Стального дохода, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует его возрастанию.




Основные выводы

1. Макроэкономика — раздел экономической теории, в ко­тором изучается функционирование национальной экономики как единого целого, а также таких ее совокупных величин, как национальный продукт, общее экономическое равновесие, пот­ребление, сбережения, инвестиции, безработица, инфляция, их взаимосвязь и влияние на динамику экономического роста.

2. До 30-х гг. XX в. развитие макроэкономики базировалось на классической теории, в основе которой лежал закон рынков Ж.-Б. Сэя. Суть его в том, что предложение рождает спрос, ра­венство которых заранее предопределено. Классики рассматри­вали рынок как саморегулирующуюся систему. При этом пола­галось, что экономика функционирует в условиях полной заня­тости имеющихся факторов производства, цены и заработная плата достаточно подвижны, деньги не играют существенной

Роли в изменениях рыночной конъюнктуры, а в экономическом развитии основное значение имеет предложение благ и услуг.

3. Становление и развитие макроэкономики как самостоя-тельной научной дисциплины связано с выходом в свет работы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег* (1936), в которой он доказывает неспособность рынка к саморе­гулированию и необходимость государственного вмешатель­ства в экономику. Кейнсианская теория утверждает, что госу­дарство посредством фискальной и денежно-кредитной полити­ки способно влиять на объемы производства, а следовательно, и на занятость. Если классики при анализе движущих сил раз­вития рыночной экономики делали акцент на предложении, то кейнсианцы — на спросе.

4. Основными целями национальной экономики являются: обеспечение устойчивого экономического роста, высокий уро­вень занятости, стабильный уровень цен, достижение эффек­тивности производства, справедливое распределение доходов, сбалансированность внешнеэкономической деятельности. Для достижения этих и других целей государство разрабатывает экономическую политику, представляющую собой систему мер, направленных на стабилизацию и развитие хозяйственных от­ношений. К ним относятся денежно-кредитная, налогово-бюд­жетная, внешнеэкономическая политика, политика доходов.

4. Макроэкономический анализ предполагает использова­ние всей совокупности методов общей экономической науки, и в первую очередь диалектического метода, метода научной аб­стракции, системного, а также некоторых специфических ме­тодов, таких как агрегирование и построение макроэкономи­ческих моделей.

5. Макроэкономический анализ позволяет исследовать мо­дель кругооборота товарного и денежного потоков в закрытой и открытой экономиках, что помогает глубже понять механизм функционирования национальной экономики, содержание ос­новных макроэкономических показателей, построить ряд мак­роэкономических тождеств, выражающих соподчинекность со­ставных частей национального дохода.


Основные выводы

1. Классическая школа отрицает возможность существова­ния недостаточного уровня совокупных расходов, необходимых для продажи всего произведенного в стране валового внутрен­него продукта. Это отрицание основывается на законе Ж.-Б. Сэя, согласно которому предложение товаров и услуг соответствую­щее предложению производственных ресурсов ему создает адек­ватный совокупный спрос на них. Полагается, что объем реаль-ного валового производства в стране зависит лишь от количес­тва используемых производственных ресурсов и технологий, но не зависит от уровня цен на товары.

2. По мнению экономистов-классиков, совокупный спрос всегда равен совокупному предложению, так как в конкурен­тной рыночной экономике существует механизм, автоматичес­ки уравновешивающий сбережения и инвестиции через уста­новление равновесной ставки процента, поскольку первые эко­номические переменные есть функции от последней.

3. При предположении о неизменности величины капитала в краткосрочном периоде объем производства в стране опреде­ляется характеристиками рынка труда — предложением тру­да и параметрами агрегированной производственной функции (спросом на труд). Величина предложения труда является пря­мой функцией от реальной заработной платы, величина спроса на труд — обратной функцией от этого же показателя. Равнове­сие на рынке труда определяет уровни реальной заработной платы, занятости и производства. Уровень производства рас­сматривается как не зависящий от соотношения сбережений и потребления, нормы процента, денежной массы в обращении.

4. Денежный рынок в классической модели полагается фун­кционирующим достаточно обособленно от рынков товаров и ресурсов. Спрос на деньги рассматривается как состоящий лишь из операционного спроса (спроса на деньги для сделок), величина которого прямо пропорциональна номинальному ВВП. Предложение денег определяется государством и является аб­солютно неэластичным по уровню цен. Взаимодействие спроса и предложения денег определяет средний уровень цен. Состоя­ние денежного рынка не влияет на реальные объемы производ­ства в экономике, но, согласно количественной теории денег, общий уровень цен изменяется пропорционально количеству денег, находящихся в обращении.

5. Классическая модель макроэкономического равновесия полагает, что рынок, работая в условиях совершенной конку­ренции, сам устраняет все дисбалансы в экономике. При гиб­ких ценах и зарплатах не могут существовать длительная без­работица и недоиспользование ресурсов. Инфляция является лишь следствием роста количества денег в экономике, т.е. де­нежной массы. Государство не должно вмешиваться в экономи­ческий процесс. Его роль сводится к обеспечению работы кон­курентного рынка, для чего необходимо повышать гибкость экономических параметров, гарантировать устойчивую поку­пательную способность денег, а также выполнять функции обеспечения страны общественными благами.


Основные выводы

1. По мнению Дж.М. Кейнса он являлся создателем теории более высокого уровня, чем неоклассическая. Последняя рас­сматривалась как частный случай общей экономической тео­рии Кейнса.

