текущего потребления от величины текущего располагаемого дохода.
7. Совокупный спрос или совокупные расходы — это общая сумма расходов (в номинальном выражении) на приобретение товаров и услуг для потребления и инвестиционные расходы. Поскольку уровень инвестиций не зависит от дохода, любое изменение совокупного спроса связано с изменениями в потреблении.
8. Изменения совокупного спроса рождают мультипликационный эффект, который влияет на изменения национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, насколько изменился выпуск ВВП при изменении инвестиционного спроса.
9. Рынок товаров находится в состоянии равновесия в том случае, если при постоянном уровне цен уровень ВВП равен уровню совокупного спроса. Графическая интерпретация состояния макроэкономического равновесия — это пересечение линий совокупного спроса и линии, проведенной под углом 45° к оси координат (показывает равные величины доходов и расходов).
10. Достижение уровня равновесного дохода не гарантирует, что данный уровень соответствует полной занятости. Поэтому необходимо различать фактический и потенциальный ВВП (соответствующий уровню полной занятости).
11. В состоянии равновесия сумма сбережений домашних хозяйств равна сумме инвестиций фирм. Когда уровень выпуска продукции выше равновесного и сбережения превышают планируемые инвестиции, наблюдается дефицит совокупного спроса (дефляционный разрыв) и фирмы снижают выпуск, что ведет к снижению занятости и дохода. Если фактический выпуск ниже равновесного уровня, планируемые инвестиции превышают сбережения, то рост совокупных расходов сопровождается ростом цен (инфляционный разрыв), так как в краткосрочном периоде фирмы не могут наращивать производство.
12. Представители неоклассического синтеза, в частности П. Самуэльсон, разработали синтетические модели, непротиворечиво интегрирующие кейнсианский и неоклассический понятийные аппараты, т.е. модель «доходы-расходы» и модель взаимодействия AB—AS.
Основные выводы
1. Для устранения резких колебаний экономической конъюнктуры государство может применять инструменты фискальной политики — изменение налогов и государственных расходов. Увеличение налогов снижает уровень располагаемого дохода, совокупного спроса и выпуска продукции, а также сокращает бюджетный дефицит. Рост объема государственных расходов увеличивает совокупный спрос и выпуск продукции, а также увеличивает бюджетный дефицит.
2. Под дискреционной (активной) фискальной политикой понимают сознательное изменение правительством государственных закупок, трансфертов, налогов. Все инструменты бюджетно-налоговой политики обладают эффектом мультипликатора, т.е. их изменения приводят к более значительным сдвигам в уровне национального дохода (ВВП). Для анализа мультипликационного эффекта используют кейнсианские модели «доходы—расходы» и «"утечки" — "инъекции"». Наибольшим является значение мультипликатора государственных расходов (закупок). Он рассчитывается по формуле MG------------.
Mpc
Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов, так как изменение автономного налога приводит как к уменьшению потребления, являющегося частью совокупных расходов, так и к сокращению сбережений, соотношение между которыми определяется mpc. Поэтому мультипликатор налогов Мт равен: Мт = -mpc MG. По данной формуле можно рассчитать и мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению наци-
стального дохода, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует его возрастанию.
3. Автоматические стабилизаторы смягчают колебания ВВП посредством уменьшения величины мультипликатора. Подоходный налог и трансфертные платежи являются наиболее важными автоматическими стабилизаторами.
4. Реализация стимулирующей фискальной политики сопровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Существуют следующие основные способы его финансирования: усиление налогообложения; долговое финансирование (внутреннее и внешнее); монетизация бюджетного дефицита; финансирование за счет внешних займов или средств, полученных от продажи государственной собственности.
Долговое финансирование бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга, который бывает внутренним и внешним. Для государства не столько важен абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в
национальном доходе, ВВП. Соотношение ---------- получило