2. Дж.М. Кейнс обратил внимание на абсолютную неэффек­тивность финансового рынка и рынка труда в неоклассической модели. По его мнению, рыночная система не может обеспечить макроэкономического равновесия при уровне полной занятости и нуждается в соответствующей экономической политике, сти­мулирующей совокупный спрос.

3. Несовпадение инвестиционных планов фирм и планов сбережений финансовых инвесторов создает проблему незапла­нированных инвестиций, появление которых является эндо­генным фактором снижения совокупных расходов.

4. Кейнс показал, что в XX в. возникли институциональные факторы односторонней гибкости цен — в сторону повышения. Реальная историческая негибкость цен не позволяет, по сущес­тву, применять неоклассические методы анализа макроэконо­мического равновесия, базирующиеся на предпосылке двусто­ронней гибкости цен.

5. Кейнс предложил оригинальные интерпретации функций потребления и сбережений. Если в неоклассической концепции потребление и сбережения детерминируются, главным обра­зом, ставкой процента, то в кейнсианской теории главными их детерминантами являются величина располагаемого дохода и предельные склонности к потреблению и сбережениям.

6. Представители неоклассической концепции выдвинули теории потребления, альтернативные кейнсианской модели. Основной их смысл заключался в том, чтобы доказать незави­симость (автономность) текущего потребления от величины те­кущего располагаемого дохода.

7. Совокупный спрос или совокупные расходы — это общая сумма расходов (в номинальном выражении) на приобретение товаров и услуг для потребления и инвестиционные расходы. По­скольку уровень инвестиций не зависит от дохода, любое изме­нение совокупного спроса связано с изменениями в потреблении.

8. Изменения совокупного спроса рождают мультипликаци­онный эффект, который влияет на изменения национального дохода. Мультипликатор инвестиций показывает, насколько из­менился выпуск ВВП при изменении инвестиционного спроса.

9. Рынок товаров находится в состоянии равновесия в том случае, если при постоянном уровне цен уровень ВВП равен уровню совокупного спроса. Графическая интерпретация состоя­ния макроэкономического равновесия — это пересечение линий совокупного спроса и линии, проведенной под углом 45° к оси ко­ординат (показывает равные величины доходов и расходов).

10. Достижение уровня равновесного дохода не гарантиру­ет, что данный уровень соответствует полной занятости. Поэто­му необходимо различать фактический и потенциальный ВВП (соответствующий уровню полной занятости).

11. В состоянии равновесия сумма сбережений домашних хозяйств равна сумме инвестиций фирм. Когда уровень выпус­ка продукции выше равновесного и сбережения превышают планируемые инвестиции, наблюдается дефицит совокупного спроса (дефляционный разрыв) и фирмы снижают выпуск, что ведет к снижению занятости и дохода. Если фактический вы­пуск ниже равновесного уровня, планируемые инвестиции пре­вышают сбережения, то рост совокупных расходов сопровожда­ется ростом цен (инфляционный разрыв), так как в краткосроч­ном периоде фирмы не могут наращивать производство.

12. Представители неоклассического синтеза, в частности П. Самуэльсон, разработали синтетические модели, непротиво­речиво интегрирующие кейнсианский и неоклассический по­нятийные аппараты, т.е. модель «доходы-расходы» и модель взаимодействия AB—AS.


Основные выводы

1. Для устранения резких колебаний экономической конъ­юнктуры государство может применять инструменты фискаль­ной политики — изменение налогов и государственных расхо­дов. Увеличение налогов снижает уровень располагаемого дохо­да, совокупного спроса и выпуска продукции, а также сокраща­ет бюджетный дефицит. Рост объема государственных расходов увеличивает совокупный спрос и выпуск продукции, а также увеличивает бюджетный дефицит.

2. Под дискреционной (активной) фискальной политикой понимают сознательное изменение правительством государ­ственных закупок, трансфертов, налогов. Все инструменты бюджетно-налоговой политики обладают эффектом мультипли­катора, т.е. их изменения приводят к более значительным сдви­гам в уровне национального дохода (ВВП). Для анализа муль­типликационного эффекта используют кейнсианские модели «доходы—расходы» и «"утечки" — "инъекции"». Наибольшим является значение мультипликатора государственных расхо­дов (закупок). Он рассчитывается по формуле MG------------.

Mpc

Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государ­ственных расходов, так как изменение автономного налога при­водит как к уменьшению потребления, являющегося частью со­вокупных расходов, так и к сокращению сбережений, соотно­шение между которыми определяется mpc. Поэтому мультип­ликатор налогов Мт равен: Мт = -mpc MG. По данной формуле можно рассчитать и мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов приводит к сокращению наци-

стального дохода, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует его возрастанию.

3. Автоматические стабилизаторы смягчают колебания ВВП посредством уменьшения величины мультипликатора. Подо­ходный налог и трансфертные платежи являются наиболее важными автоматическими стабилизаторами.

4. Реализация стимулирующей фискальной политики соп­ровождается появлением или ростом бюджетного дефицита. Существуют следующие основные способы его финансирования: усиление налогообложения; долговое финансирование (внут­реннее и внешнее); монетизация бюджетного дефицита; финан­сирование за счет внешних займов или средств, полученных от продажи государственной собственности.

Долговое финансирование бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга, который бывает внутренним и внешним. Для государства не столько важен аб­солютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в

национальном доходе, ВВП. Соотношение ---------- получило



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: